Конспект лекций по предмету "Административное право"

Узнать цену работы по вашей теме


Понятие Административной ответственности по действующему законодательству РФ

Понятие Административной ответственности по действующему законодательству РФ
П.И. Кононов и И.М. Машаров отмечают, что в административно-правовой науке под административной ответственностью понимается, как правило, ответственность, предусмотренная КоАП РФ и соответствующими законами субъектов РФ за совершение административных правонарушений. Правомерен вопрос, в чем же состоит существо административной ответственности и по каким критериям можно отнести предусмотренную тем или иным федеральным законом юридическую ответственность именно к административной? Действующее законодательство РФ в том числе КоАП РФ не содержит ответа на этот вопрос. В настоящее время законодательное определение административной ответственности отсутствует. В административно-правовой науке административная ответственность рассматривается в узком смысле как ответственность за совершение административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ или законами субъектов РФ. С нашей точки зрения административная ответственность - это публично правовая ответственность, применяемая не только за совершение административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ и законами субъектов РФ об административных правонарушениях, но и за совершение иных правонарушений в сфере властно-публичной, административной деятельности государства и местного самоуправления, предусмотренных специальными федеральными законами. Таким образом, в зависимости от оснований применения, специфики административно-правовых санкций и порядка их применения, может существовать несколько видов административной ответственности. С учетом такого понимания административной ответственности, полагаем, что ответственность, предусмотренная КоАП РФ и законами субъектов РФ об административных правонарушениях, является одним из видов административной ответственности.
Рассмотрим основные признаки административной ответственности в предложенном нами понимании:
1. Основанием для привлечения физического(1) или юридического лица(2) к административной ответственности является совершение им администравного правонарушения предусмотренного КоАП РФ или законом субъекта РФ об администравных правонарушениях либо иного правонарушения в сфере властно-публичной административной деятельности государства или местного самоуправления, предусмотренного специальным федеральным законом. К числу таких иных правонарушений в сфере властно-публичной деятельности государства можно, в частности, отнести бюджетное, налоговое, антимонопольное правонарушение, правонарушение в области деятельности органов пенсионного фонда РФ, а также в сфере исполнительного производства. Характерной особенностью всех этих правонарушений является то, что они совершаются в сфере властно-публичной административной деятельности государства и местного самоуправления и выражаются вне исполнении возложенных на физических и юридических лиц публично-правовых обязанностей или в нарушение ими запретов на совершение определенных действий, подрывающих основы публичного правопорядка.
2. по своему содержанию административная ответственность представляет собой применение к физическим и юридическим лицам, совершившим соответствующее правонарушение административно-правовых санкций, имущественного, финансового, организационного или личного характера, выражающих публичную негативную оценку противоправного поведения этих лиц и направленных на предупреждение совершения ими новых правонарушений. К числу таких санкций относятся административные наказания, предусмотренные КоАП РФ, а также санкции в виде штрафа и иных мер организационно-финансового воздействия на правонарушителей, предусмотренные отдельными федеральными законами, в том числе, банковским кодексом и налоговым кодексом РФ. В числе мер публично-правовой ответственности иногда называют такую меру воздействия на правонарушителей, как начисления пени за просрочку исполнения каких-либо обязанностей. Согласно ч.1 ст. 72 налогового кодекса РФ пеня является одним из способов обеспечения исполнения налогоплательщика обязанности по уплате налогов и сборов, и в силу этого не рассматривается в качестве меры налоговой ответственности. С нашей точки зрения, начисления пени за просрочку исполнения физическим или юридическим лицом какой-либо возложенной на него публично-правовой обязанности необходимо квалифицировать в качестве меры административной ответственности, поскольку ее применение преследует в том числе и такие цели как наказание правонарушителя и предупреждения о совершении новых правонарушений с его стороны и со стороны других лиц.
3. Меры административной ответственности применяются к лицам, совершившим соответствующее правонарушение, как правило, административными органами. Вместе с тем, в некоторых случаях, предусмотренных законодательством РФ меры административной ответственности могут применятся и судьями. В частности в соответствии со ст. 23. 1 КоАП РФ рассмотрение целого ряда административных правонарушений и соответственно назначение административных наказаний за их совершение отнесено к подведомственности судей судов общей юрисдикции, мировых судей и судей арбитражных судов. Согласно ст. 105 налогового кодекса РФ рассмотрение дел о взыскании налоговых санкций отнесено к подведомственности судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
4. Меры административной ответственности применяются компетентными административными органами и судьями к физическим и юридическим лицам, которые не находятся в организационном (служебном) подчинении этим органам и судьям.
5. Основания для привлечения физических и юридических лиц к административной ответственности, виды административно-правовых санкций и порядок их применения определяются нормами административного права, содержащимися как в КоАП РФ, так и в специальных федеральных законах, предусматривающих такую ответственность.
Все перечисленные признаки характерны для любых видов административной ответственности, применяемой к физическим и юридическим лицам, как на основании КоАП РФ, так и на основании иных специальных федеральных законах. С учетом указанных выше обстоятельств можно сделать вывод о том, что привлечение физических и юридических лиц к административной ответственности как метод административной деятельности, заключается в применении к этим лицам, совершившим административное, а также иные правонарушения в сфере властно-публичной административной деятельности государства и местного самоуправления, административно-правовых санкций в порядке предусмотренном нормами административного права.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации