Конспект лекций по предмету "Психология"

Узнать цену работы по вашей теме


Память как психический процесс

Психическое развитие человека возможно потому, что он сохраняет приобретенный опыт и знания. Именно благодаря памяти осуществляется связь прошлого с настоящим и будущим.
Память – это психический процесс получения, хранения и воспроизведения человеком жизненного опыта.
Память, как и все другие психические процессы, носит характер деятельности. Запоминает ли человек, вспоминает ли, припоминает ли что-либо, воспроизводит либо узнает – всегда он осуществляет определенную психическую деятельность.
Человек запоминает наиболее прочно те факты, события и явления, которые имеют для него, для его деятельности особенно важное значение. И наоборот, все то, что для человека малозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее забывается.
Продуктивность памяти в значительной степени зависит от волевых качеств человека, от его общей культуры и его кругозора. Таким образом, характер памяти, ее продуктивность связаны с особенностями личности. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти и управляет ими.
Еще один важный факт: память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта: интеллектуальный опыт, эмоциональный и моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше, чем интеллектуальная память о конкретных событиях. Итак, память – очень сложный механизм, состоящий из целого ряда характеристик и процессов, которые мы сейчас подробнее рассмотрим.
В соответствии с функциями памяти различают ее основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забывание.
Запоминание – это главный процесс памяти, в результате которого происходит запечатление, закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. От него зависит полнота, точность, прочность и продолжительность хранения материала. Важнейшей особенностью запоминания является его избирательность – в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств.
Запоминание может быть как произвольным, запланированным, так и непроизвольным, протекать независимо от воли человека.
Сохранение – процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация. Все, что мы помним, мы помним и днем, и ночью, и в любом состоянии. Процесс сохранения идет непрерывно, мы его не осознаем и почти не умеем регулировать и оценивать. Сейчас известно, что активная переработка информации в памяти идет во время сна.
Существует гипотеза, что в памяти человека хранится все, но в обычном состоянии он не может воспроизвести всю имеющуюся информацию (опыты с гипнозом). Факт остается фактом – мы помним гораздо больше, чем можем воспроизвести.
Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого в сознании появляются образы и представления о ранее воспринятом. В результате воспроизведения информация извлекается из долговременной памяти и переводится в оперативную. Процесс воспроизведения имеет несколько разновидностей: узнавание, собственно воспроизведение (непроизвольное и произвольное) и припоминание.
Узнавание – это воспроизведение объекта в условиях его повторного восприятия.
Собственно воспроизведение отличается от узнавания тем, что осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится. Толчком к непроизвольному воспроизведению может служить восприятие предметов, представления, мысли, вызванные, в свою очередь, определенными воздействиями.
Произвольное воспроизведение вызывается задачей, которую ставит перед собой человек. В тех случаях, когда материал закреплен прочно, воспроизведение осуществляется легко. Но иногда не удается в нужный момент вспомнить то, что необходимо. Тогда человеку приходится делать активные поиски, преодолевая при этом определенные трудности. Такое воспроизведение называется припоминанием.
Забывание – также очень важный процесс памяти. Определенно установлено, что все связанное с деятельностью личности остается значимым для нее, не забывается.
Забывание может быть связано с действием отрицательной индукции. Сильные посторонние раздражители во время заучивания могут затруднять образование новых связей и даже ослаблять ранее выработанные связи. Забывание связано с влиянием проактивного или ретроактивного торможения. Проактивное торможение – влияние предшествующей деятельности на образование связей в последующей деятельности. Ретроактивное торможение – отрицательное влияние последующей деятельности на связи, выработанные в предшествующей деятельности. Особенно интенсивно торможение протекает тогда, когда предшествующая или последующая деятельность была сложной или сходной по содержанию.
Забывание может обусловливаться и запредельным торможением, вызванным перенапряжением соответствующих корковых центров. Этим объясняется снижение эффективности запоминания в утомленном состоянии.
Существует несколько подходов к классификации памяти.
I. Классификация памяти по времени сохранения материала:
1. Мгновенная (иконическая, эхоическая) память – это вид памяти, связанный с удержанием информации, воспринятой органами чувств, без какой бы то ни было ее переработки; ее длительность от 0,1 до 0,5 секунды. Мгновенная память представляет собой остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов.
2. Кратковременная память – это вид памяти, характеризующийся сохранением воспринимаемой информации без ее повторения в течение (в среднем) 20 секунд. Кратковременная память сохраняет обобщенный образ воспринятого и работает без предварительной сознательной установки на запоминание.
Кратковременная память связана с актуальным сознанием человека: сохраняется та информация, которая осознается и соотносится с актуальными потребностями и интересами человека.
3. Оперативная память – вид памяти, обслуживающий непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия и рассчитанный на хранение информации в течение заранее заданного определенного срока в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней или месяцев. Срок хранения информации определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан на ее решение.
4. Долговременная память – это вид памяти, обеспечивающий хранение информации в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилище долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Многократное и систематическое воспроизведение информации упрочивает ее следы в долговременной памяти. Долговременная память хранит фактическую информацию (всевозможные законы, понятия, определения) и эпизодическую (историческую, ситуации, происходившие в данном промежутке времени с конкретным человеком).
В долговременную память может проникнуть и надолго сохраниться лишь та информация, которая была в кратковременной памяти.
Долговременная память обычно начинает функционировать не сразу после того как человек воспринял данный материал, а спустя некоторое время, необходимое для того, чтобы человек внутренне смог переключиться с процесса запоминания на процесс воспроизведения. Это свойство долговременной памяти называется реминисценцией – улучшением со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных повторений. Обычно реминисценция происходит на второй, третий день после заучивания материала.
5. Генетическая память – вид памяти, позволяющий хранить информацию в генотипе, передавая и воспроизводя ее по наследству. У человека данный вид памяти слабо выражен. Генетическая память человека – единственный вид памяти, на который невозможно оказывать влияние через обучение.
II. Классификация памяти по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения анализатору:
1. Зрительная память – память, связанная с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Хорошей зрительной памятью обладают люди с развитым воображением. То, что человек зрительно может себе представить, как правило, легче запоминается и воспроизводится.
2. Слуховая память – это память, связанная с запоминанием и точным воспроизведением различных звуков (музыкальных, речевых). Особую разновидность слуховой памяти составляет словесно-логическая память, которая выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях: а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется; б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей.
3. Двигательная память – это память, связанная с запоминанием и сохранением, а при необходимости и воспроизведением с достаточной точностью многообразных сложных движений. Данный вид памяти участвует в формировании спортивных, художественных, трудовых умений и навыков.
4. Эмоциональная память – память, заключающаяся в способности запоминать и воспроизводить чувства и переживания. Эмоциональная память участвует в работе всех видов памяти, особенно проявляясь в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания информации: то, что у человека вызывает эмоциональное переживание, запоминается им без труда и на длительный срок.
III. Классификация памяти по характеру участия воли в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала:
1. Произвольная память – память, предполагающая постановку задачи на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.
2. Непроизвольная память – память, предполагающая запоминание и воспроизведение, осуществляемое автоматически без волевых усилий, без постановки специальных мнемических задач. Лучше непроизвольно запоминается информация, выступающая в качестве цели осуществления деятельности, связанная с умственной или практической работой человека, и имеющая для него большое значение.
IV. Классификация памяти по способу запоминания:
1. Произвольная память – память, связанная с волевым контролем запоминания.
2. Логическая память – память, связанная с использованием логики, смысловых значений и связей.
3. Опосредованная память – память, связанная с использованием разнообразных средств запоминания.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации