Конспект лекций по предмету "История отечественного государства и права"

Узнать цену работы по вашей теме


Предмет, задачи, периодизация истории государства и права России

Предмет, задачи, периодизация истории государства и права России
1. Предметом науки истории государства и права России является изучение возникновения и развития типов и форм государства и права, институтов и механизмов государственной власти, а также правовых институтов конкретных государств у народов нашей страны в определенный исторический период.
2. История государства и права России исследует взаимодействие государственных структур и правовых институтов.
Одной из задач науки истории государства и права России является изучение различных подходов к историографии.
3. Основными методами изучения истории государства и права России являются: исторический, сравнительный, системно-структурный, статистический, аналогия и экстраполяция.
Исторический метод подходит к государству и праву как к развивающимся и изменяющимся во времени явлениям. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений.
Сравнительный метод заключается в сравнительном изучении государственно-правовых явлений России и других стран. При этом выявляются их общие черты, различия и особенности развития. Могут сравниваться и отдельные государственно-правовые институты страны в процессе их эволюции. В результате сравнительного анализа можно проследить изменения этих понятий и выявить их причины
Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов. Их анализ предусматривает изучение структуры элементов, их внутренних и внешних связей, выявление системообразующих элементов.
Статистический метод используется при исследовании количественных сторон исторического процесса. Работа с числовыми показателями позволяет выявить протяженность, распространенность, темпы развития и другие стороны процесса.
Умозаключение по аналогии - это вывод о сходстве двух или более явлений в каких-либо определенных отношениях, сделанный на основании их сходства в других отношениях. Аналогия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны.
Экстраполяция предусматривает распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления (процесса) на другую его часть. Экстраполяция содействует прогнозированию, особенно тогда, когда объектом исследования является исторический процесс. Выводы, полученные в результате исследования завершившейся ступени развития, помогают понять его настоящее и предвидеть границы будущего.
Периодизация курса истории государства и права России обусловлена несколькими факторами. Главные из них - развитие социально-экономического уклада общества (уровень экономического, технического развития, формы собственности) и государственное развитие. Правоведа в истории интересуют, прежде всего, государственно-правовые формы, факты и явления.
Периодизация истории государства и права.
Курс разделен на несколько периодов:
1. Рабовладельческие государства на территории нашей страны
2. Древняя Русь (IX-XII вв.).
3. Период самостоятельных феодальных государств Древней Руси (XII-XIV вв.).
4. Русское (Московское) государство (XV-XVII вв.).
5. Российская империя периода абсолютизма (XVIII - середина XIX вв.)
6. Российская империя периода перехода к конституционной монархии (середина XIX - начало XX вв.).
7. Россия в период буржуазно-демократической республики (февраль - октябрь 1917 г.).
8. Период социалистической революции и создание советского государства (1918-1920).
9. Переходный период, включая период нэпа (1921-1930 гг.).
11. Период государственно-партийного социализма (1930 - начало 60-х гг.).
12. Период кризиса социализма (1960-1990).
13. Государство и право Российской Федерации.
Как и любая другая, данная периодизация курса в значительной степени условна. Тем не менее, в ее рамках удается рассмотреть основные государственные и правовые изменения и тенденции. Особая дробность периодов на последних этапах истории государства и права России объясняется исключительной значимостью исторического материала для анализа современных проблем и увеличением объема этого материала (фактов, событий, норм и т.п.).
Историография истории государства и права России.
Собственно научная историография предмета начинается только в XVIII в. В первых исследованиях историко-правовые темы были включены в общеисторический контекст. Тем не менее, элементы предмета истории государства и права России можно найти в курсах:
А.Н. Манкиева «Ядро Российской истории» (1874), Ф. Прокоповича «Слово о власти и чести царской» (1718), П.П. Шафирова «Рассуждения, какие законные причины его Царское Величество Петр I к начинанию войны против короля Карла XII Шведского в 1770 г. имел» (1717). Наиболее существенный вклад в историографию курса в XVIII в. внес В.Н. Татищев «История Российская с самых древнейших времен» в 5 томах (1768).
В Российской академии наук проблемы происхождения русского государства разрабатывались как представителями норманнской школы (Байер, Шлецер), так и ее противниками, наиболее влиятельным из которых был М.В. Ломоносов. Первым русским профессором, исследовавшим проблемы развития собственности, семьи, судоустройства, разделения ветвей власти и другие историко-правовые темы, был С.Е. Десницкий, преподававший на юридическом факультете Московского университета.
В первой половине XIX в. историко-правовая наука становится самостоятельной дисциплиной. Выходит курс Н.М. Карамзина «История государства Российского» (1842). Был обнаружен и исследован П.М. Строевым и К.Ф. Каляйдовичем текст Судебника 1497 г. Большой материал по истории русского права был использован в ходе подготовки Полного собрания законов и Свода законов комиссией М.М. Сперанского.
Начинают складываться научные школы в области истории государства и права: школа «официальной народности», основывающаяся на формуле «самодержавие, православие, народность» (М.П. Погодин); славянофильское направление (И.Д. Беляев); государственная школа (Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин).
Государственная, или «юридическая», школа в историографии главную роль в историческом процессе отводила государству. Ее приверженцы считали, что социальные преобразования осуществляются сверху и социальные группы в обществе в той или иной мере подчинены государству. Особенно характерно это для русской истории.
Во второй половине XIX в. к государственной школе примыкал ряд известных историков государства и права: В.И. Сергеевич, А.Д. Градовский, М.Ф. Владимирский-Буданов. Основными идеями школы были: представление о государстве как надклассовом институте, о договорном происхождении государства (В.И. Сергеевич), о «служебном характере всех сословий по отношению к государству» (Б.Н. Чичерин), об «органическом» единстве власти и народа (А.Д. Градовский) и др.
Основными направлениями в историко-правовой науке в конце XIX - начале XX в. стали: исследование «внешней» истории права, т.е. истории кодификации и создания основных форм права (курсы В.Н. Латкина и А.Н. Филиппова); культурно-исторический метод исследования права (курсы В.О. Ключевского и П.Н. Милюкова); сравнительный метод (М.М. Ковалевский и Н.П. Павлов-Сильванский). Классическим для науки истории права стал метод исследования, разработанный М.Ф. Владимирским-Будановым.
Специфическим течением в области историко-правовых и историко-государственных исследований стало так называемое евразийство. Это научное направление сложилось в 20-е гг. XIX в. в среде русской эмиграции, однако его истоки были заложены еще в XIX в. такими мыслителями, как К.Н. Леонтьев и Н.Я. Данилевский. Евразийцы (наибольший вклад в историю государства и права России внесли Г. Вернадский, Г. Флоровский, Н. Алексеев) определяли Россию - Евразию - как особый культурный мир, со свойственными только ему чертами государственности и права. Ни западные, ни восточные образцы развития для него неприемлемы. Географические, этнографические и религиозные особенности определили его специфику. Российское государство всегда было идеократичным, в его основе лежала главная идея (политическая или религиозная). Власть всегда носила авторитарный характер, а право стремилось решать идеальные цели.
Марксистская историография стала складываться в сфере науки истории государства и права в начале XX в. и связывалась с именами историков М.Н. Покровского и Н.А. Рыжкова. Первый курс «Истории государства и права СССР» был подготовлен С.В. Юшковым (начинавшим в качестве историка церковного права). Проблемы курса исследовались также в работах историков: Б.Д. Грекова, Б.А. Рыбакова, Л.В. Черепнина, С.О. Шмидта, Б.В. Виленского, П.А. Зайончковского и др.
К числу современных направлений в изучении курса можно отнести следующие: изучение политической истории России (И.И. Смирнов, А.М. Сахаров, А.А. Зимин, А.Я. Аврех и др.); исследования преобразований в системе органов власти, государственно-го управления и суда (Н.М. Дружинин, П.А. Зайончковский, Л.Г. Захарова, Б.В. Виленский, Н.П. Ерошкин, Ю.П. Титов и др.); анализ основных изменений в сфере права (И.Д. Мартысевич, С.И. Штамм, И.А. Исаев и др.). Последнюю проблему помогает решать начавшаяся работа по подготовке и изданию юридических памятников. Издано многотомное собрание «Российское законодательство IX-XX вв.», целый ряд хрестоматий и сборников правовых документов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации