Конспект лекций по предмету "Экономика ЕС"

Узнать цену работы по вашей теме


Техническое содействие Европейского Союза России

Особое место в сотрудничестве между ЕС и Россией занимают программы Технического содействия Содружеству Независимых Государств (ТАСИС). Они призваны содействовать использованию в России и других странах Содружества западноевропейского know how в различных секторах рыночной экономики и управления на федеральном, региональном и местном уровнях.
Решение об учреждении системы технического содействия СССР было принято в Брюсселе в декабре 1990 г., и в следующем году началась реализация первой программы. После распада СССР были приняты и введены в действие три индикативные программы технического содействия России, рассчитанные, соответственно, на 1992, 1993-1995 и 1996-1999 гг. В течение 1991-1998 гг. на реализацию программ было выделено 1200 млн. ЭКЮ; эти средства пошли на разработку и осуществление более 2000 конкретных проектов. Кроме того, Россия является участником Региональных программ ТАСИС, рассчитанных на все или несколько государств Содружества.
Первоначально в качестве приоритетных были избраны пять областей содействия: производство и распределение продовольствия, энергетика (включая ядерную безопасность), транспорт, финансовые услуги и обучение. На практике программы ТАСИС вышли далеко за эти пределы и распространяются на такие сферы как приватизация, поддержка малых и средних предприятий, создание рыночной инфраструктуры, организация службы социальной адаптации и трудоустройства безработных, совершенствование структуры и деятельности местной администрации и т.д.
В декабре 1999 г. Совет ЕС одобрил новую программу ТАСИС на 2000-2006 гг. Ее бюджет утвержден в сумме 3138 млн. ЭКЮ, из которых около трети предназначено для России.
Кроме того, ежегодно подписываются специальная Программа по содействию России и другим государствам СНГ в повышении безопасности ядерных электростанций, Межгосударственная программа и Программа содействия приграничному сотрудничеству. В их рамках финансируются проекты для нескольких (как правило, не менее трех) стран СНГ.

Основными составляющими Международной программы являются:

проекты в области охраны окружающей среды (поддержка
национальных экологических программ). Например, Программа действий в области экологии для всех стран СНГ, Программа Аральского моря, Программа для водных ресурсов Центральной Азии, Программа ликвидации последствий аварии Чернобыльской АЭС и др.;
проекты в области инфраструктуры (развитие транспортных и
энергетических сетей). Например, программы ТРАСЕКА (развитие транспортных коридоров Центральная Азия – Европа), ИННОГЕЙТ (оптимизация нефте- и газопроводной инфраструктуры) (Россия участвует только в качестве наблюдателя, исходя из того, что в рамках данной программы ЕС и ряд других стран-членов СНГ пытаются осуществить планы строительства сетей газо- и нефтепроводов в обход России);
ряд других проектов в таких областях, как сельское хозяйство, производство продуктов питания, борьба с преступностью, в т.ч. с наркобизнесом.
Программа приграничного сотрудничества начала действовать с 1996 г. Она осуществляется в сотрудничестве с другими программами ЕС, такими, как ИНТЕРРЕГ (ИНТЕРРЕГ – Инициатива ЕС о трансграничном сотрудничестве, включая энергетические сети. ИНТЕРРЕГ 2 была утверждена ЕК 15 июня 1994 г.).

Кроме того, средства программы ТАСИС используются для совместного финансирования других программ ЕС, располагающих собственным бюджетом:
Программа ЭКОС/УВЕРТЮР – поддержка мер по децентрализации административных функций и государственного управления в контексте перехода к рыночной экономике, Программа содействует также экономическому развитию регионов и региональной интеграции в Европе.
Программа «Коперник» – финансирование участия ученых и организаций стран ЦВЕ и бывшего СССР в совместных с организациями ЕС программах, которые могут быть использованы для перестройки экономики.
Программа ЕС ТАСИС активно сотрудничает с третьими странами и международными организациями с целью координации мер технического содействия, в том числе с американской программой USAID, с МБРР, МВФ (использование средств ТАСИС в проведении подготовительных мероприятий для получения займов), с G-8 – «большой восьмеркой» (проект ликвидации последствий аварии на ЧАЭС), с ЕБРР (на основе Бангкокского соглашения; соглашение о принципах сотрудничества между ЕБРР и КЕС, заключенное в октябре 1991 г., направлено на соединение консультативно-технического содействия ТАСИС и инвестиционных возможностей ЕБРР), консультативная поддержка ЕБРР), с Международным научно-техническим центром (МНТЦ) (создан в 1994 г. по инициативе США, ЕС, Японии и России). Цель МНТЦ – содействовать в переориентации ученых бывшего СССР, ранее занимавшихся разработкой оружия массового поражения, на реализацию гражданских программ. Секретариат Центра находится в Москве. Бюджет – 56 млн. экю (США – 26 млн. долл., Япония – 17 млн. долл., ЕС (программа ТАСИС – 20 млн. экю), с Международной ассоциацией содействия сотрудничеству с учеными стран СНГ (ИНТАС) (Ассоциация, объединяющая государства – члены ЕС, Норвегию и Швейцарию и имеющая целью содействовать совместным исследовательским проектам лабораторий стран СНГ и Европы) и др.
Оперативное руководство использованием средств, предоставляемым по программе ТАСИС, в ЕС возложено на КЕС (Гендиректорат 1А). В России общее руководство программой ТАСИС осуществляет национальный координатор, назначаемый правительством Российской Федерации (на уровне вице-премьера или министра экономики). Головным ведомством по вопросам программы ТАСИС является Минэкономики России. При Минэкономики действует Бюро по использованию консультационно-технического содействия ЕС, которое занимается вопросами обеспечения подготовки и реализации проектов.
С момента запуска программы ТАСИС (в 1991 г.) в России достигнут существенный прогресс в переходе к демократии и рыночной экономике. В этой связи перемены, произошедшие внутри страны и в ее отношениях с Европейским союзом (в связи со вступлением в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве начали эффективно функционировать учрежденные им органы сотрудничества), должны найти свое отражение в ориентации программы. Основное направление – превратить ТАСИС в инструмент не содействия, а партнерства и сотрудничества.
Россией подготовлен ряд конкретных предложений по совершенствованию программы ТАСИС. Они затрагивают вопросы как повышения эффективности содействия, так и определения его приоритетных направлений.
В настоящее время программа ориентирована в основном на предоставление экспертных и консультативных услуг и содержит ряд искусственных ограничений. В частности, неоправданно занижена доля бюджета проектов, которая может быть использована на приобретение оборудования и финансирование работ и услуг российских экспертов (всего 20% от объема финансирования против 70% в рамках программы ФАРЕ).
Как свидетельствует международный опыт (в том числе практика реализации программы ФАРЕ), более эффективным является сопряжение такого рода услуг с предоставлением инвестиционных кредитов. Представляется целесообразным в этой связи теснее увязать ТАСИС с программами привлечения инвестиций и деятельностью различных международных финансовых институтов (ЕБРР, ЕИБ и др.).
По-прежнему ограничено участие российской стороны в процессе принятия решений (ЕК стремится все сосредоточить в Брюсселе). Российские предприятия и организации слабо привлекаются к реализации самих проектов. В результате Россия лишается источника получения дополнительных валютных доходов. Выбор в ЕС проектов для финансирования не всегда носит объективный характер. У российских получателей техсодействия имеются нарекания к деятельности отобранных ЕС западноевропейских участников проектов. Значительная часть средств идет на оплату западных экспертов (около 80% бюджета ТАСИС). Российская сторона практически отстранена от участия в мониторинге эффективности реализуемых проектов.
По мнению России, которое доведено до ЕК, основными приоритетными программами ТАСИС после 2000 г. должны стать торговля и промышленность, финансы и статистика, людские ресурсы, сельскохозяйственное производство, энергетика, транспорт и телекоммуникации, окружающая среда и др.
Часть этих проблемных вопросов с реализацией программы должна быть решена недавно вступившими в силу «Общими правилами, применимыми к техническому содействию ЕС России». Эффективным механизмом подготовки решений по реализации технического содействия может стать Объединенный консультативный комитет по ТАСИС, созданный в рамках общей структуры органов сотрудничества Россия-ЕС. Кроме того, имеется в виду создать в рамках Правительственной комиссии Российской Федерации по сотрудничеству с Европейским союзом специальную группу по использованию программы ТАСИС.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации