Конспект лекций по предмету "Религия"

Узнать цену работы по вашей теме


Язык и мышление. Язык и общество. Язык и культура

Язык, являясь орудием передачи и хранения информации, тесно связан с мышлением, со всей духовной деятельностью людей, направленной на познание объективно существующего мира, на его отображение в человеческом сознании.
Так же, как и общение, мышление может быть вербальным и невербальным. Невербальное мышление осуществляется с помощью наглядно-чувственных образов, возникающих в результате восприятия впечатлений действительности и затем сохраняемых памятью и воссоздаваемых воображением. Невербальное мышление представлено в той или иной степени уже у некоторых животных, и именно это обеспечивает животному правильную ориентировку в ситуации и принятие целесообразного решения. У человека невербальной является, например, мыслительная деятельность при решении творческих задач технического характера, мышление шахматиста, творческое мышление живописца, скульптора, композитора.
Вербальное мышление оперирует понятиями, закрепленными в словах, суждениями, умозаключениями, анализирует и обобщает, строит гипотезы и теории. Оно протекает в формах, установившихся в языке, т. е. осуществляется в процессах внутренней или внешней речи (например, при размышлении вслух). Вербальное, речевое мышление является важнейшим компонентом человеческого мышления. Таким образом. можно сказать, что язык определенным образом организует знания человека о мире, расчленяет и закрепляет эти знания и передает их последующим поколениям.
Мышление развивается и обновляется гораздо быстрее, чем язык. Так, логические понятия о том, что Солнце вращается вокруг Земли, характерные для раннего этапа развития человеческого общества, сохранились и в современном русском языке, например, в русских выражениях «солнце взошло», «солнце село».
Без языка мышление – это только «вещь для себя»; не выраженная языком мысль – это не ясная, отчетливая мысль, которая помогает человеку постигать явления действительности, развивать и совершенствовать науку, а скорее некоторое предвидение (а не знание в точном смысле этого слова). Если мышление не может обойтись без языка, то и язык без мышления невозможен. Мы говорим и пишем, думая, и стараемся точнее и яснее изложить свои мысли в языке. Язык и мышление образуют единство, так как без мышления не может быть языка и мышление без языка невозможно. Язык и мышление возникли исторически одновременно в процессе трудового развития человека.
Язык - общественное явление. Язык является необходимым условием существования и развития человеческого общества и является элементом духовной культуры. Язык – достояние коллектива, он осуществляет общение членов коллектива между собой и позволяет сообщать и хранить нужную информацию о любых явлениях материальной и духовной жизни человека. Организация совместной трудовой деятельности, функционирование социальных институтов, развитие культуры имеют своим непременным условием постоянное и активное речевое общение членов коллектива.
Язык является необходимым условием возникновения этнической общности. Народность формируется в первую очередь как языковая группа, в связи с этим часто названия языка и народа совпадают. Этнический характер языка связан с так называемым чувством родного языка, поскольку у всех народов язык тесно соотнесен с национальным самосознанием. У каждого народа существует свои ассоциации образного мышления, составляющего национальную специфику, а оно базируется на родном языке.
В связи с неоднородностью общества в классовом, возрастном, половом, профессиональном и культурном отношениях национальный язык разделяется на отдельные подсистемы (местные диалекты, профессиональные разновидности языка, мужской и женский языки и др.).
Национальный язык представляет собой форму национальной культуры. Он связан с культурой и немыслим вне культуры, как и культура немыслима без языка. Язык выступает как явление и культуры, и природы: с одной стороны, язык - это одно из важнейших достижений социальной истории человечества, слагаемое культуры и ее орудие, с другой стороны, материя языка, ряд существенных характеристик языковой структуры определены возможностями физиологии и психофизиологии, биологическими особенностями человека. Так, наличие во всех языках мира гласных и согласных и преобладание звуковых цепей с чередованием гласных и согласных обусловлено не культурой, а природой: человек не в состоянии ни произносить, ни воспринимать речь из одних гласных или одних согласных. Объемом оперативной памяти человека ограничена средняя длина предложения, средняя глубина и ширина подчинительных связей при развертывании высказывания, средняя длина синонимического ряда, размеры лексико-семантических групп. Природа определяет в языке наиболее глубокие черты его структуры и закономерности порождения и восприятия текста. Культура определяет план содержания языка.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации