Конспект лекций по предмету "Педагогика"

Узнать цену работы по вашей теме


Лекция 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИННОВАЦИИ

Что такое педагогическая технология? На этот вопрос имеется множество, порой не совпадающих друг с другом ответов. Это говорит о том, что теория и практика педагогических технологий только еще разрабатывается и является в педагогике новым объектом изучения. Согласно словарю С.И. Ожегова, технология - это совокупность про­цессов в определенной отрасли производства, а также научное описа­ние способов производства. Технология (от греч. techne- искусство, ма­стерство, умение и ...логия, от греч. logos - слово, учение) - совокуп­ность методов, осуществляемых в каком-либо процессе. Отсюда, педа­гогическая технология - это совокупность правил и соответствующих им педагогических приемов и способов воздействия на развитие, обу­чение и воспитание школьника.
Во многих международных изданиях, посвященных педагогичес­кой технологии, можно обнаружить такое ее понимание: “педагогиче­ская технология - это не просто использование технических средств обучения или компьютеров; это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа фак­торов, повышающих образовательную эффективность, путем констру­ирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов” (Цит. по кн. 4, с. 17). Суть такого под­хода заключена в идее полной управляемости работы школы или дру­гого образовательного учреждения. По характеристике японского уче­ного-педагога Т. Сакамото, педагогическая технология представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления, который можно иначе назвать “систематизацией образования” (там же).
М.И.Махмутов таким образом раскрывает смысл понятия педаго­гической технологии: “технологию можно представить как более или менее жестко запрограммированный (алгоритмизированный) процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, гарантирующий достиже­ние поставленной цели” (5, с. 5).
В данном определении педагогической технологии внимание обра­щается на структуру взаимодействия учителя и учащихся - этим опре­деляются собственно и способы воздействия на учащихся, и результаты этого воздействия. Слова “жестко запрограммированный” вроде бы освобождают педагога от необходимости мыслить: бери какую-либо известную технологию и применяй в своей деятельности. Без педаго­гически развитого мышления, без учета многих факторов педагогиче­ского процесса и возрастных и индивидуальных особенностей учащих­ся любая технология не выполнит своего назначения и не даст должно­го результата. “Запрограммированный” и означает, что прежде чем применять ту или иную технологию, необходимо изучить все ее особен­ности, на что она направлена, во имя чего она применяется, каким педагогическим концепциям соответствует, какие задачи она может помочь решить в определенных условиях учителю. Недаром говорят: учитель, освоивший педагогическую технологию, - это человек, вла­деющий педагогическим мастерством.
Любая технология в той или иной мере направлена на реализа­цию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагоги­ческая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой. Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям: по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции), по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности), по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты), по функциям учителя, которые он осуществ­ляет с помощью технологии (диагностические функции, функции упра­вления конфликтными ситуациями), по тому, какую сторону педагоги­ческого процесса “обслуживает” конкретная технология и т.д..
При определении статуса педагогической технологии полезно со­отнести ее с той научной концепцией, которая лежит в ее основе, ука­зать номенклатуру целей, достигаемых с ее помощью, и определить су­щностные ее признаки. Признаками педагогической технологии являю­тся: цели (во имя чего необходимо учителю ее применять); наличие диагностических средств; закономерности структурирования взаимо­действия учителя и учащихся, позволяющие проектировать (програм­мировать) педагогический процесс; система средств и условий, гаран­тирующих достижение педагогических целей; средства анализа про­цесса и результатов деятельности учителя и учащихся. В связи с этим неотъемлемыми свойствами педагогической технологии являются ее целостность, оптимальность, результативность, применимость в реаль­ных условиях школы.
Раскроем содержание каждого признака и свойства.
Целевой признак указывает на то, чего можно достичь, применяя конкретную технологию, в развитии индивидуальности, в воспитании личности, в обучении школьника. Обеспеченность технологии диагно­стическими средствами помогает учителю отслеживать процесс и резу­льтаты педагогических воздействий. Средства анализа и самоанализа позволяют учителю оценить свои действия и деятельность учащихся по саморазвитию и самовоспитанию, оценить их результативность. Цели, средства педагогической диагностики и анализ результативности по­могают оценить технологию со стороны ее эффективности и целесооб­разности. Например, среди учителей начальной школы популярны были так называемые нестандартные уроки - аукционы. Смысл их зак­лючается в следующем: учитель в целях активизации деятельности уча­щихся предлагает им ряд заданий, а кто решит быстрее, тот получит награду. Здесь есть все разобранные нами признаки технологии - цель, диагностика и результат. Только вот какой результат? Эффективна ли такая технология? Если такие уроки могут стимулировать развитие стремления не к знаниям, а к получению материальной награды, вызывать жадность у детей, можно ли их назвать педагогически эффективными и целесообразными?
Следующая существенная группа признаков педтехнологии - за­кономерности структурирования взаимодействия учителя и учащихся и отбор и применение на их основе педагогических средств. Зачастую учитель учитывает различные требования, методические рекоменда­ции, инструкции и пр. и не всегда замечает того, что хотят его подопе­чные, каковы их интересы, потребности. В таких случаях ни одна тех­нология не поможет учителю добиться своих целей. Деятельность пе­дагога (его цели, потребности и мотивы, действия, средства и условия их применения и т.д.) должна соотноситься, соответствовать деятель­ности школьника ( его целям, возможностям, потребностям, интересам, мотивам, поступкам и т.д.). Только на такой основе учитель отбирает и применяет средства педагогического воздействия. Структурирование взаимодействия учителя и учащихся и применение педагогических средств выражают самые ключевые характеристики педагогической те­хнологии - гарантированное достижение целей.
Наличие указанных признаков определяет свойства педтехноло­гии. Технология должна быть целостной - это означает, что она долж­на отвечать всем выделенным признакам. Только в этом случае техно­логия будет совершенной, завершенной и эффективной. Многие автор­ские технологии, разработанные учителями, часто не обладают свойст­вом целостности: зачастую акцентируется внимание на каком-либо до­стоинстве, находке в опыте учителя и не берутся во внимание осталь­ные признаки технологии. Например, в начале своей деятельности В.Ф.Шаталов предложил такое эффективное средство, как опорные ко­нспекты (сигналы). Но многие практики поторопились назвать это средство технологией, попытались в таком виде заимствовать опыт Шаталова, но не у всех получались такие же результаты, как у автора. В дальнейшем и сам Шаталов, и его последователи пополнили опор­ные конспекты другими компонентами, свойственными педагогиче­ским технологиям, и разработали одну из совершенных педтехнологий. Этот факт говорит о том, что не всякую находку можно отнести к тех­нологии. Главное заключается в том, что гарантированное достижение цели дает только целостная технология.
Другим важным свойством педтехнологии является ее оптималь­ность. Термин оптимальный (от лат. слова optimus - наилучший) зна­чит наиболее соответствующий определенным условиям и задачам. Ю.К.Бабанский выделил несколько критериев оптимальности педаго­гического процесса. Применяя эти критерии, можно утверждать, что педтехнология будет оптимальной, если:
• ее применение способствует достижению каждым школьником уровня обученности, развитости и воспитанности в зоне его ближайшего развития;
• ее применение не превышает научно обоснованных затрат вре­мени учителя и учащихся, то есть дает максимально возможные в дан­ных условиях результаты за промежутки времени, определенных стан­дартом образования и уставом школы.
Важно обратит внимание и на такие свойства технологии, как ее результативность и применимость. Результат применения технологии - это изменения в развитии, обученности и воспитанности учащегося, происшедшие под доминирующим влиянием данной технологии за оп­ределенное время. Очевидно, что две технологии могут быть сравнимы по их результативности и другим свойствам.
Не всякая технология может быть применена каждым учителем, много зависит от опыта работы учителя, его педагогического мастерс­тва, методической и материальной обеспеченности педагогического процесса и др. Поэтому при описании или изучении конкретной тех­нологии необходимо обратить внимание на воспроизводимость ее в определенных условиях школы.
Таким образом, педагогическая технология - это не дидактика, не теория воспитания, это и не методика обучения или воспитания. Спе­цифика педагогической технологии состоит в том, что построенный на ее основе педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Второе отличие технологии заключается в струк­турировании (алгоритмизации) процесса взаимодействия учителя и учащихся, что не находит отражения ни в дидактике, ни в теории вос­питания, ни в методиках преподавания.
Много ли может быть технологий? В принципе технологий может быть много, так как они могут различаться по разным основаниям - в зависимости от базовой концепции, от целей, применяемых средств и пр. При этом каждой научной концепции может соответствовать нес­колько технологий, ее реализующих. Кроме того, разрабатываются но­вые концепции и соответствующие им технологии: компьютерного, блочно-модульного, концентрированного обучения и пр.
Любая научная концепция для того, чтобы она “работала” в педа­гогическом процессе, нуждается в соответствующей ей технологии. Причем каждой из них может соответствовать несколько технологий. Отсюда следует, что педагогических технологий может быть значите­льно больше, чем научных концепций. Они разрабатываются как уче­ными, так и учителями. Поэтому в практике существует достаточное их количество, другое дело, что не все их можно назвать технологиями, так как не всегда они обладают признаками и свойствами педагогиче­ских технологий.
Автором представлены следующие концепции и технологии: педа­гогика индивидуальности и технология ее формирования (2), система проблемного обучения и его технология (часть 2), концепция моти­ва­ционного обеспечения учебного процесса и ее технология (2, часть 3), педагогическая конфликтология и технология управления конфлик­тными ситуациями (часть 3). В педагогике кроме того существуют ав­торские педагогические технологии И.П. Иванова, Л.А. и Б.П. Ники­тиных, В.Ф.Шаталова, Р. и Д. Байярдов и др. Многие технологии еще только разрабатываются.
В последние годы все большее значение приобретает новая об­ласть знания - педагогическая инноватика. Это сфера науки, изучаю­щая новые технологии, процессы развития школы, новую практику об­разования. Слово “инновация” происходит от латинского inovatis: in - в, novus - новый и в переводе означает обновление, новинку, измене­ние. Педагогическая инновация - это изменения, направленные на улу­чшение развития, воспитания и обучения школьников.
Инновации в образовании, понимаемые в широком смысле как внесение нового, как изменение, совершенствование и улучшение суще­ствующего, можно охарактеризовать как имманентную характеристи­ку образования, вытекающую из его основного смысла, сущности и значения. Ведь новизна любого средства относительна как в личност­ном, так и во временном плане. То, что ново для одной школы, одного учителя, может быть пройденным этапом для других. Новизна всегда носит конкретно-исторический характер. Не имеет значения, являются ли в настоящее время идея, концепция, технология объективно новыми или нет, можно определить время, когда они были объективно новыми (например новой в свое время была классно-урочная система Коменс­кого). Рождаясь в конкретное время, прогрессивно решая задачи опре­деленного этапа, новшество быстро может стать достоянием многих, нормой, общепринятой массовой практикой или отжить, устареть, стать тормозом развития в более позднее время. Поэтому учителю ну­жно постоянно следить за новшествами в образованиями и осуществ­лять инновационную деятельность. К основным функциям инноваци­онной деятельности учителя относятся прогрессивные (так называемые бездефектные) изменения педагогического процесса и его компонентов: изменение в целях (например, новой целью является развитие индиви­дуальности школьника - см.: 2), изменение в содержании образования (см. новые стандарты образования), новые средства обучения (компью­терное обучение), новые идеи воспитания (Ю.П.Азаров, Д.Байярд, Б.Спок), новые способы и приемы обучения (В.Ф.Шаталов), развития (В.В.Давыдов, Л.В.Занков), воспитания младших школьников (Ш.А.Амонашвили) и т.д.
В основание классификации инноваций можно положить опреде­ленные критерии, на основе которых она будет проводиться. Первый критерий связан с областью, в которой осуществляются новшества. Вторым общим критерием можно считать способ возникновения нова­торского процесса, третьим - широту и глубину новаторских меропри­ятий, а четвертым - основу, на которой проявляются, возникают нов­шества. По первому критерию, то есть в зависимости от того, в какой области, в каком секторе образования проводятся нововведения (что обновляется), можно выделить следующие инновации: 1) в содержании образования, 2) в технологии, 3) в организации, 4) в системе и управле­нии, 5) в образовательной экологии.
В зависимости от способа осуществления нововведений (второй критерий) их можно разделить на а) систематические, плановые, зара­нее задуманные; б) стихийные, спонтанные, случайные. В зависимости от широты и глубины новаторских мероприятий можно говорить о а) массовых, крупных, глобальных, стратегических, систематических, ра­дикальных, фундаментальных, существенных, глубоких и др.; б) час­тичных, малых, мелких и т.п. Новшества в образовательной экологии относятся к архитектуре школьных объектов, их комплексов, местоположению и социальному окружению.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации