Конспект лекций по предмету "Конституционное право"

Узнать цену работы по вашей теме


Система государственных органов власти РФ

Система государственных органов власти РФ и подсистемы государственных органов власти в субъектах РФ
Конституционный принцип, в соответствии с которым «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную» (Ст. 10 Конституции РФ), предполагает создание органов, представляющих каждую ветвь власти.
Особенностью Российской Федерации является то, что Президент, являясь главой государства, в полной мере не входит в систему разделения властей. Одной из важнейших задач Президента РФ является координация деятельности всех ветвей власти в России. Для этого он наделен конституционными нормами различными полномочиями как в законодательной, так и в исполнительной, даже и в судебной области.
На федеральном уровне система разделения власти на ветви выглядит следующим образом: законодательная власть - Федеральное Собрание Российской Федерации, исполнительная власть - Правительство РФ, судебная власть - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.
На уровне субъектов РФ государственную власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти, структура и компетенция которых определяется субъектами Федерации самостоятельно, с учетом положений ст. 71, 72 Конституции РФ.
Из этого можно заключить, что новый российский федерализм призван не допустить, как ущемляющего интересы местного унитаризма, так и превращения России в конгломерат разрозненных государственных образований.
Четвертое - система органов государственной власти и местного самоуправления. В Республике Адыгея Законодательная власть представлена Государственным Советом-Хасэ Республики Адыгея. Главой исполнительной власти и главой государства является Президент Республики Адыгея. Исполнительным органов государственной власти является Кабинет Министров Республики Адыгея. А также предусмотрены Местные органы государственной власти, местное самоуправление и судебная власть Республики.
Согласно ст. 7 Конституции Республики Дагестан, государственную власть в Республике осуществляют Народное Собрание Республики Дагестан, Государственный Совет Республики Дагестан, Правительство Республики Дагестан, суды Республики Дагестан.
Согласно ст. 48 Конституции Ингушетии, систему государственных органов власти и управления образуют: глава государства (республики) - Президент Республики Ингушетия; законодательная власть - Народное Собрание (Парламент) Республики Ингушетия; исполнительная власть - Правительство Республики Ингушетия; местная власть и управление. Органы государственной власти Республики Ингушетии могут передавать осуществление отдельных полномочий органам местной власти и управления.
Система высших органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики представлена: Президент Кабардино-Балкарской Республики, глава государства и исполнительной власти, высшее должностное лицо Кабардино-Балкарской Республики; Парламент (Законодательное Собрание) Кабардино-Балкарской Республики, представительный высший и законодательный орган Кабардино-Балкарской Республики; Кабинет Министров - Правительство Кабардино-Балкарской Республики, исполнительный орган государственной власти. Предусмотрены также местные органы государственной власти и управления в Кабардино-Балкарской Республике. Правосудие в Республике осуществляется судом, в Республике создана система судебных органов.
В Карачаево-Черкесской Республике система органов государственной власти образована: Главой Карачаево-Черкесской Республики, который является Главой государства и исполнительной власти, высшим должностным лицом Карачаево-Черкесской Республики; Народным Собранием (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики, постоянно действующим высшим законодательным и представительным органом Карачаево-Черкесской Республики; Правительством Карачаево-Черкесской Республики, исполнительным органом государственной власти Карачаево-Черкесской Республики. Предусмотрена также структура судебной власти и местное самоуправление.
Согласно ст. 25 Конституции Калмыкии, Президент Республики Калмыкия является главой республики и ее высшим должностным лицом, а являясь главой исполнительной власти республики, входящей в единую систему исполнительной власти Российской Федерации, устанавливает структуру органов исполнительной власти республики.
Президент Республики Калмыкия вправе образовать Правительство Республики Калмыкия, которое в своей деятельности ему подотчетно. Структура, состав, полномочия, порядок образования Правительства Республики Калмыкия определяются законодательством Республики Калмыкия.
Ст. 7 Конституции Республики Северная Осетия - Алания гласит, что Государственную власть в Республике Северная Осетия - Алания осуществляют Парламент Республики Северная Осетия - Алания, Президент Республики Северная Осетия - Алания, Правительство Республики Северная Осетия - Алания, суды Республики Северная Осетия - Алания, местные органы государственной власти Республики Северная Осетия - Алания.
На наш взгляд, наиболее правильным и справедливым является закрепление в конституциях республик собственной исключительной компетенции.
На сегодня большинство республик Северного Кавказа имеют посты Президентов, исключением является Республика Дагестан, в которой пост президента не предусмотрен Конституцией Республики Дагестан. Созданы в республиках и парламенты. Только в Кабардино-Балкарской Республике парламент двухпалатный.
Основные отличия в системе органов государственной власти республик заключаются в содержании компетенции тех или иных органов, а также в особенностях их структуры и порядка формирования. В ряде республик Северного Кавказа наибольшими полномочиями обладают именно главы государства (президенты). Это четко видно в Адыгее, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Северной Осетии-Алании. Республикой, где наибольшие полномочия принадлежат парламенту, является на Северном Кавказе Дагестан. В Республике Карачаево-Черкесии учрежден пост главы республики (ныне Президент), наделенного достаточными полномочиями на уровне президента, однако при этом существенными полномочиями и гарантиями независимости наделен и представительный орган власти - Народное собрание.
Наиболее существенные противоречия можно заметить между Конституцией России и конституциями республик по вопросу статуса этих республик в составе Федерации и разграничения компетенции. В любом федеративном государстве исключительную сложность представляет проблема баланса между тенденцией к сплочению, единству, централизации с одной стороны, и децентрализации с другой. Это находит выражение в разграничении полномочий между государственными органами федерации и ее субъектов. Сложность разграничения полномочий между целым и частями - в сохранении баланса равновесия, чтобы чрезмерная автономия, самостоятельность субъекта не подорвала государственного единства федерации.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации