Конспект лекций по предмету "Правоведение"

Узнать цену работы по вашей теме


Понятие и признаки права. Право в системе социальных норм

Деятельность всех людей и каждого человека в обществе регули­руется различ­ными нормами. Такие нормы называются соци­альными, поскольку со­блю­дение их человеком имеет значе­ние для других людей. Социальные нормы имеют следующие общие признаки:
· формируются в процессе жизнедеятельности людей, развиваясь историче­ски;
· являются правилами поведения, соответствующими требованиям вре­мени и обстановки;
· упорядочивают общественные отношения;
· представляют собой образцы для контроля за деятель­ностью людей.
Социальные нормы весьма разнообразны и образуют свою систему. На­ряду с правовыми нормами к социальным отно­сятся нормы морали, обычаи, религи­озные, корпоративные и технические нормы. Выявление в системе со­ци­альных норм места и роли норм права имеет важное практическое значе­ние для определения возможностей и пределов регулирования пра­вом обще­ственных отношений.
· Право и мораль. Нормы морали распространяют свое влияние на всех и каж­дого, на все виды деятельности и мыш­ление людей. Суть морали выра­жена в правилах: «относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе», «что тебе не нравится в других, того сам не делай».
Мораль появилась задолго до государства и, следовательно, права, и по­этому первична по отношению к ним. Деидеологизированная, признаваемая (пусть даже только на словах) всеми людьми мораль воплощает в своих нор­мам высшие крите­рии поведения, оказывающие существенное влияние на поведе­ние каждого. По­этому правовые и другие социальные нормы могут оцениваться на предмет их со­ответствия моральным нормам.
Нормы морали, в отличие от права, не являются общеобя­зательными и не имеют письменной формы закрепления. Од­нако право нередко заимствует из мо­рали такие принципы и категории, как гуманизм, добросовестность, справед­ли­вость, заботливость и т.п., тем самым делая их общеобязатель­ными. Ответ­ствен­ность за нарушение правовых норм является дей­ственным средством воз­действия на нарушителей моральных норм, поскольку нормы права, особенно в правовом государ­стве, нередко основаны на нормах мо­рали. Собственно, пра­во отчасти и возникло потому, что нормы морали, не снаб­женные государствен­ным принужде­нием, оказались не в силах самодос­таточно и надлежащим обра­зом регулировать усложняющиеся общественные отношения между различны­ми социальными груп­пами (прежде всего бога­тыми и бедны­ми), каждая из ко­торых пыталась вырабаты­вать свою мораль.
Однако значение отдельных моральных норм в праве не следует абсо­люти­зи­ровать. Нельзя делать объектом правово­го регулирования соблюдение ис­ключи­тельно моральных норм, поскольку это будет противоречить сущно­сти права и об­щественным отношениям, которые могут быть предметом пра­вового регулирова­ния. Именно поэтому бес­смысленны попытки принятия правовых актов вроде «Этического кодекса» депутата, журналиста, бизнес­мена и т.д. У морали и права при возможно высокой степени их сходства все­гда со­храняются и различия, ко­то­рые нельзя игнорировать. Существенное влияние морали на право придает ему мо­ральную направленность. К сожале­нию, имеют место и об­ратные случаи, когда нормы права, решения государ­ственных орга­нов проти­воречат нормам морали. Та­кие противоречия в обще­ственной прак­тике не все­гда устанавлива­ется сразу, но всегда получают осу­ждение подав­ляющего большинства лю­дей. Характерно, что для реализации «аморальных» правовых норм требуется боль­шее государственное принуж­дение, чем для со­ответст­вующих морали.
· Право и обычаи. Обычаи - это правила поведения, сформировавшиеся в ре­зультате многократного длительного применения, вошедшие в привычку и тем самым регулирующие поведение людей. К обычаям относятся тради­ции, риту­алы, обряды.
Право допускает действие обычаев, не нарушающих сво­боду других лиц. На­пример, ст. 5 ГК РФ устанавливает возмож­ность применения обычаев дело­вого оборота, которыми при­знаются сложившиеся и широко применяе­мые в ка­кой-либо области предпринимательской деятельности правила пове­де­ния, не пре­дусмотрен­ные законодательством, независимо от того, зафик­сированы ли они в каком-либо документе. Из этого определения видно, что обычаи могут су­ществовать, не имея письменной формы.
Однако следование обычаям со временем может вступать в противоре­чие с правом, и государство использует свое принуж­дение, чтобы действие права было восстановлено. Ст. 5 ГК РФ устанавливает, что обычаи делового оборота, противо­речащие обязательным для участников соответствующего отношения по­ложениям законодательства или договору, не применяются.
В то же время обычаи, имеющие прогрессивное значение, могут послу­жить основой правовых норм, быть закреплены в целях придания им (нор­мам) боль­шей значимости и обяза­тельности. Таково, например, принесение присяги (пре­зи­дентом или судьей при вступлении в должность).
· Право и религиозные нормы. Религия издавна использо­валась «власть пре­держащими» как средство для удержания, укрепления и возвеличивания их власти. Ее догматы припи­сывали государственной власти божественное проис­хожде­ние, а нормы имели большое воспитательное значение. Неслу­чайно ряд библейских запо­ведей («не убий», «не укради» и т.п.) позднее трансформиро­вались в соответст­вующие право­вые нормы. Однако значение таких религиоз­ных норм не сле­дует аб­солютизировать, по­скольку, по сути, они изначально совпадали с моральными нормами.
В то же время другие религиозные нормы накладывали на поведение лю­дей различные необоснованные запреты и огра­ничения, освящали соци­альное нера­вен­ство, значительно зас­топорили распространение научных зна­ний и ос­нован­ное на них прогрессивное развитие человечества. В современ­ных ус­ло­виях сле­пое следо­вание религиозным нормам, некритичное отноше­ние к ним, фанатич­ная привер­женность религиозным воззрениям нередко порождают сек­тантство и самосуд, по­дав­ляют свободу и признанные госу­дарством права лич­ности.
Религиозные нормы, если государство признает религию государствен­ной, имеют большое регулятивное воздействие, особенно на верующих. Они имеют большее сходство с пра­вовыми нормами, чем с моральными, по­скольку суще­ст­вуют в письменной форме в различных религиозных книгах. Одна­ко светское госу­дарство не признает общеобязательность ре­лигиозных норм.
· Право и корпоративные нормы. Иногда корпоративные нормы назы­вают нормами общественных объединений, по­скольку они касаются только их членов (партий, профессио­нальных союзов, садоводческих товариществ и т.п.). Корпо­ра­тивные нормы имеют сходство с правовыми, поскольку закре­пляются письменно (как правило, в уставах), но выра­жают волю только чле­нов общест­венных объеди­нений. В Российской Федерации уставы общест­венных объеди­нений, желающих приобрести права юридического лица, под­лежат государст­венной регистрации.
Корпоративные нормы обязательны для общественного объединения. За их нарушение общественное объединение может быть ликвидировано госу­дарст­вом, а отдельные его члены исключены из него решением других чле­нов.
Однако корпоративными, по сути, являются также нормы, устанавливае­мые в отдельных организациях и трудовых кол­лективах и распространяю­щиеся на их ра­ботников. Такие корпоративные нормы признаются трудовым законода­тель­ством и устанавливаются в правилах внутреннего трудового рас­порядка и других актах ор­ганизации.
· Право и технические нормы. Технические нормы - это правила, опреде­ляю­щие безопасное обращение людей с тех­никой, орудиями и средст­вами произ­водства. Их нарушение нередко приводит к авариям и катастро­фам с че­ловече­скими жертвами, что, безусловно, имеет социальную значи­мость. Од­нако техниче­ские нормы часто закрепляются в актах орга­нов госу­дарственной вла­сти в области стандартиза­ции, транспорта, промышленности, охраны окру­жающей среды, за на­рушение которых установлена юридическая ответствен­ность. Поэтому самостоя­тельным видом социальных норм следует признать лишь те технические нормы, которые не закреплены в актах орга­нов государ­ства.
В свою очередь, право как вид социальных норм имеет собственные при­знаки, отличающие его от других соци­альных норм, в которых выража­ется его сущность.
· Право возникает с появлением государства, выражает его волю и разви­ва­ется вместе с ним. Поэтому сущность права обусловливается его го­сударст­вен­ным строем, харак­тером отношений классов и других социальных групп, а так­же мате­риальными условиями жизни конкретного общества и его культу­рой.
· Право в силу его общеобязательности в той или иной мере ограничи­вает дея­тельность органов и должностных лиц самого государства. В случае нару­шения правовых норм от­дельными лицами и органами другие государст­венные орга­ны и должностные лица обязаны принять меры для устране­ния та­ких на­рушений и при­влечения виновных к юриди­ческой (а не к «мораль­ной», «поли­тической» и какой-либо иной) ответственности.
· Право состоит из норм, каждая из которых имеет соб­ственные при­знаки (вла­стность, формальную определен­ность, нормативность и общеобя­затель­ность) и относится к определенному виду. Их характеристика, давае­мая ниже, до­полняет признаки права как вида социальных норм.
· Право представляет собой сложную формализованную систему с множе­ст­вом элементов - отраслей, институтов и норм - каждый из которых, в свою очередь, имеет собствен­ную систему или структуру.
· Право в отличие от других социальных норм существует в конкретном го­су­дарстве в единственном числе. Создавае­мые государством нормы права при всем их разнообразии, ре­гулировании отношений в далеких друг от друга сфе­рах не мо­гут противопоставляться друг другу. Все они образуют пра­во в со­во­купности и должны изучаться и применяться только во взаимо­связи. В рав­ной мере в государ­стве недопустимо действие норм права дру­гого госу­дарства, по­скольку это на­ру­шает государственный суверенитет.
· Право может быть учреждено не только государством, но и всем общест­вом, народом в результате социальной рево­люции или референдума по инициа­тиве гра­ждан.
· Право не совпадает с нормативно-правовыми актами, действующими в го­су­дарстве, поскольку отдельные из них могут быть признаны несоответст­вующими другим правовым актам и отменены. Следовательно, право имеет собственные ценности, которым отдельные его акты или нормы не могут про­тиворечить.
Таким образом, право - это вид социальных норм, возника­ющих с появле­нием государства, в которых выражаются его властные веления, обеспечиваю­щие его деятельность и охраня­емые им от нарушений.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации