Конспект лекций по предмету "Вероисповедание"

Узнать цену работы по вашей теме


Возникновение ислама.

Особенностью ислама является его относительная «молодость». Он возник в первой половине VII века. Поэтому происхождение его яснее, чем других религий, но и здесь много неясного и мифического. Ислам возник в Аравии у арабских племен, которые были коренными жителями этой страны.
В первые века нашей эры арабы жили еще первобытнообщинным строем. Масть их жила оседло в оазисах и городах, занималась земледелием, ремес­лами и торговлей, пасть - кочевала в степях и пустынях, разводя лошадей, верблюдов, овец и коз.
Аравия была экономически и культурно связана с соседними страна­ми - Месопотамией, Сирией, Палестиной, Египтом. Торговые пути между этими странами шли через Аравию. Один из важных узлов пересечения тор­говых дорог находился в Мекканском оазисе, близ побережья Красного мо­ря. Здесь же, в Мекке, образовался и религиозный центр всех арабов; в особом святилище Кааба были собраны священные изображения разных арабских племен. Уже в VI веке у арабов происходил процесс разложения первобытнообщинного строя. Формировалось классовое общество.
Толчком к возникновению новой религии послужил упадок транзит­ной торговли через Мекку. Аравия была всегда местом, являющимся цен­тром торговых путей, но в VI в. положение изменилось - развитие мореплавания, а также опустошительные набеги соседниx государств привели к запустению караванных дорог. Это вызвало экономический упадок крупнейших городов Аравии - Мекки и Медины. Кочевники постепенно стали переходить к земледелию. Появилась нужда в земле, обострилась борьба между племе­нами. Требовалось сильное государство, которое сумело бы обеспечить жизнедеятельность арабского общества. Все это и создало условия для воз­никновения ислама. Оно явилось в тот период естественным и закономер­ным этапом эволюции религиозной формы сознания общиннородового строя Аравии. Это и стало причиной сравнительно быстрого распространения ислама среди языческого населения Аравии.
В Аравии в те времена существовали христианские и иудейские об­щины. Арабы общались с ними и их верования влияли друг на друга. Хри­стиане и евреи подавали арабам пример единобожия. Под влиянием этих религий в сознании арабов стала постепенно пробивать себе дорогу идея монотеизма. Разумеется, замена многобожия племенных религий монотеи­стическим исламом была длительным процессом. Боги и храмы более могу­щественных племен постепенно становились главными, а боги слабых пле­мен превращались во второстепенных. Этот процесс отчетливо проявился в Мекке, где древний бог племени курейшитов «Аллах» занял господствующее положение.
Единобожие среди курейшитов стали проповедовать ханифы – «искатели истины». Они боролись против старых родовых культов, не признавали иудейского, и христианского богов. Одним из видных последователей ханифизма и был житель Мекки Мухаммед, который считается основателем ислама. Он родился вМекке около 570 г. нэ. Был выходцем из знатно­го, но не богатого рода. Когда ему исполнилось два месяца, умер его отец. В возрасте шести лет он лишился матери. А когда еще через три-четыре года умер его дед, он остался круглой сиротой. В юности он был пастухом, потом стал приказчиком у богатой купчихи Хадиджи. Через некоторое время он же­нился на ней. Так он стал состоятельным человеком и мог полностью посвя­тить себя религиозно-проповеднической деятельности. Некоторое время после женитьбы он продолжал заниматься торговлей, но затем забросил ее и около 610 г. начал проповедовать новую религию. По преданию, он удалялся в пещеру в окрестностях Мекки. Там он однажды услышал голос «свыше», который приказал начать проповедь новой религии. Что же он проповедовал? Основным в учении Мухаммеда было стро­гое требование почитать только одного Аллаха и быть покорным его воле.
Ему удалось обратить в новую веру ближайших людей (жену, приемного сына т.д.), но в общем его проповедь успеха не имела. Она была встречена окружающими недоверчиво, даже враждебно, особенно имущими слоями Мекки, которые опасались, что отказ от почитания старых арабских племенных богов подорвёт значение Мекки как религиозного и экономического центра. Малоимущие же слои находили мало утешения в проповедях Мухаммеда, так как он не обещал им никаких облегчений. И в результате за 12 лет ему не удалось добиться значительного успеха. Более того, ему даже пришлось покинуть Мекку. Переселение произошло в сентябре 622 г. В Медине, куда он перебрался, ему удалось достичь гораздо большего признания - здесь оказалась более благоприятная почва для пропаганды. Во-первых, это связано с тем, что, по преданию, мать Мухаммеда была родом из Медины,и, очевидно, там было много его родственников, которые помогали ему. Во-вторых, здесь была иудейская община, под влиянием иудаизма и жители. Медины в какой-то мере были подготовлены к принятию идей единобожия. В- третьих, мединцы соперничали с Меккой и были рады выступить против нее. Навербовав себе много сторонников, Мухаммед развернул настоящую войну против Мекки. Вначале она шла с переменным успехом. В 626 г. мекканцы даже пытались взять приступом Медину, но неудачно. В конце концов мединцы блокировали Мекку. В 630 г. между враждующими сторонами был достигнут компромисс: жители Мекки приняли ислам и признали Мухаммеда «посланником Аллаха», но она оставалась религиозным центром всех арабов. Храм Кааба стал главным мусульманским святилищем, к которому каждый мусульман должен совершить паломничество. Покорение Мекки ускорило и облегчило распространение ислама среди арабов. К концу 830 года большая часть Аравийского полуострова находи уже под властью Мухаммеда. Но распространение ислама не ограничилось Аравией.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации