Конспект лекций по предмету "Геоморфология"

Узнать цену работы по вашей теме


ЛЕКЦИЯ 1. ГЕОМОРФОЛОГИЯ КАК НАУКА. ОБЪЕКТ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ. ИСТОРИЯ ГЕОМОРФОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. МЕТОДЫ ГЕОМОРФОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

Геоморфология — наука о строении, происхожде­нии, истории развития и современной динамике рельефа земной по­верхности. Следовательно, объектом изучения геоморфологии яв­ляется рельеф, т. е. совокупность неровностей земной поверхности, разных по форме, размерам, происхождению, возрасту и истории развития.
Рельеф поверхности Земли—это комплекс форм, которые име­ют определенное геологическое строение и подвержены постоян­ному воздействию атмосферы, гидросферы и внутренних сил Зем­ли. Поэтому изучение рельефа невозможно как без четкого представления о составе и свойствах слагающих его горных по­род, так и без знания воздействующих на него процессов.
Земная кора, верхняя часть которой образует рельеф, не явля­ется чем-то неизменным. Она подвержена не только воздействию сил, обусловленных процессами, протекающими в атмосфере и гидросфере, но и является продуктом глубинных (эндогенных) процессов, протекающих в недрах Земли, испытывает многообраз­ные изменения и движения, происходящие под воздействием этих процессов. Земная кора состоит из магматических, осадочных и метаморфических горных пород, которые по-разному реагируют на воздействие внешних и внутренних сил.
В. И. Вернадским введено в науку о Земле понятие «биосфе­ра». Под биосферой понимается вся совокупность органической жизни Земли. Эта оболочка как бы пронизывает нижнюю часть атмосферы, гидросферу и приповерхностную часть земной коры. Составляющие ее живые организмы и мертвая органическая ма­терия самым активным образом участвуют в формировании рельефа Земли либо непосредственно, создавая специфические биоген­ные формы рельефа и геологические тела, либо опосредованно, изменяя физические и химические свойства горных пород, воздуш­ной и водной оболочек нашей планеты.
Наконец, сам рельеф Земли, представляющий совокупность поверхностей то почти горизонтальных, то имеющих значительные уклоны, влияет на ход геоморфологических процессов. Так, в го­рах и на низменных равнинах эти процессы протекают по-разно­му. Гипсометрия рельефа, т. е. положение того или иного участка земной поверхности относительно уровня моря, также влияет на рельефообразование, нередко обусловливая проявление таких процессов, которые не могут происходить на другом гипсометри­ческом уровне. Например, при современных климатических усло­виях ледники в умеренных, тропических и экваториальном поясах могут возникнуть только в высоких горах; ряд процессов возмо­жен только на дне глубоких морских и океанических впадин и т. д.
На основе сказанного можно уточнить понятие «рельеф». Рельеф земной поверхности, являющийся объектом изучения гео­морфологии, представляет собой совокупность геометрических форм этой поверхности, образующихся в результате сложного взаимодействия земной коры с водной, воздушной и биологической оболочками нашей планеты. Поскольку в этом взаимодействии участвует земная кора и речь идет о неровностях ее поверхности, изучение рельефа немыслимо без знания внутреннего строения образующих его форм. При всей сложности взаимодействия и раз­нообразия рельефообразующих процессов в них всегда участвует как одна из важнейших составляющих сила тяжести, сила земного притяжения. Хотя движение масс в направлении, противополож­ном действию вектора силы тяжести, также возможно и оно про­исходит, но при этом движение масс всегда должно преодолевать силу тяжести. Поэтому для геоморфологии одной из важнейших характеристик рельефа является уклон поверхности. Кроме того, сила земного притяжения, интенсивность проявления внешних агентов и их «набор» определяются гипсометрией рельефа.
Общий облик рельефа и характер рельефообразующих процес­сов зависят также от частоты смены положительных и отрица­тельных форм рельефа, степени их контрастности и географическо­го положения того или иного участка земной поверхности. Нако­нец, рельеф испытывает существенные изменения в результате разнообразной хозяйственной деятельности человека.
Таким образом, рельеф является одновременно продуктом гео­логического развития и компонентом (составной частью) геогра­фического ландшафта. Само положение объекта изучения геомор­фологии определяет необходимость ее самых тесных связей с та­кими науками, как геология и физическая география.
Следует подчеркнуть, что рельеф занимает в строении Земли особое место, являясь поверхностью раздела и одновременно поверхностью взаимодействия различных оболочек земного шара: литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы. Вместе с тем рельеф—составная часть географической среды. Поэтому наибо­лее плодотворным изучение рельефа и законов его развития мо­жет быть только при изучении его во взаимодействии и взаимо­обусловленности со всеми другими компонентами географической среды. Этим и определяется особо тесная связь геоморфологии с физической географией и другими науками географического цикла.
Геоморфология—наука историческая. Она стремится устано­вить последовательность происходивших на Земле событий, при­ведших к формированию современного рельефа. В познании релье­фа геоморфология использует достижения не только географии и геологии, но и многих других наук естественно-исторического цик­ла. Например, поскольку Земля является планетой, геоморфоло­гия использует данные таких наук, как астрономия и космогония. В вопросах познания строения, состава и состояния вещества, уча­ствующего в строении тех или иных форм рельефа, геоморфология использует достижения физики и химии и т. д.
Итак, геоморфология изучает строение, происхождение, исто­рию развития и динамику рельефа земной поверхности. Цель это­го изучения—познание законов развития рельефа и использова­ние выявленных закономерностей в практической деятельности че­ловеческого общества.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации