Конспект лекций по предмету "Криминопенология"

Узнать цену работы по вашей теме


Профилактика преступного поведения в условиях изоляции

Причины, условия, некоторые аспекты профилактики преступного поведения в условиях изоляции от общества
Прежде всего следует иметь в виду, что различаются, хотя и тесно взаимосвязаны, особенные общесоциальные причины и условия наказательной преступности в целом; факторы, влияющие на территориальные и временные различия преступности в ИУ и причины, условия преступного поведения в местах лишения свободы, действующие на личностно-микросредовом уровне, как уже отмечалось.
Мы делим причины и условия преступлений на внутренние и внешние. Поэтому факторы, воздействующие на состояние преступности в местах лишения свободы, в ряде случаев могут быть отнесены к внешним условиям преступного поведения. Сюда же относятся факторы, влияющие на различия, порой весьма существенные, в структуре и динамике преступности в зависимости от вида колонии, содержания производства, места ее расположения и др.
Причины и условия преступного поведения в местах лишения свободы можно разделить, как известно, на внутренние и внешние. Подобное деление означает - внутреннее - это внутри личности преступника, внешнее - значит вне его, все формы воздействия на преступника извне.
Внутренней причиной пенитенциарного преступного поведения является криминогенная мотивация, прежде всего - поддержания престижа и завоевания авторитета среди осужденных, переходящая в ряде случаев в насильственную, корыстную и т.п. мотивацию типа преступного поведения.
Основное значение в местах лишения свободы и при исполнении других видов уголовных наказаний имеет стремление уклониться от их исполнения. Кроме того, выделяется мотивация желания завоевать лидерство, проявляющаяся в стремлении продемонстрировать силу, навязать свою волю другим, используя прежде всего свои организаторские способности (может привести к совершению насильственных преступлений, хулиганству, организации групповых эксцессов и т.п.).
В ценностной ориентации, приводящей к совершению преступлений в ИУ, особую специфику имеет отношение к ряду ценностей. Это:
- отрицательный настрой на соблюдение режима (около 2/3 привлеченных к уголовной ответственности - нарушители режима, причем, большинство из них злостные);
- негативное отношение к труду, выражающееся или в открытом отказе от работы, или в скрытом, когда осужденный выходит на работу, но фактически ничего не делает (например, 69,6 % осужденных за убийство недобросовестно относились к труду1). Это связано с вынужденностью труда в местах лишения свободы, с отсутствием в его содержании творческого начала и т.п.;
- отрицательное отношение к общеобразовательному и профессионально-техническому обучению, поскольку эти ценности связаны прежде всего со свободой, а нереальность ее получения в ближайшее время приводит к обесцениванию учебы (Хохряков Г. Ф.2) а также потому, что учеба воспринимается как вынужденная;
- неприятие любых форм воспитательной работы, связанное прежде всего с их формальным и неумелым проведением. В частности, любой воспитатель, а в особенности в ИУ, должен обладать ораторским искусством;
- лояльное отношение к осужденным, совершающим вновь преступления в местах лишения свободы, если этот тип преступного поведения соответствует обычаям, традициям преступной среды;
- принятие и соблюдение преступной субкультуры.
Таково отношение рецидивистов к основным ценностям в местах лишения свободы.
Кроме того, в основе процесса мотивации находятся потребности, у преступников - извращенные. И в условиях лишения свободы у лица продолжает действовать естественная физиологическая потребность в половом общении, но поскольку ее удовлетворение ограничено условиями изоляции, однополовым составом осужденных, предоставлением определенного количества длительных свиданий, что, кстати, является внешними условиями половых извращений в ИУ, то на основе негативной ценностно-ориентационной направленности, крайнего примитивизма, цинизма и бездуховности осужденного - эта естественная половая потребность может трансформироваться в аномальную и привести к совершению ряда половых эксцессов в ИУ.
В местах лишения свободы большое значение имеет также отношение осужденных к таким ценностям как свобода, справедливость, наказание, нормы уголовного права и т.п.
Внутренними условиями пенитенциарного преступного поведения, как мы полагаем, являются особенности психофизиологической и психологической среды осужденных, вновь совершающих преступления в ИУ, воздействующие: а) на скорость протекания криминогенной мотивации; б) на тождественность восприятия криминогенной ситуации, самого себя; в) на адекватность отреагирования на ситуацию.
К внутренним условиям, чаще всего способствовавшим совершению преступлений осужденными в условиях изоляции, следует отнести:
1) Наличие у значительного количества осужденных тех или иных невротических отклонений (в большей степени истерии, неврозы) и психических аномалий (это и психические болезни, и те или иные психопатии у несовершеннолетних, содержащихся в ВК, акцентуации характера и т.п.). По разным данным от 10-80 % осужденных за совершенные преступления в ИУ имеют психические аномалии. Эти отклонения затрудняют осужденному возможность в полной мере осознавать значение своих действий, руководить ими и, зачастую, именно поэтому способствуют совершению ими преступлений. Например, Марков А.Я. и Волобуев А.Н. в 1982 г. установили наличие психопатических отклонений у всех лиц совершивших побеги.
2) Примерно половина всех привлеченных за совершенные преступления в ИУ - это лица до 25-ти летнего возраста, имеющие уже, с одной стороны, определенный жизненный опыт, сформированные негативные ценностные ориентации, наличие 2-х или 3-х судимостей и т.п., но, вместе с тем, сохраняющие еще элементы инфантилизма, противоречивости и двойственности психики, отражающиеся в характере совершаемых ими преступлений.
3) Эти лица, в большинстве случаев, имеют невысокий образовательный уровень (убийцы, например, 5-7 классов в среднем) и, соответственно, примитивную структуру потребностей. Недостаточное же их интеллектуальное развитие, неспособность к абстрактному мышлению, установленные, например, в результате криминологических исследований у всех лиц, совершивших побеги и убийства в ИУ, сказывается на преобладании у них эмотивных побуждений, т.е. прежде всего эмоций. При совершении же насильственных преступлений (а их в ИУ - от половины до пятой части) в мотивации преобладает сложившаяся в течение
156
довольно длительного времени отрицательно-эмоциональная установка к потерпевшему, ссужающая до предела возможности сознания.
4) Эмоциональная неустойчивость, несдержанность лица, ограниченные возможности самоуправления в экстремальных условиях, преобладание возбуждения над торможением, эмоций над разумом характерны для большинства осужденных, совершающих преступления в ИУ.
5) Конформизм, зависимость от других осужденных, обусловленная ограниченным кругом общения, невозможностью лица сменить по желанию эту среду по своему усмотрению в случае возникновения конфликтов и т.п. вызывает, все-таки, подсознательно естественное стремление вырваться из замкнутого круга и - как следствие - побеги и иные проявления уклонения от наказания.
6) Интровертированность осужденных, т.е. погружение в свои мысли, в свое «Я». Отсюда склонность к самоанализу, необщительность, пессимизм, скрытность и др. свойства, которые способны при отсутствии длительной разрядки разрешиться в эмоциональном взрыве - в хулиганстве, насилии, побеге или просто в злостном нарушении режима.
7) Повышенная тревожность, выражающаяся в страхах, осторожности, стремлении к минимальности в контактах, в постоянной погруженности в раздумья вызывает в конечном счете невротическое или психическое заболевание, если не находит своей разрядки, в том числе, и путем совершения преступления, особенно связанного с активными телодвижениями, т.е. чаще всего - с насилием, половыми эксцессами.
8) Повышенное самомнение, упрямство, а у особо опасных преступников в колонии или тюрьме - повышенный самоконтроль, которые наряду с организаторскими способностями содействуют формированию лидерства, организации и совершению тщательно подготовленных, как правило, тяжких преступлений в условиях изоляции, а потому трудно раскрываемых.
Кроме того, играют особую роль различные психические состояния, как специфические для осужденных (тоска, уныние, угнетенность и т.п.), так и общие, типичные, например, стрессовые, фрустрационные, аффективные, а также состояние опьянения и др., кратковременно протекающие, проявляющиеся непосредственно в момент совершения преступления, обычно усиливающие проявление относительно устойчивых свойств.
Внешней причиной пенитенциарного преступного поведения является, по нашему мнению, криминогенная ситуация, под которой понимается относительно длительное состояние отношений, по меньшей мере, между двумя сторонами, направленное на все возрастающее причинение вреда общественным отношениям, действие которой проявляется при совершении большинства преступлений в ИУ в большей степени как конфликтной, причем не только при совершении насильственных (т.е. связанных так или иначе с причинением физического вреда лицам), но и - корыстных, при совершении побегов и др.
Под конфликтом понимается обычно одноразовое столкновение между субъектами в форме ссоры, драки, скандала и т.п.
Под конфликтной криминогенной ситуацией в местах лишения свободы следует понимать относительно длительное, напряженное состояние обостряющихся отношений между субъектами, выражающееся в возрастании степени тяжести, повторяющихся и окончательно, одноактно не разрешаемых конфликтов и в формировании негативно-эмоциональной установки друг к другу.
Структуру всякой криминогенной ситуации образуют обычно субъекты, объекты, содержание, методы, стадии.
Субъектами данной конфликтной криминогенной ситуации являются чаще всего противостоящие друг другу стороны взаимодействия: а) с одной стороны, группа осужденных, а с другой - администрация ИУ, а также с третьей - враждебная ей иная группа осужденных, т.е. различные виды межгрупповых ситуаций; б) с обеих сторон по одному осужденному, т.е. диадические межличностные ситуации. Сюда также следует отнести конфликтную ситуацию между осужденным, с одной стороны, и сотрудником ИУ - с другой; в) с одной стороны осужденный, а с другой - их группа.
Наиболее опасны для деятельности ИУ диадические межгрупповые конфликтные криминогенные ситуации, так как они приводят к массовым эксцессам с участием большого количества осужденных. Кстати, это могут быть и эксцессы между враждующими группировками осужденных.
Объект криминогенной ситуации - это какая-либо ценность, из-за которой вообще происходят одноразовые конфликты, возникают проблемы, стрессы и т.п. (общие объекты), вокруг которых концентрируется напряженность отношений, усложняется проблема, обостряется стресс и т.д. (концентрирующие объекты) и из-за которых в конце концов совершается преступление (предельные объекты).
Объектами конфликтных криминогенных ситуаций в местах лишения свободы, причем концентрирующими, являются чаще всего: а) в межгрупповых ситуациях: злоупотребления и произвол со стороны сотрудников и активистов - осужденных, права осужденных и т.п.; б) в диадических межличностных ситуациях среди осужденных: проигрыш в азартной игре и необходимость уплаты долга, принуждение к гомосексуальному акту, использование в отношении друг друга оскорбительных выражений и т.д.
Содержание криминогенной ситуации - это характер отношений между субъектами, т.е. какие они по существу, по смыслу, а также тенденции развития связей между ними, иначе говоря, в каком направлении они развиваются, в какую сторону и к какому результату могут привести. Содержание конфликтной криминогенной ситуации в ИУ заключается, с одной стороны, в возникновении и поддержании напряженных отношений между субъектами, а также - с другой в неуклонном обострении отношений между субъектами, которое может протекать и резко, когда отношения между ними только обостряются без всяких улучшений, с каждой встречей или циклически, когда контакт между ними то улучшается, отношения «теплеют», то снова ухудшается, отношения обостряются и с каждой встречей становятся все хуже. Периодизацию развития отношений между субъектами рассмотрим в вопросе о стадиях.
Методы данной ситуации - это способы, средства воздействия друг на друга, направленные на управление отношениями со стороны каждого из субъектов в отношении друг друга. Методы по характеру, направленности воздействия можно разделить на: активно-негативные, например, агрессия вербальная /угрозы, оскорбление, клевета и т.п./ или физическая /истязание, мучение, пытки и т.п./), шантаж, взятка и т.д. со стороны одного из субъектов; активно-позитивные, например: обращение за помощью к администрации, оказание сопротивления агрессии (необходимая оборона), явка с повинной и т.п.; пассивные, т.е. бездеятельность, безразличие к развитию конфликтных отношений со стороны субъектов, осужденных или администрации, когда не предпринимается никаких мер со стороны одного из субъектов, и это обычно приводит к отягощению ситуации.
Стадии конфликтной криминогенной ситуации выражаются:
1) в возникновении предкриминогенной ситуации, например, проблемной, стрессовой, конфликтной; 2) в перерастании предкриминогенной ситуации в криминогенную вследствие постепенного обострения отношений между субъектами; 3) в исходе конфликтной криминогенной ситуации в совершении преступления в ИУ.
При этом в результате исследований было установлено, что конфликтные криминогенные ситуации, образуемые двумя и более конфликтами, в ИУ составляют 67 % из всех случаев совершения преступлений.1 Кроме того, вторая стадия ситуации до ее завершения в преступлении в 3 % случаев длится до часа, в 8 % - до 1 суток, в 14 % - до 10 суток, в 9 % - от 10 до 30 суток, зато в 27 % - до 6 месяцев, а в 6 % - свыше 6 месяцев.
Таким образом, конфликтная криминогенная ситуация более чем в половине случаев длится свыше 10 суток, т.е. имеет относительно длительный характер, позволяющий позитивно вмешаться в ход ее развития.
Такова структура конфликтной криминогенной ситуации в местах лишения свободы.
Внешние условия преступного поведения в местах лишения свободы заключаются в особенностях микросреды, содействующих, или препятствующих, развитию конфликтной криминогенной ситуации, а также непосредственному совершению там преступлений. Фактически они отражаются в различных недостатках деятельности ИУ. Вопрос о внешних условиях наиболее полно исследован в криминологической литературе и находит свое отражение чуть ли ни в любом приказе, обзоре, справке и иных нормативных актах Минюста, МВД (в прошлом), прокуратуры, касающихся, так или иначе, деятельности ИУ, борьбы с рецидивной преступностью.
Здесь следует выделить прежде всего технические и организационно-управленческие условия:
1) Технические условия заключаются в техническом несовершенстве охранно-тревожной сигнализации, инженерно-технического оборудования, противобросовых устройств, системы круглосуточного наблюдения за осужденными, в отсутствии соответствующей аппаратуры для проверки содержания посылок и передач, осмотра автомашин, проведения как личных обысков, так и соответствующих обысков и осмотров в жилой и производственной зонах мест лишения свободы и т.п.
2) Организационно-управленческие недостатки:
а) значительное превышение фактического контингента осужденных над лимитом насыщения некоторых колоний, что приводит как к неполной трудовой занятости, к трудностям их бытового устройства, к невозможности охватить всех осужденных воспитательной и иной работой по их исправлению;
б) неукомплектованность некоторых частей и служб ИУ высококвалифицированными кадрами (в том числе и - оперативной, безопасности, оперативными дежурными, начальниками отрядов и др.), а также упущения в подборе, расстановке, повышении квалификации кадров, их профессионального мастерства;
в) низкая исполнительская дисциплина отдельных работников, в том числе руководителей частей, служб, колоний, отделов и управлений по исполнению уголовных наказаний в части организации контроля по выполнению приказов, указаний, директив ГУИН Минюста РФ (в прошлом МВД РФ), касающихся безопасности, совершенствования оперативно-розыскной и предупредительной работы;
г) отсутствие постоянной и качественной информации у администрации о негативных явлениях и процессах, происходящих в среде осужденных, а главное - о конфликтных криминогенных ситуациях или неполнота этой информации, а также ненадлежащий ее учет и особенно оценка, проистекающие в основном из незнания должностными лицами показателей криминализации ситуаций, мер, необходимых к принятию в типичных ситуациях на данный момент и из недостатков организации работы по обеспечению безопасности и оперативной работы;
д) непринятие своевременных мер по выявлению лидеров среди отрицательной части осужденных, авторитетов преступного мира, «воров в законе», враждующих группировок и по разложению их изнутри с целью предупреждения групповых и массовых эксцессов, насильственных преступлений и т.п.
Кроме того, в криминопенологической литературе1 делят внешние условия в зависимости от непосредственных задач частей и служб ИУ, объекта их деятельности еще на две группы:
Условия, создающие физическую возможность для совершения преступлений в местах лишения свободы, которые заключаются в основном в недостатках охраны и надзора за осужденными как в жилой, так и в производственной зонах, что находит свое проявление в совершении ряда нарушений режима, приводящих в конечном счете к преступному поведению (различные виды обращения с запрещенными веществами и предметами, особенно проникновение наркотиков, спиртного, колюще-режущих предметов, оружия; а, кроме того, пьянство, игра в карты и другие азартные игры, установление нелегальных связей с вольнонаемными служащими, администрацией и др.). Эта группа условий, как понятно, проистекает в основном из упущений в деятельности службы охраны, оперативной части, службы безопасности колоний и тюрем.
Условия, являющиеся следствием недостатков процесса по исправлению осужденных, т.е. по искоренению у них криминогенных мотиваций (извращенных потребностей, негативных ценностных ориентации, отрицательно-эмоциональных установок и т.п.), приведших их в свое время к совершению преступления и осуждению к наказанию в виде лишения свободы, т.е. такие обстоятельства, которые связаны прежде всего с целевым назначением колоний и тюрем. В свою очередь, эта группа условий является следствием недостатков деятельности отделов по воспитательной работе.
Таким образом, внутренние причины преступного поведения в ИУ заключаются в криминогенной мотивации поддержания престижа в среде осужденных, внутренние условия - в особенностях психической и психофизиологической среды осужденных, прежде всего в их тревожности, интровертированности, эмоциональной нестабильности и т.п., внешние причины - в конфликтной криминогенной ситуации между осужденными, администрацией и другими субъектами, а внешние условия - в особенностях микросреды исполнения наказания при изоляции.
Проанализируем некоторые аспекты профилактики в условиях лишения свободы, особо заслуживающие внимания с наших позиций. Уточним для начала основные понятия.
Профилактика нами понимается не только как деятельность, направленная на выявление и устранение (или нейтрализацию) причин и условий преступлений, но и на их компенсацию, замену причинами и условиями нормотипического, во всяком случае, правомерного поведения. Поэтому методы микросредовой (общей) профилактики преступлений в ИУ можно разделить на: а) Методы выявления; б) Методы устранения и компенсации причин и условий преступлений.
А. Методы выявления внешних условий преступлений в ИУ делятся обычно на:
1) проверка деятельности различных подразделений ИУ вышестоящими и контрольно-надзорными управлениями, по службам (оперативная, безопасности, воспитательная, производственная, медицинская и другие), а также надзор со стороны прокуратуры, различные инспекции и инвентаризации, ревизия и т.п.;
2) криминологическое исследование и выявление: а) «криминогенных зон» в ИУ, где наиболее часто и в определенные периоды времени совершаются преступления и злостные правонарушения; б) наиболее типичных и серьезных и в то же время специфичных для каждого ИУ недостатков по различным направлениям их деятельности (опять же - оперативная, безопасности, воспитательная, производственная, бытовая, медицинская, досуговая и т.д.), которые чаще всего способствуют развитию конфликтных ситуаций в криминогенные и непосредственному совершению там преступлений; в) технических несовершенств надзора, охраны, воспитания, труда, быта, досуга и др. сторон жизнедеятельности осужденных; г) количественных и качественных изменений состава осужденных; д) преступной субкультуры осужденных, ее особенностей в каждой колонии и тюрьме; е) кадровых упущений с точки зрения
профессионального отбора, подготовки и переподготовки, повышения квалификации и др.;
3) оперативные приемы деятельности, которые также могут быть направлены на выявление криминогенных зон, группировок осужденных с их лидерами, авторитетами, «ворами в законе» и т.п.
4/ Выход на место, рейды по всей территории ИУ.
Приемы, при помощи которых осуществляется выявление - это обычно различные исследовательские методы: анализ документов и наблюдение, отдельные виды опросов (интервью, беседа, анкетирование), эксперимент, тестирование, социометрические измерения и др.
Б. Методы устранения, нейтрализации или компенсации внешних условий преступлений в ИУ.
1) Конструктивная технологическая разработка принципиально новых средств компьютерного сбора, обработки, использования информации о конкретных ИУ по направлениям их деятельности; внедрение современных технических средств охраны и надзора за осужденными, в частности, технически возможно введение средств повсеместного круглосуточного наблюдения за осужденными или только в криминогенных зонах; усовершенствование технических средств проверки посылок, передач, писем, осмотра автомашин, обысков и осмотров осужденных и вообще внедрение современной спецтехники.
2) Укомплектование ИУ высококвалифицированными кадрами, их подбор, расстановка, повышение квалификации.
3) Комплексные профилактические операции в ИУ, связанные с мобилизацией всех подразделений, сил и средств колонии, управления, привлечение сил из других колоний для решения наболевших вопросов, например, для пресечения групповой голодовки и забастовки с целью предупреждения массового преступного поведения; для перекрытия каналов проникновения запрещенных веществ и др.
4) Организация оперативного обмена информацией между различными подразделениями ИУ - о группировках, лидерах, криминогенных ситуациях, показателях их криминализации, постановке на учет субъектов ситуации.
5) Недопущение превышения фактического контингента осужденных над лимитом насыщенности некоторых колоний за счет перераспределения осужденных между колониями, расширения действующих и строительства новых, современных ИУ.
6) Повышение дисциплинированности среди сотрудников ИУ за счет правильной дисциплинарной практики, организации контроля, высокой зарплаты, максимально - минимальных пределов зарплаты, продвижения по службе, поощрений и взысканий вплоть до увольнения и привлечения к уголовной ответственности сотрудников-преступников.
Групповая профилактика преступлений - это направленное самовнушение в специально созданных или в стихийно образовавшихся группах людей с целью управления развитием криминогенной ситуации. Актуальность групповой профилактики преступлений в ИУ определяется следующим : а) поскольку ИУ представляет собой концентрацию огромной массы преступников, то это уже сама по себе криминогенная ситуация, которая не может не порождать преступлений в ИУ; б) кроме того, в ИУ чаще всего действуют, как это уже известно, конфликтные криминогенные ситуации, порождающие и насильственное, и корыстное преступное поведение, и уклонение от наказания; в) вместе с тем, в ИУ распространена управленческая криминогенная ситуация, встречается и экстремальная криминогенная ситуация, порождающие корыстные и технические неосторожные преступления. Функционирует и виктимно-криминогенная ситуация. Поэтому организация в ИУ групповой профилактики преступлений весьма необходима.
Структуру групповой профилактики преступлений можно представить следующим образом: субъекты, объекты, направления деятельности, методы и приемы. В качестве ведущих субъектов групповой профилактики преступлений в ИУ должны выступать психологи. Именно от них зависит концентрация усилий различных специалистов в работе с группами - и психиатров, и сексопатологов, и психотерапевтов, и других специалистов узкого профиля.
В ИУ могут применяться все типы групповой профилактики преступного поведения:
- межличностный или внутригрупповой - работа с группой лиц, между которыми сложилась криминогенная ситуация;
- межгрупповой как направленное взаимовлияние групп людей с однотипными криминогенными ситуациями;
- коллективный - это направленное самовоспитание через специально созданный для этих целей сплоченный, педагогически целесообразный коллектив, требующий длительной многолетней работы;
- массовый - это сплошное воздействие через полубессознательное на всех осужденных.
Образцом коллективной профилактики преступлений может служить коммуна (колония), созданная, в свое время, Макаренко А.С.,
реализованная у нас в стране в Вологодском эксперименте (Зайцев И.П., Клюкин В.Ф. и другие ученики Макаренко А.С.), а также в Дании, в некоторых штатах США и др. странах.
Идею внутригрупповой профилактики преступлений несовершеннолетних и женщин осуществила Новоселова А.С. (группы по 10-15 человек) в программе педагогического аутотренинга, включающей и массовый вариант. Программа выдержала множество редакций. Она существует более 10 лет. Применяется направленное внушение и самовнушение, воспитание и самовоспитание, психогигиена и психопрофилактика.
При исполнении лишения свободы могут применяться различные направления групповой профилактики (воспитание, лечение, регуляция напряженности, повышение квалификации и др.), а также самые разнообразные методы - и групповая психотерапия, социогигиена и психогигиена, совместные занятия, проповеди и т.п. с использованием различных приемов: психодрама и социодрама, совместное участие в творческой деятельности, ролевые и спортивные игры, групповые упражнения, гипноз, аутотренинг, йога и т.д. Чем разнообразнее, тем лучше.
Разработка новых конкретных методик групповой профилактики преступлений, кроме уже применяющихся у нас в стране и за рубежом, крайне необходима.
Поскольку в ИУ наиболее актуальна конфликтная криминогенная ситуация, рассмотрим разработанные в литературе методы ее выявления, предупреждения, разрешения.
Методы выявления конфликтных криминогенных ситуаций:
Криминолого-психологическое исследование в ИУ
Оперативные приемы выявления
Выход на место, обход жилых и производственных зон, рейды и иные способы.
При этом следует обращать особое внимание на: а) ранее враждовавших между собой либо родственников, друзей враждующих; б) склонных к занятию запрещенной деятельностью (азартные игры, запрещенные связи) и т.п.; в) склонных к употреблению спиртного, суррогатов, наркотиков; г) обладающих повышенной агрессивностью, например, истерических и возбудимых психопатов; д) презираемых основной массой осужденных, скомпрометировавших себя (пассивные гомосексуалисты, «крысятники», т.е. ворующие у «своих» же и др.); е) лиц, страдающих слабоумием, крайне несамостоятельных, конформных, лишенных психологической активности, легко попадающих в зависимость от других, например, тормозимых психопатов.
Методы предупреждения конфликтных ситуаций:
1) формирование у осужденных навыков правильных взаимоотношений, общения;
2) создание различных советов бригад, бригадиров, профилактики правонарушений и т.д. которые должны умерять отдельных «активистов»;
3) контроль за деятельностью актива со стороны администрации и самих осужденных;
4) дальнейшая дифференциация осужденных, в частности, по типам мотивации - агрессивной и корыстной;
5) изучение в карантине вновь прибывших осужденных и их распределение по отрядам и бригадам;
6) разложение отрицательных группировок осужденных как неустойчивых, так и устойчивых. Неустойчивые разлагаются путем развенчания лидера, авторитета; перераспределения осужденных как внутри колонии, так и в другие учреждения, а также применяя иные приемы. Устойчивые группировки можно разложить путем сосредоточения с максимальной концентрацией различных «воров в законе», авторитетов, лидеров в одной колонии, едином помещении камерного типа, в тюрьме, например, так называемый «Белый лебедь»; постоянного их этапирования, смены мест отбывания наказания;
7) организация оперативных игр с группировками осужденных с целью управления ими, решения ряда проблем колонии и прочее;
8) поддержка, развитие и использование существующих группировок осужденных положительной направленности, «семей»;
9) создание «режимных» отрядов и бригад колоний из злостных нарушителей;
10) социотехника: а) «рассечение» малой группы, создающей очаг напряженности; б) «прививка» - введение в состав группы осужденного, способного предотвратить возможные разногласия ее членов; в) объединение двух противостоящих групп путем постановки общей цели, для достижения которой необходимо взаимодействие;
11) создание ситуации, в которой лица, не пользовавшиеся авторитетом, могли бы проявить качества, способствующие формированию уважительного к ним отношения.
Методы разрешения конфликтных криминогенных ситуаций в ИУ путем внедрения в качестве субъекта:
1) Переориентирование субъектов ситуации путем информирования о действительном положении дел, беседа с субъектами ситуации;
2) Сдерживание субъектов ситуации под угрозой принуждения к обоим;
3) Разобщение субъектов ситуации - это ограничение или лишение возможности общения путем: а) перевода на отдаленные рабочие и спальные места, другое звено, бригаду, отряд; б) изоляции в штрафном изоляторе или помещении камерного типа; в) этапирования в другое ИУ.
Рассмотрим методы индивидуальной профилактики преступлений в ИУ, которые можно разделить на методы: изучения осужденных, выявления «отклоняющихся» от определенных, принятых в ИУ норм осужденных, учета, контроля и воздействия на них.
A. Методы изучения осужденных - это различные исследовательские приемы, имеющие определенную специфику приложения: а) анализ документов - уголовных и личных дел, переписки; б) опрос лиц, хорошо знающих осужденного; в) наблюдение окружающей микросреды, группировки, в которую он входит; г) тестирование; д) эксперимент; е) беседа с иными осужденными и др.
Б. Методы выявления «отклоняющихся» осужденных можно подразделить на: а) оперативные способы, б) приемы изучения окружающей микросреды, в) средства проведения криминально-психологического, криминопенологического исследования и др.
Они направлены на выявление, постановку на учет, контроль за поведением осужденных: 1 - склонных к совершению побегов и иных уклонений; 2 - совершивших преступления в ИУ; 3 - систематически или злостно нарушающих режим отбывания наказания; 4 - подпадающих под административный надзор; 5 - имеющих психические аномалии; 6 - склонных к употреблению спиртного, наркотиков, токсических веществ; 7 - склонных к азартным играм; 8 - не занимавшихся до осуждения трудом, не имевших постоянного места жительства; 9 - переведенных в ИК из ВК; 10 - проявляющих к администрации ИУ и др. осужденным агрессивный стереотип поведения, вообще склонных к насилию; 11 - гомосексуалистов и др.
B. Методы учета отклоняющихся от норм осужденных в исправительных учреждениях можно подразделить на картотечный, встречающийся еще во многих учреждениях, особенно с особыми условиями хозяйственной деятельности (лесных) в связи с недостатками госбюджетного финансирования, разорения колоний и пр.; компьютерный учет, заключающийся в собрании всей информации на отклоняющихся в исправительном учреждении осужденных, который внедрен в экспериментальных учреждениях, а также в тех колониях, которые нашли свое место в новой экономической системе и могут себе позволить приобретение компьютеров для этих целей; перфорационный учет в наше время в колониях практически уже не встречается.
Г. Распространенные методы контроля над осужденными, стоящими на учете:
1) контроль при помощи оперативных приемов;
2) монографическое, лонгитюдное, повторяющееся обследование на протяжении длительного периода времени одними и теми же методами отклоняющихся от норм осужденных при работе в колонии какой-либо исследовательской группы или осуществляемого по специальному заказу, например, в колониях для пожизненно осужденных;
3) осмотр, обыск, перлюстрация корреспонденции, проверка посылок и передач, прослушивание телефонных переговоров осужденных, которые осуществляются в обязательном порядке относительно всех осужденных независимо от их поведения;
4) беседа, опрос иных осужденных, сотрудников, интервью и др.
Д. Рассмотрим некоторые методы воздействия (коррекции) на осужденных:
1) аудио и видеозапись индивидуального приема осужденного с выдачей ему кассеты для работы над собой;
2) внушение, гипноз, аутотренинг под руководством психолога учреждения, направленное самовоспитание;
3) индивидуальные спортивные занятия под руководством тренера, обычно реализуемые только в некоторых воспитательных колониях для несовершеннолетних мужского и женского пола;
4) «хобби» в процессе производства и досуга с целью снятия тревожности. Об этом писал еще Ф.М. Достоевский. Занятия в колониях весьма распространены, ибо это еще и путь заработка, занятия какого-либо привилегированного положения в колонии;
5) приобщение к творческим занятиям путем издания газет, журналов осужденных, проведения конкурсов авторской песни, чтения собственных стихов и др. Во многих колониях сейчас возродилось издание газет и журналов осужденных;
6) беседы;
7) перевод в другой отряд, бригаду, место исполнения наказания;
168
8) помещение в штрафной изолятор, помещение камерного типа и другие средства взыскания;
9) задержание и применение специальных средств (наручники, дубинка, газовое воздействие и др.);
10) просмотр специально ориентированных видеозаписей со встроенными кадрами, визуально не воспринимаемыми и прослушивание компакт-дисков со вставленными звуками;
11) использование общественного мнения осужденных с целью выдвижения кого-нибудь или - наоборот для дискредитации и др.
Таким образом, методы профилактического воздействия на осужденных в местах лишения свободы весьма разнообразны и необходимо четко различать методы микросредовой профилактики, например, по выявлению внешних условий преступлений (проверки, надзор и т.п.), их устранения и компенсации (комплексные профилактические операции и др.). Кроме того, методы групповой профилактики (групповая психотерапия, проповедь и т.п.) и индивидуальной, разделяемые на методы выявления (опросы и т.п.), изучения (тестирование, наблюдение и т.д.), учета (компьютерный и др.), контроля (перлюстрация корреспонденции и т.п.), воздействия (средства поощрения и взыскания, приобщение к творческим занятиям и т.д.).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации