Конспект лекций по предмету "История"

Узнать цену работы по вашей теме


Вопросы к теме.

1. Охарактеризуйте территориальное и демографическое положение России в конце 19 – начале 20вв.
2. Докажите, что Россия вступила в фазу перехода к аграрно- индустриальному обществу.
3. Каковы особенности экономического развития России?
4. Что такое экономический кризис? Когда он разразился в России? Каковы его последствия?
5. Охарактеризуйте политическое устройство России.
6. Сформулируйте основное разногласие в видении путей развития России С.Ю.Витте и В.К.Плеве.
7. Какие новые явления в рабочем движении проявились в начале XXв.?
8. Что такое «зубатовщина»? Почему провалились замыслы Зубатова?
9. Что такое политическая партия?
10. Какие партии возникли в начале 20 века?
11. Охарактеризуйте их состав и цели.
12. Используя карту, расскажите о русско-японской войне.

7.2.Революция 1905 – 1907гг. в России.
В 1905 – 1907гг. в России разразилась I революция.
Причины революции:
-- социально – экономические противоречия: сохранение феодальных пережитков, искусственная монополизация.
-- социально – классовые противоречия между помещиками и крестьянами, рабочими и буржуазией.
-- противоречия между царизмом и народами Российской империи (национальный гнет)
-- противоречия между царизмом и всем обществом, лишенными каких либо прав.
Русско – японская война обострила все имеющиеся противоречия и ускорила начало революции.


Задачи революции:
-- создание условий для развития свободной конкуренции и развития товарно – денежных отношений.
-- ликвидация помещичьего землевладения, отмена выкупных платежей с крестьян.
-- установления 8 – ми часового рабочего дня, отмена штрафов, повышение зарплаты рабочим, установление равенства наций, предоставление культурно – национальной автономии или даже самоопределения.
-- ликвидация самодержавия, создание представительного органа власти (парламента) предоставление народу гражданских прав и свобод.
Характер революции - буржуазно – демократический. Буржуазный по цели. Революция должна была ликвидировать феодальные порядки и заменить их буржуазными. Демократический – по движущим силам (демос – народ).
Повод (предлог, толчок) 9 января 1905г. «Кровавое воскресенье».
Расстрел мирной демонстрации рабочих, организованной «Обществом русских фабрично – заводских рабочих», под руководством священника Г.А.Гапона.
Петицию (прошение, требование) царю рабочим подать не удалось. Их расстреляли. Убито – 96, ранено – 330 человек по официальным данным. По неофициальным около 5 тыс. человек. Народ потерял веру в царя и взялся за оружие. 9 января появились первые баррикады. Это первый день революции. «Кровавое воскресенье» дало толчок к выступлению всех слоев по всей стране. Революцию 1905 – 1907гг. делят на два периода: I – подъем революции с января по декабря 1905г, II - спад революции с декабря 1905 по июнь 1907г
Возникло три общественно – политических лагерях: сторонников самодержавия, либералов и революционеров – демократов.
Главным вопросом революции стал вопрос о власти.

Весной и летом революция идет на подъем.
Стачка Иваново – Вознесенских ткачей длилась 72 дня (12мая – 23июля). Под руководством Афанасьева, Фрунзе, … создан впервые орган власти рабочих – совет рабочих уполномоченных, которых следил за порядком в городе, создал рабочие дружины, вел переговоры с предпринимателями, решал продовольственные и финансовые вопросы. Завершилась после некоторых уступок предпринимателей.
Восстание на броненосце «Потемкин» 14 июня 1905г. произошло на Черном море.
Отказавшись есть борщ из тухлого мяса, матросы подняли восстание, захватили корабль, избрали комитет во главе с матросом Матюшенко; подняли красный флаг. Не смогли объединиться с рабочими Одессы, прошли сквозь эскадру направленную против них. Не имея топлива, сдались румынским властям; предварительно послав телеграмму царю, требуют созыва Учредительного собрания …Восстание показало, что флот – опора царя становится ненадежным.
Наивысший подъем революции приходится на осень – зиму 1905г. В сентябре центр революционной борьбы переместился в Москву. В октябре на Московско – казанской железной дороге началась забастовка. Она переросла в городскую, а затем с 12 октября 1905г. стала Всероссийской политической стачкой. Участвовало 66 городов. Главный лозунг – «Долой самодержавие». Революция ещё не могла сбросить царя, но царь уже не мог подавить революцию и издал «Манифест 17 октября 1905». Царь предоставил народу гражданские право и свободы и обещал созвать Государственную Думу с предоставлением ей законодательных прав. С этого момента он не мог издавать законы без утверждения их Думой. Открывался путь к созданию режима парламентской монархии.
Социалисты – революционеры считали «Манифест» временной уступкой со стороны правительства и призвали народ продолжать борьбу. Помещики, буржуазия, часть интеллигенции считали революцию завершенной.
Основным вопросом революции был аграрный вопрос. Осенью – зимой 1905г. возникли революционные крестьянские комитеты. Усилились крестьянские волнения. 31 октября 1905г. в селе Марково Волоколамского уезда Московской губернии крестьяне потребовали учреждения народной думы, уничтожения сословного неравенства, отказались платить выкупные платежи. Была образована Марковская республика, которая просуществовала почти год.
Размах крестьянских выступлений осенью 1905г. заставил царя подписать 3 ноябрь Манифест о выкупных платежах.
С 1 января 1906г. они сокращались на половину, а с 1 января 1907г. – отменялись.
Осенью 1905г. усилилось национально – освободительное движение. Оно проходило под лозунгом ликвидации национального гнета, развития национальной культуры, преподавания в школах на родном языке. Особенно активной была борьба в Польше, Финляндии, Прибалтике, на Украине. Здесь русский язык был удален из делопроизводства. Стали открываться школы, театры, выходить газеты на родном языке, т.е. была уменьшена русификация народов национальных окраин. Они получили представительство в Думе. Финляндия получила автономию.
Осенью 1905г. усилились волнения в армии и на флоте: в Кронштадте, Владивостоке, Киеве, Ташкенте. Самое опасное для власти – в Севастополе на крейсере «Очаков» во главе с лейтенантом П.П.Шмидтом.
Но в целом армия оставалась опорой самодержавия.
Декабрьское вооруженное восстание.
7 декабря 1905г. по решению Московского совета началась в Москве всеобщая стачка. Для ведения вооруженной борьбы большевики создали боевые дружины. На улицах появились баррикады, к 10 декабря стачка переросла в восстание, в котором участвовало 6 тыс. вооруженных рабочих. В ходе восстания рабочие использовали тактику баррикадной борьбы и партизанской боя. Правительство бросило на подавление восстания войска (Семеновский полк). 19 декабря восстание прекращено. Оно явилось кульминацией революции, т.к. впервые с оружием в руках рабочие выступили против существующего строя.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации