Конспект лекций по предмету "Правоведение"

Узнать цену работы по вашей теме


Понятие, предмет, метод и источники трудового права

Трудовое право - это самостоятельная отрасль российского права, регулирующая особый вид общественных отношений - трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, возникающие в результате практической реализации гражданами России своего конституционного права на труд.
Основными задачами трудового права являются:
1) создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, а также интересов государства;
2) правовое регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.
Трудовое право регулирует не только трудовые, но и иные непосредственно связанные с ними отношения. Таковыми являются отношения по:
– организации труда и управлению трудом;
– трудоустройству у данного работодателя;
– профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
– социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
– участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
– материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
– надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);
– разрешению трудовых споров.
В условиях перехода к рыночной экономике особого внимания заслуживает выделение в законе отношений по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда.
Вмеси с тем среда отношений, непосредственно связанных с трудовыми, не названы отношения по обеспечению работника пособиями и пенсиями. Эти отношения регулируются нормами законодательства о социальном обеспечении, а не трудового законодательства.
В равной мере не входит в предмет трудового права и регулирование отношений по трудоустройству, не связанных с работодателем, с которым работник состоит в трудовых отношениях. Такое трудоустройство регулируется законодательством о занятости населения.
Одни правоотношения возникают между работодателем и конкретным работником (например, отношения по трудоустройству данного работника, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя). Другие отношения возникают между работодателем и коллективом работников. Таковы, прежде всего отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений.
Под принципами правового регулирования указанных отношений понимаются руководящие начала (исходные положения), которые получают дальнейшее развитие в правовых нормах.
Основные принципы правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений заключаются в следующем.
Любая норма трудового права должна соответствовать положениям, закрепленным в Трудовом кодексе Российской Федерации, который является основным источником этой отрасли права.
Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
В Трудовом кодексе Российской Федерации закреплены такие принципы: сочетание государственного и договорного регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений; социальное партнерство, включающее право работников, работодателей, их объединений участвовать в договорном регулировании указанных отношений, установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей; обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право каждой стороны требовать от другой стороны соблюдения возложенных на нее обязанностей; защита прав и интересов, в том числе обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности.
Правовое регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними названных отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В систему источников трудового права помимо Трудового кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов входят также указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; конституцит (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.
Нормативный акт, содержащий норму трудового права, не должен противоречить акту, обладающему большей юридической силой, т.е. принятому вышестоящим органом.
Среди нормативных правовых актов органов исполнительной власти важное место занимают акты Федеральной службы по труду и занятости Российской Федерации.
Такие акты обязательны для исполнения всеми министерствами, местными органами исполнительной власти, предприятиями независимо от их ведомственной подчиненности. В необходимых случаях постановления и разъяснения принимаются Федеральной службой по труду и занятости Российской Федерации совместно или по согласованию с другими органами.
Трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции Российской Федерации). Однако регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина отнесены Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации.
К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Эти акты устанавливают:
– основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
– основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
– обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);
– порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;
– основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;
– порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
– принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль;
– порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
– систему и порядок проведения государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;
– порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
– виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;
– систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;
– особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.
Из этого следует, что субъекты Федерации не могут, например, устанавливать собственный порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров, дополнительные дисциплинарные взыскания. Практически это означает, что субъекты Федерации не вправе иметь собственные трудовые кодексы, но могут принимать законы и иные акты по отдельным вопросам, отнесенным к их компетенции, с учетом социально-экономических, природно-климатических и национальных особенностей самих субъектов. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Федерации.
В то же время субъекты Федерации не вправе снижать государственный уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам, установленный федеральными актами, в том числе вводить для бюджетников новые условия оплаты труда в более поздние по сравнению с федеральными актами, сроки. Следует заметить, что аналогичным образом указанные вопросы решались в судебной практике и в период действия КЗоТа.
По вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъекты Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
Однако в случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.
Наконец, в случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит Трудовому кодексу Российской Федерации или иным федеральным законам, либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, ими установленный, применяется федеральный закон.
Органы местного самоуправления также вправе принимать акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции. Закон относит к предметам ведения органов местного самоуправления комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования и содействие занятости. По указанным вопросам органы местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования могут принимать нормативные правовые акты.
Так, например, в целях равномерной загрузки муниципального транспорта и своевременной доставки работников к месту работы организации с большой численностью обычно согласовывают с органами местного самоуправления время начала и окончания рабочих смен.
Локальными нормативными актами, принимаемыми работодателем, являются документы (приказы, распоряжения, инструкции и т.д.), содержащие нормы, т.е. правила, распространяющиеся на всех работников или определенные категории работников данной организации. Локальные нормативные акты необходимо отличать от правоприменительных актов, принимаемых работодателем. Последние всегда имеют конкретного адресата. К их числу относятся, например, приказы о приеме на работу, переводе на другую работу, премировании работника, наложении на него дисциплинарного взыскания и увольнении.
Работодатель принимает локальные нормативные акты в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.
Компетенция работодателя в сфере труда определена законами, иными источниками трудового права, а также уставом организации.
В случаях, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, учитывает мнение представительного органа работников.
Представителями работников являются профессиональные союзы и их объединения. Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.
При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю.
Закон предусматривает, что работодатель принимает различные локальные нормативные акты, как правило, с учетом мнения представительного органа работников.
Работодатель перед принятием решения направляет проект акта организации со всеми необходимыми документами выборному профсоюзному органу, представляющему интересы всех или большинства работников данной организации.
При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять акт, который может быть обжалован в государственную инспекцию труда или в суд, а выборный орган работников вправе начать процедуру коллективного трудового спора.
Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, либо принятые без соблюдения предусмотренного законом порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
Договорное регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений осуществляется путем заключения коллективных договоров (соглашений) и индивидуальных трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, а также трудовые договоры не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не могут применяться; Трудовой кодекс Российской Федерации признает принципы и нормы международного права составной частью правовой системы Российской Федерации и одновременно предусматривает, что если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.
Все большее значение в последние годы приобретают международные трудовые нормы. Речь идет, прежде всего, о Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Россия также заключает со странами ближнего и дальнего зарубежья соответствующие соглашения по вопросам внешней трудовой миграции.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации