Конспект лекций по предмету "Религия"

Узнать цену работы по вашей теме


Христианство: история и основы вероучения

Этапы возникновения и становления христианства. Социально-исторические условия, религиозные и философские истоки. Библия как источник христианского вероучения. Священное писания: книги Ветхого и Нового завета, их структура и основное содержание. Догматы и таинства христианства. Понятие Священного предания. Деятельность Вселенских соборов. Этика христианства. Декалог Ветхого завета и заповеди «блаженств» Нового завета. Нагорная проповедь Иисуса Христа.

Этапы возникновения и становления христианства. Социально-исторические условия, религиозные и философские истоки.
1) Христианство — вторая по времени возникновения и наиболее многочисленная по количеству приверженцев религия. Христианство возникло в I в. н.э. на территории Римской империи в результате взаимодействия монотеистической традиции иудаизма с религиозными верованиями древних греков и римлян, а также народов Передней Азии. Христианство не является единой религией. Оно распадается на ряд самостоятельных направлений: католицизм, православие, протестантизм. Основателем христианства является Иисус Христос.
Христианство и иудаизм.Место действия всех евангельских сюжетов — Палестина. К моменту возникновения христианства традиционный иудаизм переживает кризис, связанный с утратой независимости, римским гнетом, противоречиями между населением Иудеи и евреями диаспоры, широким проникновением в быт и культуру греко-римских традиций, обычаев, верований.
В иудаизме той эпохи существовало три наиболее влиятельных направления:
1) саддукеи, пытавшиеся приспособить иудаизм к греко-римской культуре, сделать его более рациональным;
2) фарисеи, выступавшие за буквальное, пускай и показное следование заповедям и обрядам Ветхого Завета;
3) ессеи, порвавшие с традиционным иудаизмом, жившие уединенными общинами-коммунами, проповедовавшие аскетизм и скорый приход мессии.
С последним течением, как свидетельствуют археологические находки в пещерах Кумрана близ Мертвого моря, и связано возникновение христианства. Окончательное же оформление христианства как религии, отличной от иудаизма, произошло среди еврейской диаспоры. Из иудаизма христианство заимствовало монотеизм, культ Яхве, отождествленного с Богом Отцом, часть Священного Писания — Ветхий Завет, многие догматы и обряды. Как самостоятельная религия оно оформилось лишь ко II в.
Становление христианства.Распространению христианства способствовали следующие причины:
1) его демократичность, универсализм нравственных принципов, нивелировка классовых и социальных различий. Перед Богом оказывались равны все.
2) Идея равенства перед Богом базировалась на идеях греховности и спасения. Греховность человека и мира объяснялась грехопадением Адама. Распят же Христос, Бог Сын, был во искупление человеческих грехов. Идея спасения реализовывалась через идею искупления. Праведнику, уверовавшему в Христа, обещалось вечное блаженство – или после близкого, по мнению первых христиан, конца света и Страшного суда, на котором каждому «воздастся по делам его», или в загробной жизни.
3) Демократизм раннего христианства отразился в устройстве общин, куда принимали всех желающих, в утверждаемых первыми христианами принципах братства и взаимопомощи, в общности имущества, в раздаче милостыни, в совместных «трапезах любви» (агапах), в которых наравне участвовали богатые и бедные. Сам евангельский миф о Христе указывал на обращенность новой религии к низшим слоям общества: казни через распятие в Риме подвергались только рабы.
По мере увеличения численности общин, роста: количества состоятельных людей среди обращенных трапезы уходят в прошлое. Демократизм уступает место иерархии и централизации.
Первоначально в христианских общинах отсутствовал церковный клир – постоянные служители культа и управляющие имуществом. С точки зрения развития церковной организации в истории христианства можно выделить 3 этапа:
1) демократический период (I—II вв.), когда общинами руководили пророки, апостолы, т.е. харизматики — лица, которым приписывалось обладание особой благодатью, полученной от Святого Духа, — «харизмой»;
2) епископальный период, когда формируется клир (конец II—IV вв.): епископы (греч, «надзиратели»), ведавшие деньгами и имуществом, диаконы (греч. «служители»), руководившие культовой стороной жизни общины, пресвитеры (греч. «старейшины»), авторитеты в вопросах религии;
3) формирование целостной церковной иерархии (IV—VIII вв.), появление митрополитов — руководителей отдельных церквей, состоявших из нескольких епископатов, патриархов — глав церковных объединений, простиравших свою власть на несколько областей, и т.п.

Библия как источник христианского вероучения. Священное писание: книги Ветхого и Нового завета, их структура и основное содержание. Священное Писание христиан — Библия (греч. книги), состоящая из Ветхого Завета и Нового Завета. Согласно христианскому учению, Священное Писание «богодухновенно», т.е. получено в результате божественного откровения, а его тексты — канонические (греч. закон), обязательные для верующих.
Ветхий Завет христиан — перевод иудейского Танаха. Для христиан он неотделим от более позднего Нового Завета, категорически отвергаемого иудаистами. В отличие от иудаистов, читающих Танах в оригинале, на древнееврейском, православные и католики почитают Ветхий Завет, восходящий к тексту Септуагинты (греч. перевод 70 толковников) — переводу Танаха с древнееврейского на древнегреческий, осуществленному в III—II вв. до н.э. Этот перевод содержит не только канонический иудейский Танах (39 книг), но и 11 неканонических книг, созданных евреями диаспоры в более позднюю эпоху, а также греческие добавления к каноническим текстам. У православных и католиков количество почитаемых книг и дополнений к ним незначительно отличается. Протестанты считают каноническим точный перевод Ветхого Завета с древнееврейского языка.
Новый Завет, состоящий их 27 книг, посвящен деятельности Христа и его ближайших соратников — апостолов (греч. посланник), поэтому и носит название Нового — в противоположность Ветхому, заключенному Богом только с иудеями. Апостолам и их ученикам приписывается авторство всех книг Нового Завета. В структуре Нового Завета можно выделить три части:

Евангелия

От Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна

Оформившееся на базе устных преданий описание рождения, проповеднической деятельности, смерти и воскресения Христа
Середина I
конец II в.

Послания апостолов

2 послания Иакова, 2 послания Петра, 3 послания Иоанна, послание Иуды, 14 посланий Павла
Послания, которыми обменивались руководители христианских общин в различных городах с целью проповеди и выработки общей догматики
Конец I –
начало II в.

Другие книги

Деяния апостолов

Поздняя попытка создать историю проповеднической деятельности апостолов
II в.

Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)
Библейский текст, содержащий эсхатологические пророчества
68-69 гг.

Между каноническими текстами Библии существуют очевидные противоречия, связанные с тем, что создавались они в разное время представителями различных течений в раннем христианстве. Принято считать, что древнейшая из книг Нового Завета — Апокалипсис; древнейшее из Евангелий — Евангелие от Марка.
Кроме канонических текстов сохранились и христианские апокрифы (греч. скрытый) — произведения, по тем или иным причинам отвергнутые официальной церковью, не включенные ею в канон. В результате археологических поисков обнаружены Евангелия от Петра, от Филиппа, от Фомы, Евангелие Истины, Апокалипсис Петра и другие апокрифы.

Догматы и таинства христианства. Понятие Священного предания. Деятельность Вселенских соборов.
Священное Предание (сказание) – в православии и католицизме один из источников вероучения и церковного права, наряду со Священным Писанием. Под Священным Преданием подразумеваются те сведения и канонические положения, исповедуемые историческими церквами, которые прямо не содержатся в Ветхом или Новом Завете; включает в себя каноны, авторизованные церквами литургические тексты, творения Отцов Церкви, жития святых, а также церковные обычаи.
Канон (от греч. «правило, норма») – церковное установление апостолов, Вселенских, некоторых поместных соборов и Отцов Церкви, касающиеся церковного устройства и правил.
Христианская догматика формулировалась и обобщалась в IV—VIII вв.на Вселенских соборах — съездах представителей христианских церквей всего мира, в процессе острой борьбы различных направлений в христианстве, богословских школ, при активном участии императорской власти, заинтересован­ной в церковном, а значит, и государственном единстве.
Первый Никейский собор сделал догматом божественное происхо­ждение Иисуса Христа (первая часть Символа веры). Первый Констан­тинопольский собор сформулировал вторую часть Символа веры, признав божественность Святого Духа. Эфесский собор сделал догматом определение Иисуса Христа как воплощенного Лого­са — Слова Божьего, а также узаконил почитание Девы Марии как Богоматери. На Халкедонском соборе церковь сделала дог­матом понимание Иисуса Христа как истинного Бога и истин­ного человека в одном лице. Догмат о Троице и Иисусе Христе как «единосущном» Отцу Сыне окончательно был оформлен на Втором Константинопольском соборе.
Третий Константинопольский со­бор в целях борьбы с ересями признал человеческую волю Хри­ста, а Второй Никейский собор, осудив как ересь иконоборцев, отри­цавших почитание икон, сделал обязательным культ икон.
Итог деятельности Вселенских соборов — Символ веры, в концентрированном виде содержащий всю христианскую дог­матику:
1. Верую в Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли.
2. Верую в Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога Истинного от Бога Истинного рожденного, не сотворенного, Единосущного Отцу.
3. Верую в таинство воплощения и искупления Иисуса Христа.
4. Верую в страдание Иисуса Христа, распятого за нас при Понтии Пилате.
5. Верую в воскресение Иисуса Христа на третий день по Писанию.
6. Верую в вознесение Иисуса Христа на небо.
7. Верую во второе пришествие и Страшный суд.
8. Верую в Духа Святого, Господа, Животворящего, от Отца исходящего.
9. Верую в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую крещение и оставление грехов.
11. Ожидаю грядущее воскресение мертвых.
12. Ожидаю жизнь вечную.


Этика христианства. Декалог Ветхого завета и заповеди «блаженств» Нового завета. Нагорная проповедь Иисуса Христа.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации