Конспект лекций по предмету "Реставрация"

Узнать цену работы по вашей теме


Реставрационная наука до XVIIIв.

Плиний (Iв. н.э.) отмечает, что фрагменты росписи по штукатурке были вырезаны и перевезены в Рим для установки (врезки) на площади, на которой происходила церемония избрания местной администрации. Современники отмечали, что самым сложным в этом процессе была сама перевозка фрагмента из Лакидемона в Рим.
Есть много примеров реставрации скульптур (которые носят характер восстановления утрат). Император Гай Калигула велел привезти из Греции изображения богов (включая Зевса Олимпийского), чтобы снять с них головы и заменить своими.
После утверждения Христианства уничтожались античные памятники. Знаменитый Пергамский алтарь был использован для кладки стен, а значительная часть пошла на обжиг извести. Император Константин использовал для строительства материал из арки Траяна.
Итак, в античности и раннем средневековье все мероприятия, связанные с восстановлением и почитанием произведений искусства, связаны с современными идеологическими и эстетическими потребностями. Многие памятники в то время приспосабливались к современному вкусу, потребностям, так как ещё не было выработано отношение к памятнику как к произведению искусства, пришедшего из прошлого.
Только отдельные явления, связанные с особой исторической ситуацией, выходят за рамки общих положений. Например, известный указ позднеримского императора Майориана, запрещающий повреждение монументальных построек Рима, как воплотивших его славу и красоту. В VI веке король вестготов выделил большие деньги на сохранение памятников древнего Рима. В то же время был издан указ, утверждавший славу и красоту памятников пяти вековой давности. Впервые в нем указывается, что памятники нужно реставрировать, а не переделывать.
Отношение к произведениям искусства как к памятникам особой значимости формируется только в позднесредневековое время, с развитием идей гуманизма; так как в античных памятниках гуманисты видели воплощение своих идеалов. Произведения античных мастеров приобретают значение памятника. Но необходимость сохранения памятников назревает очень медленно. Можно выделить следующие факторы:
· В распоряжении римских пап подчёркивается важность всех находок античных произведений и приписывается строгое наблюдение.
· Возникновение у художников интереса к изучению и копированию этих памятников.
· Появляются коллекционные собрания античного искусства.
· Повышается спрос на эти произведения и, соответственно, потребность в их реставрации.
Но с другой стороны, вплоть до XVIII века происходит уничтожение античных построек (Колизей, собор св. Петра). Лоренцетто сделал проект конюшен и верхнего ряда сада для кардинала Андреа делла Балле, где он использовал древние колонны, базы и капители; под большими нишами – фриз из обломков древних произведений, а в самих нишах – мраморные статуи, в которых недостающие части были восстановлены скульпторами. По поводу такой реставрации скульптур Дж. Вазари пишет: «древности, восстановленные подобным образом [реконструированные], являют гораздо больше изящества, чем безрукие, безногие туловища, или туловища со всеми конечностями, но без головы, или же изуродованные и неполноценные». Как мы видим, реставрация в эпоху Вазари была далека от современного понимания этого процесса.
Признание за памятниками не только эстетической, но и познавательной функции начинается только в XVIII веке, когда происходит освобождение личности от теократических догм; с развитием естественных наук и переносом методологии естественных наук на историю и историю искусства. С этого времени предметы искусства стали обладать исторической ценностью. Понятие памятника было близко современному.
Начатые в XVIII веке раскопки Помпей поначалу носили характер кладоискательства, но со временем превратились археологическую работу.
В 1764г. Вышел труд Иоганна Иоахима Винкельмана «История искусства древности» - первый труд в европейской литературе по истории искусства.[1] В этой работе было продемонстрировано отношение к памятникам античности[2] как к «эталону известной красоты, воплотившие вечные эстетические вкусы».
Тогда же, в XVIII веке впервые сформировалось мнение, что памятники античности должны сохраняться[3]. Появилась реставрация как особый вид деятельности. Начали реставрировать Колизей (делая основной упор на сохранение). При реставрации арки Тита Флавия впервые все дополнения были обозначены двумя способами: другой материал (не мрамор) и упрощённая форма (колонны без каннелюр). Такое бережное отношение касалось только античности; более позднее переделывалось по принципу свободного творчества.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации