Конспект лекций по предмету "Экономика культуры"

Узнать цену работы по вашей теме


Правовой аспект интеллектуальной собственности1

Отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений, до 2008 г. регулировались значительным числом законодательных и иных нормативных документов, в частности Патентным законом РФ (1992 г.), Законом «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» (1992 г.), «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (1992 г.) и др. Центральное место среди них занимал Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» (1993 г.). В настоящий момент указанные законы утратили силу в связи с вступлением в действие с 1 января 2008 г. Четвертой части Гражданского кодекса РФ «Правовое регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности».
Под интеллектуальной собственностью (ИС) нужно понимать право интеллектуальной собственности с входящими в его состав правами и объекты этих прав.
К объектам права интеллектуальной собственности (ОИС) Кодекс относит обширную группу произведений, общими чертами которой являются следующие:
- все они созданы в результате интеллектуальной деятельности, творческого труда;
- они выражены в объективной, вещной форме, поскольку право собственности – вещное право;
- критерием творческой деятельности, оригинальности её результатов является факт самостоятельного создания ОИС, т.е. в основе установления творческого характера деятельности лежит презумпция творческого характера, презумпция авторства. Это означает, что творческой признается любая умственная деятельность, результат которой охраняется законом, если не доказано, что он является следствием прямого копирования, плагиата, либо вообще не может являться объектом интеллектуальной собственности.
Эти общие свойства ОИС и позволили законодателям свести их в единый раздел Гражданского кодекса и сформулировать комплексный правовой механизм их регулирования.
Вместе с тем, помимо общих черт, результаты интеллектуальной деятельности имеют и различия, что отражается на их правовом режиме и позволяет разделить их на группы:
Объекты авторского права:
- произведения науки, литературы и искусства;
- программы для ЭВМ;
- базы данных.
Объекты смежного права:
- исполнение;
- фонограммы;
- сообщение в эфир или по кабелю радио- или телевизионных передач (вещания организаций эфирного или кабельного телевидения).
Объекты патентного права:
- изобретения;
- полезные модели;
- промышленные образцы;
- селекционные достижения;
- топологии интегральных микросхем;
- секреты производства (ноу-хау).
Средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг, предприятий, информационных систем:
- фирменные наименования;
- товарные знаки и знаки обслуживания;
- наименования мест происхождения товаров;
- коммерческие обозначения.
Деление ОИС на объекты авторского, смежного, патентного права и средства индивидуализации является правовой классификацией, устанавливающей отличия правовой охраны объектов интеллектуальной собственности.
Правовую охрану объектов авторского и смежного права, к которым, в частности, относятся литературные, драматические, сценарные, хореографические, музыкальные, аудиовизуальные произведения, произведения живописи, скульптуры и др. (см. Приложение 9. Извлечения из Части четвертой Гражданского кодекса РФ), характеризуют следующие моменты:
- закон охраняет оригинальность, новизну формы результатов творческой деятельности, т.е. ту объективную, вещественную форму, которая является материальным носителем произведения, например рукопись, рисунок, нотная, цифровая запись, модель, скульптура и т.п. Эта форма воплощает художественные образы произведения и именуется его внутренней формой;
- авторское право не охраняет идеи, сюжет, концепции, модели, т.е. содержание произведения;
- правовая охрана наступает в силу факта создания произведения. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется обязательная регистрация произведения или соблюдение каких-либо формальностей, не имеет принципиального значения акт обнародования или опубликования. Обладатель авторских прав для оповещения о своих правах может (но не обязан) использовать знак охраны авторского права – «copyright» («с»). Он также может для защиты своих прав обратиться к какой-либо общественной организации, например, Российскому авторскому обществу (РАО), а может это делать самостоятельно, не прибегая ни к чьей помощи.
Правовая охрана объектов патентного права и средств индивидуализации, часто называемых промышленной собственностью, характеризуется следующим:
- закон охраняет само содержание произведения, его оригинальность, независимо от формы ее воплощения;
- правовая охрана наступает с момента регистрации объекта промышленной собственности в соответствующем органе государственной власти (для изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков – это Федеральная служба РФ по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам – Роспатент; для фирменных наименований – это органы юстиции; авторы программ для ЭВМ, баз данных и топологий микросхем добровольно могут зарегистрировать свой ОИС в Российском агентстве по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем);
- критерием творческого характера этой группы ОИС является его новизна, устанавливаемая на основе понятия приоритета (первенства): объект промышленной собственности охраняется законом с момента регистрации заявки на охрану в государственном органе, если на дату заявки не известны его аналогии.
На практике встречаются объекты, допускающие охрану с использованием как авторских прав, так и прав промышленной собственности. Это относится, например, к программам для ЭВМ, литературным и художественным произведениям, используемым при создании товарных знаков и промышленных образцов.
Содержание интеллектуальной собственности как права включает следующие интеллектуальные права:
- права автора, или личные неимущественныеправа, которые не могут предаваться другим лицам; к ним относятся: право авторства, право на имя, на обнародование, на отзыв, на защиту репутации автора и др.;
- исключительные права, или имущественныеправа, которые могут передаваться другим лицам и с которыми связано понятие использования ОИС; к ним относятся: право на воспроизведение, распространение, импорт, публичный показ, перевод или другую переработку, прокат и др.;
- иные права (право следования, право доступа и другие).
Исключительное право (права) означает, что их обладатель вправе использовать результат интеллектуальной деятельности по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Другие лица не могут использовать (исключаются из числа пользователей) ОИС без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных законом (речь идет, например, о цитировании, иллюстрировании в научных, политических, учебных или информационных целях и др. случаях свободного использования ОИС).
Разграничение прав интеллектуальной собственности на имущественные и неимущественные характеризует своеобразие объектов интеллектуальной собственности: являясь по содержанию нематериальными объектами, продуктами духовного производства, они непосредственно не связаны с правом собственности на материальный объект, в котором они выражены. Переход права собственности на вещь не влечет перехода или предоставления интеллектуальных прав на ОИС, выраженных в этой вещи. Так, драматург, передавая свои права на пьесу театру, не перестает быть её автором. Композитор, уступая свои права на воспроизведение, распространение и публичное исполнение звукозаписывающей компании, не перестает быть автором музыки. В этом и состоит своеобразие интеллектуальной собственности как собственности особого рода.
В связи с тем, что права интеллектуальной собственности расщепляются на имущественные и неимущественные, появляются группы субъектов прав: авторы произведения (изобретения) и владельцы произведения1.
К авторам произведения относятся физические лица2, чьим творческим трудом созданы объекты ИС: писатели, композиторы, изобретатели, актеры, певцы, режиссеры, дирижеры и т.д. Им принадлежат неимущественные права.
К владельцам произведения, субъектам имущественных прав относятся:
- авторы произведения (изобретения). В этом случае они владеют всем пучком прав (и имущественными и неимущественными) и распоряжаются ими в своих интересах, распределяя их между различными участниками хозяйственного оборота;
- физическое или юридическое лицо, приобретающее у автора имущественные права на его произведение.
Автор может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом путем:
- отчуждения по договору другому лицу;
- предоставления другому лицу права использовать ОИС в установленных договором пределах.
В первом случае автор заключает с другим лицом договор отчуждения, во втором – лицензионный договор. Договор отчуждения означает, что права от автора передаются другому лицу в полном объеме. Так, сценарист передает продюсеру кинофильма все свои права (право опубликовать сценарий, перевести его, передать другому продюсеру), если он заключил с ним договор об отчуждении. В этом случае у него остаются личные права, например право быть указанным в титрах кинофильма как одному из авторов.
Лицензионный договор предполагает, что автор (лицензиар) предоставляет другому лицу (лицензиату) право использования в предусмотренных договором пределах, т.е. определенных прав, например, писатель заключает с издательством лицензионный договор на одноразовое издание книги определенного тиража.
Лицензионный договор может быть двух видов:
- простая (неисключительная) лицензия – лицензиар, выдавая лицензию одним лицам, оставляет за собой право выдачи её другим лицам. Например, писатель заключает договор на издание с несколькими издательствами и впредь может расширить их число.
- исключительная лицензия – лицензиар выдает лицензию лицензиату без права выдачи её другим лицам. При передаче каждое имущественное право может делиться по предмету, объему, территории, сроку и т.д. Например, драматург передает театру исключительные права на исполнение (постановку и прокат) и передачу в эфир своей пьесы. Театр, в свою очередь, передает неисключительное право на передачу в эфир двум телевизионным компаниям: одной – для полной трансляции спектакля, другой – для информационного освещения и анонсирования. Одновременно издательство покупает у драматурга исключительные права на издание, перевод и распространение пьесы и передает, в свою очередь, неисключительное право на перевод, издание и распространение пьесы в объеме 10 тыс. экземпляров на территории другой страны иностранному издательству, а право на распространение на территории своей страны торговому предприятию. Таким образом, в процессе распределения прав происходит определение границ использования произведения на рынке.
На объекты авторского права распространяется еще один вид договоров – договор авторского заказа. По этому договору одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства. Материальный носитель, на котором создано произведение (оригинал статуи, картины) переходит в собственность заказчика, если договором не предусмотрено иное.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации