Конспект лекций по предмету "Психоанализ"

Узнать цену работы по вашей теме


ВОСЬМАЯ ЛЕКЦИЯ

ДЕТСКИЕ СНОВИДЕНИџ Уважаемые дамы и господа! У нас возникло впечатление, что мы слишкомушли вперед. Вернемся немного назад. Прежде чем мы предприняли последнююпопытку преодолеть с помощью нашей техники трудности искажения сновидения,мы поняли, что лучше было бы ее обойти, взяв такие сновидения, если ониимеются, в которых искажение отсутствует или оно очень незначительно. Приэтом мы опять отойдем от истории развития наших знаний, потому что вдействительности на существование таких свободных от искажения сновиденийобратили внимание только после последовательного применения техникитолкования и проведения анализа искаженных сновидений. Сновидения, которые нам нужны, встречаются у детей. Они кратки, ясны,не бессвязны, не двусмысленны, их легко понять, и все-таки это сновидения.Но не думайте, что все сновидения детей такого рода. И в детском возрастеочень рано наступает искажение сновидений; записаны сновиденияпяти-восьмилетних детей, которые имеют все признаки более поздних. Но есливы ограничитесь возрастом с начала известной душевной деятельности дочетвертого или пятого года, то встретитесь с рядом сновидений, которые имеют такназываемый инфантильный характер, а затем отдельные сновидения такого родаможно найти и в более поздние детские годы. Даже у взрослых при определенныхусловиях бывают сновидения, похожие на типично инфантильные. Используя эти детские сновидения, мы с легкостью и уверенностью сделаемвыводы о сущности сновидения, которые, хотим надеяться, будут существеннымии общими [для всех сновидений].1 1. Для понимания этих сновидений не требуется анализ и использованиенашей техники. Не надо и расспрашивать ребенка, рассказывающего своесновидение. Достаточно немного дополнить сновидение сведениями из жизниребенка. Всегда имеется какое-нибудь переживание предыдущего дня,объясняющее нам сновидение. Сновидение является реакцией душевной жизни восне на это впечатление дня. Мы хотим предложить вам несколько примеров, чтобы сделать еще некоторыевыводы. а) 22-месячный мальчик как поздравитель должен преподнести корзинувишен. Он делает это с явной неохотой, хотя ему обещают, что он сам получитнесколько вишен. Утром он рассказывает свой сон: Ге(р)ман съел все вишни. ---------------------------------------- 1 Обращение Фрейда к детским сновидениям было обусловлено его общей(заимствованной из эволюционной концепции) установкой о том, что впростейших психических формах, не осложненных последующим развитиемличности, общие закономерности динамики неосознаваемых мотивов выступают вболее резком типичном выражении. Факты иллюзорной реализации потребностей в образах сновиденийиспользовались Фрейдом для подкрепления своей общей теории, строящейся напротивоположении влечений личности условиям ее существования в реальноммире. б) Девочка 3 1/4 лет впервые катается на лодке по озеру. Когда надобыло выходить из лодки, она не хотела этого сделать и горько расплакалась.Ей показалось, что время прогулки прошло слишком быстро. На следующее утроона сказала: Сегодня ночью я каталась по озеру. Мы могли бы прибавить, чтоэта прогулка длилась дольше. в) 5 1/4-летнего мальчика взяли с собой на прогулку в Эшернталь близГаллштатта. Он слышал, что Галлштатт расположен у подножия Дахштейна. К этойгоре он проявлял большой интерес. Из своего дома в Аусзее он мог хорошовидеть Дахштейн, а в подзорную трубу можно было разглядеть на немСимонигютте. Ребенок не раз пытался увидеть ее в подзорную трубу,неизвестно, с каким успехом. Прогулка началась в настроении радостногоожидания. Как только появлялась какая-нибудь новая гора, мальчик спрашивал:это Дахштейн? Чем чаще он получал отрицательный ответ, тем большерасстраивался, потом совсем замолчал и не захотел даже немного пройти кводопаду. Думали, что он устал, но на следующее утро он радостно рассказал:сегодня ночью я видел во сне, что мы были на Симонигютте. Он участвовал впрогулке, ожидая этого момента. О подробностях он только сказал, что ужеслышал раньше: поднимаются шесть часов вверх по ступенькам. Этих трех сновидений достаточно, чтобы получить нужные нам сведения. 2. Мы видим, что эти детские сновидения не бессмысленны; это понятные,полноценные душевные акты. Вспомните, что я говорил вам по поводумедицинского суждения о сновидении: это то, что получается, когда не знающиймузыки беспорядочно перебирает клавиши пианино. Вы не можете не заметить,как резко эти детские сновидения противоречат такому пониманию. Но неслишком ли странно, что ребенок в состоянии во сне переживать полноценныедушевные акты, тогда как взрослый довольствуется в том же случае судорожнымиреакциями. У нас есть также все основания предполагать, что сон ребенкалучше и глубже. 3. Эти сновидения лишены искажения, поэтому они не нуждаются втолковании. Явное и скрытое сновидение совпадают. Итак, искажение сновиденияне есть проявление его сущности. Смею предположить, что у вас при этомкамень свалился с души. Но частицу искажения сновидения, определенноеразличие между явным содержанием сновидения и его скрытыми мыслями мы посленекоторого размышления признаем и за этими сновидениями. 4. Детское сновидение является реакцией на переживание дня, котороеоставило сожаление, тоску, неисполненное желание. Сновидение дает прямое,неприкрытое исполнение этого желания. Вспомните теперь наши рассуждения ороли физических раздражений, внешних и внутренних, как нарушителей сна ипобудителей сновидений. Мы узнали совершенно достоверные факты по этомуповоду, но таким образом могли объяснить лишь небольшое число сновидений. Вэтих детских сновидениях ничто не свидетельствует о действии такихсоматических раздражений; в этом мы не можем ошибиться, так как сновидениясовершенно понятны и в них трудно чего-нибудь не заметить. Однако это незаставляет нас отрицать происхождение сновидений от раздражений. Мы толькоможем спросить, почему мы с самого начала забыли, что, кроме физических,есть еще и душевные раздражения, нарушающие сон? Мы ведь знаем, что этиволнения больше всего вызывают нарушение сна у взрослого человека, мешаяустановить душевное состояние засыпания, падения интереса к миру. Человекуне хочется прерывать жизнь, он продолжает работу над занимающими еговещами и поэтому не спит. Для ребенка таким мешающим спать раздражениемявляется неисполненное желание, на которое он реагирует сновидением. 5. Отсюда мы кратчайшим путем приходим к объяснению функции сновидения.Сновидение, будучи реакцией на психическое раздражение, должно бытьравнозначно освобождению от этого раздражения, так что оно устраняется, асон может продолжаться. Как динамически осуществляется это освобождениеблагодаря сновидению, мы еще не знаем, но уже замечаем, что сновидениеявляется не нарушителем сна, как это ему приписывается, а оберегает его,устраняет нарушения сна. Правда, нам кажется, что мы лучше спали бы, если быне было сновидения, но мы не правы; в действительности без помощи сновидениямы вообще бы не спали. Ему мы обязаны, что проспали хотя бы и так. Оно немогло немного не помешать нам, подобно ночному сторожу, который не можетсовсем не шуметь, прогоняя нарушителей покоя, которые хотят разбудить насшумом. 6. Главной характерной чертой сновидения является то, что онопобуждается желанием, исполнение этого желания становится содержаниемсновидения. Другой такой же постоянной чертой является то, что сновидение непросто выражает мысль, а представляет собой галлюцинаторное переживаниеисполнения желания. Я желала бы. кататься по озеру, гласит желание,вызывающее сновидение, содержание сновидения: я катаюсь по озеру. Различиемежду скрытым и явным сновидением, искажение скрытой мысли сновиденияостается и в этих простых детских сновидениях, и это -- превращение мысли впереживание. При толковании сновидения надо прежде всего обнаружить именноэто частичное изменение. Если бы эта характерная черта оказалась общей всемсновидениям, то приведенный выше фрагмент сновидения: я вижу своего брата вящике -- надо было бы понимать не как "мой брат ограничивается", а как "яхотел бы, чтобы мой брат ограничился, мой брат должен ограничиться".Очевидно, что из двух приведенных характерных черт сновидения у второйбольше шансов быть признанной без возражений, чем у первой. Толькомногочисленные исследования могут установить, что возбудителем сновидениядолжно быть всегда желание, а не опасение, намерение или упрек, но другаяхарактерная черта, которая заключается в том, что сновидение не простопередает это раздражение, а прекращает, устраняет, уничтожает его при помощиособого рода переживания, остается непоколебимой. 7. Исходя из этих характерных черт сновидения, мы можем опять вернутьсяк сравнению сновидения с ошибочным действием. В последнем мы различалинарушающую и нарушенную тенденцию, а ошибочное действие было компромиссоммежду обеими. Та же самая схема подходит и для сновидения. Нарушеннойтенденцией в ней может быть желание спать. Нарушающую тенденцию мы заменяемпсихическим раздражением, то есть желанием, которое стремится к своемуисполнению, так как до сих пор мы не видели никакого другого психическогораздражения, нарушающего сон. И здесь сновидение является результатомкомпромисса. Спишь, но переживаешь устранение желания; удовлетворяешьжелание и продолжаешь спать. И то и другое отчасти осуществляется, отчастинет. 8. Вспомните, как мы пытались однажды найти путь к пониманию сновиденийисходя из очень понятных образований фантазии, так называемых "снов наяву".Эти сны наяву действительно являются исполнением желаний, честолюбивых иэротических, которые нам хорошо известны, но они мысленные, и хотя живопредставляются, но никогда не переживаются галлюцинаторно. Таким образом, издвух характерных черт сновидения здесь остается менее достоверная, в товремя как вторая, зависящая от состояния сна и не реализуемая вбодрствовании, совершенно отпадает. И в языке есть также намек на то, чтоисполнение желания является основной характерной чертой сновидения. Междупрочим, если переживание в сновидении является только превращеннымпредставлением, т. е. "ночным сном наяву", возможным благодаря состояниюсна, то мы уже понимаем, что процесс образования сновидения может устранитьночное раздражение и принести удовлетворение, потому что и сны наявуявляются деятельностью, связанной с удовлетворением, и ведь только из-заэтого им и отдаются. Не только это, но и другие общеупотребительные выражения имеют тот жесмысл. Известные поговорки утверждают: свинье снится желудь, гусю --кукуруза; или спрашивают: что видит во сне курица? Просо. Поговорка идет,следовательно, дальше, чем мы, -- от ребенка к животному -- и утверждает,что содержание сна является удовлетворением потребности. Многие выражения,по-видимому, подтверждают это, например: "прекрасно, как во сне", "этого иво сне не увидишь", "я бы не мог себе это представить даже в самомнеобычайном сне". Употребление в языке таких выражений, очевидно, говорит внашу пользу. Правда, есть страшные сновидения и сновидения с неприятным илибезразличным содержанием, но их словоупотребление и не коснулось. Хотя мы иговорим о "дурных" снах, но для нашего языка сновидение все равно остаетсятолько исполнением желания. Нет ни одной поговорки, которая бы утверждала,что свинья или гусь видели во сне, как их закалывают. Конечно, немыслимо, чтобы столь характерная черта сновидения,выражающаяся в исполнении желания, не была бы замечена авторами, писавшими основидениях. Это происходило очень часто, но ни одному из них не пришло вголову признать ее общей характерной чертой и считать это ключевым моментомв объяснении сновидений. Мы можем себе хорошо представить, что их могло отэтого удерживать, и еще коснемся этого вопроса. Но посмотрите, сколько сведений мы получили из высоко оцененных намидетских сновидений и почти без труда. Функция сновидения как стража сна, еговозникновение из двух конкурирующих тенденций, из которых одна остаетсяпостоянной -- желание сна, а другая стремится удовлетворить психическоераздражение; доказательство, что сновидение является осмысленным психическимактом; обе его характерные черты: исполнение желания и галлюцинаторноепереживание. И при этом мы почти забыли, что занимаемся психоанализом. Кромесвязи с ошибочными действиями в нашей работе не было ничего специфического.Любой психолог, ничего не знающий об исходных предположениях психоанализа,мог бы дать это объяснение детских сновидений. Почему же никто этого несделал? Если бы все сновидения были такими же, как детские, то проблема была бырешена, наша задача выполнена, и не нужно было бы расспрашивать видевшегосон, привлекать бессознательное и пользоваться свободной ассоциацией. Но вэтом-то, очевидно, и состоит наша дальнейшая задача. Наш опыт уже не раз показывал, что характерные черты, которые считаются общими,подтверждаются затем только для определенного вида и числа сновидений. Речь,следовательно, идет о том, остаются ли в силе открытые благодаря детскимсновидениям общие характерные черты, годятся ли они для тех неясныхсновидений, явное содержание которых не обнаруживает отношения к какому-тооставшемуся желанию. Мы придерживаемся мнения, что эти другие сновиденияпретерпели глубокое искажение и поэтому о них нельзя судить сразу. Мы такжепредполагаем, что для их объяснения необходима психоаналитическая техника,которая не была нам нужна для понимания детских сновидений. Имеется, впрочем, еще один класс неискаженных сновидений, в которых,как и в детских, легко узнать исполнение желания. Это те, которые вызываютсяв течение всей жизни императивными потребностями тела: голодом, жаждой,сексуальной потребностью, т. е. являются исполнением желаний как реакции навнутренние соматические раздражения. Так, я записал сновидение 19-месячнойдевочки, которое состояло из меню с прибавлением ее имени (Анна Ф.,земляника, малина, яичница, каша). Сновидение явилось реакцией на деньголодовки из-за расстройства пищеварения, вызванного как раз двумяупомянутыми ягодами. В то же время и бабушка, возраст которой вместе свозрастом внучки составил семьдесят лет, вследствие беспокойства из-заблуждающей почки должна была целый день голодать, и в ту же ночь ей снилось,что ее пригласили в гости и угощают самыми лучшими лакомствами. Наблюденияза заключенными, которых заставляют голодать, и за лицами, терпящими лишенияв путешествиях и экспедициях, свидетельствуют о том, что в этих условиях онипостоянно видят во сне удовлетворение этих потребностей. Так, Отто Норденшельд в своей книге Антарктика (1904) сообщает о зимовавшей с нимкоманде (т. 1, с. 366 и cл.): "О направленности наших сокровеннейших мыслейочень ясно говорили наши сновидения, которые никогда прежде не были стольярки и многочисленны. Даже те наши товарищи, которые видели сны висключительных случаях, теперь по утрам, когда мы обменивались своимипереживаниями из этого фантастического мира, могли рассказывать длинныеистории. Во всех них речь шла о том внешнем мире, который был теперь такдалек от нас, но часто они имели отношение и к нашим тогдашним условиям. Едаи питье были центром, вокруг которого чаще всего вращались наши сновидения.Один из нас, который особенно часто наслаждался грандиозными ночными пирами,был от души рад, если утром мог сообщить, "что съел обед из трех блюд";другой видел во сне табак, целые горы табаку; третьи -- корабль, на всехпарусах приближающийся из открытого моря. Заслуживает упоминания еще односновидение: является почтальон с почтой и длинно объясняет, почему еепришлось так долго ждать, он неправильно ее сдал и ему с большим трудомудалось получить ее обратно. Конечно, во время сна нас занимали еще болееневозможные вещи, но почти во всех сновидениях, которые видел я сам или окоторых слышал, поражает бедность фантазии. Если бы все эти сновидения былизаписаны, это, несомненно, представило бы большой психологический интерес.Но легко понять, каким желанным был для нас сон, потому что он мог дать намвсе, чего каждый больше всего желал". Цитирую еще по Дю Прелю (1885, 231):"Мунго Парк, погибавший от жажды во время путешествия по Африке, беспрерывновидел во сне многоводные долины и луга своей родины. Так и мучимый голодомТренк видел себя во сне в Sternschanze в Магдебурге, окруженным роскошными обедами, а Георг Бакк, участник первой экспедиции Франклина,когда вследствие невыносимых лишений был близок к голодной смерти, постоянновидел во сне обильные обеды". Тому, кто за ужином ест острую пищу, вызывающую жажду, легко можетприсниться, что он пьет. Разумеется, невозможно удовлетворить сильнуюпотребность в еде или питье при помощи сновидения; от таких сновиденийпросыпаешься с чувством жажды и напиваешься воды по-настоящему. Достижениесновидения в этом случае практически незначительно, но не менее очевидно,что оно возникло с целью не допустить раздражение, заставляющее проснуться идействовать. При незначительной силе этих потребностей сны, приносящиеудовлетворение, часто вполне помогают. Точно так же сновидение дает удовлетворение сексуальных раздражений, нооно имеет особенности, о которых стоит упомянуть. Вследствие особогосвойства сексуального влечения в меньшей степени зависеть от объекта, чемпри голоде и жажде, удовлетворение в сновидении с поллюциями может бытьреальным, а из-за определенных трудностей в отношениях с объектом, о чем мыскажем позже, очень часто реальное удовлетворение связано с неясным илиискаженным содержанием сновидения. Эта особенность сновидения с поллюциямиделает их, как заметил О. Ранк (1912а), удобными объектами для изученияискажения сновидения. Впрочем, все сновидения взрослых, связанные судовлетворением потребности, кроме удовлетворения содержат многое другое,что происходит из чисто психических источников раздражения и для своегопонимания нуждается в толковании. Впрочем, мы не хотим утверждать, что образуемые по типу детскихсновидения взрослых с исполнением желания являются только реакциями на так называемые императивные потребности. Нам известны также короткие иясные сновидения такого типа под воздействием определенных доминирующихситуаций, источниками которых являются, несомненно, психические раздражения.Таковы, например, сновидения, [выражающие] нетерпение, когда кто-тоготовится к путешествию, важной для него выставке, докладу, визиту и видитзаранее во сне исполнение ожидаемого, т. е. ночью еще до настоящего событиядостигает цели, видит себя в театре, беседует в гостях. Или так называемые"удобные" сновидения, когда кто-то, желая продлить сон, видит, что он ужевстал, умывается или находится в школе, в то время как в действительностипродолжает спать, т. е. предпочитает вставать во сне, а не вдействительности. Желание спать, по нашему мнению, постоянно принимающееучастие в образовании сновидения, явно проявляется в этих сновидениях каксущественный фактор образования сновидения. Потребность во сне с полнымправом занимает место в ряду других физических потребностей. На примере репродукции картины Швинда из Шакк-галереи в Мюнхене япокажу вам, как правильно понял художник возникновение сновидения подоминирующей ситуации. Это "Сновидение узника", содержание которого не чтоиное, как его освобождение. Примечательно, что освобождение должноосуществиться через окно, потому что через окно проникает световоераздражение, от которого узник просыпается. Стоящие друг за другом гномыпредставляют его собственные последовательные положения при попытке вылезтивверх к окну и, если я не ошибаюсь и не приписываю намерению художникаслишком многого, стоящий выше всех гном, который перепиливает решетку, т. е.делает то, что хотел бы сделать сам узник, имеет его черты лица. Во всех других сновидениях, кроме детских и указанных, инфантильных посвоему типу, как сказано, искажение воздвигает на нашем пути преграды. Мыпока еще не можем сказать, являются ли и они исполнением желания, как мыпредполагаем; из их явного содержания мы не знаем, какому психическомураздражению они обязаны своим происхождением, и мы не можем доказать, чтоони также стремятся устранить это раздражение. Они, вероятно, должны бытьистолкованы, т. е. переведены, их искажение надо устранить, явное содержаниезаменить скрытым, прежде чем сделать вывод, что открытое нами в детскихсновидениях подтверждается для всех сновидений.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации