Конспект лекций по предмету "История политических и правовых учений"

Узнать цену работы по вашей теме


История политических и правовых учений. Политико-правовые идеи Ж. Бодена

Политико-правовые идеи Ж. Бодена
Жан Боден (1530 -1596) - идеолог абсолютизма во Франции. В условиях, когда протест против централизации власти вылился в религиозные войны между католиками и кальвинистами (гугенотами), длившиеся с перерывами более 30 лет и повлекшие невиданные кровопролития (Варфоломеевская ночь, 1572 г.), Боден отстаивал веротерпимость и необходимость восстановления мира с помощью сильной королевской власти. Примыкая к партии (группировке) «политиков», он занимал компромиссную позицию между католиками и гугенотами.
Боден получил философское образование в Сорбонне и юридическое в Тулузе, курс обучения по древним Языкам прошел в Королевском колледже в Париже. Был профессором университета в Тулузе, адвокатом в Париже, а затем королевским прокурором в Лионе. Свои взгляды впервые изложил в сочинении «Метод легкого изучения истории» (1566 г.). Порвав с религиозно-схоластическим мышлением, он отверг толкование римского права как всеобщего права и изучал государство и политику на основе обобщения фактов, с учетом национальных систем положительного права. Государства, по Бодену, возникают независимо от воли Бога или людей, под влиянием естественной среды (климат, почва), что отражает их история, поэтому история является лучшим введением в политику.
Представления о государстве и праве были систематически изложены Боденом в знаменитом обширном сочинении «Шесть книг о государстве» (1572 г.), переведенном им на латинский язык. Государство определяется им как «основанное на праве управление под суверенной властью множеством семей и тем, что у них общее. Таким образом, выделяются три главных признака: семья, суверенитет и то, что является «общим» в государстве. Последнее действует на основе справедливости и права дли поддержания внутреннего мира, стабильности, социальной гармонии, защиты от внешних врагов. Правовой характер - отличительная черта государства по сравнению с иными формами человеческого общения.
Семья составляет социально-организационную ячейку государства. Гражданином государства является только ее глава. От преуспевания семьи, в конечном счете, зависит и устойчивость самого государства. На примере Древнего Рима и Древней Галлии Боден показывает, как упадок семьи неизбежно приводит к деградации государства.
«Суверенитет есть абсолютная и постоянная власть Государства, которую латиняне называют Majtstatem (величием)...». Суверенитет един, неделим, непрерывен, безусловен. Абсолютность означает, что «персона суверена всегда исключительна в определениях права». Суверен стоит выше законов и не связан волей других субъектов политического сообщества: народа, церкви, сословных корпораций, империи, других государств. Постоянство государственного суверенитета означает, что государство - «это те, которые овладели властью навсегда». Носитель временных полномочий, даже самых обширных, как, например, диктатор в Древнем Риме периода республики, не обладает постоянной властью и потому не является сувереном. Единство и неделимость суверенитета Боден связывает с принадлежностью власти только одному субъекту, лицу или органу, отвергая смешанную форму государства; при этом, сколько бы власти он не передавал другим, у него ее всегда больше. Непрерывность и безусловность в том, что «государь никогда не исключен из права распоряжаться властью или контролировать» ее по любой причине, которую посчитает нужной. Тот, кому принадлежит право издавать общеобязательные правила, имеющие верховную силу, и является настоящим сувереном.
Суверенитет реализуется в полномочиях государственной власти: издание и изменение законов, право войны и мира, назначение должностных лиц, правосудие в последней инстанции и право помилования, чеканка монеты, определение мер, взимание налогов и податей. В зависимости от того, в чьих руках сосредоточивается суверенитет, выделяются три формы государства: демократия - государство, в котором все или большинство обладают верховной властью; аристократия, при которой верховной властью обладает меньшинство, и монархия, где верховная власть принадлежит одному лицу.
Стабильность той или иной формы государства Боден связывает с поощрением слоя людей среднего достатка с помощью законов против ростовщичества, о наследовании и др., а также с преодолением раскола общества по религиозным вопросам путем защиты государством свободы вероисповедания. Целесообразность и прочность каждой формы правления зависит от исторических и природных особенностей разных стран и народов. На севере живут храбрые народы, у южных народов развит ум, поэтому на севере опорой правительства является сила, в средней полосе - разум и справедливость, на юге - религия. Таким образом, жители севера и горцы, как правило, создают демократии или выборные монархии; изнеженные обитатели юга и равнин чаще создают монархии. Восточные народы ближе к южным, западные - к северным.
Боден - на стороне наследственной монархии, способной в условиях гражданских войн навести порядок, сплотить страну, обеспечить правопорядок и социальную гармонию, сама логика истории ведет к этой форме правления, демократия и аристократия - этапы на пути к наследственной монархии, они несовершенны и обречены на падение. Монархия же отвечает природе суверенной власти, ее единству и неделимости.
Монарх так же естественно, как Бог, повелевает подданными и обладает властью по собственному праву, приобретенному силой и передаваемому по наследству. Но Боден признает только «законные или королевские монархии», где подданные повинуются законам монарха, монарх - законам божественным и естественным, где государь сообразуется с естественным правом в той же мере, в какой сам он желает повиновения от подданных.
Управление страной (порядок назначения на должности) должно было сочетать принципы аристократические (на должности в суде и войске король назначает только знатных) и демократические (общедоступность некоторых должностей). Высоко оценивалась деятельность Генеральных штатов в королевской монархии. Представляя интересы духовенства, дворянства и третьего сословия, они сдерживали стремление верховной власти к произволу, предавая гласности злоупотребления должностных лиц, высказывая мнения о политике короля. Особенно ценна прерогатива Генеральных штатов давать согласие на налоги, вводимые королем, ибо никто не имеет права брать чужое достояние без согласия владельца. Лишь в самом крайнем случае монарх может по своей инициативе налагать подати для пользы Франции, но в случае злоупотребления Боден признает за подданными право на пассивное сопротивление в форме отказа платить налог.
Учение об абсолютном суверенитете не помешало Бодену связать власть определенными правовыми принципами, Осознавая опасность скатывания абсолютной власти к произволу, он ограничивал суверена «божественными», «естественными» и «человеческими» законами, общими для всех народов. Мыслитель различает право и закон. Задача права - не допустить вырождения королевской монархии в тиранию.
Право как выражение разума включало как нормы, так и принципы, определяющие, что хорошо и справедливо в государстве. Разумное начало воплощается в божественном и естественном праве, международном праве, основных законах той или иной страны, отражающих ее историческое развитие. Позитивное право (закон), устанавливаемое суверенной властью, не должно противоречить этому началу. Боден не дает четкой характеристики принципов разумного права, раскрывая некоторые аспекты в связи с критикой платоновского проекта государства. По его мнению, право частной собственности на индивидуальную семью и частную семейную жизнь является незыблемым требованием разума. Они оберегаются от произвола и служат ограничением суверенитета- Концепция суверенитета - его важнейший вклад в теорию. Обоснование необходимости существования единого централизованного государства и сильной королевской власти соответствовало исторической потребности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации