Конспект лекций по предмету "Педагогика"

Узнать цену работы по вашей теме


Физическая культура и спорт как специфическая среда жизнедеятельности и формирования личности

Физкультурно - спортивная деятельность является составной частью социальной среды, в которой происходит развитие человека. А занятия спортом и участие в соревнованиях, как правило способствуют процессу, развития личности. В этом случаи необходимо различать понятия «развитие» и «факторы развития».
Под «развитием» можно понимать «процесс количественных и качественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровня сложности организации и взаимодействия всех его систем».
«Факторы развития» - это совокупность специфических свойств конкретного вида социальной деятельности и присущих ему систем обучения и воспитания индивида.
Необходимо отметить, что факторы развития могут способствовать, или препятствовать развитию, ускорять или, замедлять этот процесс. Именно с этой точки зрения важно рассмотреть структуру и содержание доступной спортивной деятельности, которая направленна на выявление предельных возможностей человека.
Важнейшим этапом анализа спортивной деятельности, является выявление тех процессов, благодаря которым реализуется их предметное содержание. Необходимо изучить процессы возникновения самих потребностей и их превращения в мотивы. Именно в этом заключён особенно ответственный момент жизни человека, так как с появлением мотивов его деятельность получает чёткую направленность. Затем необходимо выделить и изучить механизмы самого целеполагания, процессы определения субъектом системы целей и постановки ряда задач.
Нужда в спортивной деятельности возникает в результате удовлетворения интереса сначала только одной, а затем – целого комплекса потребностей. Если потребность является источником активности, то мотивы придают этой активности определённое направление и удерживают человека в рамках данного пути. Для спортивной деятельности характерно большое разнообразие мотивов и их изменчивость в зависимости от этапа спортивной карьер.
Если мотивы определяют выбор пути, то цели - насколько далеко человек намерен пройти по данному пути. Цели всегда осознаваемы и являются итогом мысленной работы, в процессе которой человек пытается в идеальной форме разрешить противоречие между требованиями спортивной деятельности, её конкретными условиями, с одной стороны, и собственными возможностями, способностями адаптироваться к этим условиям и требованиям с другой.
Как правило, выделяются объективные и субъективные условия спортивной деятельности. К объективным условиям деятельности можно отнести: общие требования спортивной деятельности, специфические требования вида спорта, а также конкретные условия спортивной карьеры и жизни спортсмена.
К субъективным условиям спортивной деятельности - природные задатки, развитые в специализированном направлении психические процессы, состояния, а также спортивно – важные психические свойства (черты спортивного характера, специальные способности) и опыт спортсмена, воплощённый в знаниях, умениях и навыках.
Таким образом, объектом анализа целостной системы спортивной деятельности являются не её отдельные структурные элементы, процессы, функции, а целостная личность в сфере данного типа деятельности. При этом, не сама по себе деятельность, а происходящие в процессе деятельности изменения в мотивационно – потребностной сфере юного спортсмена в определённой степени обусловливают этапы его жизненного развития.
В целом каждый компонент и всея совокупность структурно - содержательных элементов спортивной деятельности должны «работать» на самодетерминацию развития юного спортсмена.
10.2. Специфика развивающего воздействия на личность различных видов спорта
Разработка достаточно универсальной систематики видов спорта и соревновательных упражнений остаётся актуальной задачей в научном и прикладном отношениях.
Установлено, что в циклических видах доминирующей является «монофронтальная» психическая активность (направленная на повышение продуктивности собственной деятельности) психическая активность спортсменов с элементами «бифронтальной» (предполагающей постоянный контроль за действиями противника, изменениями соревновательной ситуации) активности.
В ациклических упражнениях (парное фигурное катание, командные упражнения в художественной гимнастике) психическая активность спортсменов приобретает ещё более «бифронтальный» характер.
Наиболее отчётливо «бифронтальная» психическая активность проявляется в единоборствах.
В командных видах спорта активность спортсменов приобретает ещё более многообразный характер и включает: программирование, контроль и регуляцию собственных индивидуальных действий; реализацию группового взаимодействия в команде; блокирование, затруднение действий игроков и команды противника в целом. При этом указывается на возрастающее значение социально – психологических детерминант в определении специфических особенностей психологического содержания и структуры соревновательной деятельности спортсменов – игровиков.
Давно замечено, что специализация спортсменов в отдельных видах спорта предъявляет специфические требования к уровню развития их двигательных качеств и морфо – функциональных особенностей. А сопоставление типологических особенностей представителей различных видов спорта, показало, что в абсолютном большинстве случаев субъекты выбирают определённый вид деятельности, который соответствует их склонностям и психофизическим особенностям. То есть имеющиеся у них типологические особенности способствуют возникновению потребности в определённом виде двигательной активности. Знание этих особенностей даёт возможность более целенаправленно проводить спортивную ориентацию и отбор.
В целом построение адекватных социально – психологических моделей «идеальных» представителей каждой спортивной направленности является актуальной научной задачей. Так как, техническая, физическая, тактическая виды подготовки спортсменов не могут быть эффективными, если они не основаны на целенаправленном проектировании личности спортсмена и управлении этим формирующим развитием.
В связи с выше сказанным акцент современных исследований в области спорта смещается в сторону личности – спортсмена, как высшей инстанции характеризующейся не только психическими процессами, но и психофизическими функциями. Именно от содержательных характеристик личности спортсмена зависит успешность его выступлений на соревнованиях и уровень подготовки к ним. Научные данные и практический опыт свидетельствуют, что высшие достижения в проявлениях силы, выносливости, скорости при равных физических возможностях зависят от качеств личности человека, от его стремления к победе, воли, экстремальной устойчивости, морально – психологических качеств. Необходимо отметить, что физическая деятельность (специально организованная как учебно – тренировочный и соревновательные процессы) развивает такие черты личности как настойчивость, упорство, инициативность, стремление «постоять за себя». Эти черты практически не зависят от вида двигательной деятельности.
Различные виды спорта оказывают специфическое влияние на спортсменов и развивают определённые личностные черты:
· у спортсменов, деятельность которых непосредственно направлена против своих соперников и имеется непосредственный физический контакт с ними (бокс, борьба, карате, фехтование и др.), постепенно развивается склонность к доминированию во взаимоотношениях, обвинительный клон при собственных неудачах, проявление агрессивности, причём, как правило, и вне спортивной борьбы;
· у спортсменов, занимающихся такими видами спорта как теннис, спортивные игры, лёгкая атлетика и прю, развивается повышенная уверенность в себе; они свободнее чувствуют себя в неопределённых ситуациях, приобретают качества, позволяющие им легко приспосабливаться к внешним изменениям.
Результаты исследований свидетельствуют, что личностные профили и теннисистов и гольфистов (имеющих квалификацию не ниже мастера спорта) характеризуются одинаковой выраженностью таких качеств, как: интеллектуальность, добросовестность, сензитивность, волевой самоконтроль, уровень мотивации, экстра – интраверсия, способность к мобилизации.
Количественные показатели интеллектуальности и способности к мобилизации соответствуют высокому уровню развития, оптимальным уровнем характеризуется мотивация достижений и сензитивность. Данные эксперимента показывают, что у всех исследуемых спортсменов имеют место сниженные показатели, отражающие сформированность таких личностных качеств, как «волевой самоконтроль» и «добросовестность».
Психологически эффективны командные соревнования. Они развивают чувство ответственности перед товарищами, коллективом; выдержку, стойкость, дисциплинированность, способность не отчаиваться при неблагоприятном ходе соревнования, бороться общими усилиями до окончания соревновательного поединка.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации