Конспект лекций по предмету "Психология"

Узнать цену работы по вашей теме


Межличностные отношения

Человек не может жить обособленно. На протяжении всей своей жизни мы вступаем в контакт с окружающими нас людьми, формируем определённые взаимоотношения. Целые группы людей образовывают связи между собой, и, таким образом, каждый из нас оказывается субъектом бесчисленных и многообразных отношений. В этом многообразии необходимо, прежде всего, различать два основных вида отношений: общественные и психологические отношения.
Общественные отношения – основа существования общества, т.е. материальные, экономические, политические, идеологические, правовые и другие отношения, возникающие как результат взаимодействия людей в процессе производства и потребления, материальных благ и их совместной деятельности.
Характер, содержание и особенности общественных отношений во многом обусловлены спецификой и обстоятельствами самого взаимодействия, целями, которые преследуются конкретными людьми и группами, а также местом и ролью, которые они занимают в обществе.
Общественные отношения можно классифицировать на основе разных критериев:
· По форме проявления они делятся на экономические, правовые, идеологические, политические, моральные, религиозные, эстетические и т.д.
· С точки зрения принадлежности к различным субъектам различают национальные, классовые, конфессиональные и т.д.
· Исходя из анализа функционирования связей между людьми в обществе,можно говорить об отношениях по вертикали и горизонтали.
· По характеру регламентированностиобщественные отношения бывают официальными и неофициальными.
Все виды общественных отношений пронизаны, в свою очередь, психологическими (межличностными) отношениями людей.
Психологические отношения – субъективные связи между людьми, которые возникают в результате их фактического взаимодействия и сопровождаются различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов, в них участвующих. Межличностные отношения составляют «живую человеческую ткань» любых общественных отношений.
Разница между общественными и психологическими отношениями состоит в том, что первые являются следствием определённого социального распределения ролей в обществе и в большинстве случаев воспринимается как должное, носят в известном смысле обезличенный характер.
В общественных отношениях вскрываются, прежде всего, существенные особенности социальных связей между сферами жизнедеятельности людей, видами труда и общностей. Психологические отношения – результат непосредственных контактов между конкретными людьми, которые наделены определёнными особенностями, способны выражать свои симпатии и антипатии, осознавать и переживать их. Они насыщены эмоциями и чувствами. Следовательно, психологические отношения полностью персонифицированы, т.к. носят сугубо личностный характер.
Теперь принципиально важно уяснить себе место межличностных отношений в реальной системе жизнедеятельности людей. Природа межличностных отношений представляет собой особый «ряд» отношений, возникающих внутри каждого вида общественных отношений. Существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы «реализация» безличных отношений в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия. Поэтому практически во всех групповых действиях участники выступают как бы в двух качествах: как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности. Это даёт основание ввести понятие «межличностная роль» как фиксацию положения человека не в системе общественных отношений, а в системе групповых связей, т.е. места, возникшего исключительно на основе индивидуальных психологических особенностей личности. Обнаружение личностных черт в стиле исполнения социальной роли вызывает в других членах группы ответные реакции, и таким образом в группе возникает целая система межличностных отношений.
Проблема межличностных отношений лежит на стыке общей и социальной психологии. Взаимоотношения, не охватывая всех общественных отношений человека, являются, однако, наиболее близкими личности и задачам её формирования. Неофициальность, личностная значимость, эмоциональная насыщенность и связь с интимными сторонами жизни, высокая вовлечённость создают основу для глубокого влияния межличностных взаимоотношений на личность.
Существует сложная система зависимости некоторых параметров межличностных отношений от характерологических, мотивационных, интеллектуальных и нейродинамических особенностей личности. В силу взаимного характера межличностных отношений в их регулировании принимают участие три таких мотивационных компонента, как «Я хочу», «Я могу» и «надо». Личного отношения («Я хочу») недостаточно для образования отношений. Необходимо согласование взаимных мотивов (желаний) и возможностей («Я могу») удовлетворить потребность другой личности. Третий компонент («Надо») есть важнейшая детерминанта образования и развития или распада отношений («надо» – «не надо»), являющаяся не субъективной стороной отношений, а объективной. Она характеризует общественную необходимость в каждом конкретном типе отношений. Более общим явлением межличностных отношений выступает привлекательность. К составным элементам взаимной привлекательности – непривлекательности относятся симпатии – антипатии и притяжение-отталкивание. Если симпатия – антипатия представляет собой переживаемое удовлетворение – неудовлетворение от реального или мысленного контакта с другим, то притяжение – отталкивание есть практическая составляющая этих переживаний.
Притяжение – отталкивание как одно из составляющих межличностной привлекательности, в основном, связано с потребностью человека быть вместе, рядом. Притяжение – отталкивание часто, но не всегда, связано с переживанием симпатий – антипатий (эмоциональным компонентом межличностных отношений). Таким образом, мы рассматриваем межличностные отношения внутри отношений общественных.
Можно говорить о следующих видах межличностных отношений: отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные, деструктивные. Данная классификация основана на нескольких критериях: глубине отношений, избирательности в выборе партнёров, функциях отношений.
Главным критерием является мера, глубина вовлечения личности в отношения. В структуре личности можно выделить несколько уровней проявления ее характеристик: общевидовые, социокультурные, психологические, индивидуальные. Социокультурными характеристиками считаются национальность, социальный статус, профессия, образование, политическая и религиозная принадлежность и т.п.; психологическими – интеллект, мотивация, характер, темперамент и т.п.; индивидуальными – все индивидуально неповторимое, обусловленное своеобразием жизненного пути человека.
Разные виды межличностных взаимоотношений предполагают включение в общение тех или иных уровней характеристик личности. Наибольшее включение личности, вплоть до индивидуальных характеристик, происходит в дружеских, супружеских отношениях. Отношения знакомства, приятельства ограничиваются включением во взаимодействие преимущественно видовых и социокультурных особенностей личности.
Второй критерий – степень избирательности при выборе партнёров для взаимоотношений. Избирательность можно определить как число признаков значимых для установления и воспроизводства отношения. Наибольшую избирательность обнаруживают отношения дружбы, супружества, любви, наименьшую – отношения знакомства.
Третий критерий – различие функций (целей, назначения) отношений. Под функциями понимается круг задач, вопросов, которые решаются в межличностных отношениях. Функции отношений проявляются в различии их содержания, психологического смысла для партнёров.
Дополнительными критериями для различения межличностных отношений можно считать: дистанцию между партнёрами, продолжительность и частоту контактов, нормы отношений, требования к условиям контакта. Общая закономерность такова: чем глубже отношения (например, дружба, супружество в сравнении со знакомством), тем короче дистанция, чаще контакты. Отношения дружбы характеризуются очень высокой избирательностью, если они правильно оцениваются Дружеские отношения принято разделять на инструментальные и эмоционально-исповедные. Инструментальная дружба основана на взаимной помощи в тех или иных жизненных обстоятельствах. Эти отношения близки к товарищеским, но отличаются от них тем, что цели дружеских инструментальных отношений могут не выходить за пределы личной выгоды каждого из партнёров. Эмоционально- исповедные дружеские отношения строятся при условии взаимной симпатии, эмоциональной привязанности и доверчивости.
Для некоторых видов межличностных отношений в реальной жизни можно обнаружить такие противоположности: дружба – вражда, товарищество – соперничество, родные – чужие. Однако некоторые виды взаимоотношений не имеют антиподов, и их негативные формы неспецифичны. Так, нельзя найти реальное противопоставление отношениям знакомства, супружества. Разрыв таких отношений выражается в полном исчезновении отношения, переходе в другой вид (знакомство – в приятельство) или превращение в негативную форму другого вида отношений (вражда, соперничество).
Полнота анализа межличностных отношений требует исследования негативных форм. Негативной формой (антиподом) дружеских взаимоотношений является вражда. Вражда предполагает негативные эмоциональные установки по отношению к партнёру: ненависть, неприятие, антипатия. Отношения вражды проявляются во всевозможных попытках дестабилизации, разрушения, нивелировки личности партнёра и его жизнедеятельности. Основной функцией деструктивных отношений является культивирование, поддержание, удовлетворение аномальных потребностей и личностных черт – стяжательства, агрессии, хулиганства и т.п.
Подводя итог, надо сказать, что каждое из описанных взаимоотношений людей отличается собственными функциями, глубиной вовлечения личности, критерием выбора партнёров, содержания отношений, их проявлением. Это даёт основание считать их самостоятельными видами межличностных отношений.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации