Конспект лекций по предмету "Реставрация"

Узнать цену работы по вашей теме


Жёлтые пигменты.

1. Железноокисные пигменты. Охры (железные краски натурального происхождения) натурального происхождения состоят главным образом из глинозёма и кремнезёма. Сами по себе эти вещества бесцветны, и хромофором являются водные или безводные окислы железа, которые в большей или меньшей степени находятся в них. При взаимодействии железа с кислородом могут образоваться следующие типы соединений:
· Закись (FeO) – железо II-валентно;
· Окись (Fe2O3) – железо III-валентно;
· Закись-окись (Fe3O4) – железо IV-валентно;
· Гидрат закиси (Fe(OH)2);
· Гидрат окиси (Fe(OH)3).
К земляным краскам относятся и умбры (см. Коричневые пигменты.) близкие по составу к охрам. Они содержат кроме соединений железа ещё и значительное количество соединений марганца. Также к разновидностям охр относится и «зелёная земля» («зелёная охра») (см. Зелёные пигменты.). Своей окраской она обязана находящейся в ней закиси железа.
Краски этой группы лишены чистоты цвета и характерны своим землистым оттенком. Разнообразие тонов обязано происхождению и условиями строения земной коры в местах их нахождения. Для всех них характерны: светостойкость, безвредность, дешивзна. Применимы во всех видах живописи.
· Охра жёлтая– природный пигмент, состоит из глинистых минералов, у которых основным хромофором является Fe(OH)3 – гидроксид трёхвалентного железа. Как правило, охры содержат примеси. По цвету бывают от светло-жёлтых до золотисто-жёлтых. Цвет зависит от количества Fe(OH)3: его может содержаться от 12% до 75%. Устойчивы к свету, щелочам, слабым кислотам; низкая термоустойчивость. При 150°С изменяется, а при 250°С переходит в красно-коричневое состояние. Образуют прочные соединения, хорошо кроют. Живопись Феофана Грека в церкви Спаса на Ильине покраснела от пожара, так как в других местах того же храма найдена живопись с «нормальным» цветом охрений.
· Сиена – аналогична охрам, но имеет повышенное содержание Fe(OH)3: от 45% до 75%. В отличие от охр, содержит SiO2 (песок) в коллоидной, не кристаллической форме (H2SiO3, в этой форме от реакционно способный). Благодаря содержанию SiO2 в коллоидной форме он обладает лессирующей способностью. Также в сиене присутствует MnO, который придаёт оттенок сиене. При нагреве переходит в красно-коричневый пигмент – сиену жжёную. Щелочестоек. На масле легко темнеет и сохнет очень медленно.
2. Свинцовые соединеня. Свинец даёт целый ряд красок белого, жёлтого и красного цвета, состоящих из различных свинцовых окислов и различных свинцовых солей: углекислых, хромовых, сурьмяных и хлористых. Краскам этой группы присущи: большой удельный вес, корпусность и плотность, большая или меньшая ядовитость, способность чернеть от сернистых соединений, способность быстро высыхать на масле и сушить другие, смешанные с ними краски.
· Массикот – глёт. Окись свинца (PbO). Получается путём слабого прокаливания свинцовых белил и плавлением металлического свинца при доступе воздуха. Различие между массикотом и глётом только физическое: массикот – аморфен, а глёт – кристалличен. При 500°С массикот переходит в глёт. Имеет скромный жёлто-оранжевый цвет. Главное значение массикота и глёта – служить материалом для варки олифы и сиккативов.
3. Хромосвинцовые соединения. Жёлтые хромы принадлежат к ярким по цвету светло-жёлтым краскам лимонного оттенка; оранжевые хромы близки по тону оранжевому кадмию; красные хромы не уступают по яркости киновари.
· Неаполитанская жёлтая – PbSbO3 – свинцовая соль сурьмяной кислоты. Была известна ещё в XV веке под названием «giallolino». Краска находилась поблизости от Везувия и была, следовательно, вулканического происхождения. Имеет различные оттенки: от светло-жёлтого до оранжевого, переходящего в розоватый. Ядовита. Хорошо кроет с маслом. Действию сероводорода подвержена меньше свинцовых белил. Светостойка.

4. Кадмиевые пигменты. В природе кадмий находится в цинковой руде вместе с цинком, с которым у него похожие свойства. В чистом Укрывист, высокостойки к свету, температуре, щелочам. Сернистые соединения (CdS) находятся в природе в виде минерала гренокита. Он тождественен тому, что применяется в живописи. Искусственные сернистые соединения кадмия получены Меландри в 1829г. В зависимости от примесей он может быть от лимонно-жёлтого до оранжевого. Укрывисты, светостойки, температуро- и щелочестойки.
· Жёлтый и оранжевый кадмии – разность оттенков объясняется физическим составом: оттенки красок изменяются попутно с изменением величины их зёрен, так как с изменением плотности вещества преломляющая и поглощающая способности их в отношении к лучам света также изменяются. Производится двумя способами: мокрым (растворы солей кадмия осаждаются сероводородом) и сухим (прокаливание соединений кадмия в тиглях с серой). При сухом способе получается один «средний» оттенок жёлтой краски. Обладают средней кроющей способностью, сохнут с ним медленно.
5. Остальные жёлтые пигменты.
· Аурипигмент (золотая краска) – сульфид мышьяка (As2S3). Цвет от лимонно-жёлтого до оранжевого. В настоящее время его получают путём синтеза (бывает и природный). Ядовит, не светостоек. В натуральном виде получается обыкновенно в смеси с минералом реальгатом. Используется в масляных, эмульсионных, клеевых красках. При смеси со свинцовыми и медными пигментами смесь чернеет, т.к. аурипигмент содержит серу. Известен с 315 года до н.э. Плиний описывает её под названием auripigmentum. Применялась в живописи в средние века и в эпоху Возрождения, о чем свидетельствуют Ченнино Ченнини и Ван-Мандер.
· Шижгиль - растительная жёлтая из крушины. Использовалась русскими художниками с XV века. Использовалась при письме ликов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации