Конспект лекций по предмету "Логика"

Узнать цену работы по вашей теме


Понятие как центральная категория логики.

Объективная возможность возникновения и существования понятий в нашем мышлении обусловлена предметным характером окружающего нас мира, т.е. наличие в нем отдельных предметов, обладающих качественной определенностью. Примеры понятий: камень, растение, Солнце, мать, студент.
Все то, что так или иначе характеризует предмет, позволяет рассматривать его как данный, а не иной, служит для нас его признаком. Признаки могут быть общими или отличительными, существенными или несущественными, необходимыми и случайными.
Понятие - это форма мышления, посредством которой отражаются общие и существенные признаки предметов, взятых в их единстве.
Логические приемы образования понятий. Образование понятия - сложный диалектический процесс, предполагающий активность субъекта и включающий множество логических приемов:
Анализ - мысленное разложение предмета на его признаки.
Синтез - мысленное соединение признаков предмета в одно целое.
Сравнение - мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия в том или ином отношении.
Абстрагирование - мысленное упрощение предмета путем выделения в нем одних признаков и отвлечение от других.
Обобщение - мысленное объединение однородных предметов, их группировка на основе тех или иных общих признаков.
Логические приемы тесно связаны между собой, образуя единый процесс. В ходе образования понятия происходит «просеивание» отдельных предметов и их признаков: выделяются наиболее важные и ценные признаки, и отбрасывается все частное, несущественное, случайное.
В понятии различают содержание и объем. Содержание - это мыслимые в понятии общие и существенные признаки предметов. Пример. Объем понятия - охватываемые им предметы мысли. Пример.
В системе признаков, образующих содержание понятии, различают два типа признаков: родовые признаки, общие и существенные для всей предметной области, к которой относится данный предмет мысли, и видовые признаки, общие и существенные лишь для данного предмета мысли и отличающие его от других предметов той же предметной области. Понятие «право»: родовым по отношению к нему выступает понятие «нормы поведения людей», которое включает в себя и нормы морали. Но если нормы морали вырабатываются самими людьми (это видовой признак понятия «нормы морали»), то видовой признак права - его нормы устанавливает и санкционирует государство.
Существует закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия: с уменьшением объема понятия его содержание становится богаче, т.к. число признаков увеличивается, и наоборот, с увеличением объема число признаков уменьшается. Студент - отлично успевающий студент.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации