Конспект лекций по предмету "Правоведение"

Узнать цену работы по вашей теме


Административное принуждение. Административная ответственность

Административное принуждение - это одно из средств, которые может использовать государство помимо расширения сферы законодательного регулирования общественных отношений, являющихся предметом административного права.
Установление в интересах государства системы правовых запретов на совершение определенных действий, не соответствующих государственной политике в той или иной области общественной жизни, а также усиление начал государственного контроля и надзора за соответствием этим запретам поведения всех участников регулируемых общественных отношений играют исключительно важную роль.
В широком смысле административное принуждение представляет собой элемент юридически-властных полномочий субъектов исполнительной власти, призванный обеспечивать исполнение правил поведения, выраженных в административно-правовых нормах.
Это один из конкретных институтов российского административного права, объектом регулирующего внимания которого являются общественные отношения в управленческой сфере. Поскольку особенностью данной сферы является максимальная приближенность исполнительных органов к тем, кто непосредственно действует в ней, - к гражданам и различного рода юридическим лицам, - именно по отношению к ним исполнительные органы (должностные лица) чаще всего и реализуют принадлежащие им юридически-властные полномочия, включая контрольно-надзорные и принудительные. Надзорные полномочия рассчитаны на воздействие на такие объекты, которые не находятся в организационном подчинении у органов исполнительной власти любого уровня.
Административное принуждение является наиболее реальным правовым средством (методом), обеспечивающим соблюдение законности и государственной дисциплины, должное, т.е. соответствующее правопорядку, поведение разнообразных по своим качествам участников управленческих общественных отношений.
Помимо такого специфического признака, как применение определенных мер воздействия к лицам, непосредственно не подчиненным субъектам исполнительной власти, административному принуждению свойствен еще ряд особенностей:
- меры административного принуждения, как правило, применяются самими исполнительными органами (должностными лицами) в процессе реализации своих управленческих функций без обращения в судебные органы (это обеспечивает более оперативную реакцию на не соответствующее требованиям административно-правовых норм поведение);
- меры административного принуждения являются юридическим средством обеспечения соблюдения не любых административно-правовых норм, а только тех, которые формулируют общеобязательные правила поведения в сфере государственного управления, не имеющие ведомственных границ.
Одним из наиболее распространенных видов административного принуждения является административная ответственность.
Административная ответственность означает наступление определенных негативных последствий для тех, кто не исполняет либо исполняет недобросовестно (ненадлежащим способом) требования (предписания, запреты) административно-правовых норм, т.е. находит свое выражение в применении к этим лицам (физическим либо юридическим) официально установленных мер государственного принуждения.
В качестве государственного принуждения выступает его особый вариант, а именно административное принуждение, суть которого состоит в применении за содеянное предусмотренных административно-правовыми нормами правовых санкций.
Как результат совершения административного правонарушения применяются не любые виды мер административного принуждения, т.е. не любые санкции соответствующих административно-правовых норм, а специфические - административные наказания (ранее они назывались взысканиями).
Вопрос о том, что является первичным - административное правонарушение или административная ответственность до сих пор остается дискуссионным.
Логика подсказывает, что наличие административных правонарушений - первопричина соответствующей правовой реакции со стороны общества и государства.
Четкого понятия административной ответственности в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях не дано. Только анализ статей главы 1 Кодекса позволяет сделать вывод, что законодатель под административной ответственностью понимает назначение судьями, уполномоченными органами и должностными лицами предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях наказания за административное правонарушение.
Для административной ответственности характерно, что она наступает не за любое правонарушение, совершенное в сфере реализации исполнительной власти или государственно-управленческой деятельности. К административной ответственности «примыкают» иные виды юридической ответственности (дисциплинарная, уголовная, гражданско-правовая). Являясь одним из элементов общего административно-правового регулирования, она используется в случаях нарушения или ненадлежащего исполнения общеобязательных правил поведения, устанавливаемых действующим законодательством и подзаконными административно-правовыми нормами. Особенностью подобных правил является их специальный характер, который находит выражение в правовом регулировании таких управленческих отношений, которые в силу тех или иных причин приобретают важное значение для обеспечения государственной и общественной безопасности и, соответственно, нуждаются в установлении специальных правовых режимов.
О специализированном характере общеобязательных правил, разнообразных по своему содержанию, можно судить на основе анализа Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Например, это таможенные правила, правила, действующие на транспорте и в дорожном движении, санитарно-эпидемиологические, экологические правила и т.п.
Из общеобязательного характера правил, нарушение которых влечет административную ответственность, следует, что она распространяется на всех физических и юридических лиц, действующих в регулируемой правилами области. При этом не имеет значения форма собственности, ведомственная или иная форма подчиненности субъектов правонарушения. Следовательно, меры административной ответственности не могут применяться руководителями органов исполнительной власти, государственных предприятий и учреждений в отношении подчиненных им работников.
Меры административной ответственности применяются в случаях правонарушений не всеми органами и должностными лицами, представляющими в общественных отношениях, регулируемых административным правом, исполнительную власть. Действующее законодательство определяет специальных субъектов применения административной ответственности. Как правило, это органы (должностные лица), в управленческой компетенции которых преобладают правоохранительные функции и полномочия по применению административно-принудительных мер. Такими органами являются суды, а также разнообразные Контрольно-надзорные органы и их должностные лица (инспектора, контролеры и т.п.), применяющие меры административной ответственности во внесудебном порядке.
Специфической особенностью административной ответственности является и то, что в ее цели входит защита не только административно-правовых норм. Действующее законодательство предусматривает возможность привлечения к административной ответственности за нарушение требований правовых норм иных отраслей российского права, например конституционного, экологического. В этом - универсальное межотраслевое качество правоохранительной функции административной ответственности.
Меры административной ответственности применяются не только к физическим, но и к юридическим лицам, т.е. как к индивидуальным, так и к коллективным субъектам административного права.
Для Применения мер административной ответственности законодательством установлен особый процессуальный порядок - производство по делам об административной ответственности. Административно-процессуальные нормы регламентируют деятельность всех специальных субъектов применения административной ответственности (судей, контрольно-надзорных органов и т.д.).
Свое непосредственное выражение административная ответственность получает в применении к лицам, совершающим административное правонарушение, особых мер административного принуждения - административных наказаний.
Основанием административной ответственности является особый вид правонарушения - административное правонарушение.
Для того чтобы подчеркнуть особенности административной ответственности, целесообразно также осветить в общих чертах соотношение административной ответственности с иными видами юридической ответственности.
Так, для уголовной ответственности основанием является преступление, существенно отличающееся своей опасностью для общественных отношений; она наступает исключительно в судебном порядке; юридические лица не являются ее субъектами; уголовные наказания более суровы и влекут за собой судимость; основные ее стороны регламентированы Уголовным кодексом Российской Федерации и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Дисциплинарная ответственность наступает только во внесудебном порядке; ее основание - дисциплинарный (служебный) проступок - нарушение или ненадлежащее исполнение должностных (служебных) обязанностей, а также обязанностей, связанных с трудовой деятельностью, с учебой и т.п.; она характерна для отношений, в рамках которых виновный подчинен должностному лицу - руководителю, наделенному дисциплинарной властью (например, в государственно-служебных отношениях); на виновное лицо налагается дисциплинарное взыскание (например, выговор).
Цель гражданско-правовой (имущественной) ответственности - возмещение материальных убытков или вреда; ее содержание - последствия имущественного характера, включая восстановительные меры; регламентация осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации