Конспект лекций по предмету "История политических и правовых учений"

Узнать цену работы по вашей теме


Б. Спиноза о государстве и праве

Б. Спиноза о государстве и праве
Барух (Бенедикт) Спиноза (1632-1677) в работах «Богословско-политический трактат» (1670), «Этика, доказанная геометрическим методом» (1675), «Политический трактат» (1677) развивает рационализм в познании государства и права. Основные его понятия:
1. Рациональный метод. Единственный способ рационального no-знания природы, где все совершается по необходимости, - дедуктивно-аксиоматический математический метод. Все «постижимые вещи» делятся на те, что «законно доказываются», и те, которые принимаются на основе «моральной достоверности» и не могут быть доказаны, К первым отнесены теоремы Евклида, ко вторым - право, которое не может быть доказано математически.
2. Естественное состояние. Человек - это частичка природы, и на него распространяются все естественные закономерности. Естественное право каждого индивида распространяется настолько, насколько простирается мощь природы. Оно запрещает только то, чего никто не желает и не может. По природе и по естественному праву, т.е. в естественном состоянии, «человек человеку - волк», но все люди и другие природные существа равны, так как все они одинаково имеют право на все по своему произволу и желанию. И они ведут борьбу.
3. Высший закон Природы - в борьбе отдельных сил, в стремлении каждого к самосохранению. В естественном состоянии это недостижимо. Реальное содержание и объем естественных прав людей зависят от их умственного и физического уровня, из чего следует, что существует угроза истребления людей. Выход из этого тупика - переход через общий договор в состояние гражданское, т.е. к обществу и государству, (в учении Спинозы они не различаются). Высший закон Природы относится к числу вечных истин, он начертан в человеческой природе, и его знают все. Законы природы - решения Бога, раскрытые человеческим разумом. 4. Политическая антропология. Ошибка прежних учений о политике заключается в том, что их авторы при освещении человеческой природы рассматривали людей такими, какими они хотели бы их видеть. Поэтому им не удалось создать теорию политики, имеющую практическое приложение: «их политика может сойти за химеру или осуществиться в Утопии или в том золотом веке поэтов, где она менее всего необходима». Спиноза отвергал идеальные и утопические проекты организации государства на разумных началах, считая, что предшествующий опыт уже показал все возможные виды государств и средств управления.
5. Гражданское состояние. Все люди - как варвары, так и цивилизованные - живут в определенном гражданском состоянии, в котором заключаются причины и естественные основы государства. Чтобы перейти к такому состоянию наилучшим образом, люди должны были договориться об этом. Отличительный признак гражданского состояния - наличие верховной власти, совокупное тело которой и есть государство. Под верховной властью (и верховным правом) подразумевается суверенитет государства.
6. Естественное право государства. В признании этого права - особенность договорной теории государства Спинозы. И в гражданском состоянии человек действует по законам своей природы, сообразуясь со своей пользой, побуждаемый страхом или надеждой. Но в этом состоянии имеется еще установленное договором высшее (суверенное) естественное право государства как общее для всех, общий гарант и защитник безопасности в лице верховной (суверенной) власти, которая является и общим духом государства. Только такая власть имеет право решать, что есть добро и что зло, что хорошо и что дурно, что справедливо и что несправедливо. В ее ведении находятся издание законов, их толкование, вопросы правосудия, избрание должностных лиц, право войны и мира и т.д. Верховная власть не связана никаким законом. 7. Последоговорное право гражданина - частное гражданское право, часть общего права - является правом естественным, правом-силой. Оно регулирует истинное познание бога и любовь к нему, вопросы взаимной любви и ненависти, право человека не свидетельствовать против себя, право на попытку избежать смерти, т.е. естественные права человека, которые не могут быть отчуждены от индивида в пользу государства.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации