Конспект лекций по предмету "История религии"

Узнать цену работы по вашей теме


Нести, а во-вторых., изменяло родовое отношение к тотему.

Возникшая вместе с тотемизмом система табу (запретов) стала, в условиях первобытной родовой общины, важнейшим механизмом регулирования социально-семейных отношений. Таким образом, тотемизм, с его верой в сверхъестественные возможности тотемного первопредка, с культом своих в противовес чужим, системой запретов (табу) оказался одной из первых исторических форм религиозных представлений наших предков. С распадом родовой организации исчезли и тотемистические представления людей. Однако отдаленные отголоски их, правда, уже совершенно переосмысленные, можно найти и в современных религиях - в христианстве, иудаизме и др.
2. Анимизм. Данное понятие происходит от латинскогоатпшх - дух, душа и обозначает религиозные представления о духах и душе. Этот термин впервые введен в научный оборот английским исследователем Эдуардом Тэйлором, который понимал под анимизмом первоначальную стадию развития религии вообще и считал веру в отделимых от тела духов древнейшей основой возникновения религии.
В настоящее время понятие "анимизм" обозначает веру в существование духов, одухотворение различных сил природы, животных, а также растений и неодушевленных предметов, наделение их разумом и сверхъестественными силами.
Как система устойчивых и осознанных религиозных взглядов анимизм возник и развивался параллельно с тотемистическими представлениями. В отличие от тотемизма с его ориентацией на внутриродовое, анимизм был более универсален и доступен широкому кругу людей, однозначно воспринимавших окружающий мир. Находясь на достаточно низком уровне развития, примитивные люди старались найти защиту от различных природных катаклизмов, наделяя природу и окружающие предметы, от которых зависело существование, сверхъестественными силами, и поклонялись этим сверхъестественным силам, олицетворяя их как духов
этих объектов.
Поклоняясь грозным духам, чтобы их задобрить и расположить к себе, древние приносили им жертвы. Как следствие такого отношения к духам формируются соответственный культ и порядок его осуществления. Как подчеркивают отечественные исследователи анимистических представлений, в зарождении анимизма значительную роль сыграло также незнание первобытными людьми "секретов" психики человека: сна, обмороков, галлюцинаций.
С возникновением представлений о душе связана вера в возможность существования ее после смерти, а также переселения в загробный мир. На основе этих представлений появляется вера в душу человека (анима-тизм), прежде всего, в души умерших близких, которые после смерти продолжают свое существование в бестелесной форме. Воздавая должное покойникам, люди заботились, чтобы души умерших обрели покой, и считали, что это проявление беспокойства об усоцших будет помогать живым.
3. Магические верования. Термин магия происходит от латинскогота^а и обозначает "колдовство, чародейство, волшебство, обряды, призванные сверхъестественным путем воздействовать на мир (явления природы, людей и духов)".
Магия - это различные суеверные действия человека, нацеленные на сверхъестественное воздействие на предмет или явление. Магия возникла и существовала одновременно с тотемизмом и анимизмом: с ее помощью пытались поддерживать воображаемые связи со сверхъестественными силами, с миром духов, предков, тотемов.
Возникнув в глубокой древности, магия сохранялась и продолжала развиваться на протяжении тысячелетий. Можно сказать, что все без исключения современные религиозные верования народов на всех континентах пронизаны магическими поверьями. Даже в таких развитых мировых религиях, как христианство, буддизм, ислам, магические обряды занимают значительное место в культовой практике. Обусловлено такое явление
в первую очередь тем, что самая важная для массы верующих, самая притягательная сторона религии заключается именно в магическом воздействии религиозных обрядов, что позволяет человеку, пусть даже в иллюзорной форме, общаться со сверхъестественными силами.
Словом, верующий ожидает от своей религии магической помощи, доброжелательного вмешательства в его повседневную жизнь и губительного воздействия на его врагов.
Современный исследователь религиозных представлений С.А.Токарев из совокупности магических обрядов выделил следующие формы:контактную, инициальную, парциальную, имитативную, катартическую, апо-тропеитическую, вербальную магию.
А. Контактная магия. Контактная магия - это простейший способ передачи магической силы путем непосредственного соприкосновения источника или носителя сверхъестественной силы с объектом, на который направлено колдовство. Носитель магической силы при этом может быть различным: неодушевленный предмет, амулет, талисман, сам человек. Характер соприкосновения также может быть различным: ношение амулетов, принятие магического снадобья, прикосновение руки колдуна. Однако основное представление (идея непосредственного перенесения магической силы путем прямого контакта) остается одним и тем же.
Б. Инициальная магия. Сущность этого вида магического действия состоит в том, что магический акт направлен, как и в предыдущем типе, непосредственно на сам объект, но в силу его недосягаемости в том или ином отношении реально производится только начало желаемого действия, окончание же его и появление ожидаемого результата предоставляется сверхъестественной магической силе.
В. Парциальная магия. Этот тип магии, в котором действие магической силы направлено не на сам объект непосредственно, а на его заместителя, и уже через последний - на сам объект.
Г. Имитативная магия. При этом типе магических действий воздействия сверхъестественных сил напраз-
лены на подобный предмет или объект.
Д. Апотропеитическая магия. Суть данного типа магии состоит в том, что магические действия направлены на то, чтобы отогнать, отпугнуть враждебные силы, не допустить их приближения.
Для этого применяется ношение амулетов, различные жесты и звуки, огонь, круг, дым, магические линии и т.п., а также действия, помогающие так или иначе уклониться от соприкосновения с нежелательными силами, укрыться, спрятаться от них.
Е. Катартическая магия. Данный тип магии также относится к защитным, очистительным действиям против нежелательных сил, проникших в человеческое тело, в его жилище и т.п. Очищение достигается разными способами: ритуальным омовением, окуриванием, кровопусканием, постом, употреблением снадобий.
Ж. Вербальная магия. Сущность данного вида магии может быть сведена к самостоятельной роли заговоров, магических заклинаний, нашептываний д^я получения желаемого результата. Однако в заговоре могут выражаться черты и других известных уже нам типов.
По целям воздействия магию можно еще разделить на виды:вредоносную, военную, половую (любовную), лечебную и предохранительную; промысловую, метеорологическую и другие виды.
А. Вредоносная магия (черная) - применяются различные колдовские приемы с целью причинения сверхъестественным образом вреда или порчи какому-нибудь лицу.
Б. Военная магия - это система публичных обрядов, направленных на обеспечение победы над противником.
В. Половая (любовная) магия имеет двоякую направленность: или вызвать половое влечение в человеке противоположного пола, или уничтожить такое влечение.
Г. Лечебная и предохранительная магия направлена на излечение или предохранение человека (или его семьи) от различных заболеваний. Д.Промысловая (производственная) магия - специ-

фические действия с целью получения наилучших результатов в определенном виде деятельности: охоте, рыболовстве, в производственной деятельности и т.п.
Е. Метеорологическая магия. Цель данных магических действий - вызвать определенные изменения погодных условий.
4. Фетишизм. Данный термин происходит от французского<ейсЬе - "идол, талисман" и был введен в научный оборот в начале XVIII в. голландским путешественником В.Босманом.
Сущность этой формы религиозных верований состоит в том, что отдельным предметам предписываются магические силы, способные влиять на ход событий и процессов, т.е. наделение предметов природы сверхъестественными свойствами. В любом предмете как бы заключались два момента: чувственный и сверхчувственный, причем это не анимистическое удвоение предмета на телесное и духовное начала. Вера фетишиста в материальный предмет основана на "чувственном многообразии", вожделении, желании, представлении.
Фетишизм проявился в создании идолов - предметов из дерева, глины, камня и иных материалов и различного рода амулетов и талисманов. В идолах и амулетах видели опредмеченных носителей частицы того сверхъестественного могущества, которое приписывалось миру духов, предков, тотемов.
Таким образом, ранние религиозные воззрения возникли на определенной социально-экономической основе. Их материальной базой является родовая община. Первобытные верования представляют собой процесс отражения раннеродового бытия человека. Будучи бессильным противостоять натиску природы, первобытный человек наделял окружающий мир сверхъестественными силами и свойствами.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации