Конспект лекций по предмету "Статистика национальной экономики"

Узнать цену работы по вашей теме


Инновации как объект статистического исследования. Оценка инновационной активности предприятий

Меры по реформированию российской статистики, предпринятые в последние годы, способствовали не только качественному совершенствованию ряда традиционных ее разделов, но и появлению новых направлений, нацеленных на исследование актуальных аспектов экономического и социального развития страны. Среди них и статистика инноваций, призванная отразить процессы создания, внедрения и распространения на рынке новых либо усовершенствованных продуктов, услуг, технологических процессов. Основные задачи статистики инноваций охватывают изучение целей и источников инноваций, форм внутреннего и внешнего технологического обмена; оценку текущих и капитальных затрат на инновационную деятельность по ее видам и источникам финансирования, объема инновационной продукции, факторов, благоприятствующих инновациям или тормозящих их; анализ влияния инноваций на результаты деятельности предприятий.
Возникновение статистики инноваций в ведущих индустриальных государствах было связано с усилением внимания к вопросам технологического развития как фактора конкурентоспособности компаний, отраслей, стран. Формирование инновационной политики потребовало создания адекватной информационной базы, и ответом на это явились сначала методологические и практические меры по статистическому изучению отдельных аспектов инновационной деятельности в ряде стран, а затем скоординированные усилия по стандартизации статистики инноваций и подготовка соответствующих рекомендаций под эгидой ОЭСР и Евростата.
В промышленности различаются два типа технологических инноваций - продуктовые и процессные, - которые, в свою очередь, классифицируются в статистике по степени новизны.
Продуктовые инновации охватывают внедрение технологически новых или усовершенствованных продуктов. Технологически новый продукт (радикальная продуктовая инновация) - продукт, чьи технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав используемых материалов и компонентов) или предполагаемое использование принципиально новые либо существенно отличаются от аналогичных ранее производимых продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом их применении (в том числе на использовании результатов исследований и разработок). Примером инноваций радикального типа (принципиально новых) могут служить микропроцессоры и кассетные видеомагнитофоны. Первый портативный кассетный плеер, сочетавший в себе существенные принципы построения магнитофонов и миниатюрных ушных громкоговорителей, являлся инновацией второго типа. В обоих случаях ни одно готовое изделие не выпускалось ранее.
Технологически усовершенствованный продукт (в терминологии «Руководства Осло» - инкрементальная продуктовая инновация) - это уже: существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно улучшены за счет использования более эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем (в случае сложной, комплексной продукции).
Процессные инновации включают в себя разработку и внедрение технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов, в том числе методов передачи продуктов. Такие инновации могут быть основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на применении результатов исследований и разработок.
Они нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачи существующей продукции, но иногда предназначаются также для производства и поставки технологически новых либо усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены (поставлены) с использованием обычных производственных методов.
Услуга считается технологической инновацией, когда ее характеристики или способы использования либо принципиально новые, либо значительно (качественно) усовершенствованы в технологическом отношении. Использование значительно усовершенствованных методов производства (передачи) услуг также является технологической инновацией.
Последнее может охватывать изменения в оборудовании или организации производства, связанные с производством (передачей) новых или значительно усовершенствованных услуг, которые не могут быть произведены или переданы с использованием существующих производственных методов, либо с повышением эффективности производства (передачи) существующих услуг.
Классификация инноваций по степени новизны осуществляется по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С точки зрения технологических параметров инновации подразделяются по следующим признакам:
продуктовые инновации - применение новых материалов; применение новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых функций (принципиально новые продукты);
процессные инновации - новая технология производства;
более высокий уровень автоматизации; новые методы организации производства (применительно к новым технологиям). С позиций новизны рынка различаются инновации: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).
Единицей отчетности в статистике инноваций являются инновационно-активные предприятия. Их идентификация базируется на расширенном круге признаков, включающих, помимо внедрения новых или усовершенствованных продуктов, услуг и процессов, участие в других видах инновационной деятельности - выполнение исследований и разработок; приобретение патентных и беспатентных лицензий; проведение маркетинговых исследований.
Учитывается также осуществление определенных видов деятельности, связанных с начальными и промежуточными стадиями внедрения (производственные проектно-конструкторские работы, технологическая подготовка производства, пробные производство и испытания, обучение и подготовка персонала, приобретение машин, оборудования, установок и прочих основных фондов и осуществление капитальных затрат, связанных с внедрением инноваций).
На этой основе рассчитываются показатели уровня инновационной активности предприятий, отражающие степень их участия в осуществлении инновационной деятельности в целом или отдельных ее видов в течение определенного периода времени (в зависимости от периодичности статистического наблюдения - одного года либо трех-пяти лет).
Уровень инновационной активности предприятий обычно определяется как отношение количества инновационно-активных, т. е. занятых какими-либо видами инновационной деятельности, предприятий к общему числу обследуемых за определенный период времени предприятий в стране, отрасли, регионе. В аналитической практике используются интегральная оценка уровня инновационной активности предприятий, охватывающая все виды инновационной деятельности за рассматриваемый период времени; оценки, учитывающие участие предприятия в каком-либо одном определенном виде инновационной деятельности, а также основанные на измерении результатов инновационной деятельности.
Инновационная активность предприятия характеризуется также наличием завершенных инноваций и степенью участия в их разработке (самостоятельно, совместно с другими организациями, в основном сторонними организациями). Если инновационная деятельность на предприятии не осуществлялась, то в статистике анализируются причины такого положения дел (отсутствие необходимости в нововведениях вследствие более ранних инноваций, отсутствие рыночного спроса и др.).
Новейшим достижением статистики является изучение, наряду с технологическими инновациями, изменений в системе организации управления на предприятиях (организационные инновации). Среди них рассматриваются разработка и реализация новой или значительно усовершенствованной корпоративной стратегии, внедрение современных методов управления (в частности, на основе информационных технологий), новых организационных структур, систем контроля качества, сертификации продукции (услуг), методов организации труда, логистики; создание специализированных исследовательских, технологических, инновационных, маркетинговых подразделений.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации