Конспект лекций по предмету "Таможенное право"

Узнать цену работы по вашей теме


Понятие науки, ее цели и задачи

Статьи в философских словарях и энциклопедиях, посвященные раскрытию термина «наука», отмечают его многозначность и приводят различные перечни признаков науки. Если их обобщить, то можно сказать, что понятие «наука» имеет несколько основных значений.
Во-первых, это сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новых знаний о природе, обществе, мышлении и познании окружающего мира.
Во-вторых, это система научных знаний.
В-третьих, это одна из форм общественного сознания, социальный институт, представляющая собой систему взаимосвязей между научными организациями и членами научного сообщества, а также включающая системы научной информации, норм и ценностей науки и т.п.
Являясь следствием общественного разделения труда, наука возникает вслед за отделением умственного труда от физического и превращением познавательной деятельности в специфический род занятий особой группы людей.
Непосредственные цели науки – получение знаний об объективном и о субъективном мире, постижение объективной истины. При этом путь познания определяется от живого созерцания к абстрактному мышлению и от последнего к практике.
Задачи науки:
· собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;
· обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания;
· систематизация полученных знаний;
· объяснение сущности явлений и процессов;
· прогнозирование событий, явлений и процессов;
· установление направлений и форм практического использования полученных знаний.
Можно выделить несколько точек зрения на время возникновения науки.
1. Наука как опыт человеческой деятельности начала свое развитие в каменном веке (около 2 млн. лет назад), когда человек стал приобретать и передавать практические умения и навыки.
2. Как доказательный вид знания, отличающийся от мифологического мышления, наука возникла в V в. до н.э. в Древней Греции.
3. Наука появилась в период расцвета поздней средневековой культуры, когда была осознана важность опытного знания, например, в творчестве английских церковных деятелей Р.Бэконаи Р.Гроссетеста.
4. Наука возникла в XVI–XVII вв. в связи с деятельностью И.Кеплера, X.Гюйгенса, Г.Галилея, И.Ньютонаи др. В качестве определяющих признаков науки они выделяли построение математических моделей объектов, эмпирические результаты экспериментального уровня, мысленные обобщения физического и математического типов. В данную эпоху были созданы первые научные объединения ученых – Лондонское королевское общество и Парижская академия наук.
5. Наука возникла в конце первой трети ХIХ в. В это время произошло совмещение исследовательской деятельности и высшего образования, объединенных на основе общей научно-исследовательской программы. Создателями науки считаются немецкие естествоиспытатели В.Гумбольдти Ю.Либих.
Современная наука охватывает огромную область знаний – около пятнадцати тысяч дисциплин, которые в различной степени отдалены друг от друга. Объем научной информации в XX – начале XXI в. удваивается примерно каждые 10-15 лет. Если в 1900 г. существовало около десяти тысяч научных журналов, то в настоящее время их несколько сотен тысяч. Более 90% всех важнейших научно-технических достижений приходится на XX в. 90% ученых, когда-либо живших на Земле, – наши современники. Число ученых в мире к концу XX столетия достигло свыше 5 млн. чел.
Науку можно рассматривать как систему, состоящую: из теории; методологии, методики и техники исследований; практики внедрения полученных результатов.
Если науку рассматривать с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта познания, то она включает в себя следующие элементы: объект, субъект и научная деятельность субъекта.
Объект (предмет) – то, что изучает конкретная наука, на что направлено научное познание. Например, объектом (предметом) теории государства и права являются основные закономерности возникновения и развития государства и права, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности правового сознания.
Субъект– конкретный исследователь, научный работник, специалист научной организации, организация. Субъектами научной и (или) научно-технической деятельности в Российской Федерации являются физические и юридические лица. В Федеральном законе от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» физические лица разделены на три группы: научные работники (исследователи), специалисты научной организации (инженерно-технические работники) и работники сферы научного обслуживания.
К научным работникам относятся граждане, обладающие необходимой квалификацией и профессионально занимающиеся научной и (или) научно-технической деятельностью. Специалистами научной организации являются граждане, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование и способствующие получению научного и (или) научно-технического результата или его реализации. Работники сферы научного обслуживания – это граждане, обеспечивающие создание необходимых условий для научной и (или) научно-технической деятельности в научной организации.
Субъектами научной деятельности в системе высшего и послевузовского профессионального образования являются научно-технические, научные и инженерно-технические работники, докторанты, аспиранты, соискатели, а также студенты и слушатели. К научно-техническим работникам относятся лица, занимающие должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя и ассистента. Должности профессора и доцента следует отличать от сходных по названию ученых званий. Работник может замещать одну из этих должностей, имея неадекватное ей ученое звание либо не обладая каким-либо ученым званием.
Научная деятельность субъектов заключается в применении определенных приемов, операций, методов для постижения объективной истины и обнаружения законов действительности.
Таким образом, наука - особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие - прогнозировать. Те естественнонаучные теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме
Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме:

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.

Другие популярные конспекты:

Конспект Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
Конспект Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Конспект Понятие финансовой устойчивости организации
Конспект Внутренняя политика первых Романовых.
Конспект ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Конспект Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Конспект Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке
Конспект Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. Определение равнодействующей геометрическим способом 13
Конспект Происхождение человека. Основные концепции антропосоциогенеза. Антропогенез и культурогенез.
Конспект Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации