Конспект лекций по предмету "Культурология"

Узнать цену работы по вашей теме


Теория этногенеза Л.Н. Гумилёва

Лев Николаевич Гумилёв (1912-1990). Один из наиболее ярких, но и наиболее спорных фигур отечественного гуманитарного знания середины – конца ХХ века. Его труды в области истории и этнологии не публиковались очень долго. Лишь на закате жизни учёного, во времена перестройки, его работы были изданы массовым тиражом, создан «Фонд Л.Н.Гумилёва», предприняты шаги по изучению его обширного наследия.
В его работе «Этногенез и биосфера земли» представлена биосферная концепция культуры, которая объясняет возникновение и развитие культуры через естествознание. Его учение нацелено одновременно на этногенез (происхождение народов) и культурогенез (эволюцию национальных культур).
Этнос – народ, обладающий самобытной культурой и создающий цивилизацию – это главное действующее лицо исторического процесса. Вновь возникающий этнос проходит фазы активности, перегрева, медленного спада за 1200-1500 лет. Как биологический вид этнос живёт 1000 лет, сверх этого ещё 200-500 лет приходится, как правило, на инерционное существование за счёт цивилизации. Этнос объединяет общность языка, территории, культуры, национального самосознания и психологии. Этнос – это целостность, одинаково настроенная эмоционально, психически, поведенчески. Свойства характера этноса зависят от природных условий (за исключением резких глобальных катаклизмов) и менее поддаются изменениям, чем приобретённые в ходе истории, считает Л.Н.Гумилёв.
Л.Н. Гумилёв рассматривает этносы как природные явления. Он вводит понятие «пассионарность», считает её наиболее существенной характеристикой этноса.Пассионарность – это особая энергетическая характеристика общества, необоримое внутреннее стремление (осознанное, или чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). Цель представляется пассионарной особи иногда ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников. Пассионарность – это энергетическая характеристика. Гумилёв убеждён в том, что человек обладает собственным энергетическим полем. Природа этого поля загадочна. Он ссылается на В.И.Вернадского и его концепцию биогеохимической энергии живого вещества биосферы. Пассионарность, будучи формой энергии, должна вести себя так, как и положено энергии – переходить в иные формы, формировать энергетические (пассионарные) поля. Человек может обладать различной пассионарной энергией – высокой и низкой, это качество врождённое и не поддающееся никакой коррекции. Уровень пассионарности для этноса в целом определяется как сумма индивидуальных пассионарных полей.
Л.Н.Гумилёв считает, что механизм процессов становления каждого этноса один и тот же. Уровень пассионарной энергии в данном этносе определяет его судьбу в любой данный исторический момент.Низкий уровень пассионарности – это равновесие с окружающей средой. Затем равновесие нарушается, когда этнос получает заряд энергии - «пассионарный толчок»- из Космоса. Взрыв пассионарности создаёт энергетическое поле, которое становится причиной объединения людей в этническую систему. Взрыв пассионарности создаёт «пассионарное поле», у значительной части особей, находящихся на территории, охваченной взрывом, создаётся настрой, связанный с повышенной активностью, характер этой активности определяется местными условиями: ландшафтом, климатом, этнокультурными и другими обстоятельствами.
Пассионарный толчок – явление достаточно редкое. Гумилёв насчитывает их всего 9, произошедших на Евроазиатском материке, причём каждый их них породил и изменил историческую судьбу нескольких цивилизаций. 9-ый случившийся в ХШ веке, привёл к расширению Литовского княжества, возвышение Москвы, создание Оттоманской Порты и росту могуществ Эфиопии.
Каждый этнос проходит определённые фазы развития.
Этнос, зародившиеся в фазу подъема (она продолжается 200-300 лет), в конце этой фазы вступает на историческую арену, На всём протяжении фазы подъёма количество пассионариев увеличивается. Общество при этом развивается сначала медленно, а затем всё быстрее и быстрее Акматическая фаза - прекращение роста пассионарной напряжённости. Система испытывает пассионарный перегрев, пассионарная энергия «выплёскивается» за собственные пределы. Начинается территориальная экспансия.
Фаза надлома – снижение пассионарной напряжённости, но уровень ещё высок. Эта фаза осознаётся как «золотой век». В это время получают своё наивысшее развитие науки, ремёсла, искусства. Этнос становится настолько зрелым, что оказывается способным породить высокую культуру. В Европе, например, фазе надлома соответствует эпоха Возрождения – со всей её неоднозначностью и противоречивостью, время, когда достижения высокой культуры вполне уживались, например, со свирепостью Святейшей инквизиции. Жизнь в этой фазе нестабильна, конфликты часты.
Далее пассионарная напряжённость снижается (две фазы – инерционная и обскурационная– приводит к застою и культурному регрессу). Последняя фаза мемориальная– этнос существует как памятник самому себе и своему былому величию. И это лучший удел, альтернатива которому – распад и прекращение исторического существования.
Новый цикл развития может быть вызван лишь очередным пассионарным толчком, при котором возникает новая пассионарная популяция. Но это не реконструирует старый этнос, а создаёт новый, давая начало очередному витку этногенеза – процессу, благодаря которому Человечество не исчезает с лица Земли.
Таковы общие фазы процесса этногенеза, который этнос проходит от зарождения через расцвет и создание самобытной культуры до гибели.
Пассионарность оказывается одним из ключевых факторов человеческой истории, считал Л.Н.Гумилёв, и скорейшее постижение её природы становится настоятельной необходимостью. Пассионарный толчок Гумилёв связывал с космическими лучами, но природа пассионарности по-прежнему загадочна.
Итак, этногенез – процесс природный, процесс взаимодействия этноса и биосферы, а культура есть результат органичного взаимодействия природной среды, этноса и мутационных космических влияний, вызывающих состояние пассионарности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации