Конспект лекций по предмету "Правоведение"

Узнать цену работы по вашей теме


Основы конституционного строя Российской Феде­рации

Нормы Конституции, закрепляющие основы конституци­онного строя, воз­действуют на общественные отношения пу­тем установления определен­ных на­чал устройства общества и государства, не порождая обычно конкрет­ных пра­воотноше­ний. Эти нормы определяют сущностное содержание право­вого воз­действия на все сферы общественных отношений. Им не могут противоречить никакие другие положения Консти­туции и иных правовых ак­тов. Они призваны обеспечить си­стемное закрепление концептуальных идей, принципов, осново­полагающих для общества и государства, и для прак­тиче­ской реализации со­держащихся в них целей предполага­ют использование всех отраслей права. Ос­новы конституци­онного строя - это своеобразная об­щая часть, несущая конст­рукция всего права.
Российская Федерация представляет собой определен­ную организацию го­сударства. При этом государство функ­ционирует в рамках формируемого им права. Это «са­моогра­ничение» имеет целью создание оптимальных усло­вий для развития гражданского общества, которое представляет со­бой сис­тему само­стоятель­ных и относительно независимых от государства общест­венных инсти­тутов, обеспечивающих реализацию интересов и потребностей индивидов и коллек­тивов. Гражданское общество охватывает совокупность отношений в об­ласти частной собственности, предприни­мательства, органи­зации и деятельно­сти общественных объединений, а также совокупность элементов воспитания, образования, науки и культуры. Таким образом, кон­ституци­онный строй РФ - это способ организации гражданского об­ще­ства и государства в их основ­ных, наиболее важных инсти­туциональных образованиях.
Глава 1 Конституции посвящена основам конституцион­ного строя и ох­ваты­вает довольно широкий круг конституци­онно регулируемых обществен­ных от­ношений. В соответ­ствии с ней к основам конституционного строя РФ отно­сятся признание государства демократическим, федеративным, право­вым, со­циальным и светским; закреплены республи­канская форма правления, призна­ние человека, его прав и свобод высшей ценностью, суверенитет Рос­сии, еди­ное граж­данство Российской Федерации, разделение государствен­ной власти на законодательную, исполнительную и судебную, единое эконо­мическое про­странство и многообразие форм собственности, местное само­управление, идео­логическое и политическое многообразие. Все основы кон­ституционного строя конституируют государство и общество в совокупности и должны рассматри­ваться только во взаимосвязи.
Основы конституционного строя РФ могут быть измене­ны только в осо­бом порядке, специально установленном Конституцией. Никакие другие по­ложения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ (ст. 16 Конституции РФ).
В ст. 13 Конституции РФ указывается, что в России признают­ся полити­че­ское многообразие, многопартийность. Обще­ственные объединения равны перед за­коном. Запрещается создание и деятельность общественных объеди­нений, цели или действия которых направлены на насильственное изме­нение основ консти­туционного строя и нарушение целостно­сти РФ, подрыв безо­пасности государ­ства, создание вооруженных формирований, разжигание со­циальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Политическое многообразие (плюрализм) - это свобода по­литических мне­ний и действий. Оно означает создание возмож­ностей оказывать влияние на политику государства всем орга­низациям, деятельность которых имеет полити­ческий характер и не противоречит Конституции. Плюрализм способ­ствует по­вышению эффективности народовластия, вовлечению в поли­тиче­скую деятель­ность широких слоев населения, легализует политическую оп­позицию, создает условия для преодоления апатии народа и отчуждения его от государственной власти. Надежная конституционно-правовая защита по­литического многообра­зия - предпосылка не только реализации народовла­стия, но и функционирова­ния правового государства.
Экономическую основу конституционного строя РФ со­ставляют опреде­лен­ные принципы организации экономичес­кой жизни общества. К ним отно­сятся многообразие форм собственности, существующих в едином экономи­ческом про­странстве, в котором осуществляется свободное перемеще­ние то­варов, ус­луг и финансовых средств, поддержка конку­ренции, свобода эконо­мической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ). Исходя из этого, РФ должна стре­миться к тому, чтобы обеспечивать общественную пользу, регу­лирова­ние хо­зяйствен­ной жизни в интересах человека и общества, а эконо­мические отноше­ния строить на социальном партнер­стве между граждани­ном и государством, ра­ботником и рабо­тодателем, производителем и потре­бителем.
В условиях развивающейся рыночной экономики в Рос­сии производство и распределение благ осуществляется как частными, так и государственными и муниципальными пред­приятиями. Регулирование отношений собственно­сти осу­ществляется посредством различных правовых норм, главное место среди которых принадлежит конституционным нор­мам, - основе всего пра­вового ре­гулирования отношений собственности.
Конституция (ч. 2 ст. 8) признает частную, государствен­ную и муници­паль­ную формы собственности, допуская су­ществование иных форм собст­венности. В ст. 9 также уста­навливается, что земля и другие природные ре­сурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собст­венности. Они используются и охраняют­ся в Российской Феде­рации как основа жизни и деятельнос­ти народов, проживающих на соответ­ствующей территории.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Россия является социаль­ным государст­вом. Главная задача социаль­ного государства - достижение та­кого общест­венного про­гресса, который основывается на закрепленных пра­вом принци­пах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответст­вен­ности. Социальное государство призва­но помогать малоимущим, влиять на распределение эконо­мических благ исходя из принципа социаль­ной справед­ли­во­сти, чтобы обеспечить каждому достойную жизнь.
Социальное государство в том понимании, которое вкла­дывает в него Кон­ституция, должно стремиться к максималь­но возможному в условиях де­мокра­тической страны равномер­ному предоставлению благ всем гражданам и равно­мерному распределению жизненных тягот. Социальное государство должно стремиться к уничтожению социального неравенства, не допуская при этом так называемой уравниловки.
Характерные черты социального государства воплощают­ся в его соци­аль­ной политике, которая направлена на «созда­ние условий, обеспечиваю­щих дос­тойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7 Конституции РФ). Социальная политика - это часть общей политики государства, которая касается отноше­ний между со­циальными группами, между обществом в це­лом и его членами, связанных с изменениями в структуре общества, ростом благосостояния гра­ждан, удовле­творением их матери­альных и духовных по­требностей.
В основах конституционного строя РФ могут быть выделе­ны и духов­ные основы. К ним относятся идеологическое мно­гообразие и светское госу­дарство.
Конституция закрепляет принцип идеологического мно­гообразия как одну из основ конституционного строя. Этот принцип исключает возмож­ность суще­ствования в России чьей-либо монополии на идеологию. «Никакая идеология, - указывается в ст. 13 Конституции РФ, - не может устанавли­ваться в качестве го­сударственной или обязательной». Тем самым в Россий­ской Федерации должно быть обеспе­чено идеологическое многооб­разие, признанное государ­ством.
Идеологическое многообразие означает свободное суще­ствование в об­ще­стве различных политических и иных мне­ний, взглядов, школ, идей. Оно непо­средственно связано с такими конституционными свободами, как сво­бода мысли и совести. Наиболее важные гарантии рассматриваемого прин­ципа - отмена цензуры, свобода информации, изда­тельской деятельности, преподава­ния. Многообразие в сфе­ре идеологии позволяет каждому чело­веку, группам людей, их объединениям свободно развивать свои научные теории и воззрения, рас­пространять и защищать их с помощью всех допус­каемых Конституцией и за­конами средств, активно способствовать их осу­ществлению путем разработки про­граммных документов, законопроектов и т.п.
Отсутствие государственной или обязательной идеологии не означает, что должностные лица органов власти действуют независимо от каких-либо идео­логических взглядов. Наобо­рот, именно возможность проводить в жизнь не одни, а разные идеологические воззрения обусловливает активную борьбу со­циальных групп населения и политических партий за выдвижение своих сто­ронников в различные органы влас­ти, прежде всего путем активного уча­стия в выборах.
В ст. 14 Конституции РФ указывается, что Россия является светским го­сударством. В светском государ­стве не существует официальной государст­венной религии и ни одно из вероучений не признается обязатель­ным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и дог­маты, а также религиозные объединения, действующие в нем, не должны оп­ределять конституционный строй, дея­тельность государственных органов и их должно­стных лиц, систему государственного образования и другие сферы дея­тельно­сти государства.
Отделение церкви от государства означает, что государ­ство не вмешива­ется в определение гражданином своего от­ношения к религии и религиозной при­надлежности, в вос­питание детей родителями или заменяющими их ли­цами в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ре­бенка на свободу со­вести и свободу вероисповедания. Госу­дарство не возлагает на ре­лигиозные объединения выполне­ния функций органов государственной вла­сти и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность ре­лигиозных объе­динений, если она не противоречит зако­нодательству; обес­печивает светский характер образования государственных и муниципальных образовательных уч­реждениях. Деятельность органов государственной вла­сти и органов местного самоуправления не должна сопровождать­ся публич­ными религиозными обря­дами и церемониями. Должностные лица, военно­служащие не вправе использо­вать свое служебное положение для формиро­вания того или иного отношения к религии.
В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объе­динение создается и осуществ­ляет свою деятельность в соответствии с собственной иерархической и инсти­туциональной структурой. Отделение религиозных объединений от го­сударст­венных не влечет за собой ограничения прав членов указанных объе­динений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, в выборах в органы государ­ственной власти и органы местного самоуправления, в дея­тельности общественных объединений.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации