Конспект лекций по предмету "Буддизм"

Узнать цену работы по вашей теме


МЕНТАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ

Асанга в своем труде «Антология Абхидхармы» насчитывает пятьдесят один ментальный фактор. В их число входят пять вездесущих факторов110, пять определяющих факторов111, одиннадцать благих факторов112, шесть коренных омрачений113, двадцать вторичных омрачений114 и четыре изменчивых фактора115. Пять первых факторов сопутствуют любому сознанию и, следовательно, именуются вездесущими. Вот они:
1. Ощущение116, состоящее из приятных, болезненных и нейтральных ощущений. В данном контексте ощущение есть не ощущаемый объект, но то сознание, что ощущает.
2. Различение117, то есть разделение объектов на «этот — такой, а тот — такой».
3. Намерение,118 или внимание, направляющее ум к объекту.
4. Ментальное вовлечение119, то есть фактор, привлекающий ум к объекту.
5. Соприкосновение120, посредством которого объект определяется как привлекательный, непривлекательный или нейтральный.
При определении пяти скандх только два ментальных фактора из пятидесяти одного — ощущение и различение — рассматриваются как отдельные скандхи. Как сказано в «Сокровищнице Абхидхармы»121 Васубандху, тому есть две причины: во-первых, желание избавиться от боли и получить взамен приятные ощущения приводит к ссорам между людьми; во-вторых, различные представления о предметах — «это такое-то и такое-то, но не другое» и «это мое, а не твое» — служат основой всех диспутов между философскими системами. Именно поэтому входящие в пять скандх ощущение и различение рассматриваются отдельно. В «Сокровищнице Абхидхармы »122 Васубандху дает очень ясное представление о пяти скандхах, двенадцати опорах восприятия* и восемнадцати составляющих**.
__________
* Санскр. аятана.
** Санскр. дхату.
Следующая группа ментальных факторов называется определяющими, так как они имеют дело со специфическими признаками объекта. Вот они:
1. Устремление123, то есть поиск объекта.
2. Убежденность124, то есть фактор принятия объекта за то, в качестве чего он был удостоверен*.
3. Внимательность125, то есть памятование об объекте, удержание его в уме.
4. Сосредоточение126, или однонаправленность ума. Имеется в виду не высшее медитативное сосредоточение — шаматха, а незначительный фактор однонаправленности, или устойчивости, ума, которым мы обладаем уже сейчас.
5. Знание (или мудрость)127 — то, что подвергает объект анализу.
В следующую группу входят одиннадцать благих ментальных факторов:
1. Вера128.
2. Совесть129, помогающая человеку избегать неправедного поведения как несовместимого с собственными взглядами.
3. Чувство стыда130, позволяющее избегать неправедного поведения из опасения вызвать неодобрение других.
4. Непривязанность131, которая рассматривает желание как порок и тем самым намеренно обуздывает его.
5. Не-ненависть132, которая рассматривает ненависть как порок и тем самым намеренно обуздывает ее.
6. Не-неведение133, которое рассматривает неведение как порок и тем самым намеренно устраняет его.
7. Усердие134, то есть воодушевленное стремление к добродетели.
8. Податливость135, то есть услужливость тела и ума, возникшая в результате развития сосредоточения.
9. Самодисциплина136, то есть изучение и проверка самого себя, что крайне важно для ежедневной практики.
10. Равностность137.
11. Непричинение вреда138.
__________
* Функция убежденности — не позволять уму попадать под воздействие другого воззрения. Например, анализируя учителей, в том числе Будду, чтобы выяснить, кто из них является прибежищем, не способным на обман, мы удостоверяем тот факт, что только Будда является Учителем подобного Прибежища. Затем, когда наше достоверное познание установит, что Учение Будды и его духовная община, постигающая это Учение, также не могут ввести в заблуждение, в нас зародится прочная убежденность в том, что они — конечные объекты Прибежища. См. Jeffrey Hopkins, Meditation on Emptiness. Wisdom Publications. Boston, 1996, р. 246.
Вышеупомянутые одиннадцать факторов относятся к благим ментальным факторам, так как они добродетельны по своей сути. Далее различают шесть коренных омрачений:
1. Желание139, то есть привязанность к внешним или внутренним объектам.
2. Гнев140, то есть ненависть, основанная на одном из девяти источников порождения вредоносных намерений. Что это за источники? Тот, кто навредил себе, вредит себе, либо навредит себе; тот, кто навредил своему другу, вредит своему другу, либо навредит своему другу; и тот, кто помог своему врагу, помогает своему врагу или же поможет врагу. Таковы девять источников возникновения гнева.
3. Гордость141, которая проявляется в семи ее разновидностях. Одна из них — гордые помыслы о (самосущем) «я». Вторая — раздуваясь от спеси, свысока смотреть на тех, кто ниже, или же воображать, что превосходишь равных тебе. Еще одна разновидность гордости — считать, что ты лишь чуть ниже тех, кто на самом деле значительно тебя превосходит, при этом воображая: «Я знаю почти столько же, сколько и такой-то». Бывает еще и запредельная гордость, когда человек считает себя выше даже достойнейших из достойных. Существует и гордость того, кто воображает, будто обладает даром ясновидения, хотя это не так, или же полагает, что обрел сверхъестественные силы, тогда как в действительности, к примеру, одержим духом.
4. Неведение142, которое в данном контексте являет собой непостигающее сознание, мешающее человеку узреть истинную форму существования объектов. Согласно Асанге, если брать в расчет виды сознания, неверно воспринимающие истину, и те, что просто не ведают истины, то неведение есть то сознание, что не ведает истины. Однако согласно Дхармакирти и Чандракирти, неведение — это сознание, неверно воспринимающее природу вещей.
5. Сомнение143. Согласно одному толкованию, всякое сомнение обязательно является омраченным, в то время как по другому — не обязательно.
6. Омрачающие воззрения144, то есть анализирующий ум, пришедший к неверному заключению и посему являющийся омрачающим. Поскольку ложные воззрения делятся на пять видов, считается, что есть десять категорий коренных омрачений — пять не-воззрений и пять омрачающих воззрений. К последним относятся следующие:
1. Воззрение, которое рассматривает преходящее собрание (скандх) как самосущие «я» и «мое»145. Это омрачающее познание, которое, наблюдая подверженное распаду собрание психофизических совокупностей, воспринимает их как самосущее «я» и самосущее «мое».
2. Крайние взгляды146. Это омрачающее познание, которое считает «я», порожденное вышеуказанным взглядом на преходящее собрание (скандх), либо постоянным, незыблемым и неизменным, либо никак не связанным с будущей жизнью. Эти два воззрения называются, соответственно, крайностью этернализма и крайностью нигилизма.
3. Представление о дурном воззрении как о превосходном147. Это омрачающее познание, которое, воспринимая воззрение о преходящем собрании как о самосущих «я» и «мое», либо крайние взгляды, либо скандхи, на которых базируются подобные воззрения, считает их превосходными.
4. Представление о порочной этике и порочном поведении как о превосходных148. Это омрачающее познание, которое, наблюдая либо порочные этические системы, либо поведение, сходное с поведением собак или других животных, или же наблюдая скандхи, на основе которых возникает всё вышеупомянутое, считает подобное превосходным.
5. Ложные взгляды149, то есть омрачающее познание, отрицающее то, что в действительности существует, и приписывающее существование тому, чего не существует. В классификации десяти недобродетелей ошибочное воззрение соответствует только первой части этого определения, но здесь, в контексте пяти омрачающих воззрений, оно характеризуется обоими признаками.
Таковы пять омрачающих воззрений, которые вкупе с пятью омрачающими не-воззрениями составляют то, что именуется десятью тонкими факторами, усугубляющими омраченность150. В тех случаях, когда пять омраченных воззрений рассматриваются в качестве одной категории, выделяют шесть тонких факторов, усугубляющих омраченность. Кроме того, различают двадцать вторичных омрачений:
1. Враждебность151, вызванная гневом.
2. Недовольство152.
3. Сокрытие пороков*153.
4. Злобная речь154, которая подобна враждебности, но выражена словами**.
5. Зависть155 или ревность.
6. Жадность156, скупость.
7. Обман157, когда человек притворяется, что обладает отсутствующими у него благими качествами.
8. Притворство158, то есть сокрытие своих пороков***.
9. Надменность159, то есть кичливость, самодовольство, самолюбование.
10. Злонамеренность160.
11. Бессовестность161.
12. Бесстыдство162, то есть игнорирование чужого мнения.
13. Вялость163, апатия, то есть омраченность и отсутствие всяких мыслей****.
14. Возбужденность164, то есть сумбурное стремление ума к объекту желания.
15. Неверие165.
16. Лень166.
17. Недисциплинированность167.
18. Забывчивость168.
19. Невнимательность169.
20. Отвлечение170.
__________
* Вызванное неведением желание скрыть свой порок, когда на него указывает другой человек, например, духовный наставник. См. Jeffrey Hopkins, Meditation on Emptiness. Wisdom Publications. Boston, 1996, р. 263.
** Вызванное враждебностью и недовольством желание говорить грубые слова человеку, указавшему на недостаток. См. там же.
*** Желание скрыть свои пороки от других, вызванное жаждой получать от других материальные блага и услуги. См. там же, с. 264.
**** Тяжесть и неподатливость тела и ума, связанные с неведением. См. там же, с. 265.
В следующую группу входят изменчивые ментальные факторы, то есть те, что меняются в зависимости от намерения и сопровождающих их видов ума:
1. Сон171. Если перед засыпанием ваш ум добродетелен, фактор сна также будет добродетельным, но если перед сном ваш ум недобродетелен, занят омраченной деятельностью, фактор сна также будет недобродетельным.
2. Раскаяние172, то есть фактор сожаления. Если человек сожалеет о совершённом им добродетельном поступке, подобное раскаяние недобродетельно, тогда как сожаление о недобродетельном поступке добродетельно.
3. Исследование173, то есть получение общего представления об объектах.
4. Анализ174, то есть подробное рассмотрение объектов. Нравственная оценка исследования и анализа меняется в зависимости от контекста: будучи направлены на объекты вожделения и ненависти, они недобродетельны, но если их применяют в отношении благих объектов, то и сами они добродетельны.
Это подводит нас к завершению обсуждения темы пятидесяти одного ментального фактора, подробно раскрытой в «Антологии Абхидхармы» Асанги. Вышеупомянутые классификации не включают в себя все ментальные факторы, их гораздо больше. Все перечисленные факторы сходны в одном: по своей природе они являются сознанием, однако рассматриваются по отдельности с точки зрения выполняемых ими функций.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации