Конспект лекций по предмету "Микробиология"

Узнать цену работы по вашей теме


Химический состав бактериальной клетки.

(свободная и связанная), нуклеиновые кислоты ДНК и РНК), белки, углеводы, липиды и минеральные соли. Свободная вода, являясь универсальной дисперсионной средой, участвует в метаболизме, связанная вода - определяет устойчивость клетки к физическим факторам. Нуклеиновые кислоты являются носителями наследственной информации. Белки входят в состав различных структур бактериальной клетки, являются составной частью ферментов, токсинов, антигенов, определяют отношение к красителям, лекарственным и дезинфицирующим веществам. Углеводы являются источником энергии, и, наряду с белками, могут определять специфичность бактерий. Липиды определяют заряд клетки и проницаемость мембран, устойчивость к кислотам, щелочам, спиртам, а также токсичность микроба.
Грибы- это одноклеточные или многоклеточные эукариоты без хлорофилла, но близкие к растениям. Патогенные для человека грибы имеют следующие морфологические формы:
1 - гифы (нити), которые при сплетении образуют мицелий (тело гриба).
Различают:
а) истинный (у плесеней) - трубка, разделённая или неразделённая перегородками (септами), покрытая общей оболочкой;
б) ложный (псевдомицелиий, у грибов рода Кандида - Candida) вытянутые, нитевидные клетки, каждая из которых имеет свою оболочкy.
2 - круглые и овальные почкующие клетки (у дрожжей и грибов рода Кандида). Размеры вегетативных форм – х1 – х100 мкм. Структура их сложная: многослойная клеточная стенка, цитомембрана, дифференцированное ядро, полисомы, митохондрии, включения, пигменты.
3 - споры (пo назначению и свойствам они отличаются от спор бактерий: у грибов это форма размножения и распространения; споры гриба менее устойчивы к высокой температуре).
Различают:
а) эндоспоры, покрытые оболочкой. Например, аски у дрожжей, образующиеся в результате полового размножения;
б) экзоспоры; контактируют с воздухом. Например, микроконидии у гриба Пенициллюм (Penicillium).
Способы размножения грибов:
1 - поперечное деление;
2 - фрагментация;
3 - почкование;
4 - спорообразование;
5 - половой способ.
По типу дыхания грибы - аэробы и факультативные анаэробы, по типу питания - гетеротрофы. Для выращивания грибов применяют среду Сабуро (дрожжевой экстракт + глюкоза + пептон + агар-агар) рН=6,8
Сроки роста - от 2-3 дней до месяца. Характер колоний различен: беловато-желтые, напоминающие капли сметаны, пушистые, морщинистые, гипсовидно-мучнистые, кожистые, с различными бороздками, пигментами. По отношению к питательной среде различают мицелий:
воздушный (репродуцирующий), на концах которого располагаются споры, и субстратный, врастающий в питательную среду.
Среди патогенных грибов известны двухфазные грибы. Это грибы разной морфологии в зависимости от локализации: в организме человека это обычно дрожжевая форма, а на среде Сабуро - мицелиальная. К ним относятся возбудители особо опасных микозов: гистоплазмоза, кокцидиоидного микоза и других заболеваний.
Токсинообразование: большинство грибов образуют эндотоксин, некоторые - экзотоксин. Грибы подразделяют на две группы.
1. Низшие грибы. Для медицины и фармации важны 2 класса:
- зигомицеты (вызывают болезни лекарственных растений);
- оомицеты (например, мукоровая плесень - вызывает мукоз у людей
и животных).
2. Высшие грибы. Представляют интерес 2 класса:
- совершенные грибы - аскомицеты (наиболее характерен половой способ размножения);
а) плесени
б) дрожжи
в) возбудитель гистоплазмоза
- несовершенные грибы - дейтеромицеты (половой способ менее характерен):
а) грибы рода Кандида
б) возбудители дерматомикозов (поражают кожу и ее придатки - волосы, ногти). Значение грибов:
1. Патогенные грибы вызывают у человека микозы.
2. Грибы широко используются в биотехнологии: как продуценты антибиотиков (Пенициллюм), белков, полисахаридов, витаминов, ферментов; в пищевой промышленности (хлебопечение, сыроварение, изготовление кисломолочных продуктов)
3. Грибы используют как объекты в генной инженерии и других научных исследованиях.
Методы изучения морфологии грибов:
1.В неокрашенном состоянии, в "раздавленной капле" ее щёлочью.
Щелочь растворяет жир и ороговевшие клетки, после чего можно рассмотреть структуру и элементы грибов в пораженных тканях.
2. В окрашенном состоянии в чистой культуре (красят чаще простым способом).
3. В окрашенных и неокрашенных гистологических срезах.
4. В люминесцентном микроскопе после обработки флюорохромами, используя вторичную люминесценцию.

Простейшие- это эукариоты, близкие к животным клеткам. Размеры от 4 до 200 мкм. Форма - округлая, овальная, полулунная, грушевидная и т.д. У некоторых простейших тело покрыто относительно тонкой мембраной (амёба), у других - более плотной эластичной оболочкой - пелликулой (балантидии), у жгутиковых - перипластом (пелликула + слой продольных фибрилл). В цитоплазме располагаются I, иногда 2 ядра (микро-и макровнуклеусы балантидий), полисомы, митохондрии, включения, вакуоли и др. У некоторых в цитоплазме лежит скелетная органелла - аксостиль. Отдельные простейшие имеют специальные органеллы: прикрепления (присоска у лямблий), проникновения (у токсоплазм), пищеварения (у балантидий).
Движение простейших осуществляется с помощью:
- псевдоподии (амеба);
- жгутиков (лямблии)
- ресничек (балантидии);
По типу питания - гетеротрофы. Среди них есть абсолютные паразиты (плазмодии, токсоплазмы и др. В неблагоприятных условиях могут образовываться цисты - скопления из нескольких особей, покрытых общей оболочкой. По типу дыхания - большинство факультативные анаэробы.
Механизм питания:
1. Всей поверхностью тела по типу фагоцитоза и пиноцитоза (амеба).
2. Посредством специальных органелл пищеварения (балантидии).
Простейшие чувствительны к дезинфицирующим растворам (цисты
более устойчивы). Для многих простейших характерна стадийность
развития, переход от одного хозяина к другому, причем в организме
определенных хозяев проходит половой цикл развития.
Размножение осуществляется:
- простым делением (амеба);
- множественным делением (шизогония у плазмодия);
- половым способом (конъюгация или копуляция).
- Классификация простейших:
1. Класс корненожек (возбудитель амебиаза др.).
2. Класс жгутиковых (возбудители трихомоноза, лямблиоза, лейшманиоза, сонной болезни и др.).
3. Класс споровиков (возбудители малярии, токсоплазмоза, криптоспоридиоза и др.).
4. Класс ресничные (возбудитель балантадиаза и др.).
Морфологию простейших изучают:
- в неокрашенном состоянии (в препарате "раздавленная капля из свежего материала на подогреваемом столике микроскопа).
- в окрашенных препаратах (по Романовскому-Гимзе и др.).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации