Конспект лекций по предмету "Правоохранительные органы"

Узнать цену работы по вашей теме


Функции и учреждения Министерства юстиции — Российской Федерации

Функции и учреждения Министерства юстиции - Российской Федерации
Остановимся подробнее на основных функциях Министерства юстиции Российской Федерации.
Обеспечение нормотворческой деятельности органов государственной власти включает несколько направлений деятельности Министерства юстиции: экспертизу и координацию правотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти; юридическую оценку правовых актов субъектов Российской Федерации; учет и систематизацию действующего законодательства.
В соответствии с Положением Министерство юстиции координирует нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти, проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых этими органами на рассмотрение Президента и Правительства Российской Федерации.
Координационная функция осуществляется Министерством юстиции в двух формах: в тех случаях, когда подготовка проекта правового акта поручена Министерству юстиции с участием других ведомств и когда проект готовится другими ведомствами, а Министерство юстиции принимает участие в его подготовке. Так, например, в соответствии с графиком подготовки правовых актов Правительства РФ, необходимых для реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год», в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 марта 2001 г. должно быть подготовлено 46 проектов различных правовых актов и в работе над каждым из них в той или иной форме предусматривалось участие Министерства юстиции. Кроме того, Министерство юстиции имеет полномочия по собственной инициативе вносить на рассмотрение Президента и Правительства Российской Федерации проекты законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам собственной компетенции, а также предложения по реализации политики государства в сфере юстиции.
Юридическая экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам еще одна важная сторона обеспечения нормотворчества органов государственной власти регионов. Свой вклад в укрепление законности вносит и реализация полномочий Министерства юстиции на этом участке. В случае несоответствия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации Конституции Российской Федерации или федеральному закону Министерство юстиции представляет мотивированное заключение в соответствующий федеральный орган исполнительной власти. Отработан и дальнейший механизм ответственности. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в редакции от 4 июля 2003 г в случае неустранения допущенных нарушений Конституции Российской Федерации и федеральных законов установлена ответственность вплоть до прекращения (роспуска) представительных органов власти или отрешения от должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Государственный учет и систематизация действующего законодательства - функция, которая обеспечивает правотворческую деятельность не только самого Министерства юстиции, но и правовую информацию Президента, Правительства и иных федеральных органов исполнительной власти. В этих целях на базе общеправового классификатора отраслей законодательства осуществляется государственный учет правовых актов федерального уровня: законов, указов Президента, постановлений Правительства. Учет ведется на магнитных и бумажных носителях, каждый акт распределяется по предметам соответствующей отрасли законодательства и путем внесения необходимых поправок и уточнений поддерживается в контрольном состоянии.
Во исполнение Указа Президента РФ от 10 августа 2000 г. «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» (в ред. от 19 июня 2003 г.) и принятого в его развитие Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных актов субъектов Российской Федерации на Министерство юстиции возложена обязанность ведения этого регистра в целях обеспечения контроля за соответствием правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а также для получения гражданами и органами власти необходимой правовой информации.
Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляется Министерством юстиции в тех случаях, когда они затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина; устанавливают правовой статус организации или имеют межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законодательством Российской Федерации.
Выполняя возложенные на него полномочия, Министерство юстиции проверяет полноту отбора ведомственных нормативных актов, подлежащих государственной регистрации; осуществляет контроль за правильностью и своевременностью опубликования зарегистрированных им правовых актов; обобщает практику государственной регистрации и вносит Президенту и Правительству предложения об отмене или приостановлении нормативных правовых актов ведомств в случае их несоответствия действующему законодательству.
Координация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляется путем утверждения Министерством юстиции образцов бланков актов и бланков свидетельств о государственной регистрации. Министерство юстиции закрепляет за субъектами Российской Федерации серии бланков свидетельств о государственной регистрации, разрабатывает методические материалы по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния и содействует в повышении профессиональной подготовки работников органов загса.
Кроме упомянутых, к полномочиям Министерства юстиции отнесено осуществление функций государственного патентного ведомства; подготовка предложений по совершенствованию авторского права и смежных прав; правовая защита интересов государства в процессе правового оборота результатов научно-исследовательских работ специального и двойного назначения; выдача разрешений на открытие представительств иностранных юридических организаций на территории Российской Федерации.
Учреждения судебной экспертизы осуществляют экспертную деятельность под организационным и методическим руководством Министерства юстиции Российской Федерации в целях обеспечения достоверных обстоятельств, подлежащих доказыванию, по уголовным и гражданским делам, а также административным материалам.
Систему судебно-экспертных учреждений составляют Федеральный центр судебной экспертизы и 43 экспертных учреждения в регионах, включающие центральные (межрегиональные) лаборатории и лаборатории судебной экспертизы в субъектах Российской Федерации. Методическое руководство осуществляется Федеральным центром судебных экспертиз при Министерстве юстиции Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2001 г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 30 декабря 2001 г.) лаборатории судебной экспертизы проводят для судов, органов прокуратуры, внутренних дел федеральной службы безопасности и других правоохранительных органов криминалистические, трасологические, баллистические, почерковедческие и многие другие виды экспертиз.
Как уже отмечалось, функции Министерства юстиции Российской Федерации включают и решение вопросов, связанных с разработкой политики государственного регулирования и нормотворчества в сфере деятельности подведомственных Минюсту России федеральных служб.
Федеральная служба исполнения наказания. Органы и учреждения, исполняющие уголовные наказания, или, как их еще называют, пенитенциарные органы, были переданы в систему Министерства юстиции в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 1998 г., изданного во исполнение Федерального закона от 25 июля 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы».
На Министерство юстиции было возложено обеспечение исполнения уголовных наказаний; содержание подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей; их охрану, этапирование и конвоирование, а также контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. Система пенитенциарных учреждений возглавлялась соответствующим главным управлением Министерства юстиции, которое обеспечивало выполнение законодательства по вопросам деятельности уголовно-исполнительной системы и вносило руководству министерства предложения о создании, ликвидации, реорганизации соответствующих учреждений и по другим направлениям своей деятельности. В результате проведения административной реформы в системе Минюста была образована Федеральная служба исполнения наказаний.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации