Конспект лекций по предмету "Физическая культура"

Узнать цену работы по вашей теме


Тема 5. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья

4.1 Понятие «здоровье», его содержание и критерии
Здоровье человека следует рассматривать не только как хорошее самочувствие и отсутствие болезней, но и как стабильное психофизическое и духовное состояние, в котором человек может реализовывать все заложенные природой Свойства и спо­собности.
Развитие идей здорового образа жизни, вычленение позитивных и негативных влияний внешних условий на здоровье, потребность осознанного выбора тех или иных средств и форм физической активности настоятельно выдвигают задачу выяв­ления сущности воздействия физических упражнений на механизм здоровья. Многолетние исследования, выполненные доктором медицинских наук, профессором А.Г. Щедриной, автором методологии здоровья и сущности здорового раза жизни (лаборатория медицинской антропологии и проблем здоровья Икс физиологии СОАМН СССР и Новосибирский медицинский институт), Позволил ответить на ряд поставленных вопросов. Использование методология сие подхода дало возможность определить структуру здоровья как целостного < организма. Профессором А.Г. Щедриной выдвинут тезис о материальном (мс функциональном, психофизиологическом) субстрате здоровья.
Согласно принципу системы (А.Г. Щедрина, 1989 г.), элементами (показателями) здоровья можно назвать следующие его признаки: уровень и гармоничности физического развития; функциональное состояние организма (его резервные возможности, и, прежде всего, сердечнососудистой системы); уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности; наличие какого-либо заболевания дефекта развития; уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
Все вышеперечисленные показатели могут быть выражены количественно, речь идёт как раз о количественной оценке различных конкретных показателей здоровья, а не количестве его.
При таком подходе к сущности здоровья любому человеку, даже неспециалиcтy, понятно, на какие из показателей Могут влиять физические нагрузки, закаливание, профилактические мероприятия.
4.2. Функциональные возможности проявления здоровья человека в различных сферах жизнедеятельности
Получая при рождении определённые задатки здоровья и потенциальные возможности, человек в процессе своей жизни реализует их в полной или ограниченной степени. Решающую роль при этом играет организация внешней среды (социальные гигиенические, экологические условия), особенности воспитания обучения, соответствия программы воспитания и обучения закономерностям онтогенеза развития организма) на различных его - этапах, индивидуально-типологическим проявлениям и интересами личности. Можно привести массу примеров, демонстрирующих необыкновенное совершенство, которое человек достиг в управлении своим телом. Одним из них является Гарри Гудини, цирковой артист, исключительная гибкость которого позволяла ему освобождаться от цепей, наручников во время погружения его в воду или забрасы­вания землёй. Американец Вилард увеличивал свой рост на двадцать сантиметров за несколько минут.
Поистине неограниченные резервы физической силы человеческого организма. Так, всемирно известный русский богатырь Иван Зайкин гнул рельсы, ломал телеграфные столбы. Максим Поддубный, отец известного во всём мире чемпиона Ивана Поддубного, вилами поднимал копну сена, валил наземь двух быков одновремен­но. Пример мужества, вернее собранности воли, демонстрировал цирковой борец Терентий Корень, входивший в клетку со львом.
Работу космонавтов, подводников и деятельность человека в необычных условиях и областях с полным основанием можно назвать экстраординарной. И тем не менее человек трудится, совершенствует производство за счёт чего «действуют» все системы организма и происходит увеличение функциональных возможностей здоровья в Необычных условиях жизнедеятельности? Немаловажное значение при этом имеет образ жизни каждого человека в отдельности и отдельных популяций.
4.3. Влияние образа жизни на здоровье
К издержкам современной цивилизации относят хроническое психоэмоциональное напряжение и гипокинезию. О влиянии этого явления говорилось во второй лекции. Здесь хотелось бы подчеркнуть, что заболевания, обусловленные гипокинезией, принято называть гипокинетозами. К ним относят сердечнососудистые забо­левания, нервные и желудочно-кишечные расстройства, костные, мышечные и хря­щевые изменения. Общим мнением для гипокинетозов является то, что их можно. Лечить, а в большинстве случаев предупреждать и восстанавливать (реабилитировать) с помощью рационально разработанных физических нагрузок, способствующих повышению двигательной активности, ее влияния на повышение приспособительных и адаптационных реакций на различные по степени выраженности физиче­ские воздействия.
Средства физической культуры начинают занимать первенствующее место в системе профилактических мероприятий, направленных на коррекцию здоровья, уровень которого в связи с последствиями урбанизации, отрицательными экологическими влияниями, стрессорными воздействиями и другими факторами в последнее время имеет тенденцию к снижению: растёт заболеваемость среди детского и взрослого населения» сокращается продолжительность жизни (Р.Е. Мотылянская, В.К. Велитченко, В.Н. Артамонов, 1990 г.).
Предельно чётко и ёмко обозначил смысловую суть профилактики средневековый философ Маймонид (1135-1204 гг.): «Веди себя благоразумно - среди тысяч людей только один умирает естественной смертью, остальные погибают вследствие безрассудной манеры бытия».
В то же время необходимо подчеркнуть существенную трансформацию концепции профилактики, произошедшую в последние годы. Сущность нового аспекта её состоит в необходимости разработки мер, направленных не только на предупреждение заболеваемости, но, что особенно важно, и на сохранение надёжного состояния здоровья людей, к которым современный ритм жизни предъявляет повышенные требования.
Важное значение в этом плане имеют меры оптимизации образа жизни благодаря правильному физическому воспитанию, должному сочетаний труда и отдыха, развитию устойчивости к психоэмоциональным перегрузкам, преодолению трудностей, связанных со сложными экологическими условиями, что особенно необходимо, устранению гипокинезии.
Главное звено первичной профилактики - формирование здорового образа Жизни путем устранения основных факторов риска (о них будем говорить несколько позже)- требует совместных усилий государственных и общественных организа­ций, самого населения. В то же время проспективные (длительные или долгосроч­ные) исследования и опыт профилактической работы в разных странах мира свидетельствуют о недостаточной психофизиологической готовности большинства насе­ления как к участию в осмотрах, так и к выполнению назначенных профилактических мероприятий (Н.В. Вартапетова,1996 г.).
Характерно, что часть лиц пожилого возраста (по данным научных исследо­ваний, в том числе Ж. Б. Сифоновой и соавторов, 1986-1994 гг.), готова для укреп­ления своего здоровья приложить определённые усилия, но, как правило, ценой серьёзного психологического стресса и ломки жизненного стереотипа. Большинство же молодых людей совершенно не озабочены проблемой сердечнососудистых забо­леваний и активно накапливают именно те стереотипы, с которыми им придётся му­чительно расставаться (А. Н. Бригов, 1996 г.).
4.3.1. Факторы риска и здоровье
В настоящее время массово-профилактические обследования неинфекционных заболеваний ведутся в направлении выяснения сложных причинно-следственных связей между многочисленными факторами риска и возникновением заболеваний. В связи с этим широки, проводятся обширные и продолжительные массово-профилактические обследования различных популяционных групп для установления распространённости артериальной гипертонии (АГ), ишемической болезни сердца (ИБС), атеросклероза, сосудистых поражений 'мозга, онкологических болезней и об­наружения фактора риска с целью разработки профилактических мероприятий.
В то же время следует отметить, что массово-профилактические обследова­ния, как правило, проводятся на позднем этапе онтогенеза (в основном в возрасте of 40 до 60 лет), а молодые люди и возрасте до 30 лёт к таким обследованиям практически не привлекаются.
Факторы риска принято подразделять на внешние (социально-культурные) и внутренние. К внешним (экзогенным или первичным; обусловленным Неправильным образом жизни либо неблагоприятными условиями окружающей среды) относятся интенсивное курение табака, систематическое нервно-психическое перенапряжение, физически малоактивный образ жизни, неправильное питание К внутренним (эндо­генным}, проявляющимся и результате предрасполагающих особенностей организма или развития определенного патологического процесса относят гиперхолистеринемию, артериальную гипертензию, ожирение, наследственную предрасположенность и др.
Один из наиболее распространенных и ведущих факторов риска таких заболеваний, занимающих ведущее место среди всей неинфекционной патологии во всем мире, как ишемическая болезнь сердца и злокачественные опухоли (рак легких) курение.
Курение повышает риск развития инфаркта миокарда от 1,5 до 6,5 раз, при этом наиболее выраженное отрицательное влияние этот фактор риска оказывает на лиц, относящихся к более молодым возрастным группам, на что указывается в докладе комитета экспертов ВОЗ (1992 г.)
Имеются данные по наличию этого фактора риска (27,3%) у студентов 17-18 лет (И.Н. Конобеевская, Э. А. Лапина, 1991 г.), в семьях курильщиков у детей старше 11 лет. Курение имеет большую популярность у молодежи, что вызывает тревогу в связи с чрезвычайно высокой вероятностью развития ишемической болезни сердца в зрелые годы.
Одним из внешних факторов риска, наряду с курением, является избыточная масса тела. Проспективные исследования страховых обществ в ряде стран подтвердили, что увеличение массы, способствуя раннему развитию атеросклероза, повышает вероятность развития ИБС на 14%. при лишней массе, составляющей 10-19% на 26% при лишней массе 20-39% и на 43% при массе, превышающей нормальную на 40%.
Особенно велик риск развития ишемической болезни сердца в молодом возрасте. Так, имеются сведения о том, что у 1/3 - ¼ мужчин в возрасте 30 - 39 лет с наличием повышенного уровня-холестерина в ближайшие 10 лет развивается ИБС.
В последние годы появились исследования, свидетельствующие о том, что увеличение уровня холестерина в сыворотке крови является в большинстве случаев не изолированным и сопровождается изменениями липидов - жировых веществ в крови. При этом фактором риска является не только потребление высококалорийной, богатой насыщенными жирами пищи, но и резкое изменение характера питания на протяжении Одного-двух поколений. Привычки питания, потенциально ведущие к повышенному уровню холестерина в крови, устанавливаются в раннем детстве Холестерин сыворотки стабильно остаётся через 4 года после измерения его у детей в возрасте 1-14 лет и даже спустя 30 лет. Поэтому большинство исследователей считают, что наибольший эффект в снижении величины этого фактора риска может быть достигнут в проведении соответствующих мероприятий с детского возраста.
Данные эпидемиологических исследований свидетельствуют, что при увели­чении систолического давления от 120 до 180 мм. рт. ст. риск развития ИБС возрас­тает примерно в 7 раз.
Особое значение придается такому распространенному в настоящее время фактору риска, как малая физическая активность (гиподинамия). Было установлено, что физически активные работники менее подвержены сердечным приступам, чем ведущие «сидячий образ жизни» (доклад научной группы ВОЗ, 1994 г.).
Данные английских и американских эпидемиологических исследований свидетельствуют о снижении риска ишемической болезни сердца у лиц с интенсивной фи­зической активностью (как профессиональной, так и в виде тренировок) независимо от наличия или отсутствия других факторов риска (курения, гипергензии, холистеринемии и др.).
Выясняя роль профессиональных факторов в развитии коронарного атеросклероза, нельзя ориентироваться только на физическую активность без учета постоян­ных нервных и психических напряжений. По замечанию Г.И. Сидоренко и соавт. (1982 г.), резкое перенапряжение нервной системы одна из характерных черт жиз­ни человека в современную эпоху. При этом реакция на воздействие внешней среды на психоэмоциональную нагрузку зависит от психологических свойств личности. Авторы приводят данные о тесной связи распространения ишемической болезни серд­ца с психоэмоциональным напряжением, стрессорными ситуациями, приводящи­ми к артериальной гипертензий и сердечным изменениям.
Однако важнейшее значение» по мнению учёных, принадлежит не какому-то отдельному фактору» а совместному их воздействию.
Существуют так называемые «фоновые» факторы, действующие на наиболее ранних этапах жизни и влияние которых сказывается в дальнейшем. К ним относятся генетические факторы, биологические последствия раннего жизненного опыта, образовательные, культурные, психологические и социальные факторы.
Важно попытаться провести различие между двумя группами влияний (в ранние и последующие годы), поскольку знание их соотношения может иметь решающее значение при определении направления вмешательства, так как позволяет улучшить общее состояние здоровья и снизить социально-экономические различия в заболеваемости.
4.4. Направленность поведения человека на обеспечение своего здоровья
Люди сейчас беспокоятся о своем здоровье, пожалуй, больше, чем когда-либо с одной стороны, познания в области медицины распространены среди широкого круга людей и не являются достоянием только профессионалов, а с другой - издержки урбанизации и особенно резко ухудшившаяся экологическая обстановка несомненно дают повод для такого беспокойства. И если при физических недугах мы не редко обходимся таблетками и порошками, то с нашим психическим состоянием дело обстоит гораздо сложнее.
«В здоровом теле - здоровый дух» - это было известно еще в Древней Греции Исследования современных ученых все больше подтверждают взаимосвязь и взаимонезависимость между психическим состоянием человека и его физическим здоровьем. На этом и основывается метод психофизической тренировки - специальная система занятий, в основу которой положена определенная физическая нагрузка - несложные спортивные упражнения) в сочетании с приемами психической регуляции.
4.4.1 Адекватное и неадекватное отношение к здоровью, его самооценка студентами
Активная вторичная профилактика является важнейшим направлением работы среди населения с целью улучшения качества и продолжительности каждой конкретной жизни, в которой важным определяющим фактором является здоровье. Го­товность населения участвовать в профилактических мероприятиях зависит от мно­гих факторов, среди которых ведущая роль отводится отношению субъекта к своему здоровью и уровень осведомленности о тяжести данной патологии.
Вместе с тем установлено, что большое число больных ИБС остаются не вы­явленными, нередко даже при зарегистрированном заболевании не осуществляется диспансерное наблюдение, достаточное и адекватное лечение, устранение имею­щихся факторов риска. Это связано не столько с недостаточной заботой населения о своем здоровье, сколько с ориентацией на концепцию «болезнь», а не на концепцию «здоровье».
Тем не менее, Powell К. (1987 г.) и др., установили, что интерес обследованных к предлагаемым профилактическим программам физических тренировок низок Борьба с малой физической активностью - задача сложная, так как требует изменения жизненного уклада и привычек.
В последние годы, по данным литературы и нашим собственным исследовани­ям, наметились две тенденции отношения студентов к занятиям физической культу­рой. Чаще это касается тех, у кого обнаружено то или иное заболевание.
Первая - это отказ от занятий в любой-форме, пользуясь освобождением от практических занятий: Подобное отношение врачей к физической культуре форми­рует определенную физическую ситуацию, обусловливает ограничения в жизнедея­тельности и природной активности человека.
Вторая - несмотря на запреты врачей, юноши (чаще это касается их) стремятся к занятиям физической культурой и ищут группы, где они могут самосовершенство­ваться физически. Чаще всего - это модные соответственно времени течения: боди­билдинг, тэквондо и другие виды спортивной деятельности. Такая позиция также не оправдывает выбранного отношения к своему здоровью, так как пренебрежительное отношение к рекомендациям врачей и бесконтрольные занятия могут усугубить имеющееся заболевание или привести к осложнениям. Необходима тактика взаимопонимания и совместного решения о каком-либо виде спортивных или физкультурно-оздоровительных занятий. Ведь к моменту окончания учёбы заканчивается развитие жизненно необходимых двигательных умений я навыков, окончательно закрепляется потребность в физических упражнениях, способствующих сохранению на долгие годы работоспособности и укреплению здоровья.
4.4.2.Индивидуально-психологические особенности личности
Человек живет в обществе. Лучше всего он действует тогда, когда его личные интересы подчинены общественным и совпадают с ними. Наибольшую угрозу для человека (а значит, основание для психического стресса) представляет общественное неодобрение и изоляций, а одно из необходимых условий нормального функционирования человеческой психики - эмоциональная поддержка окружающих.
В человеческом обществе, в отличие от животного мира, существуют особые факторы жизнедеятельности, требующие внимания. К ним относятся: оценка своих возможностей в сравнении с другими людьми, достигшими более значительных результатов при выполнении совместной работы, потребность в повышений своего статуса, в самоутверждении.
В настоящее время в психологии различают следующие основные свойства темперамента.
Сензитивностъ (повышенная чувствительность). О ней мы судим по наименьшей силе внешних воздействий, необходимой для того, чтобы вызвать у человека какую-то психическую реакцию. Если у одного определенные условия деятельности не вызывают раздражения тo, для другого они становятся сильным сбивающим фактором.
Реактивностьсть, эмоциональность. Это свойство определяется силой эмоциональной реакция человека на внешние и внутренние раздражители. Эмоциональная устойчивость. Она характеризуется индивидуальным для каждого человека взаимодействием различных компонентов психики и свойствами темперамента, в частности такими, как тревожность и невротичность. Тревожность может выступать и как независимый фактор (т.е. как характеристика индивида), и как проявление другого, более общего фактора - эмоциональной Неустойчивости, важным компонентом которой является невротичность.
Тревожность связана с повышенной возбудимостью отрицательных эмоций, склонностью человека оценивать различные ситуации как угрожающие и испытать при этом состояние тревоги, беспокойства и страха.
Резистентность. Это сопротивляемость неблагоприятным условиям, тормозя­щим деятельность. Наиболее ярко такое свойство темперамента приселяется в со­противлении стрессу, в отсутствии снижения функционального уровня деятельности при сильном нервном напряжении. Каждый человек имеет свой индивидуальный стрессовый порог, т.е. только определенная доля стресса, определенный его уровень являются оптимальными и позволяют показывать наилучший результат.
Экстравертированность — ннтравертированность. О них мы судим по то­му, от чего в большей степени зависят реакции и деятельность человека — от внеш­них впечатлений в данный момент (Экстравертированность) или, наоборот, от обра­зов» представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интравертирован-ность). Поэтому экстраверт часто выражает свои переживания внешне, тогда как ин­траверт склонен «уходить в себя», особенно, в напряженной обстановке. Конкретно такие свойства темперамента проявляются в следующем.
1. Интраверты воспринимают явления окружающей среды более субъективно, чем экстраверты.
2. У интравертов приспособление к среде заключается в активизации интеллектуальной деятельности, у экстравертов - в активизации поведенческой деятельно­сти.
3. Уровень самоконтроля у интравертов значительно выше, чем у экстравертов.
4. Возбудимость внимания. Чем меньшая степень новизны способна привлечь внимание, тем более оно возбудило у данного человека.
В своей жизни человек сталкивается с биологическими и социальными потребностями, которые в зависимости от их актуальности, образуют систему мотивов направляющих его деятельность. Именно высокий уровень мотивации (конечно в сочетании с необходимыми качествами и свойствами личности) позволяет достигнуть высокой работоспособности и сохранить её настолько, насколько это потребуется.
Все знают что мотивация - мощный психический двигатель любой человеческой деятельности. Чем сложней и ответственней деятельность, тем больше ее результат зависит от структуры, уровня и направленности мотивации.
В основе мотивации лежит потребность. Так, испытывая потребность в активной двигательной деятельности, мы формируем мотивацию занятий физической культурой и спортом вообще или психофизическим тренингом в частности.
Мотивация формируется на основе четко обозначенных и связанных друг с другом целей. Понимание необходимости достижения этой цели, выбора правильных путей - это, по существу, вторая половина дела.
Типичная мотивация занятий физической культурой (просто «стать здоровым») расплывчата и поэтому мало эффективна. Нужна конкретно направленная мотивация: в чем именно и в какие сроки добиться прогресса (например, увеличить объем бицепсов, повысить физическую работоспособность или добиться того, что в быту называется «убрать живот» и т.п.). Из таких частных мотивационных установок потом будет формироваться мотивация более высокого порядка.
Правильная оценка самого себя, своего внешнего и внутреннего «Я» помогает ставить, реальные цели и точно формировать нужную мотивацию.
Здесь важно чувство меры, слишком высокие, недоступные цели приводят к тому, что они не достигаются. А недостигнутая цель приводит к развитию тревожности, беспокойства, а впоследствии может и развить нервотизм Лучше поставить довольно близкую, реальную цель, а достигнув её; «отодвигать» дальше, перемещаясь вперед со ступеньки на ступеньку.
4.5. Содержательные особенности составляющих здорового образа жизни: режим труда и отдыха, личная гигиена
4.5.1. Режим труда и отдыха
Одно из главных требований гигиены - науки о сохранении и укреплении здоровья - научно обоснованный и неукоснительно соблюдаемый порядок труда, отды­ха, сна и питания. Соблюдение режима значительно облегчает любую деятельность, позволяя максимально использовать все возможности организма человека. Пример положительного влияния строгой организованности на здоровье и работоспособность служит жизнь замечательного немецкого философа И. Канта, которую назвали уникальным гигиеническим экспериментом. Будучи с детства болезненным и слабым ребёнком, он создал для себя в зрелые годы строгий режим дня и соблюдал его практически всю жизнь, подвергаясь жестким ограничениям. Это помогало ему сохранять высокую работоспособность и хорошее самочувствие.
Физиологической основой режима дня является выработка динамического стереотипа. Динамический стереотип - система условных рефлексов. В результате длительного следования определённому распорядку дня эта система закрепляется, упрочивается. Беспорядочное же чередование занятий разрушает стереотип и отри­цательно сказывается на состоянии организма.
Конечно, прежде всего, надо считаться- с условиями; продиктованными профессиональной деятельностью. Работа, труд занимаю! большую часть времени бодрствования и должны быть организованы рационально, с учетом гигиенических требований.
Наилучшему восстановлению сил, полноценному отдыху способствует также регулярное выполнение физических упражнений. Великие люди неоднократно под­чёркивали их важность для сохранения и укрепления здоровья, для продления ак­тивной творческой жизни. В режиме дня необходимо отвести постоянное время для утренней зарядки и регулярных физкультурных упражнений. Их следует плани­ровать в зависимости от занятости.
4.5.2. Сон и профилактика его нарушений
Человек проводит треть своей жизни в состоянии сна, а пятую часть этого времени у него занимают сны - приятные и (больше) неприятные. Исследования в области физиологии и нейрохимии сна показали, что во время сна снижается двигательная активность, мышцы тела расслабляются, уменьшается частота сердечных сокращений, дыхание становится поверхностным, снижаются температура тела, обмен веществ и артериальное давление. Однако работа мозга во сне не прекращается и сопровождается различными активными процессами. Во время сна, по данным измерений биоэлектрической активности мозга, происходит смена в среднем 4-6 циклов с продолжительностью каждого 1-1,5 ч. При этом фазу, которая сопровождается повышенной биоэлектрической активностью мозга, назвали быстрым, парадоксальным сном (с большим количеством сновидений), а фазу с пониженной биоэлектрической активностью мозга - ортодоксальным, медленным сном (сравнительно меньшее количество сновидений). В период сна происходит чередование парадоксального и ортодоксального сна: в первую половину ночи преобладает ортодоксальный сон, ближе к утру - парадоксальный. Нарушение этого чередования вызывает его расстройство.
Большинство исследователей, работающих в данной области, полагают, что сновидения необходимы головному мозгу и что их отсутствие может вызвать раз личные психофизиологические расстройства. Считается, что сон со сновидениями – это разрядка мозга, особенно коры головного мозга - прореживание той информации, которая накапливается длительное время в период бодрствования, т е. во сне «проводится очистка» от всего лишнего и закрепление нужного и ценного.
Расстройства сна бывают трёх видов: затруднённое засыпание, тревожный сон неспокойный сон с ранним пробуждением. К расстройствам сна больше предрасположены люди, отличающиеся повышенной эмоциональной лабильностью, высокой тревожностью и впечатлительностью. Исследования показали, что при расстройстве сна изменяется его структура - нарушается чередование циклов и уменьшается глубина парадоксального и ортодоксального сна. Какая должна быть минимальная продолжительность сна, ответить на этот вопрос трудно, потому что фундаментальных исследований в этом направлении нет, но что сон необходим, отрицать нельзя, об этом свидетельствует не только краткий обзор, но и вся обширная литература по этой проблеме. Продолжительность сна у каждого индивидуума определяется наследственными факторами и личностными особенностями. Из своего опыта каждый человек знает, сколько он должен спать, чтобы на следующий день быть работоспособным. Например, известно, что Наполеон спая в сутки 4 часа. Для некоторых лиц достаточно 4-5 часов; а для других - 9-10 часов сна. Пожилые люди спят меньше в связи с развитием у них атеросклеротического синдрома, замедлением метаболических процессов и уменьшением энергетических ресурсов. Студенты (учитывая высокие требования обучения, в особенности развития их организма) должны спать не менее 8 часов в сутки, а в выходные дни - 9-10 часов. Отход ко сну рекомендуется не позд­нее 23 часов, а подъем не ранее 7 часов.
Для того чтобы сохранить нормальный сон, необходимо спать при открытой форточке, всегда ложиться спать в определённое время, перед сном не следует есть, пить кофе, вести волнующие разговоры, ссориться, смотреть кинокартины или телевизионные передачи, вызывающие эмоциональные переживания, читать детективы. Ежедневная мышечная активность способствует быстрому засыпанию и креп­кому сну, поэтому напряженную умственную деятельность необходимо чередовать с физическим трудом или занятиями спортом.

4.5.3. Личная гигиена и закаливание
Существенная роль в профилактике простудных и многих инфекционных за­болеваний принадлежит систематическому закаливанию организма Повышение устойчивости организма к охлаждению - одно из наиболее доступных и эффективных средств предупреждения инфекционных заболеваний Вот почему такие доступные общеукрепляюшие средства, как ежедневные обтирания тела прохладной водой или прием душа, обливание, купание с последующим растиранием воздушные ванны, солнечные ванны имеют исключительно большое значение в процессе закаливания в первую очередь укрепляется нервная система. При этом внешние раздражители рефлекторным путём вовлекают в терморегуляторные реакции сердечнососудистую, дыхательную и другие системы организма. Их деятельность постепенно перестраивается, приводя к расширению компенсаторных функциональных возможностей организма человека.
Основными принципами закаливания являются постепенность, систематичность, учёт индивидуальных особенностей человека, комплексное использование солнца, воды и воздуха. Водные процедуры - более интенсивная закаливающая процедура, так как вода обладает теплопроводностью в 28 раз большей, чем воздух.
Самое благоприятное время для начала закаливания водой - лето и осень Лучше проводить процедуры утром, после сна или утренней гимнастики. Первоначальная температура воды должна быть +33° +34 0С, температура воздуха - +170 +20 °С. Температуру воды снижать через 3-4 дня на 1°С и постепенно за 1,5 - 2 0С месяца довести её до +20° +18 °С и ниже.
Закаливание водой подразделяется на следующие виды процедур: обтирание обливание, души, купания (методика проведения обсуждается на практических занятиях). Существуют ещё местные виды закаливания - обмывание стоп и полоскание горла холодной водой. Эти процедуры играют важную роль в повышении устойчивости к простудным заболеваниям, так как при этом закаляются самые уязвимые для охлаждения места организма. Обмывание стоп производится перед сном, первоначальная температура воды +26 +28 0С, а затем доводят ее до +12 +15 0С. полоскание горла - утром и вечером: начальная температура виды +23 +25 0С, постепенно через неделю она снижается на 1-2 0С и доводится до +5 +10 0С.
4.5.4. Культура сексуального поведения
Многих молодых людей процесс обучения в вузе, техникуме совпадает с окончанием периода полового развития. Половое воспитание заключается не только в рассмотрении вопросов биологического и потребительского поведения. Оно должно быть связано и с социально-этическими и психогигиеническими требованиями.
Период полового развития совпадает с периодом умственного и эмоциональ­ного развитая, когда молодой человек формируется как личность. «Бомбардировка» половыми гормонами мозговых эмоциональных зон вызывает бурное проявление эмоций любви, которые требуют соответствующего волевого и этического воспита­ния. Поэтому знания о половом поведении и его психогигиене имеют исключитель­но важное значение для молодёжи.
Известно, что в пубертатном периоде (12-18 лет) происходит ускоренное поло­вое развитие, сопровождающееся экскрецией половых гормонов. Мужские половые гормоны - андрогены обеспечивают андрогенизацию организма, т. е формирова­ние мужского фенотипа, а женские половые гормоны - эстрогены - способствуют проявлению женского фенотипа. Эти гормоны оказывают как морфогенетическое, так и поведенческое влияние, особенно на психоэмоциональную сферу.
В это время и возникает задача научиться управлять эмоциями. Это управле­ние необходимо ещё и потому, что эмоции любви, которые сопровождают половое поведение, становятся стимулятором умственной и творческой деятельности. При наступлении периода полового созревания отмечается отсутствие утомляемости, на­блюдается переход к отвлечённому мышлению, внимание укрепляется и становится более концентрированным, пробуждается интерес к книгам, музыке, искусству. С возникновением эмоций любви связаны мечты о великих подвигах, героических поступках. Когда говорят, что влюблённые талантливы, это означает, что эмоции люб­ви заставляют их быть более активными и целеустремлёнными. Такие люди работа­ют во много раз продуктивнее, их творческие способности принимают чрезвычай­ный размах.
Сексуальные влечения управляемы, половая активность не потребительский феномен и с помощью волевых усилий можно переключить её на другой вид активности, в частности, на учебную деятельность. Очень важно выработать такую норму потребностей, чтобы молодые люди познали себя и могли управлять эмоциями.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации