Конспект лекций по предмету "Логика"

Узнать цену работы по вашей теме


Научная индукция.

Научная индукция – это умозаключение, в котором обобщение строится на основе отбора необходимых и исключения случайных обстоятельств. Примером могут служить методы научной индукции Ф. Бэкона, Дж. Милля и т.д.
Различают следующие методы научной индукции:
1. Метод сходства.
2. Метод различия.
3. Соединенный метод сходства и различия.
4. Метод сопутствующих изменений.
5. Метод остатков.
По методу сходства (нахождения общего в различном) исследуется несколько случаев, в каждом из которых исследуемое явление наступает. При этом все случаи сходны в одном и различны во всех иных обстоятельствах.
Схема по методу сходства имеет вид
АВС – вызывает d.
МВF – вызывает d.
МВС – вызывает d.
По-видимому, В является причиной d.
Пример.

Ваня: пил воду из колодца (А), молоко (В), ел овощи (С)– заболел(d);

Петя: пил из реки (М), молоко (В), ел фрукты (F) – заболел (d);

Саша: пил из реки (М), молоко (В), ел овощи (С) – заболел (d).

По-видимому причина болезни (d) - молоко (В).
Механизм рассуждения при данном умозаключении имеет вид:
1) Выявляются все возможные причины исследуемого явления
А۷B۷C۷M۷F → d
2) Исключаются все обстоятельства, не являющиеся необходимыми для исследуемого действия.
┐А; ┐С; ┐М; ┐F
3) Из множества обстоятельств выделяют сходные и повторяющиеся:
А۷B۷C۷M۷F , ┐А; ┐С; ┐М; ┐F.
По-видимому, В.
По методу различия сравнивают два случая, в одном из которых исследуемое явление наступает, а в другом – нет; при этом второй случай отличается от первого лишь одним обстоятельством, а все остальные сходны.
АВСМ вызывает d.
АВС не вызывает d.
По-видимому, М – причина d.
Например:
Ваня принимал препараты АВС – не выздоровел.
Коля принимал препараты АВСМ – выздоровел.
М – нужный препарат.
Механизм рассуждения имеет вид:
1) Исследуются все обстоятельства.
2) Исключаются обстоятельства, не приведшие к необходимому действию.
3) Делается вывод, что оставшееся единственное обстоятельство привело к необходимому действию.
А۷B۷C۷M , ┐А; ┐В; С.
По-видимому, М.
Заключение проблематично.
Соединенный метод сходства и различия - это комбинация первых двух методов. Путем анализа множества случаев обнаруживают как сходное в различном, так и различное в сходном.
АВС вызывает d.
MFB вызывает d.
МВС вызывает d.
АС не вызывает d.
MF не вызывает d.
МС не вызывает d.
По-видимому, В является причиной d.
Метод сопутствующих изменений применяется при анализе случаев, в которых видоизменяется одно из предшествующих обстоятельств, и соответственно видоизменяется исследуемое действие.
Пример:
АВС1 вызывает d1 где А,В,С – предшествующие обстоятельства;
АВС2 вызывает d2
……………………
АВСn вызывает dn 1,2, …. n – степень изменения обстоятельства
По-видимому, С является причиной d.
Таким методом было выявлено влияние солнечных пятен на появление магнитных бурь.
Метод остатков устанавливает причину, вызывающую определенную часть сложного действия, при условии, что причины, вызывающие другие части этого действия, уже выявлены.
АВС вызывает x,y,z.
А вызывает x.
В вызывает y.
C вызывает z.
Возможно модифицированное рассуждение:
АВС вызывает авсd.
А вызывает а.
В вызывает в.
С вызывает с.
По-видимому существует некий Х, вызывающий d.
Статистические обобщения связаны с анализом массовых событий. Они позволяют выявить устойчивое распределение интересующих случайных признаков и основаны на выборочном исследовании отдельных групп (образцов).
Статистическое обобщение, или статистическая индукция – это умозаключение неполной индукции, в котором установленная в посылках количественная информация о частоте определенного признака в исследуемой группе (образце) переносится в заключении на все множество явлений. Например:
Требуется определить, сколько хулиганств совершается в состоянии опьянения в N-ской области?
Исследование показало, что из 100 хулиганств 95 были совершены в состоянии алкогольного опьянения, т.е. частота признака f(p)=95 %).
Делается вывод, что и для всех случаев хулиганств в N-ской области частота признака f(p)=95 %).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации