Конспект лекций по предмету "История религии"

Узнать цену работы по вашей теме


А. А. Радугина История России курс лекций




Под редакцией
А. А. Радугина


История России


курс лекций



Предисловие


Современная концепция высшего образования в России предусматривает его гуманизацию и гуманитаризацию. Необходимым составным элементом гуманитарной подготовки студентов является историческое образование. Однако известно, что систематическое изучение курса истории происходит в средней школе. Поэтому преподаватель историй в вузе сталкивается с серьезной методической проблемой: что преподавать? Какова должна быть программа преподавания истории, которая позволила бы избежать дублирование школьного курса и вывести учащегося на новый уровень исторического сознания? Повторение курсов «История России», «История Отечества» при том малом объеме аудиторных занятий, которые предусматривают для истории учебные планы непрофильных специальностей, не позволяет решить эту проблему. Оно лишь усугубляет нелегкое положение этой учебной дисциплины, давая повод технократически настроенным администраторам для разговоров о необходимости отмены ее преподавания в вузе. Отказываться от преподавания «Истории России» нецелесообразно, так как помимо образовательных функций перед вузами стоит воспитательная задача, включая общекультурное и патриотическое воспитание.
Оптимальное решение этой проблемы, на наш взгляд, возможно в том случае, если преподавание «Истории России» будет проходить в контексте развития мировой цивилизации. На это ориентируют преподавателей вузов «Государственные требования (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».
Авторы данного учебного пособия поставили перед собой цель реализовать в полном объеме эти требования по дисциплине «История».
В предлагаемом учебном пособии ставятся следующие задачи:
— на основе уже пройденного в школе материала дать студентам представление об основных закономерностях и направлениях мирового цивилизационного процесса;
— показать место России в этом процессе;
— сформировать творческое отношение к изучаемому историческому прошлому;
— выработать многомерное видение истории;
— помочь сформировать свою собственную позицию по отношению к мировой истории и истории своей страны;
— привить чувство патриотизма, любви и гордости за свою Родину.
Пособие состоит из 18 тем. В их написании принимали участие следующие авторы: тема «История как наука» — проф. Е. И. Федоринов (вопросы 1 и 2), проф. А.А. Радугин (вопрос 3); тема «Истоки и основные типы цивилизации в древности» — доц. Н. А. Кувшинова; тема «Место Средневековья во всемирно-историческом процессе» — проф. А.А. Радугин, доц. Н.М. Родионова; тема «Классическое Средневековье. Киевская Русь» — проф. А. А. Радугин, доц. Н. М. Родионова, доц. Е. М. Якушкин; тема «Складывание Московского государства в XIV— XVII веках» — доц. Л. А. Милованова, доц. А. А. Пономаренко, проф. А. А. Радугин; тема «Западная и восточная цивилизации в XV—XVII веках» — доц. Т. П. Мироненко, проф. А. А. Радугин; тема «XVIII век в западноевропейской и российской истории: модернизация и просвещение. Особенности российской модернизации в XVIII веке» — доц. Т.Н. Соломенко, доц. Т. В.Стародубцева; тема «Основные тенденции развития всемирной истории в XIX веке» — проф. А.А. Радугин; тема «Россия в XIX веке» — ст. преп. В.И. Жировов; тема «Место XX века во всемирно-историческом процессе. Новый уровень исторического синтеза — глобальная общепланетарная цивилизация» — проф. А.А. Радугин; тема «Россия в начале XX века» — ст. преп. В.А. Колесников (вопрос 1), проф. А.А. Радугин (вопрос 2), доц. Ж. Г. Соколова (вопрос 3); тема «Россия в первой мировой войне (1914—1918 гг.) — доц. Г.С. Чернышев; тема «Русская революция 1917 года. Гражданская война и интервенция (1917—1922 годы)» — доц. Ю.В. Лукьяненко (вопросы 1— 3), проф. А.А. Радугин (вопрос 4); тема «Советское общество в 20—30-е годы» —А. И. Чвикалов (вопросы 1—3), доц. Ж. Г. Соколова (подвопрос 2 вопроса 3) «Преобразование ВКП(б) в государственную партию и установление режима личной власти Сталина»; тема «Советский Союз в период второй мировой войны и восстановления хозяйства (1939—1953 гг.) — доц. Г. Г. Провадкин, доц. Ю.Л. Ярецкий; тема «Советское общество в условиях начавшейся научно-технической революции (50—80-е годы XX столетия)» — проф. Н.А. Душкова; тема «Мировое сообщество в условиях развивающейся научно-технической революции. СССР на пути кардинального реформирования общества (вторая половина 80-х годов)» — проф. Н. А. Душкова; тема «Россия на перепутье (1991—1997 гг.)» — ст. преп. В. И. Жировов.


Тема 1 История как наука


1/ Предмет истории как науки: цель и задачи ее изучения
2/ Сущность, формы и функции исторического сознания
3/ Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании


Предмет истории как науки: цель и задачи ее изучения

Уже длительное время во многих странах мира идет разработка модели образования XXI в. На базе скрупулезных исследований ученые приходят к… Необходимость овладения такими качествами относится к молодым специалистам как… Социогуманитарная подготовка молодых специалистов осуществляется за счет системного подбора гуманитарных дисциплин,…





Сущность, формы и функции исторического сознания

В ходе изучения истории формируется историческое сознание. Историческое сознание — это одна из важных сторон общественного сознания. Под… Каждая национальная и социальная общность обладает определенным кругом… Усваивая опыт своих предков в области трудовой деятельности, политических, социальных отношений, последующие поколения…





Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании

Для того, чтобы выработать объективную картину исторического процесса, историческая наука должна опираться на определенную методологию, некие общие… Долгое время в исторической науке господствовали субъективистская либо… Объективно-идеалистическая концепция решающую роль в историческом процессе отводила действию объективных…

Тема 2 Истоки и основные типы цивилизации в древности


1/ Первобытная история: предпосылки формирования цивилизаций
2/ Древняя восточная цивилизация
3/ Западный тип цивилизации: античная цивилизация
Древней Греции и Древнего Рима


Первобытная история: предпосылки формирования цивилизации

В первой теме мы рассмотрели общие принципы цивилизационного подхода. Теперь попытаемся реализовать его на практике при рассмотрении процесса… Существуют различные принципы периодизации первобытной истории. Наиболее… Каковы же последствия перехода от присваивающего к производящему хозяйству?






Древняя восточная цивилизация

К III тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке возникли первые очаги цивилизации. Некоторые ученые называют древние цивилизации первичными для того,… Первичные цивилизации возникли в сходных климатических условиях. Ученые… Историки также указывают, что родиной первичных цивилизаций, как правило, являются долины рек. В III тысячелетии до н.…

Каковы особенности древней восточной цивилизации?

В духовной жизни восточного человека господствовали религиозно-мифологические представления и канонизированные стили мышления. В мировоззренческом… Восточные цивилизации обладают удивительной стабильностью. А. Македонский… Поскольку в восточных обществах изменения происходили крайне медленно, то несколько поколений людей могло существовать…

Западный тип цивилизации: античная цивилизация Древней Греции и Древнего Рима

Следующим глобальным типом цивилизации, сложившимся в древности, стал западный тип цивилизации. Он начал возникать на берегах Средиземного моря и… Античная цивилизация прошла длительный путь развития. На юге Балканского… Античная цивилизация, так же как и восточная цивилизация является первичной цивилизацией. Она выросла непосредственно…

Тема 3 Место Средневековья во всемирно-историческом процессе. Цивилизация Древней Руси.


1/ Средневековье как этап всемирной истории.
Основные цивилизационные регионы
2/ Место России в мировой цивилизации
3/ Возникновение древнерусского общества







Средневековье как этап всемирной истории. Основные цивилизационные регионы

Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано название этой эпохи? Понятие «средний век» было введено итальянскими гуманистами,… Для итальянских гуманистов — «средний век» — это «темный век». Напротив,… В историографии существуют различные мнения по поводу определения временных рамок Средневековья. Историки школы…





Место России в мировой цивилизации

Мы охарактеризовали основные типы цивилизации, сформировавшиеся в Древнем Мире, Античности и Средневековье. В эпоху Средневековья начинается… Основной вопрос этой дискуссии — как соотносятся в истории России наследие… Западники или «европеисты» (В. Г. Белинский, Т. Н. Грановский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и др.) предложили…





Возникновение древнерусского общества

Проблема зарождения русского этноса, временные рамки, истоки и исторические корни древнерусской цивилизации являются сложной и отчасти нерешенной… 1. Развитие протославянских племен в недрах индоевропейского единства, в… 2. Обособление праславян в бронзовом веке, развитие внутренних контактов, первые встречи со степными кочевниками,…

Тема 4 Классическое Средневековье. Киевская Русь.


1/ Формирование древнерусской государственности. Духовно-нравственные, политические и социально-экономические основы формирования русского этноса
2/ феодальная раздробленность — закономерный исторический процесс. Западная Европа и Киевская Русь в период феодальной раздробленности






Формирование древнерусской государственности. Духовно-нравственные, политические и социально-экономические основы формирования русского этноса

Наследницей Древней Руси и дальнейшим этапом в становлении русского этноса является Киевская Русь. Киевская Русь — это общество с относительно… Раннее Средневековье знало два типа государственности: восточный, основанный… Примером сильной государственности восточного типа являлась Византийская империя. Византия оставалась централизованным…





Феодальная раздробленность — закономерный исторический процесс. Западная Европа и Киевская Русь в период феодальной раздробленности

В истории раннефеодальных государств Европы Х—XII вв. являются периодом политической раздробленности. К этому времени феодальная знать уже… Получив монополию на землю, феодалы приобрели и значительную политическую… Известно, что на территории распавшейся в середине IX в. империи Карла Великого возникли три новых государства:…

Тема 5 Складывание Московского государства в XIV—XVI веках


1/ Объединение русских земель вокруг Москвы и становление единого российского государства
2/ Роль Русской православной церкви в становлении и укреплении российского государства
3/ Формирование централизованного российского государства
4/ XVII век — кризис Московского царства






Объединение русских земель вокруг Москвы и становление единого российского государства

Как и в Западной Европе после периода феодальной раздробленности, на Руси в XIV—XV вв. наступает время формирования единого российского государства.… В какой-то мере эта схема достаточно точно работала в Западной Европе. Но на… Давая объяснение этому явлению, большинство историков склоняются к мнению, что решающий стимул к объединению русских…





Роль Русской православной церкви в становлении и укреплении российского государства

В консолидации русских земель, формировании единого российского государства важную роль играла православная церковь. В течение относительно… Во время татаро-монгольского ига ее значение еще больше возросло. Православие… Активную роль в освободительном процессе от татаро-монгольского ига играло православное духовенство. Особые заслуги в…





Формирование централизованного российского государства

Параллельно с объединением русских земель, созданием духовной основы национального государства шел процесс укрепления русской государственности,… В период татаро-монгольского ига были уничтожены городские вольности и… Войны с татаро-монгольскими захватчиками привели к тому, что в ходе их была уничтожена большая часть дружинников —…





XVII в. — кризис Московского царства

Итак, к концу XVI в. Московское царство стало мощным централизованным государством, объединившем в своем составе значительные территорий. Апогей… Честолюбивый, умный и тонкий политик, Борис Годунов течение 10 лет возглавлял… Вскоре после смерти Ивана IV польско-литовские феодалы начали подготовку к войне против России. Польский престол занял…

Тема 6 Западная и восточная цивилизации в XV—XVII веках


1/ Становление современной европейской цивилизации. Ренессанс и Реформация
2/ Характерные черты развития основных стран Востока в XV—XVII вв.






Становление современной европейской цивилизации. Ренессанс и Реформация

В Европе в XV—XVII вв. происходят качественные изменения в историческом развитии, «цивилизационный скачок», переход к новому типу цивилизационного… Предпосылки западной цивилизации закладывались в античности и средневековье.… Одновременно с формированием нового уклада в экономике европейских стран шел процесс первоначального накопления…





Характерные черты развития основных стран Востока в XV—XVII вв.

На Востоке к концу XV в. сложилось несколько регионов с развитой цивилизацией. На Ближнем и Среднем Востоке — Османская империя; на Юге,… Одним из крупнейших государств на Востоке была Османская империя, достигшая… Наличие городов, высокий уровень развития ремесла, товарно-денежных отношений сами по себе еще не создавали…

Тема 7 XVIII век в западноевропейской и российской истории: модернизация и просвещение. Особенности российской модернизации XVIII века


1/ Европа на пути модернизации общественной и духовной жизни. Характерные черты эпохи Просвещения
2/ Российская империя при Петре I. Политические, социально-экономические и культурные преобразования
3/ Эпоха Екатерины II — время просвещенного абсолютизма в России






Европа на пути модернизации общественной и духовной жизни. Характерные черты эпохи Просвещения

XV—XVII вв. в Западной Европе называются эпохой Возрождения. Для этого имеются определенные основания, о которых речь шла в предыдущей теме. Однако… XVIII в. в жизни народов Европы и Америки — это время величайших культурных,… Модернизация — это сложный многогранный процесс, протекавший в Европе в течение полутора столетий и охвативший все…

Российская империя при Петре I: политические, социально-экономические и культурные преобразования

Россия, как и другие страны Европы XVIII в., встала на путь модернизации. Начало этому процессу положили реформы Петра I, охватившие многие сферы… Каковы же были предпосылки петровских реформ?
1. Россия была отсталой страной, что представляло серьезную опасность для национальной независимости русского…

Каковы же итоги преобразовательной деятельности Петра I в промышленности?

Петр I проводил протекционистскую политику по отношению к русской промышленности. Это имело огромное значение на начальном этапе ее становления, но… Бесспорно, политика протекционизма дала возможность более быстрого роста… При Петре I идет процесс зарождения социально-классовой структуры европейского типа.






Эпоха Екатерины II — время просвещенного абсолютизма в России

После смерти Петра I его реформаторский курс продолжила Екатерина II, которая сумела выразить национальные интересы русских и войти в историю как… «Екатерина II была истинной преемницей величия Петрова и второю… Ее царствование положило начало эпохе просвещенного абсолютизма, хронологические рамки которого определяются…

Тема 8 Основные тенденции развития всемирной истории в XIX веке


1/ Формирование колониальной системы и модернизация цивилизаций Востока в XIX в.
2/ «Американское чудо» — путь США к мировому лидерству
3/ Построение индустриальных обществ и социально-политические процессы в Западной Европе.






Формирование колониальной системы и модернизация цивилизаций Востока в XIX в.

Страны Европы, осуществив модернизацию, получили огромные преимущества по сравнению с остальным миром, который основывался на принципах… На первом этапе колонизации традиционных обществ лидировали Испания и… Африканский континент в XVII—XVIII вв. европейцами осваивался только на побережье и использовался в основном как…

Американское чудо» — путь США к мировому лидерству

Наиболее глубокие корни западная цивилизация пустила на Североамериканском континенте. Ценности западной технократической цивилизации были усвоены и… Феодализм не пустил глубоких корней на Североамериканском континенте. В… По мере консолидации североамериканского общества, роста самосознания американского народа в Северной Америке начали…





Построение индустриальных обществ и социально-политические процессы в Западной Европе

Индустриальное общество — это общество, в котором машинная индустрия (техника и технология) занимают ведущее место, определяя его экономическое… Рассмотрим же более внимательно определяющие черты индустриальных обществ:
1. Быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний.…

Тема 9 Развитие России в XIX веке


1/ Россия в первой половине XIX века. Кризис крепостничества
2/ Реформы 60-70-х гг. и контрреформы 80-х—начала 90-х гг. Утверждение капитализма в России
3/ Идейные течения и общественно-политическое движение XIX в.






Россия в первой половине XIX в. Кризис крепостничества

Великий философ Н.А. Бердяев образно, но достаточно точно заметил, что «...к XIX веку Россия оформилась в огромное, необъятное мужицкое царство,… Принято считать, что XIX в. в России .начался с воцарением Александра I в… В начале царствования умный и образованный император не мог не считаться с духом времени, с влиянием идей Великой…





Реформы 60—70-х гг. и контрреформы 80-x—начала 90-х гг.

Утверждение капитализма в России Царствование Александра II (1855—1881) началось в самый неудачный период Крымской войны. Несмотря на героизм войск… Горечь поражения и возмущение неудовлетворительным ходом дел в государстве,… Либеральные взгляды Александра II были весьма умеренными. Он был воспитан в традициях самодержавия и имперских…





Идейные течения и общественно-политическое движение XIX в.

В XIX в. в России родилось необычайно богатое по содержанию и методам действия общественное движение, во многом определившее дальнейшую судьбу… Уже в начале века формируется как политическое течение российский… Н.М. Карамзин протестовал против заимствований из Европы и намечал программу действий российской монархии. Она…

Тема 10 Место XX века во всемирно-историческом процессе. Новый уровень исторического синтеза — глобальная общепланетарная цивилизация


1/ Характерные особенности развития
западной цивилизации в XX в.
2/ Распад колониальной системы.
Модернизация стран традиционалистских цивилизаций
3/ Глобализация мировых процессов: формирование общепланетарной цивилизации






Характерные особенности развития западной цивилизации в XX в.

В соответствии с общепринятой периодизацией XX век в отечественной историографии называют эпохой Новейшей истории. Отправным моментом Новейшей… Экономической основой важнейших событий Новейшей истории, а значит и перехода… Характерные черты монополистического капитализма:






Распад колониальной системы. Модернизация стран традиционалистских цивилизаций

Деколонизация стран и континентов началась параллельно с процессом колониальной экспансии. Первыми в процесс деколонизации включились страны… Первая мировая война и последовавшие вслед за ней экономические и политические… Интенсивный распад колониальной системы начался после второй мировой войны. В 1943—1959 гг. независимость обрели 20…

Глобализация мировых процессов: формирование общепланетарной цивилизации

Одна из важных характерных особенностей XX в. — это глобализация социальных и культурных процессов. Этимологически термин глобализация связан с… Но было бы значительным упрощением истолковывать возрастающую целостность… Однако наряду с системообразующими процессами в современном мире происходит процесс автономизации обществ и регионов.…

Тема 11 Россия в начале XX века

1/ Буржуазно-демократическая революция в России (1905—1907 гг.) и ее последствия
2/ Православная церковь в период
буржуазно-демократической революции






Буржуазно-демократическая революция в России (1905—1907 гг.) и ее последствия

Первое десятилетие XX в. стало для Российской империи периодом пробуждения невиданных до того социально-экономических и политических факторов.… Перекосы в экономике обусловили противоречивое положение России на… Не меньшее число диспропорций накопилось во внутренней политике и общественной жизни России. Развитие капитализма,…





Православная церковь в период буржуазно-демократической революции

К началу XX в. Русская православная церковь представляла собой церковь феодального типа, непосредственно вплетенную в государственные структуры… Положение Русской православной церкви в качестве государственной религии… Такое положение церкви в обществе и государстве до определенного времени устраивало как духовенство, так и другие слои…

Социально-экономические и политические преобразования в России (1907—1914 гг.)

а) Реформы П.А.Столыпина: сущность и итоги

Революционные события 1905—1907 гг. показали, что именно крестьянский вопрос является центральным в политике и от его…





Причины и характер первой мировой войны. Россия в системе международных отношений в предвоенные годы

Начало XX в. характеризуется значительным обострением международной обстановки. Это связано прежде всего с растущими противоречиями между великими… Попытки мирным путем решить возникшие противоречия не дали положительных… Инициатором создания военно-политических союзов с целью решения военным путем возникших противоречий между…





Ход военных действий. Влияние России на решение стратегических планов Антанты в ходе военных действий

Первая мировая война велась между двумя группами крупнейших государств мира, объединенными в Антанту и Тройственный союз по планам, разработанным и… Главным просчетом в немецком стратегическом плане оказалась явная недооценка… План ведения войны русского генерального штаба предусматривал два варианта возможных военных действий. В случае…





Политический кризис в России и выход ее из войны. Итоги первой мировой войны

Планы ведения кампании 1917 г. со стороны войск Антанты предусматривали стратегическое наступление на всех фронтах. Ставилась задача окончательного… Между тем в России назревал острый политический кризис. Поражения царской… К концу 1916 г. Государственная дума стала средоточием оппозиционных режиму политических сил, недовольных…

Февральская революция 1917 г.: причины и ход развития

Революция 1917 г. началась неожиданно и для правительства, и для оппозиции, но назревала она в течение многих десятилетий. На протяжении всего XIX… Мощным ускорителем революции послужила первая мировая война, которая… Вторая русская революция тесным образом связана с первой. Эта связь состоит прежде всего в том, что обеим революциям…

Октябрьский переворот: установление Советской власти в России

и Второй Всероссийский съезд советов и его декреты

После отклонения предложенного большевиками в начале сентября компромисса и провала попытки формирования однородного…





Государственно-церковные отношения в период революции 1917 г.

В России для утверждения новой власти и новых общественных отношений большое значение имела позиция Русской православной церкви.
Следует отметить, что Февральская революция в различных слоях православной… Наиболее левую в среде православной церкви позицию заняло объединение «Всероссийского союза демократического…

Тема 14 Советское общество в 20—30-е годы

1/ Сущность и содержание НЭПа.
2/ Коллективизация сельского хозяйства — экономическая основа… 3/ Национально-государственное устройство и особенности политической системы






Сущность и содержание НЭПа


Переход к НЭПу был вынужденной мерой. Во-первых, к началу 20-х гг. расчеты большевиков на мировую революцию не оправдались: надо было любыми способами просто выжить. Опираться дальше только на государственное принуждение было невозможно. Об этом свидетельствовали такие важнейшие народные выступления, как восстание в Тамбовской губернии («антоновщина») и «мятеж» моряков в Кронштадте.
Первые шаги к НЭПу осуществлялись под руководством Ленина. На Х съезде РКП (б) (март 1921 г.) принимается решение о замене продразверстки продовольственным налогом. Это была значительная уступка крестьянству. Теперь оно должно было платить вместо продразверстки продналог, который был в два раза меньше продразверстки. Крестьяне получили право свободно сбывать оставшуюся в их распоряжении продукцию.
Целью НЭПа, по замыслам Ленина, должен быть союз рабочего класса и крестьянства, их «смычка», а средством — экономические реформы. С 1921 по 1925 г. проводится ряд мер по либерализации экономической деятельности. Среди них: 1) замена продразверстки продналогом; 2) введение свободной торговли; 3) денационализация, т. е. передача в частную собственность мелкой и средней промышленности; 4) перевод государственной промышленности на рыночные основы; 5) воссоздание банковской системы; 6) проведение денежной реформы; 7) снятие запрета на аренду земли и наем рабочей силы на селе; 8) допущение в Советскую Россию иностранного капитала и создание смешанных предприятий.
Все это в сочетании с такими факторами, как твердый политический режим, который обеспечивал политическую стабильность, централизованное перераспределение прибыли из легкой и пищевой промышленности в убыточную тяжелую и транспорт, неэквивалентный обмен с деревней, отказ выплачивать дореволюционную задолженность привел к тому, что с 1921 по 1927 г. темпы прироста промышленной продукции были довольно высокими. В 1921 г. они составили 42,1%; в 1922 г. — 30,7%; в 1923 г. — 62,9%; в 1924 г. — 16,4%; в 1925 г. — 66,1%; в 1926 г. — 43,2%; в 1927 г. — 13,3%.
Но чем дальше страна продвигалась по пути НЭПа, тем труднее становилось поддерживать такие высокие темпы. Это объяснялось следующими причинами. Вначале действовал, так называемый, «восстановительный эффект». Его суть в том, что в промышленности загружалось уже имевшееся, но простаивавшее ранее оборудование, а в сельском хозяйстве вводились в оборот заброшенные ранее земли. В конце 20-х гг. когда закончился восстановительный период, стране потребовались большие капиталовложения в промышленность. Без таких средств реконструировать старые заводы, создать новые отрасли промышленности было невозможно.
Делу мог бы помочь частный капитал, но в силу политических соображений его не допускали в крупную и во многих случаях и в среднюю промышленность. Население, не уверенное в прочной стабилизации режима, не спешило вкладывать свои деньги в сберегательные кассы, а хранило их в тайниках или пускало в коммерческий оборот. Нельзя было рассчитывать на иностранные кредиты: для этого необходимо было уплатить царские долги.
Накопление ресурсов внутригосударственного сектора в конце 20-х гг. по сравнению с 1913 г. было значительно ниже. Так, фондоотдача за это время упала на 25%, прибыли в промышленности было получено на 20% меньше, на железнодорожном транспорте в 4 раза.
В сельском хозяйстве вследствие ликвидации крупных помещичьих хозяйств и дробления крестьянских хозяйств товарность сельскохозяйственной продукции резко сократилась. Если норма товарности сельскохозяйственных продуктов (без учета внутридеревенского оборота) составила в 1913 г. около 23,8%, то в 1923/24 г. — 16,1%; в 1926/27 г. — 18,3%.
Все эти факторы негативно сказались на социальных результатах НЭПа. С социальной точки зрения от политики НЭПа в наибольшей степени, пожалуй, выиграло одно крестьянство. По сравнению с дореволюционным периодом крестьяне стали лучше питаться. Так, потребление молока выросло в 2,8 раза, картофеля — в 2,5 раза, мяса — в 2 раза, хлеба — в 1,1 раза. Рабочие оказались в худшем положении: зарплата рабочих в 1925/26 г. в среднем по промышленности составила 93,7% довоенного уровня. Не случайно, среди представителей рабочего класса было немало недовольных новой экономической политикой. Аббревиатура НЭП нередко в их среде расшифровывалась как «новая эксплуатация пролетариата». В деревне тоже находилось немало недовольных НЭПом. Это прежде всего сельская беднота (в 1927 г. 28,3% крестьянских хозяйств РСФСР не имели рабочего скота, 31,6% — пахотного инвентаря, 18,2% — коров).
Важную роль в судьбе НЭПа сыграло и то обстоятельство, что к середине 20-х гг. среди населения страны почти половину населения составляла молодежь. Это была наиболее социально-активная группа населения, но она не обладала необходимыми знаниями, была малокультурна. К этому времени эти малокультурные, обездоленные, бедные и даже нищие люди поняли, что они могут не только встать вровень с богатыми, имущими, но и оказаться выше их в социальной иерархии, имеют возможность завладеть его домом, имуществом, хозяйством, коллективно или индивидуально. Когда они увидели в этом смысл социальной революции, то последовал взрыв, который смел НЭП. Если лозунг социальной справедливости был для этого слоя абстрактным призывом, то тезис о всеобщем равенстве, а точнее социальном уравнении был близким и понятным. Эта мысль о социальном уравнивании проходит лейтмотивом через политическую практику большевистского руководства.
Однако несмотря на эти обстоятельства, ученые отмечают, что в 20-х гг. в принципе возможны были два варианта развития НЭПа. Первый — трансформация НЭПа в рыночную модель. В этом случае отечественный капитал устремляется в производство предметов потребления, аграрный сектор, внутриторговые операции. В таком случае произошла бы явная стагнация производства средств производства. Второй вариант: дальнейшее сокращение рыночных начал, жесткий переход к административным методам, закрытие всех каналов перелива капиталов в аграрный сектор, концентрация всех материальных и финансовых ресурсов на производстве средств производства, оборонной промышленности. Это позволяло бы развить производство средств производства и в дальнейшем провести модернизацию производства предметов потребления и аграрного сектора. Негативным аспектом такого пути было резкое сокращение, а то и отсутствие материальных стимулов к труду, а это прямой путь к внеэкономическому принуждению, насилию над личностью, давление и всевозможные запреты.
Таким образом, к концу 20-х гг. четко вырисовывалось два пути: продолжение НЭПа по первому варианту, как предлагал Бухарин и его окружение, и переход к насильственному, форсированному строительству «социализма» в городе и деревне. На такой путь направляла страну группа Сталина.






Коллективизация сельского хозяйства — экономическая основа индустриализации

Каждый из названных путей модернизации был болезненным, так как модернизация предполагает довольно высокий процент накопления, идущего на расширение… Важнейшим и, пожалуй, основным резервом индустриализации стало сельское… Сплошная коллективизация не решила, да и не могла решить социальных задач, связанных, например, с улучшением…





Национально-государственное устройство и особенности политической системы


В 20-е гг. решаются проблемы национально-государственного устройства страны. В… Наиболее крупным национально-государственным образованием была РСФСР. В состав РСФСР к 1922 г. входило 8 автономных…





Причины второй мировой войны

Вторая мировая война (1939—1945 гг.) пролегла шестилетней кровавой полосой в истории цивилизации, стала общим бедствием для населения 61 страны —… За два десятилетия после первой мировой войны в мире, особенно в Европе,… Как мы знаем из всей предыдущей истории человечества, в этих условиях исторически неизбежным и нормальным в доядерную…





Начало второй мировой войны

1 сентября 1939 г. Германия начала запланированную войну против Польши. 3 сентября 1939 г. Англия и Франция начали ответную войну против Германии,… Уже в начале сентября Гитлер подталкивал Сталина ввести части Красной Армии в… После фактического поражения Польши, в сентябре была достигнута договоренность о прохождении советско-германской…





Начало Великой Отечественной войны, ее национально-освободительный характер

Ранним воскресным утром 22 июня 1941 г. Германия, следуя намеченному плану, напала на СССР. Началась война, в которой речь шла не о сохранении… По плану «Барбаросса» предусматривался одновременный удар трех групп армий на… Гитлеровцы тщательно подготовились к войне. Германская экономика была полностью переведена на военные рельсы. К 1941…





Ход военных действий. Создание антифашистской коалиции. Окончание второй мировой войны

Нападение гитлеровской Германии на СССР и провал молниеносной войны радикально изменили военно-политическую ситуацию в мире. С первых же часов… К концу 1941 г. японское руководство сделало выбор направления стратегического… 1 января 1942 г. президент США Рузвельт, премьер-министр Англии Черчилль, посол СССР в Америке Литвинов и…





Восстановление разрушенного хозяйства и переход к довоенной внутренней политике

Окончание войны выдвинуло на первый план задачи восстановления нормальной жизнедеятельности народного хозяйства. Причиненные войной человеческие и… Восстановление хозяйства составляло главную задачу четвертой пятилетки. Уже в… Различие точек зрения в выборе путей восстановления экономики основывалось на неодинаковой оценке послевоенной…

Тема 17 Мировое сообщество в условиях развивающейся научно-технической революции. СССР па пути кардинального реформирования общества (вторая половина 80-х годов).


1/ Ведущие индустриальные страны в условиях развивающейся научно-технической революции
2/ СССР на пути кардинального реформирования общества. «Эпоха Горбачева». Крах советской социалистической системы
а) От ускорения развития экономики к перестройке общественных отношений.
б) Перестройка отношений с окружающим миром — концепция нового политического мышления
в) Крах советской социалистической системы






Ведущие индустриальные страны в условиях развивающейся научно-технической революции

Период начиная с середины 80-х гг. заполнен напряженным поиском эффективных альтернатив развития нашей страны, поиском путей выхода из общего… Первые попытки обновления общества были обусловлены настойчивым стремлением… Современная жесткая конкуренция толкала и толкает капиталистических производителей к дальнейшему обновлению…

СССР на пути кардинального реформирования общества. «Эпоха Горбачева». Крах советской социалистической системы

а) От ускорения развития экономики к перестройке
общественных отношений







Внутренняя политика

Распад Советского Союза подтолкнул «парад суверенитетов» бывших автономных республик и даже автономных областей в России. Осенью 1991 г. все… В условиях обострения экономического кризиса и обнищания большинства населения… Правительство России оказалось в чрезвычайно сложном положении. Его политика, особенно в национальном вопросе,…





Внешняя политика современной России

После прекращения существования СССР начался новый этап утверждения российской внешней политики как политики суверенной великой… Одним из главных приоритетов внешней политики России стало создание… Тем не менее, в последнее время российской дипломатии удалось существенно улучшить отношения с Казахстаном, Грузией,…

Содержание



Предисловие 4


Тема 1. История как наука 6

1. Предмет истории как науки: цель и задачи ее изучения 6
2.Сущность, формы и функции исторического сознания 10
3.Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании 14


Тема 2. Истоки и основные типы цивилизации

в древности 20
1.Первобытная история: предпосылки формирования цивилизации 20
2. Древняя восточная цивилизация 22
3. Западный тип цивилизации: античная цивилизация Древней Греции и Древнего Рима 27


Тема 3. Место средневековья во всемирно-историческом



Процессе. Цивилизация Древней Руси. 34

1.Средневековье как этап всемирной истории. Основные цивилизационные регионы 34
2. Место России в мировой цивилизации 40
3. Возникновение древнерусского общества 43


Тема 4. Классическое средневековье. Киевская Русь. 49

1. Формирование древнерусской государственности. Духовно-нравственные, политические и социально-экономические основы формирования русского этноса 49
2. Феодальная раздробленность — закономерный исторический процесс. Западная Европа и Киевская Русь в период феодальной раздробленности 55


Тема 5. Складывание Московского государства



В XIV - XVI веках 62

1. Объединение русских земель вокруг Москвы и становление единого российского государства 62
2. Роль Русской православной церкви в становлении и укреплении российского государства 66
3. Формирование централизованного российского государства 70
4. XVII в. — кризис Московского царства 77


Тема 6. Западная и восточная цивилизации



В XV -XVII веках 85

1. Становление современной европейской цивилизации. Ренессанс и Реформация 85
2. Характерные черты развития основных стран Востока в XV—XVII вв. 91


Тема 7. XVIII век в западноевропейской и российской



Истории: модернизация и просвещение.



Особенности российской модернизации



В XVIII веке 96

1. Европа на пути модернизации общественной и духовной жизни. Характерные черты эпохи Просвещения 96
2. Российская империя при Петре I: политические, социально-экономические и культурные преобразования 103
3. Эпоха Екатерины II — время просвещенного абсолютизма в России 109


Тема 8. Основные тенденции развития



Всемирной истории в XIX веке 115

1. Формирование колониальной системы и модернизация цивилизаций Востока в XIX в. 115
2. «Американское чудо» — путь США к мировому лидерству 119
3. Построение индустриальных обществ и социально-политические процессы в Западной Европе 122


Тема 9. Развитие России в XIX веке 125

1. Россия в первой половине XIX в. Кризис крепостничества 125
2. Реформы 60—70-х гг. и контрреформы 80-x—начала 90-х гг. 132
3. Идейные течения и общественно-политическое движение XIX в. 140


Тема 10. Место XX века во всемирно-историческом



Процессе. Новый уровень исторического



Синтеза — глобальная общепланетарная



Цивилизация 151

1. Характерные особенности развития западной цивилизации в XX в. 151
2. Распад колониальной системы. Модернизация стран традиционалистских цивилизаций 158
3. Глобализация мировых процессов: формирование общепланетарной цивилизации 162


Тема 11. Россия в начале XX века 165

1. Буржуазно-демократическая революция в России (1905—1907 гг.) и ее последствия 165
2. Православная церковь в период буржуазно-демократической революции 173
3.Социально-экономические и политические преобразования в России (1907—1914 гг.) 176


Тема 12. Россия в первой мировой войне (1914-1918 гг.) 183

1. Причины и характер первой мировой войны. Россия в системе международных отношений в предвоенные годы 183
2. Ход военных действий. Влияние России на решение стратегических планов Антанты в ходе военных действий 188
3. Политический кризис в России и выход ее из войны. Итоги первой мировой войны 194


Тема 13. Русская революция 1917 года. Гражданская



Война и интервенция (1917-1922 годы) 199

1. Февральская революция 1917 г.: причины и ход развития 199
2. Октябрьский переворот: установление Советской власти в России 207
3. Гражданская война и политика «военного коммунизма» 213
4. Государственно-церковные отношения в период революции 1917 г. 217


Тема 14. Советское общество в 20-30-е годы 225

1. Сущность и содержание НЭПа 225
2. Коллективизация сельского хозяйства — экономическая основа индустриализации 227
3. Национально-государственное устройство и особенности политической системы 231


Тема 15. Советский Союз в период второй мировой



Войны и восстановления хозяйства



Гг.) 239

1. Причины второй мировой войны 239
2. Начало второй мировой войны 245
3. Начало Великой Отечественной войны, ее национально-освободительный характер 249
4. Ход военных действий. Создание антифашистской коалиции. Окончание второй мировой войны 252
5. Восстановление разрушенного хозяйства и переход к довоенной внутренней политике 257
6. Причины и истоки «холодной войны» 261


Тема 16. Советское общество в условиях начавшейся



Научно-технической революции



Е годы XX столетия) 265

1. Первые попытки либерализации советского общества: хрущевское десятилетие (1955—1964 гг.) 265
2. Поиск путей интенсификации экономики СССР и разрядки международной напряженности в 60-е—80-е гг. «Эпоха застоя» 272


Тема 17. Мировое сообщество в условиях развивающейся



Научно-технической революции. СССР на пути



Кардинального реформирования общества



Вторая половина 80-х годов) 280


1. Ведущие индустриальные страны в условиях
развивающейся научно-технической революции 280
2. СССР на пути кардинального реформирования общества. «Эпоха Горбачева». Крах советской социалистической системы 284


Тема 18. Россия на перепутье (1991-1997 гг.) 295

1. Внутренняя политика 295
2. Внешняя политика современной России 306



Под редакцией
А.А. Радугина


История России


Лицензия ИД № 02200 от 30.06.2000 г.
Издательство «Центр»: набор, дизайн, верстка.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации