Конспект лекций по предмету "Туризм"

Узнать цену работы по вашей теме


Походы и путешествия средневековья

В средневековье продолжали развиваться экономические и культурные связи между различными странами Востока и Запада, Севера и Юга. Этому в немалой степени способствовали поездки писателей, путешественников, дипломатов и купцов. Однако основной побудительной силой, заставлявшей людей предпринимать далекие путешествия в чужие страны, были военные походы и торговля.
С VII в. н.э. арабы, проживавшие на Аравийском полуострове, стали распространять свою власть и свою веру, воинственную, "магометанскую", или мусульманскую религию – ислам (по-арабски – покорность) на огромной территории. На Востоке они завоевали все Иранское нагорье и Туркестан, к северу от Аравии – Месопотамию, Армянское нагорье и часть Кавказа, на северо-западе – Сирию и Палестину, на западе – всю Северную Африку. В 711 г. арабы переправились через пролив, который с этого времени стали называть арабским словом Гибралтар, и в течение нескольких месяцев завоевали почти весь Пиренейский полуостров.
Арабские купцы плавали по всем морям Старого Света, кроме северных, и исходили тропическую Азию, субтропические страны и страны умеренного пояса – Восточную Европу и Центральную Азию. Они проникли в африканские страны к югу от Сахары и перешли через экватор. Благодаря широко развитой торговле арабы дали средневековому миру ряд выдающихся путешественников.
Известным арабским путешественником был Сулейман, купец из Басры. Он совершил путешествие и Персидского залива через Индийский океан в Китай, посетив попутно Цейлон, Суматру, Никобарские острова. О своем путешествии Сулейман оставил записки, датируемые 851 н.э., в которых описал пройденный им маршрут и приключения, случавшиеся в городе.
На рубеже 9-10 вв. путешествовал по Передней Азии и Восточной Европе арабский писатель Ибн-Даста. Результаты своих странствий он изложил на арабском языке в историко-географической энциклопедии «Книга драгоценных сокровищ», в которой имеются ценные сведения о славянах.
В 921-922 гг. в качестве секретаря посольства, отправленного багдадским халифом Муктадиром по просьбе болгарского царя Алимаса к новообращенным в ислам «волжским булгарам» с целью укрепления их в исламе, участвовал Ахмед Ибн-Фадлан. Посольство прошло через иранское нагорье и Бухару в Хорезм, пересекло пустынное плато Устюрт и Прикаспийскую низменность и достигло столицы «волжских булгар». О своем путешествии Ибн-Фадлан написал книгу «Путешествие на Волгу», которая является одним из важнейших источников по средневековой истории Поволжья и Заволжья.
Из путешественников первой половины 10 в. выделяется багдадский араб Массуди (умер в Египте в 956 году), историк и географ. До нас дошли две его книги: «Золотые луга и алмазные россыпи» и «Сообщения и наблюдения», в которые вошли обширные материалы о природе, истории и этнографии посещенных им стран. Посетил же он все страны Ближнего и Среднего Востока, Среднюю Азию, Кавказ и Восточную Европу, а на юге – Восточную Африку до Мадагаскара включительно.
Около 20 лет странствовал по Передней Азии и Северной Африки палестинский араб Мукаддаси. Только в одном Индийском океане он прошел «около двух тысяч фарсахов» (около 11,5 тыс. км.), которые описал в своей книге «Лучшее наставление для познания климатов».
Выдающимся путешественником и ученым 12 века был Идриси (1100 – 1161). В юности он посетил Малую Азию, Англию, Францию, Испанию. Образование получил в Кордове.
Идриси был приглашен сицилийским королем – норманном Рожером II, страстным любителем всяческих географических новостей, в Палермо для составления географических карт.
Сицилийский король посылал в разные страны опытных путешественников и искусных художников, которые докладывали Рожеру о том, что им удалось увидеть, услышать и зарисовать.
В течение 15 лет Идриси занимался обработкой доставленных ему сведений. Итогом длительной работы стали сочинения Идриси «Развлечения истомленного в странствии по областям» с 70 картами, и «Сад приязни и развлечение души» с 73 картами.
Однако самым выдающимся арабским путешественником 14 века был странствующий купец Ибн-Баттута (1304 – 1377), бербер по происхождению.
В 1325 году Ибн-Баттута отправил по суше из Танжера в Александрию Египетскую, посетил Сирию, Западную Аравию, Ирак и Йемен, побывал в столице Золотой Орды – Сарай Берке. Он был в Константинополе, Хорезме, Ургентче, Бухаре, Самарканде, Индии, Китае, плавал на Цейлон и Мальдивские острова. В 1354 году Ибн-Баттута закончил путешествие и продиктовал описание своих странствий, целиком полагаясь на свою память за 25 лет путешествий он прошел по суше и по морю около 120 тыс. км. Неутомимый путешественник посетил мусульманские страны и владения в Европе и Византии, Северную и Восточную Африку, Переднюю и Среднюю Азию, Индию, Цейлон и Китай.
Книга «Путешествие Ибн-Баттуты» переведена на ряд европейских языков. Она содержит огромный исторический, географический и этнографический материал, представляет большой интерес для настоящего времени для исследователей и путешественников.
Таким образом, арабские путешественники внесли весомый вклад в историю освоения и открытия новых земель, значительно расширили представления античных авторов об окружающем мире, познакомили Западную Европу с азиатским материком, продолжили и описали важнейшие торговые пути, способствовали сближению азиатской и европейской цивилизаций.
Если арабам мы обязаны первыми известиями о востоке и юге, то норманнам – сведениями о севере и Новом Свете.
Отважные мореходы – норманны были известны под разными именами – данов, аксаматов, викингов, гейдов, остманов, исторлингов ин нордлейдов.
Основными занятиями норманнов являлись скотоводство и рыболовство. В поисках рыбы и морского зверя они совершали далекие путешествия по северным морям.
Корабли норманнов были прочно построены из дубового и елового дерева. Знакомство с бурным Северным морем принуждало их строить не плоские корабли, какие плавали по Средиземному морю, а высокие, с палубой, баками и шканцами. Именно на судах подобного рода норманны предпринимали свои грабительские набеги до Константинополя в одном направлении и до Американского берега – в другом.
Несмотря на грабительский характер некоторых плаваний норманнов, их открытия и усовершенствования в морском деле, несомненно, оказали влияние на подготовку и проведение великих путешествий последующих мореплавателей.
Испокон веков славянские народы проявляли себя отважными путешественниками и мореплавателями. В письменных источниках, относящихся к нашей эре, говорится, что уже тогда славянам был освоен водный путь по Днепру. Из записей греческих историков видно, что русские в VI – VII вв. выходили по Днепру в Черное море и через Босфор и Дарданеллы – в Мраморное, Эгейское и Адриатическое моря.
К концу VIII и началу IX вв. создается государство с центром в Киеве. В это же время русскими людьми был освоен знаменитый путь "из варяг в греки", соединяющий Черное и Балтийское моря.
Существовал и другой водный путь, идущий из Новгорода и Киева на Волгу.
Предки славян на своих ладьях плавали также по Балтийскому морю, выходили в Атлантический океан и через Гибралтарский пролив проникали в Средиземное море. Следы древних славянских поселений найдены даже в Англии.
В X–XI вв. Русь из-за своего географического положения являлась центром пересечения торговых путей между Западом и Востоком. В результате походов русских князей Олега (911) и Игоря (944) на Царьград были заключены торговые договоры с Византией.
В связи с принятием христианства на Руси (988) получили распространение «хождения» русских людей в «святую Землю».
Таким образом, развитие торговых отношений Древней Руси с соседними странами и паломничества к «святым местам» способствовали складыванию надежных маршрутов следования торговых караванов и путей паломников, созданию постоялых дворов с местами ночлега и питания, образованию своеобразной системы сервиса, напоминающей современную туристскую.
Вскоре после открытия Америки норманнами Европа была вовлечена в крестовые походы, продлившиеся почти два столетия.
Наиболее массовое перемещение людей в средневековой Европе происходило во времена крестовых походов, которые предпринимались европейскими монархами, рыцарями и купцами с целью захвата чужих богатств и территорий. Следом за ними шли на Восток священники и паломники в сопровождении множества нищих.
Еще в древности началась борьба за завоевание стран Передней Азии (особенно Сирии и Месопотамии), а также за овладение Египтом. Эти страны являлись одним из богатейших и культурнейших районов тогдашнего мира. Через них пролегали пути международной торговли. За господство в этих странах вели борьбу Византия и Иран. В конце XI в. в борьбу вступили и феодальные государства Западной Европы.
Крестовые походы в страны Восточного Средиземноморья, происходившие под видом религиозного мероприятия, начались в конце XI в. и продолжались с перерывами до конца XII в.
Каково же значение крестовых походов? Они имеют не только общеисторический интерес (как выражение идей и настроений умов в известный период средневековой истории), но и познавательный. Они богаты внешними факторами и результатами, которые хотя были куплены весьма дорогой ценой, но существенно повлияли на духовное развитие европейских народов. Тогда западные европейцы впервые большими массами поднялись со своих мест, чтобы познакомиться с неизвестными им народами и странами. Они частично усвоили их нравы и обычаи, частично передали им свои понятия и воззрения. На Востоке перед европейцами открылся новый мир с совершенно незнакомыми и чуждыми им понятиями, образом жизни и политическим устройством. Рассказы и описания увиденного и услышанного составили богатую литературу, которая с живым интересом читалась в монастырях и рыцарских замках.
Мусульманский Восток оказал немалое влияние на различные стороны жизни западноевропейского общества – на его материальную культуру, быт и многое другое.
Например, в XII – XIII вв. в Западной Европе по примеру мусульманских стран начали сеять гречиху и рис, выращивать арбузы, абрикосы и лимоны, высаживать дамасскую розу. С этого же времени вошел в употребление неизвестный ранее европейцам тростниковый сахар (раньше в Европе единственным сладким пищевым продуктом был мед). В XII в. в Европе начали сооружать ветряные мельницы – их крестоносцы увидели в Сирии. Восточного происхождения использовались и некоторые ткани: атлас (по-арабски это слово означает красивый), муслин (от названия города Мосул), дамаст (от названия города Дамаск). С конца XI – XII вв. на Западе стали разводись почтовых голубей, которых давно уже использовали арабы. Много веков жители Западной Европы умывались только холодной водой, а платье носили до дыр. В восточных странах европейцы научились мыться в горячих банях и менять платье и белье.
Рыцари привезли из Сирии и Палестины щиты украшенные гербами, а также некоторые музыкальные инструменты, на которых во время битвы исполнялась военная музыка.
Дальнейшее развитие путешествий связано с монгольскими завоеваниями. В начале XIII в. монголы создали огромную империю, простиравшуюся от Дуная до Тихого океана, завоевав Русь, пройдя через Польшу, Силезию, Моравию, остановившись у границ Италии. В результате этих завоеваний были созданы обширные, относительно безопасные пути через Восточную Европу и Азию, которые стали использовать купцы, снабжая монгольских ханов и аристократию чужеземными предметами роскоши и драгоценностями, послы различных стран, стремившиеся первыми наладить дипломатические и другие отношения, чиновники, рассчитывавшие получить высокие должности при ставке великого хана, лазутчики, проникавшие с целью сбора военных и религиозных сведений и др.
Знаменитым путешественником средневековья был венецианский купец Марко Поло, который не только совершил путешествие из Европы в Золотую Орду, но и прослужил при дворе великого хана почти 25 лет.
Поло вернулся в 1295 г. в Венецию принял участие в войне с Генуей, был пленен и сидя в темнице, продиктовал рассказы о своих путешествиях товарищу по заключению пизанцу Рустичиано, которую назвал: "Книга Марко Поло о разнообразии мира»
"Книга" Марко Поло рассказывает о путешествии, которое, по определению крупнейшего мирового авторитета в области истории географических открытий немецкого ученого Р. Хеннига, "среди всех средневековых путешествий, несомненно, по праву считается самым замечательным и поистине выдающимся событием".
Говоря о путешествиях в эпоху средних веков, нельзя обойти вниманием "хождение" русского купца Афанасия Никитина в Индию, который среди первых русских землепроходцев и мореплавателей, побывавших в далеких странах занимает почетное место. Он посетил страны Передней Азии через 200 лет после М. Поло и морем прошел от Ормуза до Индостана, побывав во внутренних районах Индии, где до него не ступала нога европейца.
Находясь почти четыре года в Индии, А. Никитин свой пытливый ум и наблюдательность направил на изучение различных сторон жизни и природы загадочной в то время индийской земли. Свои наблюдения он изложил в записях, известных под названием «Хождение за три моря» – Каспийское, Черное, Аравийское.
Таким образом, в X – XIV вв. получили дальнейшее развитие походы и путешествия. Их осуществляли русские, византийцы, арабы, норманны, а во времена крестовых походов – представители европейских народов. В связи с принятием христианства на Руси в Палестину к святым местам хлынул поток русских паломников.
Походы и путешествия X-XIV вв., несомненно, подготовили почву для эпохи географических открытий.
1.4. Путешествия и открытия в XV–XVI вв.
Процесс разложения феодализма и возникновения капиталистических отношений в Европе был ускорен в связи с освоением новых торговых путей и открытием новых стран в XV–XVI вв., положивших начало великим географическим открытиям.
Еще в начале XV в. в ряде приморских стран появилось стремление к дальним плаваниям, целью которых было открытие прямого морского пути к "Индиям", т.е. к странам Южной и Восточной Азии, которые считались родиной пряностей и якобы изобиловали золотом. Благородного металла требовали как вставшие на буржуазный путь развития города, так и развивающаяся торговля не только между европейскими, но и внеевропейскими государствами. Однако западноевропейцам в результате турецких завоеваний в Аравии и Малой Азии становилось все труднее пользоваться старыми восточными, комбинированными сухопутными и морскими путями, ведущими к Южной и Восточной Азии. Начались поиски других путей – южных – вокруг Африки, и западных – через Атлантический океан. Поисками южных путей занялась Португалия, которая в XV в. представляла на европейском континенте сильную морскую державу, заинтересованную в дальнейшей морской экспансии.
В это время больших успехов достигло португальское кораблестроение. Начиная со второй половины XV в., португальцы становятся учителями кораблестроительного дела, как и мореходства для западноевропейских народов, удерживая это первенство до последней четверти XVI в.
В XV в. португальцы создали легкий парусник – каравеллу – трехмачтовый корабль особой конструкции, оснащенный большим количеством прямых и косых парусов, со сравнительно острыми обводами корпуса. Португальские каравеллы отличались высокими мореходными качествами: они были легки, быстроходны (при попутном ветре – до 22 км в час), свободно маневрировали, при неблагоприятном ветре хорошо лавировали, поворачивая к ветру то одним, то другим бортом, как будто у них были весла. Они казались незаменимыми "для открытий", т.е. при плавании у неразведанных или совершенно неизвестных берегов, но плавание на них было далеко не безопасным.
Благодаря тому, что были улучшены компас и мореходные карты (портуланы), португальцы усовершенствовали заимствованный у арабов угломерный инструмент, при помощи которого вычислялись положения светил и широта. В конце XV в. были изданы таблицы движения планет, облегчившие вычисление широты в море, благодаря чему значительно возросла безопасность движения.
Народы Азии – индийцы, китайцы, малайцы и арабы – в течение средних веков добились значительных успехов в области географических знаний, в развитии мореплавания в Индийском и Тихом Океанах и в искусстве судовождения. Это имело важное значение для географических открытий европейцев в Азии, Африке и их экспансии на территории данных материков.
Такой была обстановка в мировом мореплавании накануне великих географических открытий. То обстоятельство, что именно Испания первая выслала в западном направлении маленькую флотилию X. Колумба, объясняется условиями, которые исторически сложились в этой стране в концу XV в.
Одним из этих условий было усиление в последней четверти XV в. испанской королевской власти, ранее ограниченной. В 1469 г. Кастильская королева Изабелла вышла замуж за наследника арагонского престола Фердинанда, который через 10 лет стал королем Арагона. Так произошло объединение двух самых крупных государств Пиренейского полуострова – Кастилии и Арагона и возникла испанская монархия. В начале 1492 г. испанские войска вступают в Гранаду. Закончился восьмивековой процесс реконкисты – обратного отвоевания христианскими государствами пиренейских стран, захваченных в 711 году мусульманами – маврами.
Стремление к лидерству на европейском континенте толкало королевскую власть к расширению территории монархии, добычи золота и рабов. Этого можно было достичь в результате военных действий или открытия новых земель. Возможность последнего и предоставил Изабелле и Фердинанду итальянец Христофор Колумб.
Х. Колумб родился в октябре 1451 г. в Италии, недалеко от Генуи. Его отцом был ткач Доминико Коломбо, матерью – Сусанна Фонтанороза. Доминико был небогатым человеком и не имел даже собственного дома, а арендовал жилье в Генуэзском монастыре Санто-Стефано.
Колумб совершил четыре плавания, в результате которых положил начало открытию материка – Южная Америка и перешейков Центральной Америке. Им открыты все Большие Антильские острова – Куба, Гаити, Ямайка и Пуэрто-Рико, центральная часть Багамского архипелага, большинство Малых Антильских островов от Доминики до Виргинских включительно, а также Тринидад и ряд мелких островов в Карибском море.
Иными словами, Колумб открыл все важнейшие острова американского Средиземноморья и положил начало открытию двойного западного континента, который позднее получил название Америки.
Известие об открытии Колумба вызвало в Португалии большую тревогу. Португальцы считали, что испанцы нарушили их право владеть всеми землями к югу и востоку от мыса Бохадор, подтвержденное ранее папой римским, и опередили их в достижении Индии; они даже готовили военную экспедицию для захвата открытых Колумбом земель. Чтобы разрешить этот спор, Испания обратилась к папе. Специальной буллой папа благословил захват Испанией всех открытых Колумбом земель.
В сложившихся условиях португальцы поспешили с открытием морского пути в Индию. Летом 1497 года португальский король Мануэль I назначил руководителем экспедиции в Индию молодого придворного Васко да Гама.
Им был открыт морской путь из Западной Европы в Индию и Восточную Азию. Вместе с этим открытием посредством захвата была создана огромная колониальная империя Португалия, простиравшаяся от Гибралтара до Малаккского пролива.
С этого времени вплоть до прорытия Суэцкого канала в 60-х гг. XIX в. морской путь вокруг Южной Африки был главной дорогой, по которой велась торговля между странами Европы и Азии и проходило проникновение европейцев в бассейны Индийского и Тихого океанов.
Новый план большой экспедиции с целью поисков юго-западного прохода в Тихий океан и достижение Азии западным путем предложил испанскому королю Ф. Магеллан.
29 сентября 1519г. Магеллан отплыл из Сан-Лукара. Флотилия Магеллана состояла из пяти кораблей. Четверо из пяти капитанов и почти все кормчие были португальцами. В составе экспедиции из 265 человек было 37 португальцев, 30 итальянцев, 19 французов, несколько фламандцев, немцев, сицилийцев, англичан, негров и представителей других национальностей.
Корабли вышли в открытое море и взяли курс на юго-запад. 21 декабря Магеллан достиг пролива, позже названного его именем. Пройдя пролив, путешественники увидели перед собой безбрежный океан, который Магеллан назвал Тихим.
Магеллан завершил дело, начатое Колумбом: он достиг западным путем азиатского материка и Молуккских островов, открыв новый морской путь из Европы в Азию. Это было первое в истории человечества кругосветное плавание; оно неопровержимо доказало шарообразную форму Земли и нераздельность океанов, омывающих сушу.
Таким образом, путешествия и открытия XV–XVI вв. значительно расширили представления людей об окружающем их мире, а кругосветное плавание Магеллана стало практическим подтверждением шарообразности Земли. Великие географические открытия способствовали не только формированию мирового рынка, но и развитию международных дипломатических и культурных связей, складыванию постоянных водных и сухопутных маршрутов между континентами, ставших впоследствии туристскими.
1.5. Путешествия и открытия во второй половине XVI–XVIII вв.
Открытие Нового Света, морского пути в Индию и первое кругосветное путешествие чрезвычайно расширили географический горизонт человечества. Все эти открытия произвели революцию в мировоззрении людей того времени.
Преобладающим типом путешественника второй половины XVI–XVIII вв. являлись коммерсанты – искатели приключений и авантюристы. Иногда к ним присоединялись миссионеры. Однако в это же время появляется и новый тип путешественника, руководимого не только узкокорыстными интересами, но и любовью к науке. Постепенно этот тип путешественника становится преобладающим, и благодаря труду, энергии таких путешественников и исследователей людям удалось приобрести в наши дни действительно научное познание о поверхности Земли.
Несмотря на договор о разделе сфер влияния между Португалией и Испанией, моряки и купцы других стран Европы в поиске наживы и богатства стали проникать в неисследованные части земного шара. Так, английские и французские мореплаватели исследовали восточную часть Северной Америки, а голландцы в результате плаваний, совершенных в течение XVII в., открыли Австралию, скудные сведения о которой имелись еще у античных авторов.
Открытие Америки и путешествия по Африке вызвали у англичан желание найти через Северный Ледовитый океан ближайший путь в Китай и Восточную Индию. По совету знаменитого мореплавателя Кабота общество лондонских купцов снарядило в 1553 г. три корабля под начальством капитанов Виллоби, Ченслера и Дурфорта. Корабли Виллоби и Дурфорта погибли в Баренцевом море. Ченслер вошел в Белое море и достиг устья Двины. Узнав, что случайно открытый берег принадлежит России, он попросил быть допущенным ко двору царя. В Москве Ченслер был принят Иоанном IV, которому предъявил грамоту своего короля Эдуарда VI с приглашением к дружбе и торговым связям с Англией.
Таким образом, в результате экспедиции англичан между Россией и Англией были налажены не только торговые, но и культурные связи, которые в дальнейшем получили широкое распространение.
Российские мореплаватели и путешественники внесли свой весомый вклад в открытия второй половины XVI–XVIII вв., двигаясь преимущественно на юго-восток Азии (Средняя Азия, Монголия, Китай), и северо-восток (Сибирь и Дальний Восток).
Большое познавательное значение для современников имели торгово-дипломатические поездки русских людей в XVI–XVII вв. в страны Востока, обследование кратчайших сухопутных маршрутов для сообщения с государствами Средней и Центральной Азии и Китаем. Это посольства И. Хохлова, А. Грибова, И. Петлина и др.
Поход Ермака (1581-1584) привел к падению Сибирского ханства и присоединению Западной Сибири к Русскому государству.
Продвигаясь на восток в тайгу и тундру Восточной Сибири, россияне открыли одну из крупнейших рек Азии – Лену (экспедиция Пенды).
Выдающимся событием той эпохи явилось открытие в 1648 г. пролива между Америкой и Азией, сделанное Дежневым и Алексеевым.
В течение 1643-1651 гг. состоялись походы русских отрядов В. Пояркова и Е. Хабарова на Амур, добывших ряд ценных сведений об этой не изученной европейцами реке.
Путешествия русских за границу и иностранцев по России составляют важную часть в истории путешествий XVII–XVIII вв.
Первая официальная попытка знакомства русских с Европой произошло при царе Борисе Годунове, когда по его приказу были отправлены пять молодых дворян для обучения в Любек, шесть – во Францию, четыре – в Англию. Однако только один из них возвратился на родину.
В XVIII в. благодаря деятельности Петра 1 проводятся встречи ученых натуралистов, историков, в связи, с чем постоянно растет число русских туристов за границей. При Петре 1 путешествия становятся средством образования, любимым занятием для зажиточных людей.
Конец XVIII в. ознаменовался несколькими известными путешествиями вокруг света. К числу таких плаваний совершенных французскими и английскими моряками, относится путешествие вокруг света Бугенвиля в 1766 г. и командора Байрона в 1764-1766 гг. Следует отметить и три плавания вокруг света Джеймса Кука (1768-1771, 1772-1775 и 1776-1780).
Все три плавания важны еще и потому, что в них впервые принимали участие натуралисты разных специальностей, собравшие обширный научный материал.
Таким образом, на протяжении второй половины XVII-XVIII вв. благодаря смелым экспедициям мореплавателей и путешественников многих стран была открыта и исследована большая часть земной поверхности, моря и океаны, омывающие ее. Были проложены важнейшие морские пути, связывающие материки между собой.
В результате этих открытий расширились связи Европы со странами Африки, Южной и Восточной Азии и впервые были установлены контакты с Америкой. Торговля приобрела мировой масштаб.
Все это создавало предпосылки для массового перемещения людей с одних континентов на другие, готовило маршруты будущих туристских круизов.
1.6. Развитие путешествий в XIX – начале XX вв. Первые туристские организации
XIX в. характеризуется победой капиталистического способа производства во многих странах, развитием промышленности, транспорта, науки, разделом мира между великими державами и быстрой колонизацией открытых перед этим земель.
Начало XIX в ознаменовалось крупными морскими кругосветными путешествиями, в которых русским мореплавателям принадлежала главная роль во многих отношениях.
Только в первые три десятилетия XIX в в России были снаряжены пять больших кругосветных экспедиций. Мысль о снаряжении первой кругосветной экспедиции принадлежит знаменитому государственному деятелю канцлеру графу Н.П. Румянцеву.
26 июня 1803 г. Корабли «Нева» и «Надежда» под руководством капитан-лейтенанта И.Ф. Крузенштерна вышли из Кронштадта и отправились в кругосветное плавание, которое длилось три года и 12 дней.
И.Ф. Крузенштерн как руководитель экспедиции был принят царем Александром 1, который приказал вычеканить медаль в память первого русского кругосветного плавания и издать составленное путешественником описание маршрута с рисунками и картами. Книга И.Ф. Крузенштерна "Вокруг света" была переведена на многие европейские языки и поставила имя автора в один ряд с именами знаменитых ученых-путешественников.
За путешествием И.Ф. Крузенштерна последовали и другие плавания и путешествия. Дважды совершал кругосветные путешествия О.Е. Коцебу, плавал вокруг света В.М. Головнин, написав книгу "Путешествие вокруг света на шлюпке "Камчатка" в 1817–1819 гг.".
Всего в первой половине XIX в. русские совершили около 50 кругосветных и полукругосветных путешествий, которые завершили важный этап в истории мореплавания.
После окончания наполеоновских войн возобновили морские путешествия Англия и Франция. Французы сохранили свой интерес к Тихому океану и в первой половине XIX в. послали туда несколько экспедиций, среди которых были плавания под руководством Луи Де-Фрейсине (1817), Луи Дюппереля (1822), Жюля Дюмон-Дюрвиля (1825–1829 и 1837–1842) и др.
Из английских экспедиций первой половины XIX в. следует выделить по своим результатам экспедицию на корабле "Бигль" под командованием капитана Фиц-Роя, длившуюся с 1831 по 1836 г. В этой экспедиции принимал участие Чарльз Дарвин.
Главную роль в организации и руководстве путешествиями во многих странах стали играть географические общества, из которых первое было открыто в 1821 г. в Париже, второе–в 1828 г. в Берлине, в 1830 г. – в Лондоне, в 1845 г. – Русское географическое общество в Петербурге. Позднее возникли географические общества в научных центрах разных стран. Эти общества организовывали путешествия на малоисследованные материки.
Часть научных исследований, кроме географических обществ, взяли на себя министерства, колониальные ведомства, органы местного самоуправления, другие учреждения и научные общества. В результате этого во второй половине XIX в. в области изучения Земли ученые значительно продвинулись вперед. Ценой огромных усилий многочисленных путешественников-исследователей все меньше становилось белых пятен на карте мира.
Во второй половине XIX в. начинается новый этап путешествий, характеризующийся тем, что теперь морские экспедиции снаряжались не только для открытия новых земель, продолжения путей и изучения условий судоходства, но и для научных исследований мирового океана.
В течение XIX в. почти все морские страны в той или иной степени приняли участие в организации путешествий с целью исследования морей и океанов.
За многовековую историю путешествий, географических открытий, промышленного освоения новых территорий, расширения микрохозяйственных связей были собраны многочисленные научные и литературные материалы, отчеты и дневники. Они сыграли неоценимую роль в накоплении человеческих знаний в различных областях науки, культуры, техники. У многих людей появилась потребность увидеть новые районы и страны, познакомиться с жизнью и обычаями их народов. Все это послужило причиной возникновения особой формы путешествий – туризма.
Естественно, что процесс активизации хозяйственных связей не только увеличивал в огромных масштабах подвижность населения, но и сопровождался строительством дорог, благоустроенных гостиниц, ресторанов, созданием зон отдыха, лечения, изучением исторических и культурных достопримечательностей и т.д.
В то же время с появлением регулярного движения пассажирского транспорта, сети предприятий питания и мест размещения отпали многие элементы риска и трудностей, которые на протяжении многих веков были сопряжены с путешествиями. В значительной мере они превращаются в увеселительные и развлекательные поездки. В конце XVIII в. представителей имущих классов европейских государств, посещавших зарубежные страны из любопытства и с целью развлечения, стали называть "туристами". К началу XIX в. подавляющую их часть составляли аристократия и буржуазия.
Во второй половине XIX в. разрозненное туристское движение в Европе, представленное энтузиастами-одиночками, начинает приобретать определенные организационные формы. В 1857 г. в Лондоне возникло первое в мире объединение любителей путешествий в горах – Английский альпийский клуб. Английские альпинисты к середине XIX в. совершили уже немало восхождений на вершины Альп, стали частыми посетителями самых отдаленных участков этой горной системы и в значительной степени содействовали развитию туризма в странах Европы: Швейцарии, Австрии, Италии, Германии, Франции. Освоив Альпы, Английский альпийский клуб начал организовывать свои экспедиции и в другие горные районы мира: на Кавказ, Гималаи, Анды, горы Новой Зеландии и др.
Вслед за английским в 1862 г. появляется Альпийский горный клуб в Турине, преобразованный позже в Итальянский горный клуб; в 1863 г. учреждается Швейцарский клуб. К началу 90-х гг. XIX в. альпийские клубы возникли во многих европейских странах, а также в Соединенных Штатах Америки. Общее число членов достигло 120 тыс. Большинство клубов стали издавать свои журналы, посвященные горам и путешествиям в них. Первый такой журнал вышел в Лондоне в 1863 г. ("Альпийский журнал"). В 90-е гг. их насчитывалось более 30. Все европейские альпийские клубы не только способствовали организации путешествий в горные и другие районы, но и занимались их изучением, так как сведения о горах в XIX в. были еще крайне ограниченными.
Во второй половине XIX – начале XX в. национальный и международный туризм продолжал развиваться, вовлекая в свою орбиту новые страны. Однако по-прежнему туризм и экскурсии были доступны в основном представителям имущественных классов, которые совершали дорогостоящие поездки для отдыха, лечения и развлечения. В это время открываются национальные и международные курорты и центры туризма во Франции, Италии, Чехословакии, в горных районах Швейцарии.
Таким образом, туризм становится особой формой передвижения людей. Он развивался на основе путешествий и открытий, осуществляемых мореплавателями, исследователями, историками, географами и представителями делового мира, которые собрали и сделали достижением современных наций и народов многочисленные изыскания, наблюдения, описания, литературные, исторические и географические материалы, отчеты и дневники. Появление туризма стало возможным в результате коренных изменений в характере общественного производства, развития средств транспорта и связи, налаживания мирохозяйственных отношений в различных сферах.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации