Конспект лекций по предмету "Логика"

Узнать цену работы по вашей теме


Логико-методологические требования к построению гипотезы.

Построение, или выдвижение, гипотезы производится в три этапа: первый этап - анализ отдельных фактов и отношений между ними; второй этап - обобщение фактов, или синтез; третий этап - выдвижение предположения.
В процессе построения гипотезы необходимо аналитически исследовать имеющийся фактический материал, т.е. мысленно расчленить его на элементы и изучить каждый из них. Цель проводимого анализа состоит в выявлении среди множества фактов - f1, f2, …fn такие конкретные fi, fj … fk, которые в какой-то степени связаны с исследуемым событием.
Следующий шаг в логической обработке фактов - синтез, т.е. мысленное объединение аналитически выделенных фактов fi, fj … fk в единую систему, который является основной предпосылкой построения гипотезы.
Логический механизм выдвижения предположения следующий. На основе анализа и синтеза фактов выявлен эмпирический базис (f1, f2, …fn), который вместе с предшествующими исследованиями (I) служит предпосылкой для вероятностного заключения о возможной причине Н, объясняющей происхождение этих фактов.
Предпосылки:
I ٨ (f1, f2, …fn)
_____________
Заключение: По-видимому, Н.
Заключение является проблематичным, т.к. оно лишь частично выводимо из посылок.
При построении гипотезы необходимо соблюдать принцип объективности исследования. В психологическом плане объективность означает отсутствие предвзятости, то есть исследователь должен руководствоваться интересами установления истины, а не своими субъективными причинами. В логико-методологическом плане объективность означает всесторонность исследования с целью установления истины. Исследователь должен учитывать весь исходный эмпирический материал, на основе которого необходимо построить целый ряд возможных «промежуточных» гипотез.
Построенная гипотеза, чтобы считаться состоятельной, должна удовлетворять следующим условиям состоятельности.
1) Гипотеза должна быть непротиворечивой, т.е. предположение Н не должно противоречить исходному эмпирическому базису, а также не должно содержать внутренних противоречий.
2) Гипотеза должна быть принципиально проверяемой.
3) Гипотеза должна быть эмпирически и теоретически обоснована.
4) Познавательная ценность гипотезы определяется ее информативностью - способностью предсказать, где и как отыскать новые, еще не известные факты и дать им рациональное объяснение.
Степень обоснованности гипотезы можно выразить в терминах логической вероятности Р(Н): 0<P(Н)<1. При Р(Н)=1 гипотеза считается доказанной; при Р(Н)=0 гипотеза считается опровергнутой. В случае Р(Н)<1/3 о гипотезе говорят как о маловероятной; при Р(Н)=1/2 - как о равновероятной; при Р(Н)>2/3 - как о высоковероятной.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации