Конспект лекций по предмету "Теория организации"

Узнать цену работы по вашей теме


Современные тенденции организации управления ПХС

С развитием ПХС организация управления усложняется: увеличиваются управленческий аппарат, число уровней управ­ления, усложняются коммуникации и т.п. Налицо Парадокс: сложные системы управления (согласно закону необходимого разнообразия), — как правило, негибкие системы, а для того чтобы производственно-хозяйственная система эффектив­но работала, нужна гибкая (адаптивная) система управления, достаточно простая для понимания и восприятия людьми.
Эволюция организационных структур от простейшей (ли­нейной) до сложных матричных и многомерных — это реакция на увеличение разнообразия сфер деятельности ПХС, усложне­ние, разнообразие и динамизм внешней среды.
Классические принципы формирования организационных структур сохраняются и в настоящее время, изменяется лишь форма их реализации. Однако появились и новые тенденции.
· Изменился подход к разделению функций в управлении — переход от узких специализированных функций к мно­гоаспектным.
· Сокращается количество уровней управления за счет интегрирования функций среднего и нижнего уровней. Этому способствуют децентрализация и компьютеризация процесса управления, создание многоканальных коммуникационных сетей.
· В высокоразвитых социальных системах, адекватно ре­агирующих на изменение окружения, наблюдается тен­денция ослабления иерархических структур, переход от жестких бюрократических структур к мягким. Все боль­шее значение приобретают знания и мнения экспертов, новые коммуникационные технологии, позволяющие иметь доступ к информации независимо от занимаемой должности.
· Как следствие указанных выше процессов изменился ди­апазон управления. Количество сотрудников, находящих­ся в прямом подчинении вышестоящего руководителя, неизменно увеличивается от 7-10 человек, по А. Файолю, до 18—20 в настоящее время.
· Наблюдается процесс деиерархизации структур. По мас­штабу деиерархизации различаются:
ü ослабленная иерархия, иерархические структуры сохра­няются, но между первым и вторым уровнями прак­тикуется консультативный стиль управления или со­здаются возможности для расширения горизон­тальных связей и координации;
ü пунктуальная деиерархизации: иерархические структу­ры частично распускаются, а вместо них создаются на временной основе команды, бригады, проектные группы, которым делегируется компетенция приня­тия решений;
ü деиерархизация, или адхократия: практически Отсут­ствуют иерархические структуры и функции управле­ния реализуются временными группами.
Общие законы и принципы организации, опыт построения и функционирования, различных по характеру ПСХ позволи­ли сформулировать ряд основных принципов формирования их организационных структур.
1. Единство распорядительства всеми ресурсами организа­ции при одновременном расширении источников их получения.
2. Централизация принятия стратегических решений при одновременной передаче на максимально низкий уровень структурной иерархии полномочий и ответственности по при­нятию оперативных решений.
Централизация — это-концентрация (объем) власти и от­ветственности на верхних иерархических уровнях управления. Признаками централизованного и децентрализованного управ­ления являются:
· количество и характер решений, принимаемых на раз­личных уровнях управления;
· значимость решений — распорядительство объемом ресурсов, необходимых для реализации решения;
· последствия реализации решений, затрагивающие орга­низацию в целом, отдельные сферы деятельности, про­цессы и операции;
· уровень внешнего контроля и самоконтроля;
· ориентация контроля на результат или процесс.
К факторам, содействующим централизации, относятся:
· концентрация;
· уровень структуризации (стандартизация, формализа­ция, унификация) производственных и управленческих процессов;
· зависимость от других ПХС (постороннее влияние);
· низкий уровень зрелости коллектива;
· чрезвычайные ситуации (кризисные условия).
Децентрализация — это передача прав, полномочий и от­ветственности на нижние иерархические уровни управления в соответствии с их компетенцией. Она обусловливается таки­ми факторами, как:
• объем и разнообразие выпускаемой продукции;
• информационная технология;
• технологическая динамика;
• разнообразие, динамика и неопределенность внешней среды;
• разнообразие спроса;
• зрелость коллектива;
• географическая разобщенность.


Важным является вопрос о делегировании полномочий (табл. 10).
3. Специализация подразделений и работников на выполне­нии функций управления и содержательно (технологически) од­нородных видов работ, персонифицированная ответственность.
Таблица 10


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации