Конспект лекций по предмету "Проектирование интерфейсов"

Узнать цену работы по вашей теме


Тема 3. Структура пользовательского интерфейса.

Лекция 8.Категории пользователей.Классификации пользователей интерактивных систем. Типы операторской дея­тельности. Этапы деятельности человека-оператора. Типы поведения человека-оператора. Типы моделей, используемых оператором.

В специальной литературе, посвященной данному вопросу, приводится не­сколько вариантов классификации пользователей интерактивных систем. Но существующие подходы различаются в деталях, сохраняя единые принци­пы такой классификации.
В основу подхода положены факторы, влияющие на отношение пользователя к интерактивной системе и на методы его работы с нею.
- человеческие потребности означают, в частности, потребность быть по­нятым партнером по диалогу;
- навыки пользователя состоят из моторных навыков (относящихся прежде всего к работе с клавиатурой и мышью), лингвистических навыков, навыков в общении и навыков в решении задач;
- свойства личности - это, например, творческие способности, подвер­женность ошибкам, способность к обучению, терпеливость, устойчивость к стрессу и т.д.;
- уровень компьютерной грамотности. Здесь обычно различают програм­мирующих и не программирующих пользователей, а среди последних, в свою очередь, выделяют три категории:
- подготовленные пользователи, решающие творческие задачи, ана­литики и исследователи (то есть пользователи, последовательность дей­ствий которых сложно формализовать);
- подготовленные пользователи, выполняющие рутинные операции,- операторы (то есть пользователи, последовательность действий которых является достаточно устойчивой);
- случайные (или «наивные») пользователи, обладающие минимальным уровнем компьютерной грамотности.
Подготовка в прикладной областипользователя влияет на использование языка (например, профессиональной терминологии) и применяемые методы решения задач.
Причина пользования системойможет быть:
- обязательной - как неотъемлемая часть работы;
- необязательной - как дополнительная составляющая профессиональ­ной деятельности;
- обязательной с точки зрения личных потребностей (например, когда определенную информацию можно получить только с помощью компь­ютера);
- необязательной в частной жизни (например, в качестве развлечения).
Отношение к системеи ожидания от работы с ней определяются уровнем компьютерной грамотности и причиной ее использования; оно может быть:
- нейтральным: пользователь воспринимает компьютер только как ра­бочий инструмент;
- положительным: пользователь охотно использует компьютер, так как надеется получить от него пользу (или удовольствие);
- негативным: пользователь предпочел бы не пользоваться компь­ютером (возможно, из-за субъективной нелюбви или недоверия к тех­нике).
Целями пользователямогут быть:
- решить определенную задачу с помощью компьютера (в том числе и развлекательного характера);
- научиться работать с системой.
Ограничения по временинезависимо от характеристик системы (в час­тности, ее быстродействия), в этом случае пользователь может быть вынужден приспо­сабливаться к ограничениям по времени, исходящим от задачи или контек­ста работы.
В зависимости от уровня иерархии управления, на котором на­ходится человек-оператор, и типа системы управления (или обработ­ки информации) можно выделить следующие типы операторской дея­тельности:
оператор - технолог, непосредственно включенный в технологи­ческий процесс и выполняющий стандартные процедуры управления;
- оператор - манипулятор, реализующий процедуры управления, со­стоящие из механических воздействий;
- оператор - наблюдатель, следящий за состоянием процесса и его отклонениями в системах реального времени;
- оператор - исследователь, действия которого не регламентиро­ваны имеющимися процедурами и базируются на понятийном мышлении (программист);
- оператор - руководитель, выполняющий функции организационного и директивного характера;
- оператор - проектировщик, включенный в процесс машинного про­ектирования в составе САПР.
Организация взаимодействия технической (или вычи­слительной) системы с операторами различных категорий имеет свои специфические особенности. Однако существует ряд общих положе­ний, рассматриваемых далее и свойственных всем (или большинству) типам операторов (например, общая модель мышления и принятия ре­шений человеком, его психофизиологические характеристики и др.).
Деятельность человека-оператора.
В процессе решения задач выделяется 5 этапов, характерных практически для всех категорий операторов:
обнаружение - восприятие оператором группы признаков, ини­циирующих решение задачи;
- классификация - распознавание ситуации и определение состо­яния контролируемого процесса и технической системы;
- планирование - принятие решения и разработка последователь­ности действий, которые предположительно приведут к решению за­дачи;
- исполнение - реализация планов с учетом имеющихся ресурсов;
- отслеживание - проверка исполнения действий и их эффектив­ности.
Задачи, решаемые оператором, в свою очередь, делятся на 3 категории:
- регулирование процесса, предусматривающее незначительное динамическое выравнивание и корректировку отдельных параметров процесса;
- изменение режима, ведущее к принципиальному изменение про­цесса и предусматривающее переходные процессы, большое количест­во операций и сложные алгоритмы действий оператора;
деятельность в аномальных ситуациях, проявляющихся в выходе параметров процесса за установленные границы.
Типы поведения человека-оператора.
В зависимости от сложности и формализованности задач, выде­ляется 3 уровня поведения оператора:
- поведение, основанное на навыках - действия оператора рефлекторны и оттренированы, от него не требуется вникать в суть происходящих процессов, он должен лишь реагировать заранее опре­деленным способом на возникновение некоторых ситуаций;
- поведение, основанное на правилах - деятельность оператора связана с использованием правил управления, сведенных в инструк­ции по эксплуатации системы;
- поведение, основанное на знаниях - действия оператора тре­буют понимания протекающих процессов и обработки информации, яв­но не содержащейся в текущих данных или в заранее подготовленных инструкциях.
Типы моделей, используемых оператором
В процессе решения задач оператор может использовать 5 типов моделей, формализующих как его действия, так и описание контролируемых процессов:
- физическую, содержащую математическое описание процессов, протекающих в системе;
- функциональную, описывающую основные подсистемы, оборудова­ние, его функции и взаимосвязи;
- экономическую, связывающую величины стоимости основных опе­раций управления;
процедуральную, описывающую правила управления установкой;
- когнитивную, отражающую интуитивную модель процесса, форми­руемую оператором.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации