Конспект лекций по предмету "Биомеханика"

Узнать цену работы по вашей теме


Курс лекций по общей педагогике

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ



КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



О.С. Гребенюк



ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА



Курс лекций



Калининград

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА: Курс лекций/ Калинингр. ун-т.
Калининград, 1996. - с. - ISBN



Часть первая. ДИДАКТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ



Лекция 1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Системой, как известно, называется упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое… Процесс, реализующий цели обучения, называется процессом обучения или… Сколько может быть дидактических систем или типов процесса обучения? Чтобы ответить на этот вопрос рассмотрим прежде…

Лекция 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИННОВАЦИИ

Что такое педагогическая технология? На этот вопрос имеется множество, порой не совпадающих друг с другом ответов. Это говорит о том, что теория и… Во многих международных изданиях, посвященных педагогичес­кой технологии,… М.И.Махмутов таким образом раскрывает смысл понятия педаго­гической технологии: “технологию можно представить как…

Лекция 3. КОНЦЕПЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

В процессе обучения можно выделить как минимум содержатель­ную (чему учить), процессуальную (как обучать), мотивационную (как активизировать… Все концепции и технологии невозможно описать в одном посо­бии, поэтому… Концепция и технология укрупнения дидактических единицразра­ботана профессором П.М.Эрдниевым.Вот краткое изложение его…

РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ



Лекция 4. СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Процесс обучения в своем генезисе прошел ряд стадий развития, при этом уровень целостности становился выше и в настоящее время высокому ее уровню… Цель проблемного обучения: усвоение не только результатов на­учного познания,… Проблемно-развивающее обучение - это современный уровень раз­вития дидактики и педагогической практики. Оно является…

Лекция 5.ЦЕЛИ ПРОЦЕССА ПРОБЛЕМНО-РАЗВИВАЮЩЕГО



ОБУЧЕНИЯ

Педагогическая реальность такова, что каждый учитель может осуществлять свою деятельность на двух уровнях: 1) совместной, кол­лективной;… Современная дидактика расчленяет цель каждого урока на три подцели: обучения,… Цели обучения, предполагают, что учитель будет добиваться ус­воения учащимися знаний и изменений в сфере способов…

Лекция 6. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Содержание образования - один из компонентов учебно-воспита­тельного процесса. Под содержанием образования часто понимают систему знаний, умений и навыков. Но не только они составляют об­разование. Содержание образования включает общее развитие и соци­альный опыт, накопленный человечеством. Образованный человек - это человек знающий, развитый и воспитанный. Каким должно быть содержание образования? Чему надо учить школьников? Что разви­вать и воспитывать? История школы и педагогики показывает, что при решении этих вопросов допускалось и допускается немало ошибок, отрицательно сказывающихся на качестве обучения, воспитания и ра­звития. Так, большинство современных школ направляют свои уси­лия на то, чтобы предоставить учащимся для одновременного изучения как можно больше предметов, а это увеличивает объем информации, вы­зывает перегрузку учащихся и не способствует их общему развитию. Многие школы нового типа, ориентируясь на тот или иной вуз вводят содержание образования пропедевтического характера, отражающее специфику вуза, но в то же время не отвечающее интересам части уча­щихся. Часто за счет углубления различных предметов предполагается подготовить “исследователя-энциклопедиста”, “широкообразованно­го естественника”, “гуманитария-краеведа”. Поэтому содержание об­разования то отстает от современного состояния науки, то оказывает­ся перегруженным, то искажает характер формирования школьника.
Все это требует обстоятельной разработки научно-педагогических основ содержания образования. В истории педагогики наиболее извес­тны теории формального и материального образования?
Сторонники теории формального образования (17-20 вв - Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт) считали, что источником знаний является разум, поэтому лучшим средством развития мышления учащихся яв­ляется изучение языков, особенно древних - латинского и греческого, а также математики. Отсюда так называемое “классическое” образо­вание.
Сторонники теории материального образования (18-20 вв. Спенсер, Гексли и др.) считали, что источником знаний является опыт, поэтому необходима подготовка людей, обладающих основательной естествен­нонаучной и практической подготовкой. Критерием отбора содержа­ния образования служит степень его утилитарной пригодности для жи­зни и практической деятельности учащихся в будущем. Отсюда так на­зываемое “реальное” образование.
В связи с этим существовали и существуют классические и реаль­ные гимназии, лицеи, школы и училища. Это говорит о том, что прин­ципы этих теорий до сих пор находят свое применение. И в то же время эти теории постоянно подвергаются критике за свою односторонность (К.Д.Ушинский, Н.А.Добролюбов, Ю.К.Бабанский, И.Ф.Харламов). Односторонность названных подходов заключается в том, что ими абсолютизируются отдельные аспекты образования. Нельзя отрывать мышление от знаний, но в то же время знания не должны быть домини­рующей целью школы: целью является сам ребенок, а знания должны стать средством его развития. Школа должна не только обогащать зна­ниями, но и развивать индивидуальные способности детей.
Широкое распространение в зарубежной педагогике, особенно американской, получили прагматические (pragma - действие, практи­ка) идеи по вопросам содержания образования (Джон Дьюи, У.Кил­патрик): необходимо положить в основу школьного образования раз­витие практического опыта детей, вооружить их прикладными умения­ми и навыками в различных видах деятельности. Эта концепция не по­лучила поддержки, так как несмотря на явную привлекательность ее для развития самостоятельности детей, она не способствует должному уровню научного образования.
В педагогике существует принцип: связи школы с жизнью общес­тва. Но должен быть принцип связи школы с жизнью р е б е н к а. Аб­солютизация первого принципа привела к так называемому социо­центрическому - ущербному виду мышления (во главу угла ставятся только интересы государства, общества). Критерии отбора содержания образования должны включать не только потребности общества, но и потребности индивида. Содержание образования рассматривается как педагогическая модель обращенного к школе социального заказа. Но необходимо учитывать и потребности человека в образовании для его существования. Нужно учитывать обе позиции. Рассмотрим их.
Во-первых, осуществляемое в процессе обучения содержание обра­зования призвано обеспечить передачу и освоение подрастающим по­колением социального опыта старших поколений, содержания социа­льной культуры для дальнейшего развития усвоенного опыта. Уста­новлена (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин) неправомерность ограничения со­циального опыта суммой знаний, подлежащих усвоению. Этот опыт включает в себя четыре элемента, каждый из которых представляет специфический вид содержания образования:
• знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах дея­тельности;
• опыт осуществления известных способов деятельности;
• опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, требующих самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирование новых способов деятельности на основе уже известных;
• опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятель­ности человека, его проявление в отношении к окружающему миру.
Во-вторых, осуществляемое в процессе обучения содержание обра­зования призвано обеспечить индивидуальный способ существования человека: способствовать развитию у него всех основных сфер и дол­жно включать:
• систему педагогических средств, направленных на развитие ин­теллектуальной и других сфер;
• систему педагогических средств, способствующих адаптации молодого человека, его свободе (автономности) и интеграции с об­ществом, то есть способствующих процессу социализации личности.
Каждый учебный предмет должен вносить свой вклад в овладение всеми названными элементами.
Формирование содержания общего среднего образования в соот­ветствии с высказанными выше теоретическими соображениями долж­но удовлетворять следующим требованиям:
• соответствие социальному заказу общества;
• соответствие потребностям учащихся;
• соответствие критериям отбора содержания образования (науч­ная и практическая значимость, соответствие содержания возрастным возможностям школьников, соответствие объема содержания имеюще­муся времени, соответствие содержания имеющейся учебно-методи­че­ской и материальной базе).
В соответствии с “Законом Российской Федерации об образова­нии” (статья 7) в нашей стране вводятся образовательные стандарты (начальной, средней, высшей школы). Стандарт образования является федеральным нормативным документом, определяющим в обязатель­ном порядке:
• минимум содержания основных образовательных программ;
• максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
• требования к уровню подготовки выпускников школы.
Необходимость создания стандарта подсказана изменениями, ко­торые происходят в настоящее время в обществе и в сфере образо­ва­ния. Наличие четко определенных стандартов позволяет каждому учи­телю, ученику и родителю оценить уровень образованности ребенка, независимо от того, в каком типе школы он обучался.
Стандарт образования призван обеспечить учащимся равные воз­можности для получения образования, стимулировать достижения ка­ждым из них более высокого результата и на этой основе индивидуа­лизировать обучение. Являясь государственной нормой образован­но­сти, стандарт отражает общественные цели и учитывает потребности гражданина в образовании.
Стандарт предостерегает от ошибок, которые могут допустить школы, получившие в настоящее время право на автономность. В чем эти ошибки?
Известно, что в Вузы поступает около трети выпускников школы. Реагируя только на этот факт во многих зарубежных школах вводилась система предметов по выбору: можно было снизить требования к “не­вузовским” учащимся. Результат получился угрожающим: снижение общего развития учащихся и уровня их общеобразовательной подгото­вки. Вторая ошибка заключается в том, что усиливая гуманитарный аспект содержания образовании, школы, в то же время, меньше уде­ляют внимания основам наук. В результате произошло снижение физи­ко- математической подготовки учащихся.
Чтобы избежать названных и других ошибок при отборе содержа­ния образования, стандартом образования предусмотрено:
• выделение ядра образования, обязательного для всех школ; уси­ление значимости гуманитарных аспектов содержания образова­ния; сохранение внимания к естественно-математическому циклу пред­ме­тов; усиление внимания к развитию школьников; ориентация содер­жания образования на общечеловеческие ценности.
Все вышеприведенные акценты образовательного стандарта опре­деляют ориентацию планируемых результатов не только на предмет­ные знания и умения, но и на такие важные для характеристики выпу­скника школы параметры, как общее развитие, сформированность уче­бной деятельности, коммуникативные умения, культура поведения, ус­воение этических норм и др. В связи с этим в стандарты введены тре­бования, показывающие уровень воспитанности выпускника каждой ступени школы.
Выполнение школьниками требований стандартов свидетельствует о достижении ими необходимых знаний, умений, навыков, о достиже­нии определенного уровня развития основных сфер и сформирован­но­сти ценностных ориентаций, обеспечивающих:
• адаптацию к окружающей природной и социальной среде;
• овладение разными видами деятельности;
• сформированность личностного отношения к окружающему ми­ру и усвоение этических норм;
• определенный уровень общей эрудиции.
Таким образом, содержание образования, определяемое стандар­том, позволяет формировать не только предметные знания и умения, но и качества, определяющие развитие индивидуальности и социализа­цию личности школьника.
Представление стандарта школьного образования содержится в базисном учебном плане, который обязателен для использования всеми общеобразовательными учреждениями России. В 1993 году приказом Министерства образования РФ рекомендован для использования Ба­зисный учебный план общеобразовательных учреждений, часть кото­рого приводится ниже.
Таблица 1
Базисный учебный общеобразовательных учреждений России
(V-XI классы)
Образовательные области
Количество часов в неделю в классах

V
VI
VII
VIII
IX
X
XI
Русский язык как государ­ственный
Языки и литература















-


-


Искусство




-
-
-
Общественные дисциплины
Естественные дисциплины














Математика







Физкультура







Технология







ВСЕГО:







Обязательные занятия,
занятия по выбору







Обязательная нагрузка
учащегося







Факультативные, индивиду-
альные и групповые занятия














ИТОГО:








В структуре учебного плана выделяются:
а)инвариантная часть (ядро), обеспечивающая приобщение и к об­щекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;
б)вариативная часть, обеспечивающая также индивидуальный ха­рактер развития школьников, учитывающая их индивидуальные и лич­ностные особенности.
Инвариантная и вариативная части не являются полностью неза­висимыми. Они пересекаются. В результате в учебном плане любого общеобразовательного учреждения выделяются три основных вида учебных занятий:
• обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего сред­него образования;
• обязательные занятия по выбору учащихся;
• факультативные занятия.
Общая структура учебного плана отражает существенные стороны личности, особенности ее формирования и детерминируется разделени­ем образования на фундаментальное (общенаучное и общекультурное) и технологическое; теоретическое и практическое; инвариантную и ва­риативную его составляющие. План включает представление содержа­ния образования как целого, то есть не сводится к описанию отдельных учебных предметов, а включает функционально полный набор об­ра­зовательных областей. Построение стандарта по образовательным областям, а не по конкретным учебным предметам открывает воз­мо­жности для создания разнообразных учебных планов с альтерна­тив­ным набором предметов, а также обеспечивает внутри и межпред­метные связи. Например знания о человеке ( в начальной школе) могут быть предметом изучения на уроках родного языка, окружающего ми­ра, природоведения или специального курса “Человек”.
В практике общего среднего образования используется несколько видов учебных планов. Базисный план служит основой для разработки региональных и рабочих учебных планов школы. Региональный учеб­ный план разрабатывается региональными органами управления обра­зования и носит рекомендательный характер. Учебный план школы (общеобразовательного учреждения) разрабатывается на основе базис­ного и регионального учебных планов на длительный период и отра­жает особенности конкретной школы.
В учебных планах выделяется федеральный, национально-регио­нальный и школьный компоненты.
Федеральный компонент обеспечивает единство школьного обра­зования в стране и включает в себя ту часть содержания образования, в которой выделяются учебные курсы общекультурного и общегосудар­ственного значения.
Национально-региональный компонент обеспечивает особые потребности и интересы в области образования народов нашей станы в лице субъектов Федерации и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеоб­разие культуры.
Школьный компонент (обязательные занятия по выбору, факуль­тативные занятия) отражает специфику конкретного образовательного учреждения, позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реали­зо­вывать образовательные программы и учебные планы, что в соответст­вии со статьей 32 Закона “Об образовании”, является исключительной прерогативой образовательного учреждения.
Как видим, современные учебные планы школы разрабатываются на местах и их разработчикам полезно знать следующие их характе­ристики:
• г и б к о с т ь: предполагает включение в учебный план нес­ко­льких самостоятельных, относительно независимых курсов учебных дисциплин;
• и н т е г р а ц и я: предполагает интегрирование смежных пред­метов (физика, астрономия, история их открытий; математика и ин­форматика и т.д.);
• д и ф ф е р е н ц и а ц и я: включает различные варианты блоков учебного плана, варьирования состава предметов и времени на их изу­чение, введение свободно выбираемых предметов, факультативов;
• у н и ф и к а ц и я: содержание и объем отдельных учебных пред­ме­тов разрабатывается в зависимости от функционального их назна­чения для определенных профилей;
• г у м а н и з а ц и я: ориентация на знания не как на самоцель, а как на условие для развития ребенка. Предполагает разные уровни ус­воения отдельных предметов.
Учащийся в любой школе может получить образование, соответ­ствующее одному из следующих уровней:
• б а з о в ы й уровень - это образование, соответствующее мини­мальному стандарту общего среднего образования, осуществляемого по государственным программам;
• п о в ы ш е н н ы й уровень - это образование, превышающее ми­нимальный стандарт среднего образования и соответствующее уровню требований, обеспечивающих поступление в вуз;
• п р о м е ж у т о ч н ы й уровень - это образование повышенного уровня по предметам профилирующего направления и базового уровня - по остальным предметам.
Минимальный образовательный стандарт определяет запас зна­ний и умений, обеспечивающий выпускникам школы возможность вес­ти достойную и успешную жизнь в обществе.
В образовательный стандарт входит перечень сведений и умений по каждому учебному предмету, обязательный для усвоения учащими­ся. Этот перечень периодически пересматривается и при необходимос­ти изменяется. Учитель не имеет права требовать, чтобы учащийся ов­ладевал знаниями и умениями за пределами образовательного стан­дарта, если учащийся не избрал его предмет в рамках альтернативной образовательной программы.
На основе минимального образовательного стандарта разрабаты­ваются альтернативные программы по профильным направлениям. Альтернативные программы представляют собой набор средств обуче­ния и требований, выполнение которых необходимо для продолжения образования по этим направлениям в Вузе.
Минимальное общее среднее образование не гарантирует про­должения образования в Вузе, но является обязательным для овладе­ния рабочими профессиями и достаточным для включения в трудовую жизнь. Максимальное общее среднее образование гарантирует возмож­ность продолжения образования в Вузе по одному из выбранных про­филей обучения. Требования к уровню подготовленности школьников, успешно завершивших максимальное общее образование, определяют­ся уровнем требований к абитуриентам соответствующих Вузов.
Выпускник школы должен иметь необходимый уровень развития всех основных сфер человека.
Единая основа учебных планов всех ступеней общеобразователь­ной школы представляет собой осуществление принципа преемствен­ности, в силу которого основные изучаемые единицы содержания по­лучают в дальнейшем свое развитие и обогащение.
В основной школе, по окончании которой учащиеся впервые получают право выбора профессии, им предоставляется возможность попробовать свои силы в разных видах деятельности и областях зна­ния. На этой ступени получает развитие дифференциация обучения, ко­торая, однако, не затрагивает базового ядра учебных курсов, единого для всех школ страны. Таким образом, основная школа еще не является профильно дифференцированной.
Базисный план полной средней школы включает в себя тот же набор образовательных отраслей, что и базисный план основной шко­лы. Однако старшая ступень строится по принципу профильной диф­ференциации. Обязательные занятия по выбору достигают максималь­ного объема.
На уровне школьного образования дифференциация образо­ва­тельных учреждений на общеобразовательные школы и школы но­вого типа (лицеи и гимназии) может происходить на ступенях началь­ного, основного и полного среднего образования. При этом обязатель­ным для всех учреждений является реализация базисных государствен­ных учебных программ.
Обычная общеобразовательная школа предоставляет учащимся возможность для развития своих способностей и освоения минималь­ной - не ниже государственного стандарта- совокупности знаний и на­выков, обеспечивающих выпускникам успешную жизнь в обществе.
Гимназия предоставляет учащимся возможности:
• получения универсальной образовательной подготовки на гума­нитарной основе;
• обучения, способствующего разностороннему личностному и ин­дивидуальному развитию;
• формированию навыков творческого интеллектуального труда, усвоения современных способов научного мышления;
• удовлетворения потребности в самообразовании и получении до­полнительного образования;
• обеспечения возможностей усвоения лучших достижений отече­с­твенной и мировой культуры.
Лицей предоставляет наиболее способным и подготовленным уча­щимся оптимальные возможности:
• получения общего среднего образования в единстве с ранней про­филизацией;
• углубленной подготовки по предметам различных циклов;
• развития творческого потенциала, навыков поисковой деятель­ности;
• свободного выбора будущей специализации.
Лицей выполняет функции подготовки специалистов средней ква­лификации по профилю лицея и обеспечения социальной защиты уча­щихся при их трудоустройстве и поступлении в высшую школу.


Лекция 7. ФОРМЫ ПРОБЛЕМНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Поскольку в школе 85-95% учебного времени учащиеся проводят на уроке, он считается основной формой организации учебного про­цесса. Классно-урочная… Урок, по М.И.Махмутову, - это вариативная форма организации целенаправленного… Как историческая категория урок хотя и медленно, но постоянно претерпевал определенные изменения. В чем особенности…

Лекция 8. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

8.1. Понятие метода обучения. Что же собой представляет метод обучения? В литературе существуют различные подходы к определе­нию этого понятия:… Обучение как взаимодействие обучающего и обучающихся обус­ловлено как его… Сейчас, отмечает Ю.К.Бабанский, большинство дидактов рассма­тривает методы как способы упорядоченной взаимосвязанной…





Классификация методов обучения

1)По источникам передачи и характеру восприятия информации - система традиционных методов (Е.Я.Голант, И.Т.Огородников, C.И.­Перовский): словесные… 2)По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся - сис­тема методов… 3)По основным компонентам деятельности учителя - система ме­тодов Ю.К.Бабанского, включающая три большие группы…





Система методов проблемно-развивающего обучения

Такая классификация способствует осознанному усвоению теории методов; позволяет научно обоснованно выбрать метод и сознательно его применить в… Рассмотрим подробнее содержание методов проблемного обуче­ния. Рекомендуем… Монологический метод обучения.П р и з н а к и: наличие вербаль­ного изложения учителем учебного материала,…





Выбор методов обучения

1)соответствие целям и задачам обучения и развития;
2)соответствие содержанию темы урока;
3)соответствие реальным учебным возможностям школьников: возрастным (физическим, психическим), уровню подготовленности…

Лекция 9. КОМПЬЮТЕРНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Как и при внедрении всякого другого средства обучения, воз­никает ряд проблем, связанных с психолого-педагогическими условия­ми применения… Анализ научного знания позволяет систематизировать и выде­лить следующие… • технико-педагогические (обучающие и управляющие программы, диагностирующие, моделирующие, экспертные, диалоговые,…

Лекция 10. ПРИНЦИПЫ ПРОБЛЕМНО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

10.1. Что такое принцип?Principium - основа, первоначало. Это исходное положение, идея, основное требование, вытекающее из зако­номерностей.… Принцип - это предписание как действовать для достижения пос­тавленных целей.… Требование - это условие, выполнение которого обеспечивает реа­лизацию принципа. Требование отвечает на вопрос, каким…





Принцип проблемности

Приведем закономерности, отражаемые принципом: развитие ин­дивидуальности школьника зависит от характера его деятельности; проблема является… Принцип проблемности способствует разрешению следующих противоречий: между… Применить закономерности развития и разрешить имеющиеся противоречия учителю помогают требования принципа…





Принцип мотивации

Какие закономерности лежат в основе принципа мотивации? При­нцип мотивации соответствует законам единства познания и оценоч­ной деятельности… Закономерности процесса обучения, отражаемые принципом моти­вации:
• источником активности человека являются его потребности;


Часть третья. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ



Лекция 11. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ



КОНФЛИКТОЛОГИИ







Проблема взаимоотношений субъектов педагогического процесса.

Вот как говорят дети об отношении к ним учителей:
• И.А. кидается в нас киянками и попал одному мальчику в глаз;
• директриса запрещает ходить в одежде, которая мне нравится;






Понятие конфликта в педагогике, конфликтные ситуации.

Конфликтная ситуация - это ситуация, в которой участники (оп­поненты) отстаивают свои несовпадающие с другими цели, интересы и объект конфликта.… Объект - это элемент конфликта, вызывающий к жизни конфликт­ную ситуацию.… По нашим данным две трети учащихся старших классов в объект конфликта вкладывают объективно существующее противоречие,…





Динамика конфликта

В основе любого конфликта (будь то деловой или эмоциональный) лежит пpотивоpечие. Пpотивоpечие - это двигатель пpогpесса, pазви­тия. Логично ли… Вся педагогическая хитpость заключается во втоpом этапе дина­мики конфликта -… Под “конфликтным поведением” мы понимаем не агpессию или взаимное давление, а целенапpавленное педагогическое…

Лекция 12. СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИЯХ РАЗНОГЛАСИЯ

Всего стилей поведения в ситуациях разногласий, по мнению уче­ных (У.Томас, Р.Кильмен - см.: Дж. Скотт) пять: сотрудничество - оп­тимально почти… Ваш стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой… Необходимо также проанализировать конфликтную ситуацию со стороны взаимодействия ее участников. Если вы предпочитаете…





Общий подход к управлению конфликтными ситуациями.

Для успешного разрешения конфликтных ситуаций необходимо учитывать следующие положения:
• учителю следует понять и принять неизбежность встречи с конф­ликтными… • постараться вычленить наиболее вероятные конфликтные ситуа­ции и научиться заранее способам их решения;


Лекция 13. ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТНЫМИ



СИТУАЦИЯМИ

Какие представления и отношения, качества и умения необходимо сформировать будущему педагогу в себе, чтобы, управляя ситуацией, положительно влиять… Сознательное управление педагогом конфликтной ситуацией воз­можно лишь с… В них есть место не только для зависти, неудовлетворенности со­бой и другими людьми, страхов, неприязни и даже…





Диагностика уровня конфликтогенности у старшеклассников

К средствам выявления исходного уровня развития конфликтоген­ности относятся: метод тестирования, метод наблюдения, метод диаг­ностической беседы,… Методы тестирования включают тест “Незаконченные предложе­ния” и тест… Тест “Незаконченные предложения” выявляет уровень развития признаков конфликтогенности в основных сферах…





Способы управления педагогическими конфликтными ситуациями

В реалистических конфликтах могут быть выделены конструктив­ная и деструктивная фазы, а нереалистические конфликты состоят из одной фазы -… Выделяются основные группы признаков конструктивной фазы конфликта:
1) стиль ведения разговора - повышенный эмоциональный тон ре­чи, упреки, оправдания, высказывания, отражающие интересы…





Моделирование педагогических конфликтных ситуаций

Эффективность данного средства формирования у школьников продуктивной конфликтогенности зависит от качества моделируемой конфликтной ситуации.… Познавательный конфликт естественным образом моделируется в рамках групповых… При этом ведущий постоянно просит повторить, разъяснить, де­тализировать. Эти самым актуализируется стремление…


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации