Конспект лекций по предмету "Конституционное право"

Узнать цену работы по вашей теме


Международные избирательные стандарты. Всеобщая декларация прав человека ООН

Международные избирательные стандарты. Всеобщая декларация прав человека ООН.
Новейший этап развития избирательного права и избирательной системы Российской Федерации берет свое начало в сентябре-октябре 1993 г., когда в соответствии с Указом Президента РФ от 21 сентября 993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» было приостановлено осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций съездом народных депутатов РФ и Верховным Советом РФ, после принятия 12 декабря 1993 г. в ходе всенародного голодания новой демократической Конституции РФ была введена принципиально иная система органов государственной власти местного самоуправления на основе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, организационное отделение органов местного самоуправления системы органов государственной власти. Согласно ст. 1 Конституции РФ 1993 г. Россия есть демократическое федеративное государство с республиканской формой правления, при этом в ст. 3 зафиксировано краеугольное демократическое положение о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. В Конституции закреплены: в ст. 32 право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти политического многообразия, многопартийности; в ст. 81 - универсальные принципы избирательного права при проведении выборов Президента РФ: всеобщее равное прямое избирательное право при тайном голосовании. В ч. 4 ст. 81 и ст. 96 закреплено, соответственно, что порядок выборов Президента РФ и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ (Государственная Дума) устанавливается федеральными законами.
В Конституции закреплены основные черты института досрочных выборов Президента РФ и Государственной Думы. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 92 Конституции РФ Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. В случае досрочного прекращения Президентом исполнения своих полномочий досрочные выборы должны состояться не позднее трех месяцев с момента их досрочного прекращения, при этом во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. В случае же роспуска Государственной Думы Президент назначает дату выборов, с тем чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска (ч. 2 ст. 109).
В соответствии с п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. На этой основе в 1999 г. были принят Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», который применительно к институту досрочных выборов закрепил, что полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случаях: а) принятия указанным органом решения о самороспуске, при этом решение о самороспуске принимается в порядке, предусмотренном конституцией (уставом) или законом субъекта РФ; б) роспуска указанного органа высшим должностным органом государственной власти) по основаниям, предусмотренным указанным Федеральным законом; в) вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, суда края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий; г) роспуска указанного органа в порядке и по основаниям, предусмотренным указанным Федеральным законом (в этом случае полномочия указанного органа прекращаются со дня вступления в силу федерального закона о его роспуске). В случае досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ назначаются внеочередные выборы, которые проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении его полномочий. Кроме того, указанный Федеральный закон определяет не только случаи досрочного прекращения полномочий законодательного органа, но также частично раскрывает положение о неправомочности его депутатского состава, включая в содержательный перечень данного понятия такой компонент, как сложение депутатами своих полномочий.
В Конституции РФ имеются и другие положения, связанные с организацией избирательного процесса, которые получили свое раскрытие и развитие в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов РФ.
После проведения 12 декабря 1993 г. одновременно со всенародным голосованием по проекту Конституции первых выборов в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания РФ - палаты нового законодательного и представительного органа государственной власти Российской Федерации - развитие избирательного права происходило на новой конституционной основе, отличающейся от прежних конституционно-правовых подходов, стало возможным использовать прогностическую и прикладную функции науки избирательного права. Кроме того, в 1993-1995 гг. указами Президента РФ были внесены кардинальные изменения в избирательную систему Российской Федерации на федеральном, региональном и местном уровнях. На федеральном уровне и в каждом субъекте РФ были приняты пакеты законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы должны были соответствовать качественно новые формы рамочного (единообразного) правового регулирования основных аспектов организации и проведения выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации