Конспект лекций по предмету "Туризм"

Узнать цену работы по вашей теме


Туристские ресурсы

Производство туристского продукта базируется на целевом и рациональном использовании туристских ресурсов. Основой этого процесса являются туристский интерес и туристские впечатления.
Туристский интерес – перспектива получения туристом объективной информации, положительных эмоций и (или) потенциальная возможность удовлетворения его потребностей в конкретном туристском продукте, основанном на определенном комплексе туристских ресурсов, являющихся объектами туристского интереса. Объекты туристского интереса – места, привлекательные для туристов благодаря естественным или искусственно созданным чертам (природа, климатические условия, достопримечательности и т.д.). Основными характеристиками объектов туристского интереса являются:
q привлекательность (аттракция) для туристов;
q познавательная ценность (связь объекта с конкретным историческим субъектом, жизнью и творчеством известных людей, эстетические достоинства);
q рекреационная ценность (возможность использования объекта для организации отдыха и оздоровления туристов);
q известность (популярность среди туристов);
q необычность (экзотичность);
q выразительность (взаимодействие объекта с окружающей средой, зданиями, сооружениями, природой);
q сохранность (состояние объекта, его подготовленность к приему туристов);
q месторасположение (расстояние до объекта, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для передвижения автотранспорта, природная обстановка, определяющая объект).
Чтобы объекты туристского интереса были использованы в целях туризма, необходимо развитие материально-технической базы туристкой индустрии и соответствующей инфраструктуры, обеспечивающих доведение до потенциального туриста необходимой и достаточной информации о данных объектах, комфортную и безопасную доставку туристов к ним, размещение, питание, развлечения.
Туристские впечатления– комплекс эмоций душевного и физического состояния туриста, возникший или достигнутый им в результате потребления туристского продукта. Туристские впечатления о туристских ресурсах и туре в целом зависят от степени достижения цели путешествия.
Туристские ресурсы– совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для использован в процессе и в целях туризма. Выделяют непосредственные и ко венные туристские ресурсы. К первым относятся природные и культурно-исторические ресурсы, вторые (инфраструктурные) привлекаются для освоения и использования собственно туристских ресурсов.
В реальной жизни все виды туристских ресурсов взаимосвязаны и в ряде случаев трудноразделимы. В этом смысле их потребительная стоимость (полезность) связана с одновременным воздействием на физические, умственные, духовно-нравственные и психологические стороны жизнедеятельности человека.
Правовой режим отдельных видов туристских ресурсов регулируется законодательством (природоохранным, о музейных учреждениях, об охране исторических памятников, санитарно-эпидемиологическим и др.).
Туристские ресурсы являются национальным достижением. Часть из них, имеющая особое значение, отнесена к объектам и памятникам мирового значения, перечень которых устанавливает и ежегодно обновляет ЮНЕСКО.
Основой формирования туристского продукта являются, безусловно, природные ресурсы. Не случайно туризм на ранней его стадии получил развитие в странах с благоприятным климатом и целебными источниками.
Природные ресурсы – компоненты природной среды (климат, рельеф, растительность, поверхностные и подземные воды, лечебные грязи и т.д.),, используемые для организации отдыха и оздоровления людей. Эти ресурсы существенным образом влияют на туристское движение, придавая ему определенное направление и формируя его структуру. Большинство природных ресурсов истощаются в процессе их использования в целях туризма. Одни из них не возобновляются, другие – восстанавливаются (самостоятельно или при участии человека).
Существуют несколько подходов к оценке природных туристских ресурсов:
q технологический – по функциональной пригодности ресурсов для организации того или иного вида туризма;
q физический – по степени комфортности ресурсов;
q психологический – в зависимости от эстетических качеств ресурсов.
В процессе оценки природных ресурсов учитываются их устойчивость к антропогенным нагрузкам и разнообразие природных компонентов.
Привлекательность той или иной территории для развития туризма, прежде всего познавательного, зависит от наличия культурно-исторических ресурсов (памятников истории и культуры, культовых сооружений, мемориальных мест, народных промыслов и т.д.). Культурно-историческое наследие охватывает всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной жизни.
Наиболее распространёнными формами включения культур но-исторических ресурсов в систему, туристского обслуживания являются организация, музеев и формирование туристско-экскурсионных маршрутов.
На базе туристских ресурсов образуются и развиваются туристские центры – местности, привлекающие туристов в силу наличия природных и культурно-исторических ресурсов,- удобств транспортно-географического положениями доступной для туристов информации о них.
Выделяют следующие типы туристских центров: культурно-исторический, паломнический, курортный приморский, альпийский, оздоровительный, деловой, конгрессный, экологический, водный, спортивный, альпинистский, охотничье-рыболовный, этнографический, развлекательный и др. Приведенная типология свидетельствует о том, что туристские центры могут быть комбинированными.
Туризм имеет ярко выраженную ориентацию на использование природных и культурно-исторических ресурсов. Он часто выступает пионером в освоении новых территорий и естественных природных комплексов. Иногда из-за чрезмерной и нерациональной эксплуатации природного и культурно-исторического потенциала, несоблюдения норм антропогенной нагрузки происходит его разрушение. Именно поэтому в Гаагской декларации по туризму отмечается, что неиспорченная естественная, культурная и человеческая среда является основным условием развития туризма. В данном документе (принцип III) содержатся следующие рекомендации: «информировать и просвещать туристов, путешествующих как внутри страны, так и за рубежом, в плане сохранения и уважения естественной, культурной и человеческой окружающей среды в местах, которые они посещают; определять уровень пропускной способности мест, посещаемых туристами, и обеспечивать его соблюдение даже в том случае, если это будет означать ограничение доступа к подобным местам в определенные периоды или сезоны».
Осознание хрупкости окружающей среды и ее неразрывного единства с человеческим обществом привело к формированию концепции устойчивого туризма. Устойчивость в туризме означает:
q рациональное использование природного и культурного потенциала на основе программно-целевого подхода к раз витию туризма;
q переход предприятий туризма на ресурсосберегающие технологии;
q сокращение производственных отходов; применение транс портных средств, минимально загрязняющих среду;
q вовлечение местного населения в процесс принятия решений относительно развития туризма;
q партнерство во взаимоотношениях общественного и частного секторов;
q содействие туризма социально-экономическому подъему отдельных территорий и целых государств.
Всемирным советом по путешествиям и туризму (ВСПТ) 1984 г. осуществляется развернутая программа действий «Зеленая планета». Главная цель этой программы состоит в разработке недорогих и практически выполнимых мероприятий по обеспечению защиты окружающей среды и соответствующем информировании об этом.
Распространение принципов устойчивого развития в практике туристской деятельности проявляется в первую очередь в развитии экологического туризма. В его основу положены три главных подхода: часть доходов, полученных от обслуживания туристов, остается на местах и направляется на охрану природы; соблюдение природоохранных требований возводится в ранг обязательных; туристская поездка осуществляется с исследовательскими или учебно-вспомогательными целями. Экологический туризм представляет собой одну из наиболее перспективных и динамичных форм туристской деятельности. На конференции ВТО, проведенной в 1991 г. на Канарских островах, отмечалось, что этот вид туризма должен стать главным фактором его развития. Однако несомненно, что данное требование может быть достигнуто лишь при соответствующей законодательной и регламентирующей поддержке государственных органов.
С целью сохранения туристских ресурсов практически во всех странах выделяются охраняемые территории, где хозяйственная деятельность ограничена или прекращена вообще, за исключением той, которая необходима для развития растительного и животного мира и сохранения культурно-исторических объектов. Туризм на этих территориях осуществляется планово, в строго контролируемых объемах и видах, с учетом пропускной способности территории или объекта.
Наиболее распространенными формами организации охраняемых территорий являются курорты и национальные парки.
Курорт – освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
Основными, тесно взаимодействующими друг с другом функциями курортов являются: оздоровительная, реабилитационная, профилактическая, анимационно-досуговая.
Различают следующие типы курортов: приморско-климатические, горно-климатические, бальнеологические и др.
Национальный парк – особо охраняемая территория, создаваемая для защиты ценных природных территорий национального или международного значения в целях науки, просвещения, отдыха. Развитие туризма в национальных парках регулируется. Регулирование осуществляется планировочными методами (функциональное зонирование территории) и путем проведения организационных мероприятий (прокладка и маркировка туристских троп, рациональное размещение элементов материальной базы и инфраструктуры туризма).
Для рекреационных целей широко используются также биосферные заповедники – специально охраняемые территории, создаваемые с целью сохранения и развития генофонда биосферы, типичного для той или иной природной зоны, проведения научно-исследовательских, экологических и ландшафтных работ, сохранения культурного наследия.
Освоение и использование туристских ресурсов требует соответствующей материально-технической базы, инфраструктуры туризма.
Материально-техническая база, туризма – совокупность среде труда (здания, сооружения, транспорт, оборудование и т.п.), предназначенных для обслуживания туристов. Она является основой развития организованного туризма, так как создает необходимые условия для обеспечения туристов комплексом услуг (размещение, питание, перевозка, лечение, экскурсии, развлечения).
В состав материально-технической базы туризма входят: гостиницы, транспортные организации, предприятия питания, торговли, развлечений, пункты проката туристского снаряжения и инвентаря и т.д.
Материально-техническая база имеет свою специфику в каждом виде туризма. Так, в горнолыжном туризме она наряду с гостиницами, турбазами, приютами включает канатные дороги, горнолыжные трассы, снаряжение для горнолыжников и др.
Особое место в материально-технической базе туризма занимают тематические парки (развлечений, дельфинарии, аквапарки и зоопарки и т. п.). Они составляют серьезную конкуренцию традиционным туристским регионам, имеющим большое количество историко-культурных достопримечательностей. Классическими примерами развлекательных тематических парков являются «Диснейленд» (США), «ЕвроДиснейленд» (Франция), «Порт Авентура» (Испания), «Страна Грез» (Япония).
В 2002 г, в Баварии открылся тематический парк «Леголенд», в котором нашло отражение все, что производит компания «Lego» в области игрушек и товаров. Ежедневно «Леголенд» принимает до 6000 посетителей.
Одной из разновидностей тематических парков являются развлекательно-познавательные комплексы. Например, в Валенсии (Испания) открыт самый крупный в Европе аквариум, помещения которого занимают площадь в 80 000 м2. Огромные панорамные аквариумы воспроизводят системы всех океанов планеты. Кроме того, в нем сооружен подземный 70-метровый туннель и просторные помещения на открытом воздухе, в которых проводятся выставки. Посетители могут наблюдать за жизнью 10 000 представителей 500 различных видов морских обитателей, размещенных в шести башнях, составляющих комплекс. Каждая башня в точности повторяет следующие экосистемы: континентальные воды, моря тропического и умеренного поясов Атлантический океан, арктические воды, Антарктиду и острова.
Ожидается, что развлекательно-тематический комплекс будут посещать ежегодно около 1,8 млн. туристов. Помимо образовательных программ в нем планируется проведение научных исследований морского мира.
Для оптимального использования туристских ресурсов и планирования развития материально-технической базы туризма целесообразно использовать предложенную польским ученым А. Козма классификацию туристских регионов:
q располагающих огромными туристскими ресурсами, в которых туризм должен быть доминирующим сектором региональной экономики;
q имеющих богатые туристские ресурсы, в которых туризм должен получить развитие наравне с другими отраслями;
q располагающих туристскими ресурсами, в которых развитие туризма будет зависеть от состояния других отраслей экономики.
Важным моментом при планировании использования туристских ресурсов является формирование инфраструктуры туризма, под которой понимается комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей, дорог, смежных туристской индустрии предприятий, обеспечивающих доступ туристов к туристским ресурсам и их рациональное использование в целях туризма.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации