Конспект лекций по предмету "Экономика культуры"

Узнать цену работы по вашей теме


Отраслевая структура культуры

Характеристика продуктов, удовлетворяющих потребность в культурной, художественной деятельности, позволяет определить область их производства, область экономической деятельности по созданию продуктов культуры.
Экономическая сторона человеческой деятельности определяется тем, что ее различные виды осуществляются в рамках системы общественного разделения труда,1 а продукты поступают в потребление посредством обмена. Обособление видов экономической деятельности в этой системе выражается в образовании отраслей – ветвей системы общественного разделения труда, структурных элементов экономики.
Отрасль экономики – это совокупность производственных единиц, осуществляющих преимущественно одинаковый или сходный вид экономической деятельности.
Вид экономической деятельности – процесс, приводящий к получению однородного набора продукции (товаров или услуг).
Хотя отрасль отражает объективное состояние общественного разделения труда, установление границ отраслей для целей макроэкономического анализа и статистического учета на практике значительно затруднено. Это связано с тем, что экономическая деятельность хозяйствующего субъекта (производителя продукции) достаточно разнообразна и часто происходит в направлении производства нескольких видов продуктов. В период постиндустриального общества диверсификация – процесс перехода от односторонней производственной структуры к многопрофильному производству с широкой номенклатурой выпускаемой продукции – становится необходимым элементом стратегии развития организации. В условиях появления и роста числа различного рода комплексов, комбинатов, конгломератов и объединений определение отраслей, установление их границ на практике редко бывает четким и всегда в чем-то произвольно.
При отнесении субъектов хозяйствования к видам экономической деятельности, при установлении функциональных границ отрасли различают:
– основную деятельность, вносящую наибольший вклад в создание добавленной стоимости или приносящую преобладающую долю валового выпуска продукции (товаров или услуг);
– подсобную деятельность – к ней относятся виды деятельности, при которых производятся продукты других отраслей;
– вспомогательную деятельность, осуществляемую для поддержки главных видов деятельности организации, т.е. деятельность по обслуживанию основной (перевозка, хранение, закупка, управление, снабжение, маркетинг, ремонт и т.д.).
Группировка производителей в отрасли осуществляется по основной деятельности. При этом не учитываются различия в форме собственности (частная, государственная, муниципальная), юридическом статусе (юридическое лицо, физическое лицо) и характере деятельности (рыночная, нерыночная).
Определение отраслей – классификация производителей продукции по видам их экономической деятельности – основывается на следующей совокупности классификационных признаков:
– характер основной производимой продукции;
– вид ее использования (назначение);
– организация и технология производства;
– вид сырья, материалов.
В соответствии с этим можно назвать следующие черты, характерные для экономической деятельности субъектов в отрасли культуры:
– продукция отрасли – культурное благо – предназначена для удовлетворения культурных, художественных потребностей и направлена на эстетическое развитие потребителя;
– основная производственная деятельность, осуществляемая в отрасли, имеет в значительной мере творческий характер, т.е. Это интеллектуальная деятельность, обладающая чертами неповторимости, оригинальности и уникальности;
– технология производства и потребления продуктов основана на использовании законов художественного творчества и художественного восприятия;
– преобладающая экономическая форма продукции – услуга;
– основные факторы, определяющие цену продукции – уникальность (редкость) и художественность. Значительная часть продукции не подвержена моральному старению, наоборот, время – фактор роста ее цены;
– технология производства продуктов ориентирована, главным образом, на совместный характер их потребления (в группах, коллективно) и основана на механизме прямой и обратной связи между производителем и потребителем продукции, потребление не предполагает систематического характера и не основано на административном воздействии;
– продукция производится либо штучная, либо небольшими партиями, поэтому производство имеет характер единичного или мелкосерийного;
– предметом производства, его основным «материалом» является потребитель продукции, в связи с чем процесс «отработки людей людьми» требует высокого уровня затрат на формирование трудового фактора производства – работников. Производство на этом основании является трудоемким, а требования, предъявляемые к работникам, – высокими;
– главным фактором производства на стороне предложения являются творческие способности работников;
– главным фактором производства на стороне спроса является свободное время посетителя, от его объема зависит технологический ритм и финансовые ресурсы производства;
– средства производства (техника, оборудование) в большинстве секторов культуры играют вспомогательную роль и не влияют на производительность труда работников основного производства;
– в организации производства значительна роль подготовительных процессов (репетиций, написания пьес, музыки, картин, организации экспозиции, комплектования и др.), отнимающих большую часть временных и трудовых затрат.
Совокупность видов деятельности, обладающих этими чертами, и образует отрасль культуры, состав которой можно представить в виде двух взаимосвязанных подотраслей:
I подотрасль – «искусство» – объединяет виды деятельности, направленные на создание новых художественных форм. Включает деятельность театров, концертных и эстрадных организаций, киностудий, цирков, филармоний, фестивалей, музыкальных коллективов, а также деятельность литераторов, актеров, режиссеров, музыкантов, скульпторов и других представителей творческих художественных профессий, выступающих на индивидуальной основе.
Всеми признаками деятельности в области искусства обладает творчество художников – фотографов, модельеров одежды, обуви, предметов дизайна, ювелирных изделий. Однако по сложившейся в российской статистике традиции эти виды деятельности не относят к искусству, не упоминают в числе отраслей культуры, а при классификации органами статистики их включали в легкую промышленность (ОКОНХ1 до 2003 г.) или иные разделы, не связанные с культурой (ОКВЭД2 после 2003 г.).
II подотрасль – «культурное просвещение» – область сохранения, распространения, применения созданных в подотрасли «искусство» художественных форм, – включает деятельность организаций клубного типа, музеев, выставочных залов, парков культуры и отдыха, зоопарков, библиотек и архивов, заповедников, планетариев, кинотеатров и других организаций, а также культурно-просветительную деятельность на индивидуальной основе.
Однако в научной и учебной литературе и в статистике отраслевые границы часто устанавливают на основе какого-либо одного из классификационных признаков, в связи с чем в состав отрасли в зависимости от выбранного признака включают то одну, то другую совокупность производителей, поэтому границы отрасли, в частности отрасли культуры получают различные очертания. Так, нередко в отрасль культуры, помимо организаций культурного просвещения и искусства, включают организации телевидения, радиовещания и печати.
Культурные продукты – художественные программы, книги, фильмы и т.п. – занимают значительное место в деятельности таких диверсифицированных организаций как теле- и радиокомпании, редакции газет, журналов, издательств, а также в деятельности Интернета. Как и организации культуры, они являются средствами организации досуга, но имеют существенные отличия от них по составу продукции (преобладают информационные продукты), по технологии производства (значительны элементы индустриального производства – машинизация труда, технология основана на применении техники, значительны масштабы производства и др.) и потребления (главным образом, индивидуальное). На этом основании деятельность в области книгоиздания, телевидения, радиовещания и Интернета1 целесообразно рассматривать как самостоятельную отрасль экономики – «средства массовой информации (СМИ)» – и не включать в состав других отраслей.
Используя для классификации признак технологического единства в производстве продукта, выделяют, например, аудиовизуальную сферу1, включая в нее кинопроизводство, кинофикацию, телерадиовещание и Интернет. «Экранная культура» как фактор общей для названных видов деятельности технологии производства и потребления может быть использована в целях ее (технологии) исследования. Но и как объект управления (продюсерского дела) аудиовизуальная сфера достаточно неоднородна.
Для целей государственного статистического наблюдения Федеральная служба государственной статистики (Госкомстат РФ) использует общероссийские классификаторы – таблицы, содержащие группы субъектов экономики, объединенные какими-либо признаками (видом экономической деятельности, формой собственности, организационно-правовой формой и т.д.). Для классификации отраслей по видам экономической деятельности используется соответствующий классификатор – ОКВЭД – общероссийский классификатор видов экономической деятельности, введенный в практику в 2005 г. взамен использовавшегося ранее общероссийского классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) и упраздненного по причине несоответствия международной классификации.
В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности отрасль культуры отражена в подразделе О. 92 «Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта» (см. Приложение 2). В этом подразделе производители объединены на основе двух признаков – преобладающей экономической формы их продукции (услуга) и функционального назначения (большинство2 производителей организуют свободное время населения). Внутри подраздела в зависимости от схожести продукции и технологии ее изготовления выделены группы: «Деятельность в области радиовещания и телевидения», «Деятельность информационных агентств», «Деятельность в области спорта» и группы, относящиеся к отрасли культуры:
«Деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов»;
«Деятельность в области искусства», в том числе деятельность актеров, режиссеров, композиторов, художников, скульпторов и прочих представителей творческих профессий, выступающих на индивидуальной основе;
«Деятельность концертных и театральных залов»;
«Деятельность ярмарок и парков с аттракционами», включающая деятельность цирков, танцплощадок, дискотек, школ танцев;
«Прочая деятельность в области культуры», включающая деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа;
«Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий»;
«Деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников»;
«Деятельность по организации азартных игр» и др.
В то же время декоративно-прикладное искусство, включая народные художественные промыслы, размещено в разделе «Обрабатывающая промышленность». В раздел «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» включена деятельность в области фотографии, моделирования одежды, обуви, предметов интерьера и деятельность художников-оформителей, а также деятельность в области архитектуры. Виды художественной деятельности оказались разбросанными по всему классификатору, включающему 17 разделов и 99 подразделов. И даже в «профильном» подразделе №92 она перемешана со спортивной, информационной деятельностью и деятельностью по оказанию ритуальных услуг. Это свидетельство в значительной мере произвольного установления отраслевых границ органами госстатистики, которое затрудняет целостное восприятие отрасли культуры и дает неадекватное представление о её масштабах.
Отрасль культуры имеет быстро развивающуюся инфраструктуру, которую образуют книгоиздательства, реставрационные мастерские, звукозаписывающие производства, кинокопировальные фабрики, предприятия по производству специального оборудования (светотехники, кино- и фотоаппаратуры и материалов и др.), рекламные и гастрольные агентства, продюсерские и дистрибьютерские компании, образовательные учреждения (музыкальные школы и школы искусств, консерватории, вузы культуры, искусства), научно-исследовательские институты и методические центры, организации управления культурой (Министерство и его агентства, региональные управления, департаменты и отделы культуры).
Организации, составляющие инфраструктуру культуры, по характеру выполняемых функций можно разделить на:
– управленческие;
– производственные;
– образовательные;
– научно-методические;
– снабженческо-сбытовые.
Эти организации, а также индивидуальные производители обеспечивают отрасль культуры необходимыми факторами (условиями) производства. Сами они входят в состав других отраслей1, однако технологические связи объединяют их с организациями культуры. Так, киностудии работают по договорам с кастинговыми агентствами, кинокопировальными фабриками, продюсерскими компаниями; библиотеки взаимодействуют с книжными коллекторами, магазинами, методическими центрами, институтами культуры, комбинатами по изготовлению библиотечного оборудования и т.д.
Отрасль культуры и ее инфраструктура образуют сферу1 культуры – совокупность отраслей, занятых производством культурного продукта, его распространением и созданием для этого необходимых условий; это совокупность отраслей, объединенных экономико-технологическими связями, основанными на договорных отношениях.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации