Конспект лекций по предмету "Сектоведение"

Узнать цену работы по вашей теме


Классификация автора (Р.М.Конь)

Какую пользу нам могут приносить эти классификации? Для нас была бы та приемлема, края м.соотноситься с вероучением. М.было бы переработать бл.Феодорита, взять его 2 критерия – онтологический и христологический, и отказаться от его историч.критерия.
Тогда в 1 группу м.отнести тех, кто в онтологии придерживаются дуализма, а в христологии – докетизма.
Ко 2 группе я предлагаю относить секты в онтологии придерживаются монизма, а в христологии – или иудействующих воззрений (что Христос – обычный человек), или представляют Христа как некое духовное ангелоподобное существо, или как какого-то агента высших сил. Это теософы, антропософы, рериховцы, муниты, мормоны, сайентологи, кришнаиты.
К 3 группе я предлагаю относить секты, крые в онтологии следуют библейскому учению, а в христологии разделяют модалистич.или динамические воззрения. К этой категории м.отнести поместную церковь Ли (секта Ли).
К 4 группе – в онтологии признают библ.учение, но искажают православную христологию.
К 5 группе – все группы, признающие православную онтологию и христологию, но отрицают правосл.учение о благодати и не имеют епископского преемства. Это баптисты, 50-ки, харизматы, адвентисты, раскольники и прочие.
Эта классиф.сложная и громоздкая, но она дает нам ответ, как надо принимать в Церковь людей, приходящих из сект. Если люди отвергали православную онтологию, их надо принимать по первому чину, как язычников. Скажем, гностиков (или соврем.теософов, мунитов, мормонов – исповедуют такие взгляды). Также по первому чину – антитринитариев (динамистические и модалистич.воззрения).
Тех, кто отрицал необходимость апостольского преемства – по 2 чину, через миропомазание.
А всех остальных – через покаяние.

---------------------------
СЕКТА ХЛЫСТОВ
Хлыстовство было одним из самых крупных течений в русском сектантстве и по численности, и по влиянию. Оно существовало практически во всех губерниях и занимало по численности первое место до революции.
Термин «хлысты» - следует понимать условно, поскольку хлыстовство до сер.19 в.было разделено на целый ряд толков, было представлено отдельными общинами или «кораблями», как их называли сами хлысты, крые порой не всегда поддерживали между собой связь, хотя весьма близко стояли друг другу по вероучению и обрядам. Это затрудняло их классификацию – люди Божии, шалапуты, духовные христиане, новый Израиль, старый Израиль, беседники, племя израилево, стадо Христово, зеленый виноград, белые лебеди, духовное царство, мормоны и проч.
Впервые из православных писателей о секте упоминает св.Димитрий Ростовский в своем «Розыске», а официально секта стала известна с 1733 г.
Происхождение хлыстовства точно не выявлено. Принято считать, что основателем движения в том виде, в каком оно было известно ученым сер.19 в., был некто Данила Филиппович, о нем достоверных историч.сведений нет. Он был крестьянином из окрестности Владимира, бежал от восп.сл. и много скитался. Согласно мифам хлыстов, в 1645 г.на г.Городина близ р.Вязьма среди огненных языков, окруженный небесными силами бесплотными, с неба сошел на огненной колеснице Господь Саваоф для того, чтобы вселиться в пречистую плоть Данилы Филипповича, крый с этого момента перестал быть человеком, а соделался живым богом (т.е.Господь Саваоф воплотился в Д.Ф.). Через 4 года после появления Саваофа объявился возлюбленный сын божий, крестьянин из-под Мурома Иван Тимофеевич Суслов. Одновременно с этим у хлыстов появляются свои богородицы и 12 апостолов. Т.е.Суслов – это христос. Богородицы – это женщины, крые по своим нравственным качествам приблизились к божеству.
Хлыстовство довольно быстро распространилось в России и стало приобретать последователей в Москве, т.к.в Москве поселился христос-Суслов, крый открыто принимал от других божественные почести. В 1700 г.начались преследования хлыстов. Суслов бежал из Москвы и скрывался по разным местам в теч.15 лет, лишь в 1716 г., за год до своей смерти, он явился в Москве. Его преемником стал бывший стрелец Прокопий Лупкин, крый возглавлял хлыстов до 1732 г. И Суслов, и Лупкин со всею торжественностью были похоронены прав. духовенством в Ивановском жен.монастыре. Их могилы были отмечены особыми памятниками, как людей, отличающихся святой жизнью и служили местом паломничества для хлыстов. Только в 1739 г.их могилы были уничтожены, тела были сожжены. Впоследствии неоднократно проводились розыски хлыстов, один раз было взято 78 человек, тогда стало очевидно, что хлыстовство широко распространилось, и даже в моск.монастырях. Хлысты были даже в кремлевских монастырях. Сосланные пропагандировали свое учение в новых местах, хлысты вышли на первое место в нач.20 в.по числу последователей.
Хлысты делились на разные толки.
Например, красносмерты – это были люди, крые бегали от мира, они скрывались по различным «медвежьим углам», и в определенное время сами красносмерты убивали членов своих сект. Потому что считалось, что подобно тем невинным страданиям, крые испытал Христос и искупил человечество, так и невинно пострадавший красносмерт искупает свои грехи и спасается. А как он может невинно пострадать, и кто это мог сделать? Сами же хлысты, т.е.получался заколдованный круг, выйти из крого м.было только будучи убитым (пострадавшим за свои грехи и искупив их).
Вероучение хлыстов
Несмотря на довольно долгое существование этой секты, учение хлыстовства не приобрело такой целостной системы и имеет много расхождений, поэтому м.быть описано в самых общих чертах.
Источники вероучения хлыстов. В соответствии с учением Д.Фил. – основателя хлыстовства, Библия не нужна после воплощения самого Саваофа. По преданию Д.Ф.выбросил Библию в Волгу. Вместо Библии для руководства хлыстов были его собственные «божественные» слова. Важнейшие поучения собраны в виде 12 заповедей: 1) Я есть бог, пророками предсказанный, крый сошел на землю для спасения других, нет другого бога кроме меня; 2) нет другого учения, не сыщете его; 3) на чем поставлены, на том и стойте; 4) храните божие заповеди и будете вселенныя ловцы; 5) хмельного не пейте, плотского греха не творите; 6) не женитесь, а кто женат – живи с женою как с сестрою (неженатые не женитесь, а женатые разженитесь); 7) скверных слов и чернословия не творите; 8) на свадьбу, на крестины не ходите, на хмельных беседах не бывайте; 9) не воруйте, кто единую копейку украдет, тому на том свете Бог единую копейку положит на темечке, и когда от адского огня она растопится, тогда только тот человек прощение примет; 10) заповеди держите в тайне, ни отцу, ни матери не объявляйте; кнутом будут бить и огнем жечь – терпите, кто вытерпит, тот будет верным и попадет в Царство Небесное, а на земле радость; 11) друг ко другу ходите, хлеб, соль водите, любовь творите, мои заповеди храните; 12) Духу Святому верьте.
По смерти Д.Фил. основным источником откровения стали откровения хлыстовских пророков. В нач.19 в.хлысты изменили свое отношение к Библии и творениям св.отцов. Они стали использовать эти книги в том смысле, чтобы завлечь православных в свои ряды, но для тех они не имели никакого авторитета.
В сер.19 в.в хлыстовстве наметился отход от учения Д.Фил. Он запрещал творить блуд, но хлысты в силу своего учения творили радения, на которых совершался «свальный грех».
Учение о Боге и Его воплощениях
Учение о Боге у хлыстов очень неопределенное. С одной стороны, они учат, что Бог пребывает во всей природе, но только в людях достигает полного самооткровения, но с др.стороны, они признают Бога существом личным (есть такая тенденция), сознательно отделяющим себя от мира. Бог, по учению хлыстов, один по существу и по лицу (моноипостась), но открывает себя в мире различно, то в образе Г.Саваофа, то в образе И.Христа, то в образе Св.Духа. При этом хлысты считали, что они почитают Св.Троицу. Сын Божий у них не Бог, не личность, не ипостась, а просвещающая неипостасная сила Божия, или слово Божие. Истинным сыном божиим, т.е.христом, м.быть любой человек, просвещенный Богом и знающий его волю, т.е.человек, крый может достигнуть нравственного совершенства – может именоваться христом. Дух Святой – это сила, через крую Бог воздействует на людей, она безыпостасна и безличностна. По вере хлыстов, Бог – это дух, вездесущий, вечный, всемогущий; однако этот бог не может существовать сам по себе, ему нужна какая-то материальная оболочка, форма. Среди сектантов были стихи подобного содержания:
Бог на земле с хлыстами живет, с ними есть и пьет, на небе Бога нет, там емуне за что держаться, и он оттуда вверх ногами упадет.
Т.е.они не мыслили божество вне тела, у них было грубоантропоморфичное представление о Боге, и если у Бога нет тела, то на небесах ему не удержаться, поэтому некрые исследователи полагали, что Бог живет среди хлыстов, сначала он пребывал в Д.Фил., а потом в других хлыстах, Бог пребывает только в хлыстовском роде. Воплощение Бога в Д.Фил.произошло, по мнению хлыстов, в то время, когда истинное богопознание стало падать, и тогда-то Бог и решил воплотиться, чтобы вновь сообщить людям истину спасения. Д.Фил.в свою очередь, как Бог Саваоф признал в Иване Суслове своего возлюбленного сына, т.е.христа. И вот с этого времени у хлыстов стало появляться учение о т.н.перевоплощениях христа.
Перевоплощение может совершаться либо посредством передачи Христом своего нравственного достоинства другому, либо же в результате самостоятельного упражн.хлыста в к-л.добродетелях, т.е.христос – это не личность и не ипостась, это некий человек (определенное состояние). Когда человек достигает определенного состояния в хлыстовской святости, тогда он считается христом. Из-за такой доктрины у хлыстов образовалась целая вереница христов, крые последовательно сменяли друг друга, а было время, когда их было несколько (самые авторитетные лидеры). Христов (для хлыстов) – это человек, крый по нравственным характеристикам может приближаться к Богу. После воплощения христа (т.е.после того, как община признает к-л.христом), он воспринимался ими как искупитель и спаситель мира. Это не перевоплощение некой духовной сущности.
Представление хлыстов о Христе.
Евангельский Христос для хлыстов – это обыкновенный человек, крый естественным образом произошел от Иосифа и Марии, на 30м году жизни он удостоился нравственного усыновления Богу Отцу, т.е.стал Христом, равным Отцу по божественным свойствам. Вся заслуга евангельского Христа состояла в том, что он возвестил людям волю Божию и научил их, как нужно жить, чтобы достичь нравственного совершенства, т.е.это учитель святости. До Иисуса такими христами были Авраам и Давид. Чудеса евангельского Христа они понимали в духовном или в иносказательном смысле (например, исцеление больных, воскресение мертвых – указывало на научение нравственной жизни); воскресение самого Христа толковалось как воскресение Иисуса от греховной жизни, оно произошло после 40-дневного поста. Попостившись 40 дней, Иисус взалкал, ослабел, так что казался мертвым, но духом своим он победил смерть, после чего к нему приступили избранные люди, названные в Писании ангелами, и стали служить ему как воскресшему из мертвых. Св.Дух – это некая духовная сила, безыпостасная, обитающая на 7м небе. И когда он вселяется в человека, тогда хлыст начинает пророчествовать, говорить иными языками и совершать непроизвольные движения. Богородиц, согласно воззрениям хлыстов, может быть также много – это благочестивые женщины (ими были все женщины Ветхого и Нового Завета, соответственно и все благочестивые хлыстовки – также богородицы).
Учение о человеке.
Хлысты придерживались дуализма, согласно крому душа – это доброе начало, а тело – злое. Плоть постоянно препятствует душе в ее стремлении к нравственному совершенству, идеалом крого служит состояние святости, когда человек не может грешить, и только победив плоть, человек м.этого достичь. Исключительной чертой в их учении о человеке является учение о предсуществовании душ. Хлысты разных толков решали по-разному, откуда берутся души. Одни считали, что Бог от вечности образовал бесчисленное количество душ, и диавол каждый раз творит тело, в кром по избранию Божию вселяется душа (за что она вселяется?) Другие считали, что отдельных душ нет, во всех людях живет один и тот же Божественный Дух (пантеизм). Души, согласно хлыстовскому учению, могут переселяться из одного человека в другого, но после смерти хлыста, исполнявшего заповеди, его душа становится ангелом, и если здесь человек не исполнял заповеди, то его душа становится диаволом. В отдельных течениях хлыстов считалось, что души переходят в животных в соответствии с греховными наклонностями человека.
Представления о грехопадении.
Грех прародителей состоял в том, что Адам вопреки воле Божией ради рождения собственной плоти познал свою жену Еву, т.е.вступил по научению диавола с нею в порочную связь. Однако его грех не может служить препятствием для другого в достиж.нравственного совершенствования, поскольку умственные и нравственные силы человека остались незатронутыми грехом (нет никакого воздействия на потомков Адама).
В чем же состоит спасение с т.зр.хлыстов? Это путь самоспасения (раз у человека сохранились собственные силы, то он может достичь спасения).
В учении о спасении у хлыстов занимает особое место доктрина о «таинственной смерти» и «таинственном воскресении». Согласно этой доктрине, хлысты различают «смерть о Адаме» (или в Адаме), и «смерть о Христе».
«Смерть о Адаме» - это исполнение Божественного приговора, что человек есть плоть и в землю отойдет. «Смерть о Христе» - состоит в умерщвлении своей плоти, себялюбия, гордости и достижения бесстрастия. За этой смертью следует погребение о Христе, т.е.совлечения с себя всего мирского и погружение самого себя в могилу. И только тот, кто умрет для греха, тот сможет воскреснуть и войти в Ц.Божие. С этого момента человек становится храмом Божиим и имеет все шансы стать христом. После этой таинственной смерти человек получает дар ведения, пророчества, а кто сможет достичь еще большего, тот сподобляется дара чудотворения и, наконец, становится христом или воплощением христа. Задачам достижения божественности или уровням, на кром чк приравнивается к Богу, достигается следующими средствами: 1) беспрестанная молитва (Иисусова молитва); 2) воздержание от чувственных удовольствий; 3) пост, отказ от спиртных напитков; 4) общественные моления (радения) или общинные молитвы; 5) умерщвление плоти и самоистязания.
Хотя основатель хлыстовства Д.Фил.требовал от своих последователей отказа от сожития мужчины и женщины, однако этот запрет был пересмотрен, и в кон.18 – нач.и сер.19 в от него уже не осталось и следа, и в ряде общин стали появляться тенденции, а зачастую и требования, чтобы вместо законного супруга иметь духовного супруга, с крым дозволялось совместное сожительство. Иногда это сожительство дозволялось с неск.духовниками или духовницами. Блудом по мнению хлыстов считался только церковный брак, а хлыстовский брак, или любовь о христе с сестрой (братом) не считалась грехом.
Пост у хлыстов понимается в смысле замора себя голодом, т.е.они ничего не едят и не пьют. Начинался пост добровольно и длился столько, сколько пожелает сам человек. Самый большой срок – неделя, но если человек назначил себе срок неделю, но чувствует, что пропоститься нет сил, что остальные хлысты могут помочь ему, т.е.сколько он не допостился, напр.3 дня, три хлыста брали на себяб пост и постились по дню в счет постящегося.
Те же, кто самостоятельно пропостился целую неделю, весьма почитались среди хлыстов, и таким воздавались почти божеские почести.
Хлыстам не запрещалось внешне принадлежать к православной Церкви, и по своему внешнему поведению они бывали одними из самых благочестивых прихожан. Были добродетельны, вводя этим в заблуждение даже епископов. Они стояли на значительных церковных должностях (хлысты исполняли обязанности противобол. миссионера). На исповеди хлысты делали все, чтобы во время совершения таинства не быть его участников. Нередко хлысты старались задержать причастие во рту, чтобы потом выплюнуть или отнести своим пророкам, крые выбрасывали его в нечистые места.
Особенности религиозной практики хлыстов
Прием в секту – это один из самых важных обрядов. И наиболее общеупотребит. способом приема был тот, что пророчица садилась в углу комнаты в белой шитой рубахе, братья и сестры становились по правую и левую стороны от нее. Затем она обнажала колено, крое целовал приведенный к ней кандидат. При этом хлыст д.был поклясться, что будет слушать прор.больше чем отца и мать, и никому не откроет тайну хлыстовского учения. Радения хлыстов представляли собой молитвенные собрания, крые сопровождались… , т.к.проходили всю ночь. Во время этих радений пели разные песни, но центральным действом было т.н. «движение хлыстов». Они или вращались по кругу, или вокруг своей оси с оч.большой скоростью, так что у них начиналась гипервентиляция легких, и начинались галлюцинации, но они воспринимали это как сошествие на них духа. Заканчивались радения тем, что в комнате тушили свет, и все падали в «свальный грех». Почему они этим занимались? Они рассматривали плоть как порождение диавола, и для того, чтобы победить плоть, ее надо истощить, а как можно умертвить плоть, если в ней живут страсти. Нужно дать страстям полную волю, чтобы они измождали самого человека.
Методы вовлечения в секту (самый распространенный). Сначала хлысты приглашали людей на свои собрания на радения. Они совершали большие хлыстовские праздники и летом (всегда – когда была самая короткая ночь). На собраниях сначала не было ничего предосудительного, здесь читалась Библия, распевались церковные песнопения. Человек не знал, что пришел к хлыстам, затем, когда новичок привыкал на этих собраниях, толковалась Библия, но в хлыстовском контексте. После некрого времени сектанты нач.демонстрировать сошествие на них Св.Духа, выражавшееся в пророчествах, бормотании непонятных слов. Эта практика занимала 2-3 года, и после этого как они достаточно заострили внимание новичка, они приглашали его на свои радения, где человек либо привязывался к секте навсегда, либо уходил от нее совсем.
Другим излюбленным способом принятия в секту было принятие малолетних детей-сирот от бедных православных родителей, на воспитание и обучение в семью хлыстов. С этими же целями в семьи зажиточных хлыстов принимались несовершеннолетние из прав.семей (это были своего рода монастырьки, членами крых были несовершеннолетние дети; девицы были все совращены в блуд, они редко выходили замуж). Тоталитарным сектам такого и не снилось.
Как способ завлечения в секту хлысты использовали и заключение формальных браков с православными с тем, чтобы впоследствии принудить супруга к совращению в хлыстовство. Хлысты резко отрицательно относились к рождению детей и вытравливали их (христосики, возможно, их приносили в жертву). Осн.способ – прозелитизм.
Хлыстовство оказало значит.влияние на представителей Серебряного века. Многие увлекались хлыстовством (напр., Иванов, кн. «Хлыст», Богомолов).
В кон.19-нач.20 в.хлысты придумали новый способ принятия в секту. Как только в каком-то месте открывалось общество трезвости, хлысты, крые никогда не принимали алк., записывались в эти общества, так что прикрываясь этими благими целями, совращали людей в секту. Кроме того, они использовали и др.организации, напр. «Общество восстановления православия на Кавказе», они проникли в «Православное Палестинское общество».
Пост и распятие Христа они рассматривали духовно, это не была физическая смерть. Он лишь умер для греха, и смерть для греха тожд.смерти и воскресению после Голгофы.

СЕКТА СКОПЦОВ
Основателем секты считается кр-н Орловской губернии Селиванов Кондратий, крый был (по св-ву) чком умным, молчаливым, изворотливым, хитрым. В обращении с окружающими был добр и внимателен. Деньгами не интересовался и вел простой образ жизни. Считается, что началом его деятельности м.считать время после 1772 г. В начале своего богоискательства Селиванов довольно много странствовал среди хлыстов и видел их нравственную распущенность. Будучи человеком неглупым и исполненным религ.рвения, стал доискиваться причин нравств.упадка среди хлыстов. Он нашел, что порок у хлыстов идет от плотских пожеланий, в уничтожении крых он видел только одно средство – оскопление человека, лишения его того, что является центром страсти («приведение человечества в состояние чистоты»). Проповедь свою он начал в одном из хлыстовских «кораблей» Орловской губ. Чтобы завоевать авторитет, он использовал обман. Явился на их собрание и прикинулся немым. Богородица этого корабля обратила на него внимание, и в определ.момент Селиванов заговорил, причем это произошло, якобы, по молитве этой богородицы (т.е.исцеление). Благодаря такому хитрому ходу он сумел убить 2х зайцев – 1) завоевал доверие у этой богородицы, она убедилась в том, что она м.творить чудеса; 2) он оказался человеком, в кром проявилась воля Божия, это необычный чк, и поэтому Бог его исцелил, дал ему дар речи. Благодаря этому он быстро приобрел авторитет среди хлыстов, сблизился с богородицей, края признала его за сына божия, рожденного от нее, пренепорочной девы по наитию св.духа. Поскольку эта женщина пользовалась большим авторитетом у хлыстов, то признание Селиванова в таком достоинстве произвело сильное впечатление на др.сектантов. Как только он увидел, что за ним идут люди, он стал проповедовать свое учение о спасении путем оскопления, крое вызвало раскол среди сектантов, и в 1772 г.было произведено впервые следственное дело о скопцах. Селиванов бежал и скрывался, но его фанатичными и энергичными помощниками это учение стало быстро распростр.по России. А судебные процессы, крые следовали один за др., ускорили это, потому что скопцы в результате ссылок появлялись в Сибири, и там могли проповедовать свое учение. Т.о., география распростр.секты к концу 18 в.охватывала Тамбовскую, Рижскую, Псковскую, Петербургскую губ., а также Москву. Наконец, Селиванова схватили и сослали в г.Нерчинск, но по этапу дошел только до Иркутска, и здесь остался на жительство, он принял себе имя Петра 3го Феодоровича. Ок.1793 г.он бежал из Сибири и невероятным образом в 1797 г.он был представлен импер.Павлу 1му, крый выслушал его и засадил в дом умалишенных. Однако с воцарением Александра 1, благосклонного к сектантам и ко всякого рода мистике, положение скопцов изменилось, и для них настал золотой век. Селиванов поселился в СПб в богатом доме своих покровителей, приобрел славу святого человека, обладающего даром пророчества. Его последователи открыто воздавали ему божественные почести. Один из помощников Селиванова, польский дворянин Алексей Елянский, составил проект переустройства России (вся власть у скопцов, а у императора только номинально). Автор был сослан в Суздальский монастырь. В 1805 г.Александр 1 перед войной с Наполеоном лично отправился к Селиванову, чтобы посоветоваться с ним и получить благословение. Селиванова не трогали вплоть до 20-х годов, но в 1820 г.он был сослан в Суздальский мон., где раскаялся в своих заблуждениях и умер в 1832 г. Сами сектанты не называли себя скопцами, а именовались «чистыми», «белыми лебедями», «истинными сынами божиими» и т.п.
Учение скопцов
Учение оч.сходно с хлыстами, т.к.они происходили из хлыстов. Отличие их только в учении о пришествии Христа. Они считают, что 2е пришествие уже совершилось в их батюшке-искупителе Селиванове. Сын божий по своему человеколюбию к человеч.роду воплотился в Селиванова. В качве авторитетного текста они принимают только описание жизни Селиванова, записанное с его собственных слов («Страды»). Скопцы почитают этот текст наравне с Евангелием. Представление скопцов о человеке и о грехопадении практически такое же, как и хлыстов.
Особенность представляет учение скопцов об искуплении. Искупление есть оскопление. По созвучию этих слов они считали их синонимами, т.е.оскопиться – значит искупить. Оскопление они еще называли «огненным крещением», почитая его исключительным путем спасения. Для обоснования оскопления скопцы ссылаются на Мф.19,12 и Мф.5,28-30.
Каков статус женщины? Такой же, как и мужчины. Они исповедовали идею перевоплощения, есть только женские и мужские телесные оболочки (так же и у кришнаитов, где отличие жен.от мужч.носит только временный характер, но есть оболочки жен.и муж., душа – это божеств.частица, края переселяется из тела в тело от мужчины (дост.) в женское (менее дост.) и так по нисходящей, т.е.у кришнаитов философия бессмертия – душа вечна, но есть только оболочки, потому что человек безначален и бесконечен).
Представления скопцов об Иисусе Христе
Божественность Христа скопцы отвергают, они считают Его (как и хлысты) обычным человеком, исполненным благодати. Искупление, совершенное Христом, по их мнению, было совершено в проповеди идеи оскопления. Ветхозаветное обрезание – это некий прообраз великого таинства, что называется оскоплением, но до Христа люди не могли вместить это таинство, поскольку предавались лености, т.е.плотскому совокуплению. И чтобы открыть людям верный путь к чистоте, Бог Отец послал Сына Иисуса Христа, и якобы Христос принял оскопление от Иоанна Крестителя, и проповедал оскопление другим людям. На Тайной Вечери Христос оскопил своих учеников, поэтому они не могли молиться с ним в Гефсим.саду, имея плоть немощну (из-за операции), но дух бодр. Иуда же в то время, когда апостолы были «убелены», т.е.оскоплены, женился, т.е.удавился – они это так понимают.
Страдание и смерть Христа, пришествие на землю надо понимать аллегорически. Под именем страстей они понимают только гонения, крые претерпел Иисус от иудеев. Крестной смерти не было, умер Христос ест.смертью, как и все.
Учение о Втором пришествии
По учению скопцов Христос пришел второй раз на землю в лице Селиванова. Рождение Селиванова было чудесным от пренепорочной девы Елизаветы Петровны, края родила его, разблажившись св.духом, но когда он женился на Екатерине Алексеевне, супруга его возненавидела за то, что он был убелен (оскоплен). Он от нее сбежал и стал проповедовать скопчество. Селиванов якобы претерпел страдания и смерть на кресте, когда был наказан кнутом и был погребен, когда был сослан в Сибирь – и воскрес, когда бежал оттуда. После чего в прославленном состоянии жил в СПб, т.е.он прошел путь страданий, и тем прославился.
Религиозная практика.
Оскопление считается центральным обрядом в скопчестве, заменяя собой покаяние и крещение. По степени физического уродства скопцы делятся на несколько групп – от недалеко прошедших путь скопческой «святости», нанесших себе небольшие раны, до достигших полного «убеления», совершивших полное оскопление, или получивших «царскую печать». Полное оскопление вошло в обряд после 1816 г., однако отвергалось старыми скопцами. Оскопление было в несколько этапов. Скопцов м.было отличить по внешнему виду (желтоватый цвет лица, полные). Кроме того, скопцы не ели мяса. Скопцы также постились в большие церковные праздники, чтобы не праздновать вместе с православными в то время, когда их искупитель страдает на кресте.

СЕКТА ДУХОБОРОВ
История первого периода этой секты невыяснена. Долгое время эти сектанты не имели своего названия, и их именовали по-разному: раскольниками, молоканами, фармазонами, абрагомитами и т.д. Духоборцами их впервые назвал Екатеринославский архиеп.Амвросий в 1875 г.
Сами сектанты не возражали против такого наименования и объясняли его в том смысле, что они являются борцами духа или борцами за дух и выступают противниками всякой внешности и обрядовости. Духоборчество впервые стало известно ок.сер.18 в. Эта секта в то время была уже с вполне сложившимся вероучением. Основатель духоборчества до сих пор не установлен, но считается, что первонач.источником распростр.была Харьковская губ. Оттуда духоборчество быстро распространилось по губерниям Росс.имп. из-за фанатичности своих членов, крые не брезговали никакими методами ради достижения своих целей, вплоть до деспотизма. Они, в общем, создали государство в государстве. У секты были свои институты суда, наказания, она обладала своей наследственной династией власти. Наибольшую известность приобрел духобор Илларион Побирохин, он действовал в Тамбовской губ., а также ему принадлежат положения основных формулировок вероучения.
Побирохин был человек богатый, он занимался оптовой торговлей шерсти. В то же время его в народе почитали за начетника, человека с сильным характером, гордого и тщеславного. Побирохин утверждал, что спасение идет не по книге, а по духу и хранится спасение не в Библии, а в т.н. «Книге животной». Согласно его учению, Иисус Христос не был личностью, не обладал ипостасным бытием, а Он был Божиим разумом, который переселялся из одних достойных людей в других. Он проповедовал идею переселения души человека, и чтобы достичь абсолютного авторитета над своими последователями, он объявил, что в нем пребывает душа Иисуса Христа, и потому он есть истинный сын божий. От своих последователей Побирохин требовал абсолютного и беспрекословного подчинения. Со временем в глазах духоборов он превратился в живого бога. Из числа своих последователей он выбрал 12 апостолов, крых наименовал архангелами. Им в обязанность он вменил проповедь и распр.духовного учения о понимании Евангелия. Кроме архангелов, П.избрал еще 12 «смертоносных ангелов», крые выявляли и преследовали изменников веры. Для осуществления этой задачи им разрешалось пытать изменников и уничтожать. Вскоре ревность смертоносных ангелов обратила на себя внимание правительства, и П.вместе со архангелами и ангелами был сослан в Сибирь на поселение. После смерти П.Тамбовских духоборов возглавил отставной военный Савелий Капустин. Как и Побирохин, он был человеком умным, хитрым, волевым и одновр.деспотичным. он был привлекателен и умел красноречиво говорить, имел огромное влияние на своих последователей. Он прямо называл себя сыном божиим христом, причем ему в этом полностью верили. Капустин требовал божеств.поклонения, и ему его воздавали. Его заслуга состоит в том, что ему впервые удалось объединить русских духоборов и образовать из них государство в государстве. В правление Капустина духоборы стали весьма презрительно относиться к православной Церкви и сильно возбудили против себя правосл.население, что совместное проживание на одной терр.стало для православных и сектантов невозможным. С др.стороны, руководство секты, крое поставило перед собой цель объединить всех духоборов и устроить некое независимое самостоятельное государство, настойчиво внушало своим последователям мысль о необходимости переселения на новую территорию, где им никто не будет мешать. И результатом такого воздействия стало то, что они подали коллективное прошение на имя имп.с просьбой выделить им свободные земли и переселиться.
Чтобы осуществить эту идею, Капустин обложил всех своих последователей налогом. Общий капитал на переселение составил в те времена 2 млн.руб.
Согласно прошению духоборов и представлению сенаторов масона Лопухина и Нелединского-Милетского по разрешению Александра 1 им было отведено место для жительства по правому берегу р.Молочной при впадении в Азовское море. Им на первое время были предоставлены многочисленные льготы (освобождение от налогов).
Для Капустина на новом месте был выстроен двухэтажный дом с залом на 2м этаже, где он как живой бог принимал поклонение. Капустин управлял ими как пророк, царь и христос. Чтобы изолировать духоборческие общины от контактов с обществом и правительством, К.ввел самоуправление в полном смысле этого слова. У них было свое правительство, полиция, суд (безапелляционный «Мука и рай»), образование. Вся система была у них своя, и они никогда не обращались за чем-либо в гос.учреждения. О них сложилось в обществе мнение как о высоконравственных людях. Однако на самом деле в 1805 г.правительств. комиссия начала следствие по делу духоборов и вскрыла много весьма скандальных фактов. Духоборы преследовали тех, кто желал обратиться в православие (это заканчивалось зачастую убийством). Кроме того, у них обнаружился разврат. Причиной этому стал закон, крый ввел К.и его преемники («кто отрицает своего бога, тот должен умереть). Второе следствие шло 4 года, и ему удалось вскрыть факты страшных убийств (были найдены груды человеч.костей, комнаты пыток) 21 человек. По др.данным и независимым исследованиям, на протяжении 4х лет в секте исчезло ок.400 человек. Эти преступления совершались гл.образом на острове на реке Молочной.
Чтобы сохранить власть своим потомкам, К.стал учить, что душа Иисуса, края поселилась в него, потомственно будет переходить от отца к сыну в одном и том же роде Капустиных. Вследствие этого верховная власть почти целое столетие принадлежала роду Капустиных.
По причине преступного характера духоб.секты в 1839 г.было принято решение выселить их в Закавказье. Когда они оказались в Закавказье, они занимались тем же. Часть духоборов попала под влияние Толстого и довольно сильно изменило свое учение. Подстрекаемые толстовскими агитаторами, духоборы выпросили у правительства поселиться за границу. Сначала выбор пал на о.Кипр, куда в 1895 г.переселилось 1100 человек, однако по климатич.условиям это место им не подошло. Им подыскали место в Канаде, куда переселилось ок.7400 человек. В Канаде духоборам отвели малопригод.земли для земледелия, но они смогли сделать их плодоносными. В Канаде они постепенно стали отходить от своих религ.убеждений и переняли осн.идеи толстовства. Вначале среди них отмечалось охлаждение религ.энтузиазма (рутинизация харизмы). В сер.90-х гг.20 в.в росс.СМИ стали появляться статьи о духоборах, где говорилось о том, что они могли бы вернуться и в Россию. Сейчас в России духоборов почти нет.
Вероучение духоборов
Источником вероучения духоборы считали живое устное предание, крое они именовали «Животная книга» или книга, живущая в памяти и сердцах духоборов. Устное живое предание якобы восходило к Самому И.Христу, и это есть плод откровения И.Христа. Эта книга на самом деле состояла из духовных псалмов, крые были составлены из отрывков Псалтири, ирмосы, молитвы, отдельные библ.изречения. «Животная книга» была впервые издана в 1909 г.Бонч-Бруевичем. Большевики очень сотрудничали на первых порах с сектантами (он отвечал за работу с сектантами). В виду особого почитания «Животной кн.» духоборы считали для себя большим грехом обращаться к «мертвым» книгам, т.е.к Св.Писанию. По их мнению, евангелисты записали изречения Христа неверно, и в остальные книги вкралось очень много неточностей вследствие многочисленных переводов.
Представление духоборов о Боге
Внешне духоборы признают Бога Троичным, однако по содержанию их учение о Св.Троице является нехристианским. У них не было общепринятого представления о Боге. В одних текстах они признают личность только Бога Отца, Сын для них – это разум, Дух – это проявление Бож.воли. Побирохин, напр., утверждал, что Троица есть память, разум и воля в человеке.
Представления духоборов о Христе
Они по-разному представляли личность Христа. Одни считали Его Бож.силой (не личностью), края проявляется в природе в праведных людях. В Нов.Завете он проявлялся в апостолах и духоборцах. Он рождается и умирает в сердце каждого верующего. Другие утверждали, что Он был таким же Сыном Б., как и они называются сынами Божиими.
«Наши старцы, - говорили сектанты, - знают больше, нежели знал Христос». Они признавали Христа обычным добродетельным человеком, а Его чудеса и жизнь толковали в иносказательном смысле. Исцеления больных, воскрешение мертвых – это обращение грешников ко спасению (т.е.тот же метод, что и у хлыстов. Страдания и смерть на Кресте не были добровольными, иначе зачем же тогда Христос просил, чтобы Его миновала чаша сия. После смерти тело Христа истлело в земле, а духом Он воскрес и поселился в духоборческом роде. Воскресение и вознесение на небеса – это указание на то, что Христос скрылся от мятежа человеческого в апостолах, крые и есть небеса (апостолы на аллегор.яз.Библии – это небеса).
Представление духоборов о природе человека.
Духоборы полагают, что души людей были созданы до сотворения мира, т.е.души предсуществовали, но по своей гордости они пали вместе с др.духами и были в наказание поселены в человеч.телах. однако это падение в духовном мире не сказалось на их природе. Они не утратили ни силы разума, ни воли, ни способностей. Поэтому соврем.человек, по их мнению, обладает всеми внутр.силами для спасения (т.е.спасение у духоборов, как и хлыстов и скопцов, понималось как самоспасение). Предсуществовала только духовная сущность. Заслуга Христа состоит в том, что он оставил людям заповеди и правила, крыми они д.руководствоваться, однако Христос не м.быть нравственным примером для подражания, потому что Христос делал что хотел, а нам другое заповедовал, т.е.ссылка на дела Христовы не была авторитетной в полемике с ними. Переселение душ также имеет место в учении духоборов. Перевоплощение совершается, по мнению духоборов, в возрасте от 6 до 15 лет, когда человек только начинает изучать «Жив.кн.», до этого в человеке душа не обирает, а только живет некий дух, начало оживотворенной человеч.плоти, поэтому до 6летнего возраста дети в семье духоборов имели такое же значение, как щенята и котяна, т.к.это лишь биологически несмысленная жизнь. По смерти праведных духоборов их души переселялись в тела людей, а души грешников и недухоборов переселялись в животных. По переселении в др.тело душа практически ничего не помнила о своей прошлой жизни (весьма близко к восточ.доктринам).
Учение духоборов о спасении – это концепция самоспасения.
Нравственное учение духоборов.
Внешне оно строго. Они обличали такие пороки как блуд, воровство, также дурные мысли и удовольствия (даже пение птиц). Особо строго у них осуждались желания славы и почета как причина падения человека, но несм.на это их жизнь была довольно грубой и безнравственной (ссоры, деньги в рост, пьянство, блуд). Поскольку все люди между собой равны по учению духоборов, то на земле не д.быть ни светских, ни духовных властей. Они считали себя детьми Божиими и т.о.они не нуждаются ни в судах, ни в присяге, ни в клятве, ни в оружии. Светские власти нужны лишь для того, чтобы злые люди не истребили друг друга.
Семейные отношения духоборов строились исходя из их учения о предсуществовании душ. Поскольку душа имеет своим отцом Бога, то у духоборов не было семейного родства, отношения были такие же, как между дерном и почвой, т.е.родители лишь развили телесную оболочку. Дети не называли своих родителей отцом и матерью. Мужья звали жен сестрами и наоборот (как мормоны). Т.е.задачи семьи – производство человеческих тел, в крые Бог вселяет души (отношение к родителям то же и у мунитов – «ингридиенты удобрения», они – дети истинных родителей, т.е.Муна и его жены).
Секта духоборов была очень сложна для миссионеров. Стоит ли вообще вести среди них миссию? Вся деятельность миссионеров до нач.20 в.была неэффективной. Была допущена ошибка – миссионеры старались защищать только православное учение, т.е.они вели полемику с духоборами о значении таинств, о значении обрядов, икон, креста, мощей, но для духоборов это не имело совершенно никакого значения. И они поняли, что с духоборами следует вести разговор как с язычниками, поэтому с ними необходимо начинать разговор об источниках откровения, богословия, т.е.с критики их «Жив.книги» и источников вероучения.

СЕКТА МОЛОКАН
История и происхождение молокан имеет неск.версий. Одна из них – они появились в нач.18 в.
17 в.дал оч.много сект в связи с расколом и гос.нестроениями. Духоборов тоже называли молоканами, т.к.они не были еще дост.идентифицированы. Молоканами на Руси, еще до образования секты, называли всех тех, кто отрицал православное учение о посте и в постные дни ел молоко (были и другие).
Основателем молоканства считается Семен Уклеин. Отличался начитанностью, красноречием, и, будучи [портным], он ходил по селам Тамбовской и Воронежской губ.и попал в семью духоборч.наставника Побирохина, где ему понравилась его дочь. Уклеин оставил свою законную правосл.супругу и женился на ней. Благодаря своим способностям и таланту, он заслужил доверие духоборов и 5 лет был помощником Побирохина. Однако пренебрежительное отношение духоборов к Св.Писанию в итоге вызвало возмущение Уклеина, а также то, что П.присваивает себе божествен.достоинство и называет себя судьей вселенной, крому надлежит совершить Страшный суд. Уклеин на собрании открыто обличил П., тот его избил и послал «смертоносных анг.», чтобы они убили его. Уклеин бежал. Он оставил духоборч-во, объявил себя пророком и стал учить, что в вопросах веры необходимо руководствоваться Св.Писанием. Его проповедь имела большой успех в Тамбовской губ., из своих последователей он избрал 70 учеников и назвал их апостолами. И когда Уклеин уверился в собственном могуществе и в своих последователях, он, окруженный своими апостолами, с пением псалмов вошел в г.Тамбов для открытой проповеди своего учения и сокрушения идолов (икон). Они были арестованы. Его последователи раскаялись и приняли православие. Уклеин же долго упорствовал, но смекнул и раскаялся лживо, а на воле опять стал проповедовать свое учение.
Чтобы оградить православных от влияния молокан, правительство селило сектантов вдали от православных. Сами сектанты также желали переселиться. Им позволили переехать в Таврическую губ. (от Крыма до Таманского п-ова). Впоследствии много молокан под влиянием идеи о скором наступлении 1000летнего царства отправились в Закавказье, где якобы должно было наступить это царство. В царствование Александра 1 молокане вели открытую проповедь и говорили о скором падении Рус.Церкви и ниспровержении гос.строя, но при Николае 1 против них были приняты строгие меры, и их деятельность стала сворачиваться. В 80-е гг.19 в.в среду молокан стали проникать баптистские идеи, затем идеи толстовства, что привело эту секту к разделению, в нач.20 в.эта секта находилась в состоянии полного разложения. В ее среде падала нравственность, стали появляться уголовные преступники. С целью оживления своей деятельности молокане стали предпринимать меры для координации жизни сектантов, но хотя им и удалось провести несколько собраний и съездов, каких-то больших успехов им не удалось достичь. В наст.время молокане в России существуют, у них имеется т.н.центральный комитет в Москве и издается журнал «Молоканин», но хотя структуры существуют, за ними, скорее всего, никто не стоит. Есть также организац.структуры на Ставрополье.
Источники вероучения у молокан
В кач-ве источника вероучения молокане используют только Св.Писание и резко отриц.относятся к Преданию. Однако с Писанием они обращаются весьма свободно. Из В.З.они принимают те тексты, крые могут обличить православных. Библейские тексты толкуются ими аллегорически в контексте их учения.
Представления молокан о Боге
Среди молокан не было единого учения о Божестве. Одни говорили, что Сын и Дух Св., хотя и божествен.достоинства, но ниже Бога-Отца, другие отвергали Троичность Лиц в Боге, а само это учение они называли нелепым, т.к.Бог один и неразделен, и существование Его в Трех Ипостасях невозможно, третьи, крых было большинство, придерживались правильного учения о Св.Троице.
Представления молокан о Церкви
Согласно Уклеину, Церковь была основана Христом во время Его земной жизни, однако просуществовала только до IV в, когда вселенские соборы и учителя Церкви ложно истолковали христианство, неправильным толкованием Библии и смешали его с язычеством. Истинную Церковь составляют только молокане. Молокане отвергают иерархию по той причине, что единственным и истинным Первосвященником был Христос. Все молокане являются братьями и священниками ,все равны по благодати, поэтому в Церкви не м.быть ни больших, ни меньших. У молокан существуют свои пресвитеры, однако они не считают их учителями, а только рассматривают их в кач-ве руководителей нравственного поведения, и тех, кто заботиться о духовных нуждах общины (т.е.как администраторы).
Таинства молокане понимают в духовном плане. Крещение для них – это обучение слову Божию. Причащение – это духовное соединение со Христом, это символ через веру и добрые дела. Покаяние – это сердечное покаяние в грехах, крое человек д.исповедовать только перед одним Богом.
Они не почитают икон, мощей, т.к.это противоречит заповеди «Не сотвори себе кумира». Молокане усвоили себе идеи, крые присущи и по сей день баптизму и протестантизму. Поэтому некрые исследователи полагают, что молоканство сформировалось, возможно, под влиянием проникшего в Россию лютеранства (это одна из версий). Сами баптисты видят в секте молокан самобытное явление в русском народе, крое подготовило почву для русского баптизма. Баптистов весьма часто упрекают в том, что они являются сектой иностранного происхождения. До революции их называли германской сектой, когда началась война, их рассматривали врагами империи. Баптисты сейчас в свою защиту ссылаются на молокан, что те сами без к-либо наносного явления сумели прийти к осознанию идей баптизма (этим они защищ.от нападок). Исторически молоканство опередило появление баптизма в России, и говорить о зависимости возможно, т.к.у нас были секты Башкина, Косого, и вполне возможно, что эти идеи получили свое преемство в молоканстве.

АНАБАПТИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
Хронологически у тех сект, крые наиболее опасны для Правосл.Церкви первой по возникновению является баптизм. Но чтобы лучше понять логику баптизма и его природу, необх.сделать экскурс в историю.
Почему они выдвигают против правосл.вероучения о спасении, о Церкви, необходимо знать, из чего они исходят, из каких убеждений. Понять внутреннюю логику баптизма.
Одним из главных возражений против православия явл.утв.православных о важности дел для спасения. Необходимо понять, почему они отрицают дела как необх-сть на пути ко спасению. Для этого надо сделать экскурс в историю (можно отказаться от привычного подхода, что Писание есть источник богословия).
Баптисты своими корнями восходят к анабаптистам. Наименование анабаптистов сектанты получили в результате практики перекрещивания приходивших к ним людей, иногда их просто называли «перекрещенцы».
Слово «анабаптист» - от греч. «баптидзо» - погружаю, а «анабаптидзо» - перепогружаю (перекрещиваю). Движение анабаптистов распростр.по Европе в период между 1520-1550 гг. Оно охватило многочисленные группы по всей Европе, крые редко поддерживали между собой контакты и не имели единого координирующего центра и единой сложившейся вероучит.системы. По религ.воззрениям это движение было неоднородным, за исключ.представления о Церкви. И именно в экклезиологии заключалось существо анабаптизма. Гл.задачу своей деятельности они видели в создании на земле Ц.Божия или Церкви, края состояла из одних духовно возрожденных и абсолютно святых. Духовно возрожденными анабаптисты считали тех людей, крые в сознательном возрасте осознали свои грехи, покаялись, обратились в анабаптизм и буквально строго исполняли бы евангельские заповеди. Такие люди и д.были составить Новую Церковь, и эта Н.Церковь д.была быть отделенной от государства, не д.быть госуд. Анабаптисты были первыми религиозными диссидентами. Первыми провозгласили отделение Церкви от государства как один из догматов их веры. Сама идея прав человека восходит к анабаптизму (нынешний Страсбург был центром анабапт.движения в Европе в 16 в., а сейчас там – Совет Европы, парламентарии).
Анабапт.движение возникло одновременно в двух местах Европы – Германия и Швейцария.
Швейцарский анабаптизм
Возник в нач.20х годов 16 в. Основные положения были разработаны бывшим католич.священником Ульрихом Цвингли, впоследствии ставшим одним из главных возглавителей этого движения (Реформации). Само это движение было представлено людьми неучеными и простыми. Цвингли разработал всю вероучительную систему.
В ходе своих размышлений о католич.учении о спасении, а также в последующей полемике с апологетами папства Цвингли к 1520 г.пришел к отвержению католич.учения о власти папы, его непогрешимости, о безошибочности соборов и св.отцов в учении веры. Он считал, поскольку все люди имеют поврежденную грехами природу, то они не могут выступать в качестве непогрешимого источника в познании о Боге – т.е.отверг Предание как источник богословия. Он стал учить, что только Св.Писание явл.источником непогрешимого знания о Боге, т.е.обладает сверхъестественным происхождением (это одна из главных посылок анабапт.движения, а потом и догмат баптизма). Предание, по их мнению, не может быть источником богословия, т.к.папы сами обладали поврежденной природой, их ум был искажен заблуждением и как таковой не мог выносить непогрешимых суждений о Боге. Что же могло быть источн.правильных суждений о Боге – они отвечали, что ничто в этом мире, но единственным источником м.быть только какая-то сверхъестественная вещь. Священное Писание, написанное слово Божие – здесь непогрешимая информация о спасении. Истинное познание Писание даруется каждому человеку Духом Святым.
В сотериологии Цвингли придерживался учения о спасении через веру в заместительную жертву Христа. Он учил – каждый человек м.обрести спасение, если у него будет вера, что Христос на Голгофе предстал на Сущее Божием вместо него и понес все те наказания, крые д.был бы понести грешник в аду. Вот у кого будет такая вера, то этому человеку вменяются заслуги Христа, т.е.этот человек, якобы не страдая на самом деле на Голгофе, получает все те преимущества перед другими людьми, крые даровал ему Христос. Поскольку Христос был безвинным, и все те наказания, крые Он понес, явились полным удовл.Богу за грехи (т.е.пострадал за грешники, то человеку уже не за что страдать). Он объявляется спасенным и изымается из-под юрисдикции Страшного суда. Т.е.спасение верой в заместительную жертву Христа. Когда вы слышите о том, что баптисты спасаются через веру, это не значит, что они спасаются верой в бытие Божие, но это вера в заместительную жертву Христа. Ее содержание сводится к тому, что верующий д.иметь доверие баптистам или анабапт. Если у человека будет такая вера, то он на Суде Б.уже судим не будет, т.к.за него уже пострадал Христос, т.е.человек получает лишь блага, и к нему Бог Отец относится так, как если бы человек уже перенес наказание за греха совершенные и могущий совершить. Следовательно, он свят. Он не судится даже на Страшном суде, не говоря уже о посмертном. Поскольку Цвингли проповедовал такие идеи спасения посредством веры, то отпадала нужда в Ц., таинствах, почитании святых, Б.Матери, Креста, отпадала нужда в аскезе как таковой. Потому что спасение совершается помимо Церкви, они не содействуют спасению, и верующему просто не нужны. Кроме того, Цвингли впервые из всех протестантов выступил против благодатных таинств. Лютер говорил, что Евхаристия и Крещение каким-то образом связаны с благодатью. Он говорил, что в Евх.пребывает Христос каким-то особым видом, но Цвингли первый богословски «обосновал», что Евх.-это простой знак, символ, что субстанционально Христос в Евх.не присутствует. Это просто вкушение обычного хлеба и вина, крые д.напоминать верующему о тех событиях, с крыми связано его спасение, оно д.возносить верующего к Голгофской жертве и размышлять над этим, о спасении, крое он получил через Христа. Здесь принципиальный момент, и по этому поводу между Лютером и Цвингли был спор. Лютер – Христос по сущности в момент вкушения Евх.хлеба и вина присутствует в них. Цвингли это напрочь отвергал, т.к.он находился под влиянием западных сектантов «сакраментариев». Они отвергали благодатность католич.таинств. Цвингли воспринял эту доктрину, и через него это распростр.на весь протест.мир, через анабаптизм. Это одно из принципиальных расхождений между анабаптизмом и лютеранством.
Цвингли первонач.не признавал крещение младенцев, как не имевших сознательной веры и не способных по причине своего возраста сознательно каяться, духовно возродиться и учить в крещении, но это было только на первом этапе. Также он выступал за соц.равенство – отмену уплаты налогов, против церковной десятины (т.к.это противоречит Библии). Он выступал и как религ., и как социальный реформатор. Социальная деятельность даже преобладала. Цвингли был гуманистом и находился под сильным влиянием Эразма Роттердамского. Сторонники Цвингли последовательно развивали его идеи и требовали, чтобы из католич.храмов были вынесены иконы, все статуи и изображения Христа. Но власти Цюриха отказались дать на это согласие, т.к.они опасались, что кантоны Швейцарии могли возмутиться против этого. Швейцария устроена административно как конфедерация (автономные кантоны). Власти кантона сначала поддерживали Цвингли. Он считал, что люди д.сознательно воспринимать все новые идеи, а не насаждать их силой. Однако такая позиция не нашла поддержки у его последователей, крые требовали более жестких мер. Более серьезные разногласия между Цвингли и последователями произошли в 1524 г.из-за разного отношения к крещению младенцев. Цвингли к этому времени уже изменил свое мнение о крещ.млад. Т.к.он придерживался учение о предопределении одних ко спасению и др.к осуждению, то в этом контексте крещение не имело никакого значения, это был простой знак, крый не давал человеку ничего – ни спасения, ничего. Т.е.он мог и не креститься, т.к.все предопределено. Таинства имели относительное значение.
Однако его последователи не разделяли такого мнения о таинстве Крещения. Из выступл.его последователей следовало, что все взрослое население Европы необходимо перекрестить, т.к.католич.и лютеранское крещение они не вменяли ни во что. Разногласия между Цвингли и его последователями наметились и в области церковного учительства. Поскольку анабапт.считали, что Дух Св.присутствует в каждом верующем, то каждый под его водительством самостоятельно может постигать тайну спасения. В контексте такого взгляда на учительство анабапт.рассматривали католич.священство и реформатор.пастырство как право присвоения себе исключительных прав на учительство. Почему они так же относились и к лютеранам? Лютеране, хотя и отвергли сакраментальность католич.иерархии, т.не менее настаивали на том, что кафедрув пастора м.занимать человек, прошедший определенный искус и богословскую подготовку. Анабапт.стояли совершенно на др.позициях – если человек обладает всей полнотой и благодатью Духа Св., то нет никакой нужды в интеллектуальной подготовке человека в истине веры. Дух м.говорить устами простого верующего. Духу Св.не нужны человеч.знания и интеллект. Т.о., анабаптисты выступили за то, что каждый чк м.научать другого в вопросах веры. То же самое относилось и к праву прощать грехи. Это принадлежит не священнику и не пастору, но является прерогативой всей общины. Т.е.они перенесли функции католич.и протестант.к.священства на всю общину и стали учить о т.наз. «всеобщем священстве», т.е.каждый ч-к является священником и м.быть пастором. Т.е.пасторство для них было лишено к-либо сакрального значения, не имело благодатной природы, а сводилось к выполн. административн.обязанностей. Т.е.был самый талантливый и красноречивый, год один, год другой.
На первом месте для них была личная святость – создание Царства Божия на земле. )Такой же подход у современных сектантов – главное – личная святость, нравственность, а догматич.расхождения – это уже второстепенное).
Отношение анабапт.к миру было предопределено их учением о Церкви. Церковь – это общество святых, они не д.ничего иметь общего с этим падшим миром, и всякого согрешившего д.немедленно изгонять из общины. По мнению анабапт., реформаторы только учили, что Христос навсегда искупил людей от грехов, и достаточно одной веры для спасения, но реформаторы не заботились о нравственном самоуч.людей, и католики и реформаторы оскверняют Ц., раздавая причастие недостойным, поэтому противопост.себя как католич., так и лютеранской церкви. И счита., что только они принадлежат к истинной церкви. И этому идеалу церк.устройства д.был соответствовать и общественный идеал. Земная жизнь д.быть отражением общества святых. Государство и все институты были лишними. Хр-н не нуждался в судах и тюрьмах. Для него страшно только одно наказание – это отлучение от Церкви. Главной чертой церк.жизни они счит.любовь, она выражалась в полной любви, и следовательно, не д.быть никакого неравенства в правах, все д.сообща владеть имуществом и всеми земными благами, у хр-н не д.быть имущества (социализм). И Цвингли опасался таких соц.проектов… Анабапт.рассматр.общественные нормы жизни как грехи (напр. – деньги в рост – это кража, и т.д.) Опасения Цвингли и властей Цюриха были усугублены тем, что в Германии в 1525 г.было крестьянское восстание, во главе крого стояли анабапт.лидеры (погибло ок.100 тыс.) И чтобы снять напряженность, власти стали требовать прекр.их деятельность, они же счит., что никто не м.на основании Библии доказать им необоснованность их требований и запрет крестить младенцев. И в 1525 г., чтобы окончательно прекратить их деятельность, власти приказали им в теч.8 дней либо крестить своих детей, либо они будут изгнаны из своих земель. Для обсуждения этой ситуации анабапт.собрались на совещание. И один из участников, лидер анабапт.партии в Цюрихе Георг Кахакоб попросил у др.анабапт.Конрада Ребеля, чтобы тот его крестел на осн.его веры. Ребель крестил Кахакоба, и после остальные члены общины также пожелали, чтобы их перекрестили. Т.е.до 1525 г.они учили о запрете крещения младенцев, но сами еще не были перекрещены, но с этого момента они уже представляли совершенно новую общину перекрещенцев. Т.о.путем перекрещивания образовалась новая религ.община.


…Матери. Почитанию святых и ангелов, Креста, отношения к молитвам за умерших, отн.к посту - по Глухову, по пособиям дореволюц.семинарий по сектоведению – Плотников, прот.Буткевич «Обзор русских сект» и все книги, крые находятся в отделе сектовед. по теме «Штундобаптизм» или «Баптизм».

АДВЕНТИЗМ СЕДЬМОГО ДНЯ

История возникновения адвентизма
Адвентизм вообще и в частности адвентизм 7го дня фактически полностью разделяет мнение баптистов на ист.вероучение, эсхатология (схоже с баптистами). Адв.7 дня является одним из течений мирового адвентизма, возникшего в Сев.Америке в 30-40-е годы 19 в. Главной вероучительной особенностью адвентизма была и остается доктрина о втором пришествии Христа и тысячелетнем царстве, поэтому новое движение в Америке стали именовать адвентизмом, производя название от лат.слова.
Но т.к.часть адвентистов впоследствии стали учить о необходимости почитания субботы вместо воскресного дня, то их стали называть адв.7го дня. Адв-зм был возрождением и одной из форм эсхатологического возрождения и чания идей близкого конца мира, второго пришествия Господня. Это эсхат.движение в 19 в зародилось в Европе и Америке почти одновременно. В Европе оно возникло среди пиитических кругов, а также в Англии, где в 1831 была т.н.Апостольская кафолич.община – известная более как секта елингвиан (от имени пастора Елинг). В Европе были особенно популярны эсхатологич.идеи, большой популярностью в это время пользовалась книга Юнга штиллинга «Победная песнь христианской веры». По его мнению, второе пришествие Христа должно состояться в 1836 г.в Закавказье, уверовавшие этому предсказанию пиитисты в колич-ве 7 тыс.человек эмигрировали в Российскую империю.
Родоначальником адвентизма 7го дня был Уильям Миллер (1782-1849). Он не имел хорошего образования ни светского, ни духовного. Все его образование соответствовало уровню начальной школы. Но те люди, к крым он обращался с проповедью, были такие же. В детстве Миллер увлекся идеями деизма (Деизм: Бог создал вселенную, пребывает вне мира и не вмешивается в ход его событий, поэтому отлич.чертой деизма был крайний рационализм. Единственно сродство познания бога через разум и все религии по их мнению содержат часть истины, т.к.все признают Бога Творцом мира).
Достоверно известно, что в этот период увлечения деизмом Миллер был членом масонской ложи и был удостоен в ней высшей степени посвящения. В 1812 М.участвовал в войне с Англией в чине капитана. После увольнения из армии он получил в наследство ферму и одновременно выполнял обязанности мирового судьи в своем родном городе. В возрасте 34х лет в 1816 г.он присоединился к одной из американских баптистских общин и занялся самостоятельным изучением Библии. Отсутствие духовного образования (и светского) не помешало ему серьезно заниматься изучением Библии и вычислением даты второго пришествия Христа. Миллер оч.своеобразно изучал Библию. Он начал изучать ее с первой страницы, с первого стиха и не переходил к другому до тех пор, пока не убедился в совершенной ясности для него изучаемого текста. Единственным помощником в этом ему служила ………… , т.е.он пытался выяснить ясность текста путем сопоставления с ясными (понятными) местами, т.е.он полагался на свой ум в деле изучения Библии. Здесь очевидно сказалось его увлечение деизмом. В период с 1818-22 гг.М.изучил Св.Писание и пришел к выводу о скором наступлении конца света (второго пришествия Господа и наступления Его 1000летнего царства). Конец мира по расчетам М.д.был наступить в 1843 г. Дату 2 пришествия М.получил произвольно, изъясняя 8 гл.Даниила, где говорится об осквернении святилища Божия на протяжении 2 тыс.300 дней. М.эти библейские дни приравнял к годам и с началом отсчета 2300летнего периода осквернения святилища он решил начать с 457 г.до РХ, т.е.с года издания указа Артаксеркса о восстановлении Иерусалима, и прибавив к 457 г.2300 лет, он получил 1843 г. Вычислив дату 2 пришествия Христа, М.для большей убедительности стал ее согласовывать с теми особыми знамениями, крые есть в Библии, с этими событиями (знамения 2 пришествия). В Ев.Мф говорится – луна померкнет (24.39). М.занялся поиском этих знаков 2 пришествия Христа, и вскоре нашел… Землетрясение, крое произошло в Лиссабоне (погибло ок.60 тыс.человек), за падение звезд он принял метеоритный дождь, крый наблюдался 13 ноября 1833 в США. За знамения солнца он принял затмение в 1780 г. Но эти события на самом деле не имели ничего общего с теми знамениями, крые будут происходить. Эти события были обычными в природе. Свои рассуждения М.изложил в книге «Компендиум веры» (т.е.выжимка), крую он написал в 1822 г., но обнародовать эту книгу он решился только в 1831 г.. когда услышал призыв Бога, а до этого, по мнению знавших его, М.угнетало чувство непригодности к предстоящему делу. С 1831 г.М.выступил с проповедью своих взглядов, а в 1832 г.баптистская община сделала его своим проповедником, и М.получил даже лицензию на это. Проповедь М.вызвала широкое народное движение, получившего название «миллеристов» или «адвентистов». Вначале М.не думал создавать отдельной конфессии, поскольку его учение о конечных судьбах мира находилось в контексте эсхатологии баптистов (баптисты учат и ожидают и ждут пришествия 1000летнего царствия Христова). Однако со временем многие из его последователей стали требовать уточнения даты 2 пришествия, и М.указал, что оно состоится в период с 23 марта 1843 по 21 марта 1844. По мере приближения к 21 марта адвентисты развернули активную пропагандистскую кампанию, выпускали сочинения, плакаты, брошюры, ходили проповедники по всем штатам, проповедуя о конце света. И вот наступило 21 марта 1843. Тысячи адвентистов, облаченные в белые одежды с цветами вышли встречать Христа, Который д.был спуститься на белом облаке, но их надежды не оправдались. Об этом писал сатирик Марк Твен и Джон Стейнбек, «Зима тревоги нашей».
Адвентисты были разочарованы и возмущены, но М.не унывал и продолжал верить в свое библейское открытие. Он предупреждал – если Христос не явится в 1843, то обязательно непременно придет в 1844. И через год адвентисты вновь прощались с миром и раздавали свое имущество. Тогда М.признал свою ошибку и выразил уверенность, что эта дата близка, но отказался от к-либо уточнений. Однако один из его учеников, крого звали Сануэль Сноу полагал, что М.в своих вычислениях сделал ошибку. Он не учел, что Жених, т.е.Христос запоздал к полуночи прийти к девам (Мф.25,6), с учетом поправки пришествие следует ожидать 22 октября 1844. Этот день был выбран потому, что последователи М.полагали, будто бы очищение земли совершится огнем (т.е.во время 2 пришествия Христос очистит землю огнем), поэтому Сноу решил, что день 2 пришествия д.совпасть с иудейским праздником, крый в 1844 выпал на 22 октября (праздник Очищения). М.поначалу высказался против этой даты, но потом под влиянием всеобщего возбуждения поверил в нее, и в третий раз ожидания тысяч людей оказались напрасными. Адвентисты почувствовали, как они выразились, скорбь апостолов в субботу Пасхи. Американские газеты называли адвентистов сумасшедшими. Перед лидерами адвентизма стояла сложная задача, надо было дать объяснение всеми происшедшему. Выход из этой ситуации предложил Хирам Эдсон. Ем


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации