Конспект лекций по предмету "Криминопенология"

Узнать цену работы по вашей теме


Предложения по профилактике преступного поведения

Причины, условия и некоторые предложения по профилактике преступного поведения при исполнении ограничения свободы
Внутренней причиной преступного поведения в период ограничения свободы является криминогенная мотивация стремления к полному освобождению, когда осужденный ощущает, что он вроде бы и свободен, и в то же время ограничен в своем поведении. Криминогенная мотивация в период ограничения свободы пытается как бы разрешить это противоречие. Особенно явственно этот тип мотивации проявляется при совершении различных правонарушений в спецкомендатурах и колониях-поселениях, о чем свидетельствует их структура, в частности, преобладание нарушений трудовой дисциплины, а среди них прогулов (половина), а также нарушений правил проживания, а среди них отсутствие в общежитии в ночное время (23,2 %), отсутствие на проверке в общежитии (14,3 %).
Вместе с тем, характер этой криминогенной мотивации свидетельствует прежде всего о том, что осужденные не считаются с условиями исполнения наказания и совершают правонарушения очень интенсивно (в среднем около 700 на 1000 осужденных в год).
Кроме того, это проявляется в преимущественно корыстной окраске этого типа криминогенной мотивации, порождающей половину всех преступлений в период ограничения свободы. При этом из всех типов корыстной мотивации преобладает корысть - нужда, так как осужденные должны себя и прокормить, и обуть, и одеть, и кроме того, содержать семью на свободе, возмещать причиненный ущерб, платить алименты. В результате они обладают незначительными средствами и подавляющее большинство из них еле-еле сводит концы с концами.
Следующим по степени распространенности типом корысти является корысть-прожигательство, что доказывает и интенсивность появления в общественных местах в пьяном виде, и отсутствие в общежитии в ночное время, и другие нарушения как бы сопровождающие преступную деятельность.
Значительно, в 3-4 раза интенсивнее по сравнению с преступностью на свободе, осужденные в спецкомендатурах совершали насильственные преступления. По степени интенсивности насилия и его месте в структуре преступности имеется большая степень сходства с его проявлениями при исполнении лишения свободы. И среди ограниченных свободой, особенно среди условно освобожденных, преобладающим является насильственный стереотип разрешения возникающих проблемных ситуаций - агрессивная криминогенная мотивация, где пренебрежительное отношение к здоровью иных лиц преобладает (об этом свидетельствует интенсивность грабежей и разбоев, причинения вреда здоровью, изнасилований). Об устойчивости криминогенной мотивации свидетельствует то, что лица, имеющие повторную судимость совершили 50 % краж личного имущества, 71 % грабежей и хулиганств.
Некоторым образом углубляют представление о мотивации ограниченных свободы данные Зайцева В.В. и Иванчука И.Ф. о мотивах уклонения от наказания в лесных колониях-поселениях (табл. 7 приложения).
Внутренними условиями преступного поведения является психическая и психофизиологическая среда протекания криминогенной мотивации, влияющая на ее скорость, адекватность восприятия и отреагирования на ситуацию, как уже отмечалось.
В нее входят:
Возраст осужденных от 18 до 25 лет, совершивших в спецкомендатурах 59,9 % (всего лица этого возраста составляли 23,1 % из всех отбывавших наказание) преступлений.
Молодежный возраст свидетельствует о том, что, с одной стороны, эти лица имеют уже достаточный жизненный и преступный опыт и в то же время их психика еще недостаточно устойчива, противоречива (например, 41 % грабежей совершили условно освобождаемые от 18-20 лет).
Совершение повторных преступлений в состоянии опьянения (68 %), что способствует и насилию, и хулиганству, совершению грабежей и разбоев
Недостаточная психическая готовность осужденных к условиям жизни в условиях ограничения свободы, когда одни попадают туда из ИУ, а другие - со свободы, т.е. низкий адаптивный уровень ограниченных свободы (38,6 % из всех преступлений совершалось в первые 3 месяца нахождения в спецкомендатуре, от 3-6 месяцев - 20,4 %).
Большая эмоциональная стабильность, скрытность, интровертированность, осторожность и хитрость, расчетливость рецидивистов по сравнению с другими лицами ограниченными свободы. Так, большинство рецидивистов в спецкомендатурах добросовестно относились к труду, доставлялись в мед. вытрезвитель всего 8 %, тогда как среди нарушителей, не совершивших повторного преступления, этот удельный вес составлял 30 %, редко привлекались к административной ответственности, характеризовались значительно лучше основной массы правонарушителей, не совершавших новых преступлений. Так, не помещались до того в медвытрезвитель и не подвергались административной ответственности 100 % лиц, совершивших убийства, 92 % - изнасилований, 93 % - хулиганства.
Данное обстоятельство существенно отличает пенальных преступников от пенитенциарных, ибо последние как раз выделяются тем, что являются злостными нарушителями режима, эмоционально неустойчивыми и т.п.
Внешней причиной преступного поведения в период ограничения свободы является криминогенная ситуация разных типов.
Самым распространенным типом ситуации является управленческая криминогенная ситуация, отличающаяся по содержанию, т.е. характеру и направленности отношений бесхозяйственностью, субъектами которой являются, с одной стороны, администрация колоний-поселений, иных уголовно-исполнительных учреждений, исполняющих ограничение свободы, а с другой - администрация организации, где работают ограниченные свободы, а с третьей - сами ограниченные свободы.
Объектом является характер выполняемого труда, который, как правило, неквалифицированный. Исследованиями установлено, что большинство преступлений совершают ограниченные свободы, занятые неквалифицированным трудом, приговоренные или к кратким, или - наоборот к длительным срокам наказания.
Методы данного типа ситуации - со стороны администрации уголовно-исполнительных учреждений, организаций по месту работы, центров занятости населения - халатность, со стороны осужденных - четкая расчетливость, когда они на время совершения преступлений и на значительный период до этого как бы «ложатся на дно», соблюдают режим, не имеют никаких нареканий со стороны администрации по месту исполнения наказания и работы, чуть ли не идеально ведут себя.
Среди иных типов ситуаций, сходных по механизму действия, с управленческой, является криминогенная ситуация безнадзорности, содержание которой отсутствие контроля за осужденными, предоставленными сами себе, особенно после отправки на работу, в ночное время в общежитиях или, тем более, по месту жительства, если им разрешено проживать с семьей, когда они чаще всего и совершают преступления.
Кроме того, насильственные преступления порождает конфликтная ситуация., корыстные - против личной, частной собственности - виктимно-криминогенная.
Внешние условия преступного поведения - это социальная микросреда ограничения свободы.
В ее содержание входят:
Недостатки в организации приема и распределения ограниченных свободы по общежитиям и организациям мест работы.
Недостатки трудоиспользования ограниченных свободы:
а) по специальности работают менее половины осужденных;
б) необеспеченность работой всех осужденных;
в) нерациональная расстановка людей на рабочих местах;
г) отсутствие необходимых механизмов, инструментов и др.
Отсутствие должного надзора за ограниченными свободы:
а) слабая осведомленность об оперативной обстановке, о конфликтных криминогенных ситуациях, показателях их криминализации среди осужденных, связанных прежде всего с тем, что в штате исправительного центра, например, не предусмотрен оперативный отдел;
б) недостаточное изучение личности ограниченных свободой, связанное опять же с тем, что в штате исправительного центра не предусмотрен психолог, а кто же тогда должен изучать их личность, заниматься воспитанием;
Недостатки в организации оперативно-розыскной работы по изучению враждующих группировок, лидеров, авторитетов преступного мира, по розыску лиц, самовольно оставивших пределы административного округа.
Недостатки в организации воспитательной работы.
Недостатки в организации охраны общественного порядка в местах дислокации колоний-поселений, исправительных центров. Они связаны прежде всего с тем, что не выявляются «криминогенные зоны», т.е. места, где чаще всего совершаются осужденными преступления, допускаются ошибки, а порой и должным образом не прорабатываются посты и маршруты патрульно-постовой службы, муниципальной милиции и др.
Слабое вовлечение осужденных в общеобразовательную и профессиональную подготовку (учились в вечерних школах и техникумах только 13,1 % осужденных).
Недостатки в работе с кадрами в колониях-поселениях, в исправительных центрах, в подборе и расстановке, подготовке в специализированных учебных заведениях, повышении квалификации и др.
Рассмотрим некоторые проблемы профилактики преступлений в период ограничения свободы, на сколько позволяет изучение истории этого института, в частности, в спецкомендатурах, а также прогноз исполнения этого наказания в исправительных центрах и практика исполнения наказаний в колониях-поселениях.
В плане общесоциальной профилактики можно высказать несколько предположений:
1/ В связи с вводом в систему уголовных наказаний ограничения свободы предусмотреть в качестве его видов - исполнение наказаний в исправительных центрах и колониях-поселениях.
2/ Необходима более четкая регламентация исполнения наказания в виде ограничения свободы в УИК РФ - режима, оперативной работы, воспитания, труда, быта, досуга, обучения.
3/ Более того, следует предусмотреть в Правилах внутреннего распорядка и более подробную регламентацию режима, отпусков и увольнений ограниченных свободы с тем, чтобы как администрация органов, исполняющих наказание, имела подробное «руководство к действию», так и осужденные были ограждены от нарушений их прав.
4/ Создание в системе учебных заведений и научно-исследовательских учреждений Минюста РФ высших и средних школ по подготовке и переподготовке кадров для исполнения ограничения свободы. Это должны быть специалисты-ресоциализаторы, имеющие основательную юридическую, психологическую, педагогическую, экономическую подготовку.
5/ В штате исправительного центра предусмотреть оперативный отдел, а также отдел по воспитанию осужденных, где должен быть в обязательном порядке психоло г.
Общая /микросредовая/ профилактика.
1/ Организация приема и распределения ограниченных свободы по общежитиям и местам работы на основе научно-обоснованной классификации осужденных в зависимости от типа криминогенной мотивации / неосторожное, корыстное, насильственное, аномально-сексуальные и др./, специальности и квалификации, места осужденного в стратификации преступного мира, чему должно предшествовать тщательное изучение личности вновь прибывших на основе официальных материалов, оперативной информации, психологического тестирования и др.
2/ Управление надзором за ограниченными свободы, организация режима исполнения наказания предполагает последовательную дисциплинарную практику, систему поощрений и взысканий.
3/ Организация труда. Осужденные к ограничению свободы должны быть все обеспечены работой. Осужденные, как правило, должны работать с учетом специальности. Предоставляемый труд должен быть по возможности квалифицированным, обеспечивать высокие заработки, удовлетворение. Должна быть нормативно урегулирована индивидуальная трудовая деятельность, кооперативная, коммерческая.
4/ Управление досугом осужденных, чем как раз и должен заниматься отдел воспитания, организация спортивных игр, конкурсов среди осужденных на авторскую песню, лучшую публикацию в газете, журнале осужденных и т.п.
В качестве образца организации групповой профилактики преступлений в условиях ограничения свободы может быть признана работа А.С. Макаренко в созданных им колониях (коммунах). Это такая разновидность как коллективная - создание педагогически целесообразного коллектива. При этом одним из самых эффективных был прием «педагогического взрыва», т.е. использование совершения преступления ограниченным свободы или какого-то его серьезного срыва для воздействия на других осужденных.
Индивидуальная профилактика в условиях ограничения свободы предполагает, прежде всего, выявление осужденных, от которых можно ожидать совершения преступления.
При этом необходимо особое внимание обращать на:
- лиц, осужденных на незначительные сроки ограничения свободы, прежде всего за такие преступления, как кражи, хулиганство, переведенных за различные виды уклонения от наказания;
- осужденных, ведущих антиобщественный образ жизни, систематически употребляющих спиртные напитки, учиняющих ссоры, драки и т.п.;
- организаторов и участников преступных групп, как до осуждения, так и в период нахождения в колонии-поселении, исправительном центре, а также лиц, употребляющих наркотические вещества, занимавшихся мужеложством, лесбиянством, имеющих те или иные отклонения в психике.
Практика показывает, что перечисленные выше категории осужденных чаще всего совершают в колониях-поселениях не только побеги и убийства, но и подавляющее большинство иных преступлений. Следует ставить на учет и лиц, поддерживающих с ними тесную связь.
Учитывая, что подавляющее большинство преступлений осужденные совершают в первые месяцы нахождения их в колониях-поселениях, исправительных центрах (о чем свидетельствует опыт деятельности спецкомендатур), именно в самом начале поступления осужденных необходима их четкая классификация по категориям, принятие определенных мер. Следует иметь в виду, что именно быстрое, своевременное и качественное изучение вновь прибывших в колонию-поселение, исправительный центр осужденных, чему может способствовать создание воспитательных с участием психологов и оперативных отделов, во многом обеспечит успех проведения всех дальнейших мероприятий, связанных с индивидуальной профилактикой преступлений.
В тех случаях, когда процесс оказания воспитательного воздействия на осужденного не дал положительных результатов или, судя по характеру личности осужденного, не может быть применен, следует принимать быстрые и решительные меры, направленные на создание условий, при которых преступники не могли бы совершить задуманное преступление, а именно:
Перевод осужденного в другую колонию-поселение или исправительный центр.
Он применяется в тех случаях, когда для предупреждения преступления надо изменить микросреду, отрицательно влияющую на него (при ссоре осужденных, когда один угрожает другому расправой, при проигрышах в азартные игры, при понуждении к гомосексуальному акту и пр.).
Переводить осужденного в другую колонию-поселение нельзя, если он совершил какие-либо действия, наказуемые в уголовном порядке, или допустил нарушение режима, дающее основание для возвращения его в ИУ прежнего вида.
Возбуждение в установленном законом порядке ходатайства перед судом о возвращении осужденного в ИУ прежнего вида режима, о замене ограничения свободы ее лишением. С помощью этой меры предотвращается около 50 % преступлений.
Привлечение осужденного к уголовной ответственности за приготовление к преступлению. В зависимости от совершенных действий лицо может быть привлечено к уголовной ответственности или за приготовление к преступлению, либо за оконченное преступление, если совершаемые действия образуют самостоятельный состав преступления (например, изготовление холодного оружия при приготовлении к убийству).
Кроме того, методы воздействия на осужденных ограниченных свободы могут разнообразиться различными психологическими приемами, как, например, аутотренинг, приобщение к творческим занятиям (журналистика, публицистика, искусство, музыко-терапия и др.).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации