Конспект лекций по предмету "История отечественного государства и права"

Узнать цену работы по вашей теме


Общественный и государственный строй российского государства в период сословно-представительной мона

Общественный и государственный строй российского государства в период сословно-представительной монархии
Сословно-представительная монархия - это форма правления, которая складывается в период становления централизованного государства и характеризуется тем, что правитель государства вынужден делить свою власть с органами представительства сословий феодального общества. В России это были Боярская дума и Земские соборы. Сословно представительная монархия начала складываться при Иване III, но окончательно сформировалась при Иване IV.
После смерти Василия III в 1533 г. великокняжеский престол перешел к его 3-летнему сыну Ивану. Опекунами малолетнего князя стали представители известных боярских фамилий - Дмитрий Бельский и Михаил Глинский. Фактической правительницей страны стала мать Ивана - Елена Глинская, из рода князей Глинских, который происходил из Великого княжества Литовского.
Регентство Елены Глинской оказалось недолгим (1533-1538 гг.), но имело важное значение в истории страны:
1) Защищая интересы своего сына, великая княгиня расправилась с братьями своего умершего мужа Юрием Димитровским и Андреем Старицким - потенциальными претендентами на российский престол, которые закончили свои жизни в тюрьме.
2) Провела ряд реформ и мер, усиливших централизацию и безопасность государства:
- денежную реформу, результатом которой стало установление единой монетной системы в стране - один рубль содержал 100 копеек. Основой денежной единицы стала серебряная новгородская деньга, получившая наименование «копейка» - на «новгородке» чеканили изображение всадника с копьем (на старой московской деньге чеканили всадника с саблей);
- ввела единую для всей страны систему мер длины и объема;
- занялась строительством новых и реорганизацией старых крепостей, что повышало степень безопасности русских городов, обеспечивая им благоприятные условия для развития ремесла и торговли;
- способствовала укреплению армии, раздавая новые поместные земли детям боярским;
- установила контроль за ростом церковного землевладения и ограничила ряд податных и судебных льгот церкви;
- предоставила ряд льгот и земель православным переселенцам из Литвы.
Елена Глинская умерла 3 апреля 1538 года. После смерти Елены Глинской управлять государством стала Боярская дума. Оформление Думы следует отнести к XV в. Боярская дума отличалась от прежнего совета своей большей юридической, организационной оформленностью. Она была органом, собиравшимся не эпизодически, а действующим постоянно. Дума имела сравнительно стабильный состав. В нее входили так называемые «думные чины» - введенные бояре и окольничьи. Компетенция Думы совпадала с полномочиями великого князя, хотя формально это нигде не было зафиксировано. Великий князь юридически не был обязан считаться с мнением Думы, но фактически не мог поступать самовольно, ибо любое его решение не проводилось в жизнь, если не было одобрено боярством. Через думу боярство осуществляло политику угодную и выгодную ему. Правда, с течением времени великие князья все больше подчиняют себе Боярскую думу, что связано с общим процессом централизации власти.
Сильные позиции в период боярского правления в думе принадлежали группировкам Шуйских, Бельских и Глинских. Враждующие между собой боярские группировки часто прибегали к кровавым расправам и опалам. Казни и расправы проходили на глазах маленького Ивана. Увлеченные борьбой за власть, бояре всячески потворствовали прихотям и слабостям малолетнего князя, развивая тем самым его порочные наклонности. Иван мало интересовался государственными делами, но придавал большое значение расправе над боярами. Свое совершеннолетие(15 лет - пора совершеннолетия в жизни людей XVI столетия) Иван ознаменовал лишь опалами и казнями.
Важным событием в политической жизни страны было принятие 16 января 1547 г. Иваном IV титула царя. Люди средневековья представляли мировую политическую систему в виде строгой иерархии. Согласно византийской доктрине, центром Вселенной была Византия, воспринявшая наследие Римской империи. На Руси «царями» называли византийских императоров. Позже, когда Русь была включена в новую для себя политическую систему и оказалась под контролем монгольских ханов, русские князья перенесли титул «царя» на золотоордынских владык.
Падение Золотой Орды и крушение Византии в 1453 г. положили конец как вполне реальной зависимости от татар, так и старым представлениям русских относительно высшей власти греческих «царей». Русское политическое сознание отразило происшедшие перемены в новых доктринах, самой известной из которых стала теория «Москва - третий Рим». Согласно ей, московские князья выступали прямыми преемниками властителей «второго Рима» - Византии.
На голову Ивана митрополит возложил «шапку Мономаха» - символ царской власти. Таким образом, было положено начало самостоятельного правления Ивана IV. С одной стороны, царский титул возвысил Ивана IV над всей русской титулованной знатью. Он предстал перед своими подданными в роли приемника византийских императоров. С другой - уравнивал в положении с западноевропейскими императорами. Известный советский историк Б. Рыбаков считает, что возложение царской короны руками главы церкви - митрополитом Макарием, подчеркивало особое положение церкви в государстве. Царь обязывался охранять права и привилегии церкви, а церковь - способствовать укреплению самодержавной власти.
Одновременно с венчанием на царство происходили выборы царской невесты. Ею стала дочь окольничего Романа Юрьевича Захарьина и племянница Михаила Захарьина, который являлся одним из опекунов малолетнего Ивана IV - Анастасия. Иван Грозный стал правителем государства, территория которого за сто лет - с середины XV в. до середины XVI в. - увеличилась более чем в 6 раз. Население страны составляло около 9 млн. человек. Это почти в 2 раза больше чем в Англии того времени (4-5 млн.). Некоторые иностранцы, побывавшие в России, считали, что Москва больше Лондона с предместьями, Новгород значительно больше, чем Рим, Псков сравнивали по величине с Парижем.
Исследователи выделяют два основных способа управления большими территориями: первый - когда уделяется большое значение органам местного самоуправления, которые избираются населением и контролируются администрацией из центра. Примером могут служить ряд стран Западной Европы, где наряду с королевской властью успешно функционировали парламенты, городские и провинциальные органы управления, суды и др. Второй способ - деспотический вариант централизации, когда сильная централизованная власть подавляет всяческое самоуправление. Такой путь был избран Россией в период правления Ивана Грозного (1547-1584 гг.).
Условно правление Ивана Грозного можно разделить на два периода:
1547-1560 гг. - период реформ, которые проводило сплотившееся вокруг царя новое правительство - Избранная Рада, узкий круг приближенных царя Ивана IV Грозного (А. Адашев, Сильвестр, Макарий, А. Курбский и др.), бывший фактически неофициальным правительством в 1546-1560 гг. Это название было переводом термина «Ближняя дума». Выделение Ближней думы было одним из следствий расширения состава Боярской думы в 40-е г. XVI в. Избранная Рада объединяла сторонников движения компромисса между различными группами и слоями феодалов. Выступала за присоединение Поволжья, борьбу с Крымским ханством. Обсуждала планы реформ центрального и местного государственного аппарата и руководила их осуществлением, нацеленных на формирование сословно-представительной монархии в России.
Сословно-представительная монархия - форма феодального государства, при которой власть монарха сочетается с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан. Сложилась в XIII-XIV вв. в ходе формирования общегосударственных сословий и органов сословного представительства (парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании, рейхстаги в Германии и др.). В России сословное представительство существовало в виде Земских соборов XVI-XVII вв. Сословная монархия исторически предшествует абсолютной.
Начало правления Ивана IV ознаменовано народными волнениями в ряде городах России - Пскове, Новгороде, Москве и др., которые были вызваны бесчинством знати, высокими денежными поборами, несправедливым судом и т.д. Городские восстания показали необходимость проведения широких внутренних реформ и отказа от порядков, существовавших при боярском правлении. После этих событий Иван IV приблизил к себе новых людей, которые и вошли в Избранную Раду.
После восстания 1548 г. в 1549 г. был созван Земский собор. Крупнейший специалист в этом вопросе Л. Черепнин считает, что для современников Земский собор - это совещание представителей «земли», посвященное государственному строительству: «совет» «о устроении земском», «отчинах, судах и управах земских». Слово «земский» в XVI в. означало «государственный».
В.О. Ключевский полагал, что земские соборы - это «особый тип народного представительства, отличный от западных представительных собраний».
С.Ф. Платонов считал, что земский собор - это «совет всей земли», состоящий «из трех необходимых частей»: 1) «освященного собора русской церкви с митрополитом, позднее с патриархом во главе», 2) боярской думы, 3) «земских людей, представляющих собой различные группы населения и различные местности государства».
Л. Черепнин считает, что земские соборы можно разделить на категории, в зависимости от того, кто и с какой целью собирал Земский собор. В связи с этим он делит Земские соборы на: а) созванные царем (большинство соборов); б) созванные царем по инициативе сословий (ряд соборов времени Михаила Федоровича Романова и собор 1648 г. времени его сына - Алексея Михайловича Тишайшего); в) созванные сословиями или по инициативе сословий в отсутствие царя - собор 1565 г. и соборы периода Смутного времени - 1611-1613 гг.); г) избирательные на царство (соборы по избранию Бориса Годунова, Василия Шуйского, Михаила Романова).
В состав Земского собора вело три пути: а) по общественно-политическому положению (Освященный собор и Боярская дума); б) по назначению или приглашению. Состав участников собора зависел в значительной степени от причин его созыва и от содержания его деятельности. Это были духовенство, боярство, дворянство, дьячество и приказный аппарат. Иногда в работе соборов принимало участие и купечество (верхушка посада). Это было вызвано потребностью центральной власти в финансах, а также потребностью поддержки верхами посада в борьбе с феодальной аристократией. Обсуждение вопросов происходило раздельно - по чинам и сословиям. Земские соборы рассматривали судебные, административные, финансовые и военные вопросы.
Формирующейся централизованной монархии был нужен сословно-представительный орган, который поддержал бы политику власти. Через который, власть узнавала бы об общественных запросах и обращалась бы к обществу. Таким институтом являлись Земские соборы. Одним из последствий их созыва являлось то обстоятельство, что правительственная власть снимала с себя в какой-то степени ответственность за проведенные мероприятия, т.к. эти мероприятия оказывались одобренными достаточно широким кругом советников. Однако соборы XVI в. - это не представительные учреждения в обычном понимании: а) власть царя они не ограничивали; б) не было выборных представителей. Это скорее бюрократические учреждения, как выразился один дореволюционный исследователь А. Заозерский, это - парламент чиновников.
Историю земских соборов можно разделить на 6 периодов:
1) Время Ивана Грозного (с 1549 года). Соборы, созываемые царской властью, уже сложились. Известен и собор, собранный по инициативе сословий (1565 год).
2) Со смерти Ивана Грозного до падения Шуйского (с 1584 до 1610 года). Это время, когда складывались предпосылки гражданской войны и иностранной интервенции, начинался кризис самодержавия. Соборы выполняли функцию избрания на царство, причем иногда становились орудием враждебных России сил.
3) 1610 - 1613. Земский собор при ополчениях превращается в верховный орган власти (и законодательной, и исполнительной), решающий вопросы внутренней и внешней политики. Это время, когда земский собор играл наиболее крупную и наиболее прогрессивную роль в общественной жизни.
4) 1613 - 1622. Собор действует почти непрерывно, но уже в качестве совещательного органа при царской власти. Через них проходит вопросов текущей действительности. Правительство стремится опереться на них при проведении финансовых мероприятий (сбор пятинных денег), при восстановлении подорванного хозяйства, ликвидации последствий интервенции и предотвращении новой агрессии со стороны Польши.
С 1622 года деятельность соборов прекращается до 1632 года.
5) 1632 - 1653. Соборы собираются сравнительно редко, но по большим вопросам политики - внутренней (составление Уложения, восстание в Пскове) и внешней (русско - польские, и русско - крымские отношения, присоединение Украины, вопрос об Азове). В этот период активизируются выступления сословных групп, предъявляющих требования правительству, помимо соборов, также через челобитные.
6) После 1653 до 1684. Время затухания соборов (небольшой взлет был в 80-х годах).
Если присмотреться к вопросам, которыми занимались соборы, созывавшиеся церковной властью, то, прежде всего, надо выделить из них четыре, которые утвердили проведение крупных государственных реформ: судебных, административных, финансовых и военных. Это соборы 1549, 1619, 1648, 1681-82 годов. Таким образом, история земских соборов тесно связана с общей политической историей страны. Приведенные даты падают на узловые моменты в ее жизни: реформы Ивана Грозного, реставрация государственного аппарата после гражданской войны начала XVII века, создание Соборного уложения, подготовка петровских преобразований. Судьбам политического устройства страны были посвящены, к примеру, и совещания сословий в 1565 году, когда Грозный уехал в Александрову слободу, и приговор, вынесенный земским собранием 30 июня 1611 года в «безгосударное время».
Наиболее часто на соборах рассматривались вопросы внешней политики и налоговой системы (по преимуществу в связи с военными нуждами). Таким образом, через обсуждения на заседаниях соборов проходили крупнейшие проблемы, стоявшие перед Российским государством. Всего за всю историю существования российского государства было созвано 60 Земских соборов.
Церковный собор 1551 г. - Стоглав (названный по количеству глав в которых были изложены его решения). Стоглавый собор частично устранил местные особенности богослужения, приняв меры по унификации пантеона святых и обрядов. Осудил произвол монастырских настоятелей - игуменов, падение морали среди духовенства. У монастырей отбирались все земли бояр, переданные ими туда в малолетство Ивана Грозного (с 1533 г.). Тем самым был установлен контроль царской администрации над движением церковных земельных фондов, хотя сами по себе эти владения остались в руках церкви.
Серьезные перемены коснулись центральных органов управления. Вместо двух прежних учреждений, созданных при Иване III - Государева двора и Казны, которые обладали нечеткими, переплетавшимися функциями управления, - была учреждена система специализированных приказов. Приказы - органы центрального управления с XVI в. Появление связано с перестройкой великокняжеского дворцово-вотчинного управления, усложнением общегосударственных задач. Вначале приказная система не имела внутреннего единства, четкого разграничения функций; позже наметился отказ от совмещения судебных, административных и финансовых дел.
Челобитный приказ принимал все челобитные на имя царя и контролировал деятельность других государственных учреждений;
Посольский приказ ведал внешней политикой (его 20-цать лет возглавлял талантливый дипломат, дьяк Иван Михайлович Висковатый);
Поместный приказ распределял вотчины и поместья среди служилых людей и бояр;
Разрядный приказ ведал службой в войске, назначал воевод, определял численность ополчения детей боярских различных уездов и стал своеобразным генеральным штабом русского войска;
Стрелецкий приказ ведал созданным в 1550 г. стрелецким войском;
Разбойный приказ преследовал лихих людей, обеспечивал безопасность государства;
Земский приказ поддерживал порядок в Москве;
Четверти (Чети) и Большой приход собирали важнейшие государственные налоги;
Ямской ведал перевозками, службой ямщиков, устройством и поддержанием ямов и ямских слобод;
С присоединением Казанского и Астраханского ханств создается приказ Казанского дворца и др.
Окончательное формирование приказной системы приходится на XVII век.
В 50-х гг. XVI в. была реорганизована и система местного управления. В результате губной реформы, в центральных уездах, где было развито частное землевладение, были созданы губные избы, возглавляемые губными старостами, которых избирали дворяне уезда. В их компетенцию входило рассмотрение дел о «разбоях». Вместе с выборными городовыми приказчиками губные старосты возглавили уездную администрацию.
Выборные власти появились и в тех уездах, где не было частного землевладения. Из числа зажиточных посадских людей и черносошных крестьян выбирались земские старосты, которые становились во главе земских изб. Им в помощь предоставляли дьячков-целовальников (своего рода грамотных секретарей). Земские старосты ведали судом и сбором податей.
Губные и земские старосты в отличие от кормленщиков - наместников и волостелей - пришлых людей - действовали в интересах и на пользу своих уездов, городов и общин. Итогом проведенных реформ в сфере местного управления стала отмена института кормлений (1556 г.). Вместо поборов в пользу кормленщиков теперь собирали «кормленичий окуп», который поступал в царскую казну и использовался для «помоги» служилым людям.
Считается, что губная и земская реформа являются шагом на пути централизации государства. Однако, по мнению современных петербургских историков (А.Ю. Дворниченко, Ю.В. Кривошеев, Ю.В. Тот и др.) не учитывается тот факт, что власти на местах становились выборными, а, следовательно, на местах развивалось самоуправление. Институты самоуправления XVI в. представляются этими авторами как продолжение демократических вечевых традиций Древней Руси в новых условиях формирования единого государства.
В 1550 г. было ограничено местничество при назначении на командование войсками на время военных походов. Знатные юноши теперь должны были набираться опыта на невысоких должностях, которые ранее они бы не стали занимать, т.к. это было «невместное» для их семьи назначение. Вести местнические споры во время военных походов запрещалось. Все военачальники обязывались подчиняться первому воеводе большого полка.
Одновременно было принято решение об использовании в Московском уезде «избранной тысячи» - 1070 детей боярских, «служилых людей по Отечеству», которые должны были составить ядро дворянского ополчения. Эти помещики записали в особую «Тысячную книгу». Служилые люди обеспечивались поместными «дачами» (хотя некоторые современные исследователи считают, что, навряд ли, правительству удалось найти достаточное количество подмосковной земли для раздачи служилым людям, и считают его лишь проектом).
В 1550 г. организовали постоянное стрелецкое войско. Стрельцов - служилых людей по прибору» - набирали из нетяглых посадских людей, за счет казны вооружали пищалями, бердышами и саблями. Стрельцы получали жалованье. В мирное время они охраняли города, в войну - отправлялись в походы. В свободное от службы время они занимались торговлей и ремеслом. Имея различные привилегии. На их содержание собирался специальный налог - пищальные деньги. Стрелецкое войско стало наиболее мощной боевой силой государства.
Военные реформы завершились принятием в 1555-1556 гг. Уложения о службе, установившего единый порядок службы для владельцев вотчин и поместий. Отныне каждый феодал в зависимости от имевшегося у него количества земли определенного качества («худой», «средней», «доброй») выставлял определенное число вооруженных всадников (напр., одного с каждых 100 четвертей «доброй» земли). Тот, кто выводил людей больше, чем положено. Получал денежную «помогу», а кто меньше - платил штраф.
За десять лет деятельности Избранной Рады была проведена целая серия крупных реформ. Такого не знала предшествующая история страны. Реформы 50-х гг. повысили эффективность управления страной, способствовали централизации и оформлению государственного аппарата России. Таким образом, путь развития российского общества, намеченный Избранной Радой, открывал перспективу укрепления позиций сословно-представительной монархии. Избранная Рада смогла использовать реальную заинтересованность всего господствующего класса - бояр, служилых людей и духовенства - в централизации страны и осуществляла этот процесс постепенно. По мнению Р. Скрынникова, формирующаяся в России монархия при всем своеобразии «была аналогична монархиям европейского (византийского) типа».
Однако Иван Грозный не смог оценить всю глубину и масштабность реформ. В 1560 г. он разогнал Избранную Раду. Падение правительства привело к смене стратегического курса от политики реформ к эпохе террора, которая получила название «опричнина».
Опричнина - основа политики Ивана Грозного, включавшей разделение территории, землевладения и сословий феодалов, госаппарата и финансов на две части: опричнину (привилегированную часть) и земщину. В узком смысле - привилегированная часть государства. Служила орудием утверждения самодержавной власти царя. Представляла собой систему внутриполитических мер для борьбы с предполагаемой изменой. Была подчинена усилению личной власти Ивана Грозного, связана с преодолением остатков удельной старины. Осуществлялась жесткими методами, террором.
Исследователи выдвигали различные версии относительно столь резкого поворота в деятельности царя от политики реформ к политике опричнины, которая была связана с террором и насилием. Современные историки указывают на: а) разногласия царя с его ближайшим окружением (Избранная Рада выступала против форсированной централизации и Ливонской войны); б) неудачную Ливонскую войну (1558-1583 гг.) с которой связан ряд серьезных неудач русской армии; в) бегство в Литву одного из видных деятелей Избранной Рады - Андрея Курбского, который обвинял царя в тирании и бессмысленных убийствах верных слуг.
Слово «опричнина» не была каким-либо новым понятием. Так назывался удел, который выдавался княжеской вдове, «опричь» (кроме) другой земли. В данном случае, опричнина означала личный удел царя. Остальная территория государства стала именоваться земщиной, которая управлялась Боярской думой. Посольский приказ и Большой приход, ведавшие поступлением налогов остались едиными для земщины и опричнины и подчинялись только Ивану Грозному.
Политическим и административным центром опричнины стал «особый двор» со своей Боярской думой и приказами. В опричнине была особая казна. Первоначально в опричнину была взята тысяча (к концу опричнины - уже 6 тыс.) в основном служилых людей. Но были и представители некоторых старых княжеских и боярских родов. Для опричников вводилась особая форма: к шеям своих лошадей они привязывали собачьи головы. А у колчана со стрелами - метлу. Это означало, что опричник должен грызть «государевых изменников» и выметать измену.
В опричнину вошли: все дворцовые владения, обеспечивавшие хозяйственные нужды двора; северные черносошенные районы страны с богатыми городами (Устюг, Двина, Вологда, Галич и др.), откуда в казну шли большие налоговые поступления; некоторые земли Центра т пограничные уезды (Можайск, Вязьма, Козельск, белев, Малый Ярославец, Суздаль, строгановские (промышленников Строгановых) владения на Каме, некоторые улицы Москвы).
Столицей опричнины стала Александровская слобода, внутри которой воздвигли два ряда крепостных стен, царский дворец, терема знати, храмы. Здесь сидел князь московский Иван с «опричным двором», опричными Думой и приказами.
Апогеем опричного террора стали 1569-1570 годы. Церковь не поддерживала опричную политику. Митрополит Афанасий удалился в монастырь, а сменивший его Филипп Колычев выступил с обличениями опричнины. Он был низложен, заточен в монастырь, а по пути в Новгород опричного войска задушен. В сентябре царь получил ложный донос о том, что новгородцы хотят посадить на престол в Москве князя Владимира Старицкого, двоюродного брата Ивана Грозного. В декабре 1569 г. опричное войско двинулось на Новгород. Кровавые погромы произошли в Клину, Твери, Торжке, через которые прошли опричники. По мнению ученых, в Новгороде погибло от 10 до 15 тыс. человек. Город был разграблен. Имущество монастырей, церквей и купцов было конфисковано. После возвращения из Новгорода начались массовые казни в Москве. Казнили тех опричников, которые стояли у истоков этой политики. Им на смену пришли новые, среди них Малюта Скуратов.
В 1572 г. опричнина была отменена. Впрочем, некоторые исследователи полагают, что изменена была лишь вывеска, а опричнина под именем «государева двора» продолжала существовать дальше. Другие историки считают, что Иван IV попытался вернуться к опричным порядкам в 1575 г., когда вновь получил во владения удел, а остальной территорией поставил управлять крещенного хана Симеона Бекбулатовича, который именовался «великим князем всея Руси», в отличие от просто «князя московского». Не пробыв и года на престоле, хан был сведен с великого княжения. Все вернулось на свои места.
Последствия опричнины:
- разрушена экономика страны;
- погибли десятки тысяч россиян - князей, бояр, купцов, ремесленников, крестьян, священнослужителей;
- из 43 членов Боярской думы казнено 19, пострижено в монахи - 3;
- нарушена организация и комплектование поместного войска;
- опричнина оказала отрицательное влияние на ход Ливонской войны;
- опричнина, разорив крестьян и стимулировав их бегство, послужила одной из причин принятия первых закрепостительных актов (1581 г. - указ о «заповедных летах»);
- произошло некоторое ослабление власти церкви;
- был создан не четко работающий аппарат государственной власти, а аппарат репрессий. Террор был направлен против всех, кто был носителем хотя бы некоторой самостоятельности и свободы;
- главным результатом опричнины стал новый механизм власти, с помощью которого стало возможным управлять государством, не поощряя, а наоборот гася ростки демократии. На смену сословно-представительной монархии пришло самодержавие как форма политической и государственной организации господствующего класса. Никаких реальных возможностей ограничения власти Ивана Грозного ни Боярская Дума, ни изредка созываемые в этот период Земские соборы не имели.
Общественный строй сословно-представительной монархии представлял собой следующее. Класс феодалов распадался на следующие группы: служилых князей, бояр, слуг вольных и детей боярских, «слуг под дворским».
Служилые князья составляли верхушку класса феодалов. Это бывшие удельные князья, которые после присоединения их уделов к Московскому государству потеряли свою самостоятельность. Однако удельные князья сохранили право собственности на свою землю. Но, поскольку территория уделов была, как правило, велика, служилые князья являлись наиболее крупными землевладельцами. Служилые князья занимали руководящие посты в войске и являлись на войну со своей собственной дружиной. Впоследствии они слились с верхушкой боярства.
Бояре, как и княжата, составляли экономически господствующую группировку внутри класса феодалов, что обеспечивало им и соответствующее политическое положение. Бояре занимали командные посты в государстве.
Средними и мелкими феодалами были слуги вольные и дети боярские. Слуги вольные и дети боярские также несли службу великому князю.
Феодалы обладали правом отъезда, т.е. они вправе были выбирать себе сюзерена по своему усмотрению. При наличии в XIV-XV вв. различных княжеств у феодалов были довольно широкие возможности для такого выбора. Отъезжающий вассал не терял своих вотчин. Поэтому случалось, что земли у боярина были в одном княжестве, а служил он в другом, иногда враждующем с первым.
Бояре стремились служить наиболее сильному и влиятельному князю, способному защитить их интересы. В XIV - начале XV в. право отъезда было выгодно московским князьям, так как способствовало собиранию русских земель.
По мере укрепления централизованного государства право отъезда стало мешать московским великим князьям, ибо этим правом пытались воспользоваться служилые князья и верхушка боярства с целью воспрепятствовать дальнейшей централизации и даже добиться прежней самостоятельности. Поэтому московские великие князья стараются ограничить право отъезда, а затем и совсем его отменить. Мерой борьбы с отъезжающими боярами было лишение их вотчин. Позже на отъезд начинают смотреть уже как на измену.
Низшую группу феодалов составляли «слуги под дворским», которые часто набирались из княжеских холопов. Со временем некоторые из них занимали более или менее высокие посты в дворцовом и государственном управлении. При этом они получали от князя земли и становились настоящими феодалами. «Слуги под дворским» существовали как при великокняжеском дворе, так и при дворах удельных князей.
В XV в. в положении феодалов происходят заметные сдвиги, связанные с усилением процесса централизации Русского государства. Прежде всего, изменился состав и положение боярства. Во второй половине XV в. число бояр при московском дворе выросло в четыре раза за счет удельных князей, пришедших на службу к московскому великому князю вместе со своими боярами. Княжата оттеснили на второй план старинное московское боярство, хотя московские бояре стояли наравне или даже выше некоторых младших категорий княжат. В связи с этим меняется смысл самого термина «боярин». Если раньше он означал лишь принадлежность к определенной социальной группе - крупным феодалам, то теперь боярство становится придворным чином, который жаловал великий князь (введенные бояре). Этот чин присваивался преимущественно служилым князьям. Вторым придворным чином стал чин окольничего. Его получила основная масса прежнего боярства. Бояре, не имевшие придворных чинов, слились с детьми боярскими и слугами вольными.
Изменение природы боярства повлияло на его отношение к великому князю. Прежнее московское боярство связывало свою судьбу с успехами князя и поэтому всемерно помогало ему. Теперешние же бояре - вчерашние удельные князья - были настроены весьма оппозиционно. Великие князья начинают искать опору в новой группе класса феодалов - дворянстве. Дворяне формировались, прежде всего, из «слуг под дворским», при дворе великого князя, удельных князей и крупных бояр. Кроме того, великие князья, особенно Иван III, давали землю на правах поместья многим свободным людям и даже холопам при условии несения военной службы. Дворянство целиком зависело от великого князя, а потому являлось его верной социальной опорой. За свою службу дворянство надеялось получить от князя новые земли, крестьян. Рост значения дворянства шел одновременно с уменьшением влияния боярства. Последнее со второй половины XV в. сильно пошатнулось в своих экономических позициях, не будучи в состоянии приспособиться к новой социально-экономической обстановке.
Крупным феодалом по-прежнему оставалась церковь, экономическая мощь которой растет. В центральных районах страны монастырское землевладение расширяется за счет пожалований местных князей и бояр, особенно по завещаниям. На северо-востоке монастыри захватывают неосвоенные, а часто и черносошные земли. Великие князья, обеспокоенные оскудением боярских родов, принимают даже меры к ограничению перехода их земель монастырям. Делается и попытка отобрать земли у монастырей, чтобы раздать их помещикам, но она терпит крах.
Сельское феодально-зависимое население к началу данного периода именовалось сиротами. В XIV в. этот термин постепенно вытеснялся новым - крестьяне (от «христиане»), хотя в XV в. употребляется древний - смерды. Крестьянство делилось на две категории - чернотяглых и владельческих. Владельческие крестьяне жили на землях, принадлежащих помещикам и вотчинникам, чернотяглые - на остальных, не отданных какому-нибудь феодалу. Эта вторая категория земель считалась принадлежащей непосредственно князю. Следовательно, чернотяглые крестьяне жили в домениальных владениях великих и удельных князей. XV в. знаменуется прикреплением черно-тяглых (или черносошных) крестьян к земле и усиленным закрепощением владельческих. Прикрепление черносошных крестьян к земле происходило в форме закрепления их за определенным княжеством. Осуществлялось это путем договоров между князьями о непринятии на свои земли чужих тяглых людей. Закрепощением являлось прикрепление крестьянина к определенной вотчине или поместью, т.е. к земле и ее владельцу, лишение крестьянина возможности выбирать себе господина, переходить от одного хозяина к другому.
Установление феодальной зависимости предполагает первоначально преимущественно экономическое принуждение крестьянина к труду на феодала, захватившего основное средство производства - землю. С развитием же феодализма требуются уже меры политического, правового принуждения. Феодалы все более усиливают эксплуатации крестьян, но последние, имея юридическую возможность переходить от одного владельца к другому, осуществляют это право, стараясь найти место, где жить было бы легче. Обычно такими местами были крупные вотчины. В силу этого от крестьянских переходов страдали преимущественно мелкие феодалы. Они-то и стремились к закрепощению крестьян. Организованное закрепощение началось с того, что великие князья особыми грамотами закрепляли за отдельными владельцами определенные группы крестьян. Одним из первых были прикреплены старожильцы.
Старожильцы - это в основном люди, исстари живущие у того или иного феодала и несшие в его пользу обычные феодальные-повинности, а также тягло государству. Они еще пользовались правом перехода от одного господина к другому, все больше ограничивавшимся в XV в.
Старожильцам противопоставлялись новопорядчики (новоприходцы). Феодалы, заинтересованные в притоке рабочей силы, охотно принимали крестьян в свои вотчины и поместья. Чаще всего это были крестьяне, бежавшие от других феодалов. Новопорядчик освобождался от государственного тягла, а иногда и от феодальных повинностей. Новопорядчики получали иногда от вотчинника или помещика подмогу или ссуду. Они имели право перейти от одного феодала к другому, расплатившись со своим господином. Если новопорядчик много лет проживал на одном месте, он становился старожильцем.
Следующую группу зависимых людей составляли серебренники. Это были люди, взявшие у феодала «серебро», т.е. деньги в долг, и обязанные отрабатывать его. Расплачиваться с такими долгами часто было трудно из-за высоких процентов. Серебренник до уплаты долга не мог уйти от хозяина.
Одной из групп зависимых людей были половники. Они пахали господскую землю на своих лошадях, отдавая половину урожая хозяину. Это были бедняки, не имевшие земли.
В конце XV в. появляется еще одна категория зависимых людей - бобыли. Бобыли получали у феодалов жилище, иногда и землю (нетяглую, т.е. не облагаемую налогами). Бобыли имелись не только у светских феодалов, но и у церкви. Были даже бобыли, живущие на черных землях. В этом случае они зависели не от господина, а от крестьянской общины. Судебник 1497 г. положил начало всеобщему закрепощению крестьян. Он установил, что крестьяне могли уходить от своих господ в Юрьев день (26 ноября), за неделю до него и неделю после него. При этом крестьянин должен был уплатить определенную сумму - пожилое.
Татаро-монгольское иго привело к сокращению численного состава холопов на Руси. Плен как источник холопства потерял значение. Наоборот, татары уводили громадное число русских в рабство.
Холопы подразделялись на несколько групп. Имелись большие полные и докладные холопы. Большие холопы - это верхушка холопства, княжеские и боярские слуги, иногда занимавшие высокие посты. Так, до XV в. княжеской казной ведали должностные лица из холопов. В XV в. некоторые холопы получают за свою службу князю землю. Полные и докладные холопы работали в хозяйстве феодала в качестве прислуги, ремесленников, землепашцев. Все более очевидной становится экономическая невыгодность холопского труда. Поэтому количество холопов постепенно сокращается. По Судебнику 1497 г. в отличие от Русской Правды свободный человек, поступивший в ключники в городе, уже не считался холопом. Отменялось и превращение феодально-зависимого крестьянина в холопы за бегство от господина.
Вместе с тем широкое распространение получила самопродажа в холопы. Продавались в холопы обедневшие крестьяне. Цена холопа в XV в. колебалась от 1 до 3 руб. Количество холопов сокращалось также за счет отпуска их на волю. С течением времени это становится обычным явлением. Чаще всего отпускали холопов по завещанию. Так, великий князь Василий Дмитриевич дал свободу почти всем своим холопам, оставив наследницам лишь по пяти холопских семей каждой. Освобождали своих холопов и монастыри. Холоп, бежавший из татарского плена, считался свободным.
В данный период развивается процесс постепенного стирания грани между холопами и крестьянами, начавшийся еще в Киевской Руси. Холопы получают некоторые имущественные и личные права, а закрепощенные крестьяне все больше их теряют. Среди холопов различались страдники, т. е. холопы, посаженные на землю.
Наряду с относительным сокращением числа холопов возникает новый разряд людей, сходных по положению с холопами - кабальные люди. Кабала возникала из долговой зависимости. Человек, взявший в долг (обычно 3-5 руб.), должен был отрабатывать проценты. Чаще всего кабала становилась пожизненной.
Города делились обычно на две части: собственно город, т.е. огороженное стеной место, крепость, и окружающий городские стены торгово-ремесленный посад. Соответственно этому делилось и население. В крепости - «детинце» - жили в мирное время преимущественно представители княжеской власти, гарнизон и слуги местных феодалов. В посаде селились ремесленники и торговцы. Первая часть городского населения была свободна от государственных налогов и повинностей, вторая относилась к тяглому «черному» люду. Промежуточную категорию составляло население слободок и дворов, принадлежавших отдельным боярам и расположенных в городской черте. Эти люди, экономически связанные с посадом, были, тем не менее, свободны от городского тягла и несли повинность только в пользу своего господина. Хозяйственный подъем в XV в., развитие ремесла и торговли укрепляли экономическое положение городов, а, следовательно, поднимали и значение посадских людей. В городах выделяются наиболее состоятельные круги купечества - гости, ведущие иноземную торговлю. Появилась особая категория, гостей - сурожане, ведущие торг с Крымом (с Сурожем - Судаком). Несколько ниже стояли суконники - торговцы сукном.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации