Конспект лекций по предмету "Ювенальное право"

Узнать цену работы по вашей теме


Концепция ювенальной юстиции

Несовершеннолетие - основная правовая база ювенальной юстиции. Концепция ювенальной юстиции
Несовершеннолетний - тот, кто не достиг определенного возраста, с которым закон связывает его полную гражданскую дееспособность, т.е. возможность реализовать в полном объеме предусмотренные Конституцией и другими законами страны субъективные права, свободы и юридические обязанности.
Возраст несовершеннолетия не является универсальным для всех государств мира. Обычно - это 18 лет. Но есть страны, где совершеннолетними считаются лица, достигшие возраста 15, 20 лет и даже 21 года. Поэтому когда о возрастной группе несовершеннолетних идет речь в международно-правовых актах, обычно границей несовершеннолетия указывается 18 лет, после чего делается оговорка: «если иной возраст не установлен национальным законодательством.» Так определяют несовершеннолетие Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления праве судия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила ООН 1984г.).
Термин «несовершеннолетний» - порождение национальных законодательств, поэтому часто можно встретить синонимы этого термина: ребенок, подросток, частично дееспособный и т.д. Это надо иметь в виду, чтобы не принять как не относящиеся к несовершеннолетним те или иные национальные законы или международно-правовые акты. Самый универсальный документ о защите детства - Конвенция ООН по правам ребенка 1989г. - разъясняет, что под ребенком понимается несовершеннолетний в возрасте до 8 лет, тем самым Конвенция 1989г. распространяется на всю возрастную группу несовершеннолетних, а не только на, детей, как это можно предположить, исходя из ее наименования.
Включив в законы понятие несовершеннолетнего, законодатели государств и всего международного сообщества установили юридическую границу между несовершеннолетием и совершеннолетием, создав тем самым автономную демографическую группу людей - носителей специфических прав обязанностей. Как уже отмечалось выше, потребность создания такой автономной группы диктуется необходимостью особой, специальной правовой защиты несовершеннолетних, условленной особыми психофизиологическими и социальными качествами личности детей и подростков. Растущий организм ребенка, подростка плохо защищен от неблагоприятных внутренних и внешних влияний. Это может привести к конфликту с окружающими, с требованиями закона, к более частым нарушениям прав несовершеннолетних со стороны взрослых.
Эта возрастная неадаптированность несовершеннолетних к меняющимся условиям жизни требует ее компенсации с помощью специальной, повышенной правовой защиты лиц, не достигших совершеннолетия. Такая зашита, предусмотренная в законах, также считается неотъемлемым признаком юридического понятия несовершеннолетнего.
Возраст 18 лет как рубеж достижения совершеннолетия является достаточно условным не только потому, что в ряде стран, как уже говорилось, установлен иной возраст. Он условен и в чисто индивидуальном плане. Личность конкретного человека может не соответствовать заложенному в законе представлению о моменте наступления юридической зрелости. Подросток может отставать в своем развитии или, наоборот, обогнать свой возраст. Такие ситуации особенно чреваты конфликтами. Отставший в развитии скорее станет жертвой преступления, «акселерат», напротив, имея завышенные, не соответствующие его возрасту требования к окружающим, скорее сам может нарушить закон. Защитой несовершеннолетних в подобных случаях выступают специальные нормы права в разных его отраслях. Примером может служить требование обязательного установления в необходимых случаях возраста несовершеннолетнего, равно как и особое внимание к деяниям несовершеннолетних, имеющих признаки умственной отсталости.
Анализируя понятие несовершеннолетнего как правовую базу ювенальной юстиции, нельзя забывать об объеме прав, свобод и обязанностей несовершеннолетних, предоставляемых им разными отраслями права, поскольку они определяют и юридические границы функционирования ювенальной юстиции. Например, еще требует юридического обоснования положения о том, относятся ли к юрисдикции судов по делам совершеннолетних те несовершеннолетние, которые признаются установленном законом порядке полностью дееспособными.
В разных отраслях права существуют разные возрастные границы реализации несовершеннолетними предоставленных им прав и возложенных на них обязанностей. А зависит это не только от возраста, но и от специфики тех правоотношений, в которые вступают несовершеннолетние, и которые предусмотрены конкретными отраслями права.
Так, Гражданский кодекс РФ (п. 2 ст. 28) разрешает даже 16-14-летним детям в предусмотренных законом случаях самостоятельно заключать имущественные сделки. Заключить же трудовой договор подросток может, только достигнув 15 лет (при наличии указанных в законе условий - 14 лет) (ст. 173 КЗоТ РФ).
Уголовный кодекс РФ установил два возраста уголовной ответственности: 16 и 14 лет. Преступления, за которые уголовная ответственность наступает с 14 лет (перечень их закрытый и дан в ст. 20 УК РФ), характеризуются повышенной общественной опасностью, доступной для ее осознания 14-летними подростками. Эти правовые и возрастные границы учитываются и в уголовно-процессуальном законодательстве России. Вместе с тем в судебном процессе есть особые возрастные группы несовершеннолетних, для которых предусмотрены свои правила защиты прав и законных интересов, равно как и реализации уголовного преследования.
Следует отметить, что отраслевая специфика возрастных подгрупп несовершеннолетних существует во всех отраслях российского права, в нормах, где речь идет о физических лицах.
Возраст уголовной ответственности в России - 14 и 16 лет; во Франции - 13 и 16, в Англии - 12 и 17, в Германии - 14 и 17, в США - от 10 до 17 лет (по законам штатов).
В перечисленных странах, в том числе России, существует два возраста уголовной ответственности со сходными возрастными границами.
Сочетание возраста и специфики отрасли права значительно влияет на деятельность ювенальной юстиции.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации