Конспект лекций по предмету "Кибернетика"

Узнать цену работы по вашей теме


Меры информации. Семантическая мера.

Синтаксические меры количества информации не могут быть непосредственно использованы для измерения смыслового содержания, ибо имеют дело с обезличенной информацией, не выражающей смыслового отношения к объекту. Семантическая мера может рассматриваться только в единстве информации и получателя. Для измерения смыслового содержания информации, то есть ее количества на семантическом уровне, наибольшее признание получила тезаурусная мера информации, предложенная Ю.А. Шрейдером, которая связывает семантические свойства информации со способностью получателя воспринимать поступившее сообщение.
Тезаурус получателя можно трактовать как совокупность сведений, которыми располагает данная система-получатель. В зависимости от соотношений между смысловым содержанием информации — S* и тезаурусом получателя — Sп, изменяется количество семантической информации Iс, воспринимаемой получателем и включаемой им в дальнейшем в свой тезаурус:
· при Sп»0 получатель не воспринимает, не понимает поступающую информацию;
· при Sп®¥ получатель все знает, и поступающая информация ему не нужна.
И в том, и в другом случае Ic»0. Максимальное значение Ic приобретает при согласовании S* с тезаурусом Sп (Sп=Sп opt— рис. 1.3), когда поступающая информация понятна получателю и несет ему ранее не известные (отсутствующие в его тезаурусе) сведения.

Рис. 1.3. Зависимость Ic = f(Sп)
Количество семантической информации в сообщении, количество новых знаний, получаемых пользователем, является величиной относительной: одно и то же сообщение может иметь смысловое содержание для компетентного пользователя и быть бессмысленным (семантическим шумом) для пользователя некомпетентного. Вместе с тем понятная, но известная компетентному пользователю информация, тоже представляет собой для него семантический шум. При разработке информационного обеспечения систем управления следует стремиться к согласованию величин S* и Sп так, чтобы циркулирующая в системе информация была понятна, доступна для восприятия и обладала наибольшей содержательностью.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации