Конспект лекций по предмету "Бухгалтерский учет"

Узнать цену работы по вашей теме


Лекция43. Учет материально - производственных запасов

-Производственные запасы и задачи их учета
- Организация учета материалов, их себестоимость и
оценка в текущем, учете
- Учет поступления материалов и расчетов с постав­щиками
- Учет материалов на складах
- Сортовой аналитический учет
- Учет движения материалов в бухгалтерии
- Синтетический учет поступления материальных за­пасов
- Синтетический учет использования материалов

Производственные запасы — это предметы труда, потребляемые в одном производственном цикле, полностью переносящие свою стоимость на вновь создаваемый продукт. Производственные запасы относятся к оборотным средствам.
Основными задачами бухгалтерского учета производ­ственных запасов являются:
— контроль за сохранностью материальных ценностей в местах их хранения и на всех степенях их обра­ботки;
— правильное исвоевременное документирование всех операций по движению материальных ценностей;
— выявление и отражение затрат, связанных с их заго­товлением;
— расчет фактической себестоимости израсходованных материалов и их остатков по местам хранения иста­тьям баланса;
— систематический контроль за соблюдением установ­ленных норм запасов, выявление излишних и неис­пользуемых материалов и их реализация;
— своевременное осуществление расчетов с поставщи­ками материалов, контроль за материалами, находя­щимися в пути, и другие задачи.
Хозяйствующие субъекты потребляют огромное коли­чество материальных ресурсов, различных по видам мар­кам, сортам и размерам. Номенклатура и ассортимент по­требленных материальных ресурсов зависят от номенкла­туры и сложности производимой продукции.
• Материальные ресурсы — ресурсный потенциал, позволяющий осуществить производство продукции, оказание услуг и выполнение работ. Это различные виды сырья, материалов, топлива, энергии, комплек­тующих, полуфабрикатов, которые хозяйствующий субъект закупает для использования в хозяйствен­ной деятельности с целью выпуска продукции, ока­зания услуг и выполнения работ.
• Номенклатура потребляемых ресурсов — систе­матизированный перечень в развернутом ассорти­менте с присвоением каждой специальной разновидности сокращенного условного обозначения. В основе классификации материалов лежит группи­ровка по однородности характерных признаков с последующим распределением на разделы, которым присваивается соответствующий индекс по десятич­ной системе. Номенклатура материалов дает возмож­ность правильно систематизировать и группировать расчеты потребности в одних и тех же материалах. Если в номенклатуре указана учетная цена каждого вида материалов, то она называется номенклатурой-цен­ником.
• Производственные запасы оцениваются по факти­ческой себестоимости их приобретения или по учет­ным ценам. Себестоимость фактическая рассчитывается бухгал­терией предприятия помесячно на основе следующих данных:
— затраты на приобретение;
— проценты за кредит;
— комиссионные вознаграждения, уплаченные снаб­женческим, внешнеэкономическим организациям;
— стоимость услуг товарных бирж;
— таможенные пошлины;
— расходы на транспортировку, хранение идоставку, осуществленные сторонними организациями.
Себестоимость фактическую можно рассчитать только по окончании месяца, поэтому в текущем учете использу­ются твердые, заранее установленные цены, называемые учетными. Учетная цена представляет собой либо среднюю покупную цену, либо плановую себестоимость. Оценка ма­териальных ценностей по учетным ценам предполагает обо­собленно учитывать разницу (отклонение) между факти­ческой себестоимостью приобретения различных видов ма­териальных ценностей и стоимостью по учетным ценам. Присоединение таких отклонений кучетным ценам даст фактические себестоимости.
Для определения расхода материалов на производство, по фактической себестоимости применяются следующие методы:
а) по средней себестоимости (наиболее распространен);
б) по себестоимости первых по времени закупок (метод FIFO);
в) по себестоимости последних по времени закупок (метод LIFO).

Для обеспечения производства сырьем и материалами на предприятии осуществляется постоянное пополнение производственных запасов: за счет поставщиков, соб­ственного производства, от ликвидации основных средств и т. д. Основной источник — закупка у поставщиков.
• Предприятие заключает договоры с поставщиком,
где указаны номенклатура, качество, сроки и размер, поставок, порядок расчетов, права и обязанности сторон и т. д,
• Предприятия-поставщики на отгруженную продук­цию выписывают платежные требования-поруче­ния и счета-фактуры и передают все это покупателю. Покупатель проверяет соответствие их дого­ворам, регистрирует в журнале учета поступающих грузов (М-1), делает отметку в книге учета выпол­нения договоров акцептирует (дает согласие на оплату), затем передает их в свой банк для оплаты. По1 мере оплаты банком этого документа бухгалтерия получает выписку из расчетного счета о списании средств впользу предприятия-поставщика. Учет рас­четов с поставщиком материальных ценностей орга­низуется на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
• Учет расчетов с поставщиками ведется в журнале-ордере № 6. Аналитический учет ведется в разрезе каждого платежного документа приходного ордера или приемного акта. Открывается журнал-ордер! № 6 суммами незаконченных расчетов с поставщиками на начало месяца. В течение месяца бухгалтерии предприятия получает всевозможные документы и фиксирует их тоже в журналах-ордерах.
При расчетах с поставщиками за материальные ценно­сти могут быть выявлены недостачи или излишки факти­чески поступившего количества по сравнению с документами поставщика, которые оформляются актом (М-7). Излишки приходуются и расцениваются, а затем учиты­ваются в журнале-ордере № 6 отдельной строкой, и об этом сообщается поставщику.
В случае недостачи предприятие предъявляет постав­щику претензию. Суммы недостачи списываются на дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредит счета 60 и отражаются вжурнале-ордере № 6 и ведомости № 7.
Услуги поставщиков (газ, вода, сжатый воздух) учиты­ваются в журнале-ордере № 6. По окончании месяца по­казатели журналов-ордеров суммируются для получения оборотов по счету 60 и переноса их в Главную книгу.
Полученные предприятием материалы своевременно оприходуются, что оформляется приходным ордером на фактически принятое количество материальных ценнос­тей. В ордере отмечаются наименование, номенклатурный номер, единицы измерения, цена, количество (фактичес­кое и плановое), сумма, роспись материально ответствен­ного лица. Кроме того, движение и внутреннее перемеще­ние оформляются накладной. При получении материалов на склад составляется акт приемки материалов.
Учет расхода материалов осуществляется на основании лимитно-заборных карт, требований и накладных.
Лимитно-заборная карта — накопительный пер­вичный документ, служащий основанием для спи­сания материальных ценностей со склада, исходя из плановой потребности в тех или иных материальных ценностях, отдел материально-технического снабже­ния или плановый отдел выписывает лимитно-за­борные карты в двух экземплярах на месяц (квартал, полугодие, год), с отрывными месячными талонами на фактический отпуск. Один экземпляр карты пе­редается потребителю (цех, участок), а второй — насклад. В каждом экземпляре указываются установ­ленный лимит, наименование, номенклатурный но­мер материалов, шифр затрат и другие данные. Отпуск материалов в производство осуществляется скла­дом при предъявлении представителем участка своего эк­земпляра лимитно-заборной карты. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных матери­алов, после чего выводит остаток лимита. По окончании месяца оба экземпляра лимитно-заборных карт передают в бухгалтерию предприятия для отражения расхода матери­алов на соответствующих счетах бухгалтерского учета. В лимитно-заборной карте ведется также учет возврата мате­риалов, не использованных в производстве. При этом никаких дополнительных документов не составляется.
• Для оформления однократного отпуска материалов используются требования, которые выписывает подразделение, потребовавшее материалы. Требова­ния (однострочные и многострочные) выписывают­ся в двух экземплярах: первый с отметкой об отпус­ке остается в подразделении, второй с распиской получателя остается на складе. В конце месяца тре­бования передаются в бухгалтерию.
• Накладными на отпуск материалов оформляет­ся внутреннее перемещение материалов на предпри­ятии. Эти документы также составляются в двух эк­земплярах тем подразделением, которое сдает мате­риальные ценности: для самого подразделения и для ( получателя (для оприходования). В конце отчетно­го периода они сдаются в бухгалтерию.
Сортовой аналитический учет призван обеспечивать контроль за наличием, движением и сохранностью мате­риальных ресурсов по каждому наименованию, складу и материально ответственному лицу. Методика ведения уче­та производственных запасов предусматривает группиров­ку показателей по складам и материально ответственным лицам, по группам, подгруппам и номенклатурным номе­рам материальных ценностей, по источникам поступления и направлениям расхода и использования материальных ресурсов. Основой служит исходная информация приход­ных и расходных документов, подвергнутых тщательной проверке, как с точки зрения правильного оформления, так и с точки зрения правильного отражения операций.
• Учет наличия и движения производственных запа­сов ведут кладовщики или завскладами на карточ­ках складского учета. Учет ведется по номенклатур­ным номерам в количественном выражении. Имен­но такой учет и называется сортовым.
• На каждый номенклатурный номер бухгалтерия от­крывает отдельную карточку складского учета ма­териалов с указанием номера склада, наименования материала, его номенклатурного номера, размера, сор­та, учетной цены и нормы запаса. Оформленные кар­точки передаются на склад, где кладовщик указывает место хранения материалов в соответствии с ярлы­ками.
• На отдельных складах учет ведется в специальной книге (сальдовая книга), которая представляет со­бой сброшюрованные карточки. В этой книге ука­зываются цена, количество и номенклатурный но­мер по каждому виду материалов. Бухгалтерия пе­редает ее на машинную обработку и получает данные по каждому виду материалов не только в натураль­ном, но и в денежном измерителе. Такой метод, обес­печивающий единство оперативного складского и бухгалтерского учета, называется оперативно-бух­галтерским (сальдовым).
• Вся информация, полученная по первичным доку­ментам, отраженная в карточках складского учета, должна учитываться в день совершения операции по приемке/выдаче материалов с обязательным выве­дением остатков после каждой операции. Сопостав­ление остатка материалов с нормой запасов позволяет осуществить оперативный контроль за состоя­нием производственных запасов. На основе этих дан­ных отдел снабжения предприятия осуществляет контроль за поставками и выполнением договоров и контрактов. Вся первичная документация, поступающая в бухгалте­рию, подвергается сплошной проверке как по существу опе­раций и правильности их оформления, так и по точности арифметических подсчетов. Затем документы таксируют­ся — указанное количество материалов в первичных доку­ментах умножается на учетные цены. Следующим этапом обработки документов является их группировка, цель ко­торой — получение итоговых данных для записей в регист­ры бухгалтерского учета.
•ч Первые экземпляры документов группируются по видам операций, источникам поступления или на­правлениям расхода материалов. Для этого состав­ляются группировочные ведомости прихода и рас­хода/ Приходные документы используются для бух­галтерского учета приобретения и заготовления материальных ценностей, а расходные — для учета затрат на производство и калькулирования себесто­имости продукции.
• Чтобы получить необходимые данные для аналити­ческого и синтетического учета, ведут накопитель­ные ведомости синтетического учета, которые со­ставляются на основании первичных документов ,по учетным ценам отдельно по приходу и расходу в раз­резе синтетических счетов и групп материалов.

• Исходными данными для учета материалов явля­ются:
— оборотная ведомость по движению материалов;
— ведомость поступления материалов за учетный период;
— ведомость расхода материалов.
Синтетический учет материальных ценностей ведет­ся на активном счете 10 «Материалы» по фактической се­бестоимости их приобретения (заготовления) или учетным ценам. Этот счет предназначен для обобщения информа­ции о наличии и движении принадлежащих предприятию сырья, материалов, топлива, запасных частей, тары и дру­гих материальных ценностей. На нем ведется учет поступ­ления на склады и другие места хранения, расходования и запасов сырья, основных и вспомогательных материалов, покупных полуфабрикатов и т. д. При необходимости к счету 10 могут быть открыты субсчета, согласно которым можно подразделить все материалы по способу их исполь­зование и назначения впроизводственном процессе. Поступление материалов от поставщика и свя­занные с этим расчеты отражаются в учете следую­щими проводками:
Дт 10 Km 60 — отражение стоимости полученных от поставщика материалов;
Дт 19 Km 60 — отражение НДС, причитающегося к уплате поставщику;
Дт 60 Km 51 — оплата поставщику;
Дт 68 Km 19 — списание НДС по оприходованным оп­лаченным материалам.
Излишки поступивших материалов приходуются как не­отфактурованные поставки, с извещением поставщика. В случае недостачи определяется фактическая себестоимость недополученных материальных ценностей, а поставщику предъявляется претензия. При этом делается проводка — отражение фактической себестоимости недостающих мате­риальных ценностей (сверх норм естественной убыли):
Дт 76-2 «Расчеты по претензиям»;
Km 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Поступление материалов по бартеру отражается вуче­те проводкой:
Дт 10 «Материалы»;
Km 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
(Km 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).Учет приобретения (заготовления) материальных ценностей может вестись с применением балансовых сче­тов 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонение стоимости материалов». Разница в стоимос­ти приобретенных материальных ценностей, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовле­ния) и учетных ценах, отражается на счете 16 следующи­ми проводками:
Дт 15 Km 60 (20, 23, 71, 76 и др.) — отражение покуп­ной стоимости согласно поступившим, расчетным до­кументам поставщиков;
Дт 10 Km 15 — стоимость фактически поступивших на предприятие и оприходованных материалов по учет­ным ценам;
Дт 16 Km 15 — отражение положительной разницы между покупными и учетными ценами (в случае от­рицательной разницы — обратная проводка);
Дт 20 (23, 25, 26 и др.) Km 16 — списание накоплен­ных разниц пропорционально стоимости по учет­ным ценам израсходованных в производстве мате­риалов. Для списания сумм, накопленных по кре­диту счета 16, данная проводка делается методом красного сторно.
• Отражение операций по приобретению импортных материалов за иностранную валюту:
Дт 60 Km 52 — предоплата согласно заключенному кон­тракту по курсу, установленному ЦБ РФ на день платежа;
Дт 10 Km 60 — отражение перехода права собственно­сти на импортные материалы по курсу ЦБ РФ на день совершения операции»
Дт 19 Km 51 — уплата НДС натаможне;
Дт 68 (субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС» Km 19 — зачет по НДС;
Дт 10 Km 68 (субсчет «Расчеты по акциям») — вклю­чение сумм уплаченных акцизов в стоимость мате­риалов;
Дт 60 Km 91 (субсчет 91-1«Курсовые разницы») — на сумму положительной курсовой разницы, образовав­шейся в результате роста курса валюты платежа (в случае падения курса — обратная проводка).
• Приобретение материалов у физического лица производится по договорам купли-продажи (глава 30 ГК РФ) и оформляется накладными или актами приемки-передачи. При этом делаются следующие проводки:
Дт 10 Km 76 — оприходование материала по договор­ной цене;
Дт 76 Km 68 — сумма налога на доходы физических лиц, удержанного в предусмотренных законодатель­ством случаях;
Дт 76(субсчет «Расчеты с продавцами — физически­ми лицами») Km 50 (51) — погашение задолженнос­ти перед физическим лицом за приобретенные ма­териалы,
• Приход по акту в качестве материалов отдельных частей списанных основных средств, товаров:
Дт 91 Km 01 — отражение стоимости основных средств, поступивших в результате выбытия,,
• Изготовление материальных ценностей соб­ственными силами. Затраты на изготовление но­вой тары учитываются на счете 23 «Вспомогатель­ные производства». Приход на склад тары, изготов­ленной собственными силами, отражается в учете проводками:
Дт 10 (субсчет 4 «Тара и тарные материалы») Km 23;
Дт 10 Km 40 — часть готовой продукции, предназна­ченной для собственных нужд, оприходована на склад как материалы.
• Безвозмездное получение материалов отражается в бухгалтерии следующей проводкой:
Дт 10 Km 98, затем
Дт 20, 23, 25,26, 91, 44... Km 10 и одновременно
Дт 98-2 Km 91-1.
Фактический расход материалов в производстве или для других хозяйственных целей должен отражаться по кредиту счета 10 в корреспонденции со счетами учета за­трат на производство, расходов на продажу или другими соответствующими счетами:
20 (изготовление продукции);
23 (на нужды вспомогательных производств);
25 (на общепроизводственные расходы);
26 (на общехозяйственные расходы);
28 (исправление брака).
Списание материалов, используемых для осуществле­ния ремонта основных средств, учитывается по дебету сче­тов 20, 23, 25 в зависимости от вида основных средств.
• Отпуск материалов на непроизводственные нужды отражается проводкой:
Дт 29 Km 10 — списание ценностей, переданных об­служивающим хозяйствам и производствам.
Материалы, израсходованные на капитальное строи­тельство, относятся на затраты по капитальным вложени­ям (Дт 08 Кт 10).
• Списание бракованных материалов происходит на основании соответствующего акта и отражается про­водками:
Дт 28 Km 10 — списаны бракованные материалы;
Дт 28 Km 16 — списаны приходящиеся на бракован­ные материалы отклонения встоимости.
• Продажа материалов. Если материалы были при­обретены специально для их дальнейшей перепро­дажи, учет их приобретения должен вестись с ис­пользованием счета 41 «Товары», а реализация — с использованием счета 90 «Продажи».
Реализация материалов, изначально приобретенных для переработки, отражается в учете с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы». При этом выполняются следующие проводки:
Дт 76 (62) Km 91 — поступление средств от покупате­лей;
Дт 91 Km 10 — списана учетная стоимость материалов.
• Безвозмездная передача материалов отражается в бухгалтерском учете в следующем порядке:
Дт91 Km 10.
Дт 91 Km 68.
Дт 99 Km 91.
НДС, уплаченный за безвозмездно переданные матери­алы, восстанавливается по дебету счета 19 и кредиту сче­та 68 и относится на увеличение убытков от безвозмезд­ной передачи материалов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации