Конспект лекций по предмету "Экономическая история"

Узнать цену работы по вашей теме


Промышленная революция в Германии

Пути революции до 1860 года были такими:
Германия вышла на путь капиталистического развития позже, чем Англия и Франция. Промышленный переворот здесь начался только в 1830-х годах и продолжалось до 1870-х годов. Важнейшей причиной такого отставания было наличие феодальных средневековых порядков в сельском хозяйстве, сохранение цехов в промышленности и политическая раздробленность страны.
В отличие от Англии и Франции, становления общества нового типа в Германии происходило не революционным, а эволюционным путем. Средневековые порядки: господство феодального землевладения и повинности крестьян ликвидировались постепенно, путем реформ. Даже после революции 1848 г. в Германии сохранялась феодальная монархия и политическая и экономическая власть крупных землевладельцев-юнкеров-Правда, монархия стала ограниченной, и некоторые политические права получила национальная буржуазия.
Опоздание промышленного переворота было обусловлено изолированностью страны от мировых торговых путей, отсутствием собственного флота. Политическое раздробленные германские государства строили свою собственную экономическую политику. Каждая а них были собственные деньги, метрическую систему, таможенные границы и нормы законодательства, которые тормозили создание единого национального рынка. Основные промышленные районы страны - Прусско-Силезский, Саксонский и Рейнско-Вестфальский - были экономически слабо связаны между собой. В Германии долгое время господствовало средневековое ремесленное производство, основной формой которого были цеха. Мануфактуры появились в конце XVIII в. и были расположены, "как правило, в сельской местности. Господство городских цехов было подорвано нимеиы> кем законодательством лишь в 1860-х годах. Ремесленное производство было малоэффективным. Промышленная продукция не была конкурентоспособной на внешнем рынке. Более того, внутренний рынок страны заполонили дешевые изделия французского и английского фабрично-заводской промышленности. Германия в первой половины XIX вв. была аграрным придатком промышленно развитых Англии и Франции.
Первые паровые машины в немецкой промышленности нашли применение в 30-х годах XIX ст. Однако их было немного - в 1837 г. в промышленное развитой Силезии работало всего 8 паровых двигателей (в то же время на хлопковых фабриках Ланкашира (Англия) действовало 714 паровых двигателей.
Промышленный переворот ускоряется в 1850 - 1860-х годах, когда немецкая промышленность переходит от мануфактурной стадии к фабрично-заводской. На протяжении 1860-х годов резко увеличивается общая мощность паровых двигателей. Особенно высокими темпами развивается тяжелая промышленность.
Особенностью запоздалого промышленного переворота в Германии было то, что он базировался на основе отечественного машиностроения, на собственных инженерно-технических достижениях. В Германии сразу строились огромные по тем временам машиностроительные предприятия, оснащенные новейшим оборудованием. Именно это обеспечило невиданные в XIX в. темпы промышленного производства. Структура немецкой фабричной промышленности тоже выгодно отличалась от английского и французского. В Германии был осуществлен ряд изобретений (красители), вследствие чего начала успешно развиваться химическая промышленность.
Для развития аграрных отношений в Германии характерной была постепенная ликвидация феодально-крепостнических отношений, которая затянулась до 1880-х годов.Индустриализация сельского хозяйства здесь также происходила медленно, темпы его развития отставали от промышленности. Факторами, которые сдерживали этот процесс, были обезземеливания и малоземелье большинства крестьян, их низкая покупательная способность, высокая земельная рента, задолженность.
Борьба за объединение Германии и подготовка к войне с Францией стали важным стимулом промышленного роста страны в 50-60-х гг В этой связи ускоренными темпами развивалась военно-промышленная база, в которой особую роль играли сталеплавильные, артиллерийские заводы Круп -па (Рейнская область). Большое значение придавалось железнодорожному строительству, которое приобрело общенациональный характер, ликвидировало экономическую разрозненность страны, способствовало консолидации внутреннего рынка.
Хозяйственном подъему и ускорению промышленного переворота способствовал также таможенный союз германских государств ( 1867 г.), который возглавляли союзная таможенная совет и таможенный парламент. Эта хозяйственная организация в значительной мере привела позднее политическое объединение государства.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации